д). Птицы в славянской мифологии (Гамаюн, Сирин и т.д) Гамаюн в геральдике и искусстве


PАЙСКАЯ ПТИЦА ГАМАЮН ЗАЛЕТЕЛА НА РУСЬ ИЗ ПЕРСИИ

a не из Греции, в отличие от сирина и алконоста.
Корни её отыскиваются, по мнению академика О.Н. Трубачёва, на Востоке, причём не на арабском, а на иранском. Древняя форма, с которой связано слово гамаюн, это младоавестийское humaiia - "искусный, хитроумный, чудодейственный", откуда в древнеиранском мире употреблено было имя собственное Humaya.

О.Н. Трубачёв замечает, что эта птица – прообраз птички гамаюн «была не только райской, но и хитроумной. Образ этот, родившийся, вероятно, ещё на почве иранского фольклора, рано пересёк границы стран и культур и стал международным».

На Руси птица гамаюн была хорошо известна из различных сочинений естественнонаучного и географического характера. В первую очередь источником сведений о ней были различные «Козмографии» (т.е. Космографии или, приближая это название к современной терминологии, географии). Так, в одной из «Козмографий» XVI или начала XVII в. читаем:
«В той же части Азии Симове жребии, многая островы на восточномъ море: первый остров Макарицкий близъ блаженнаго рая и потому его близъ глаголятъ, что оттуда залетаютъ райския птицы Гамаюн и Финиксъ благоухания износятъ чюдная».

ТИТУЛЫ ВОСТОЧНЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ

«Восточному» происхождению птицы гамаюн обязано её появление в титулах восточных правителей, в первую очередь, конечно, турецкого султана, а также шаха Ирана.
Картотека Древнерусского словаря, хранящаяся в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН, содержит выписки из различных грамот и посланий восточным владыкам, содержащих упоминание этой птицы, причём всегда в одной и той же устойчивой форме.

Вот, например, полный титул турецкого султана Ибрагима из одной царской грамоты, отправленной с послами в Константинополь:
«Гамаюна подражателю Ибрагимъ султану Государю Константинопольскому, Беломорскому (т.е. владыке Западного моря, Адриатического folklor.ru), Черноморскому, Анатолийскому, Урумскому, Римскому (от названия области Рум, Румелия folklor.ru), Караманскому и иныхъ Великому Государю брату и доброму приятелю нашему».

А вот как обращался к турецкому владыке царь Василий Шуйский:
«Высокостоинешему властию и превознесённому честию яко рогу и сынъ рога подражателю Гамаюна и по сему желателнейшему светлостию лица неже песни Сирина... Государю Константинопольскому Салиму-шагъхан-дикерю».

Любопытно, что в этом обращении Гамаюн упоминается наряду с другой райской птицей – Сирином.

Характерен стиль грамоты боярина Бориса Годунова шаху Ирана Аббасу, сочетающий прославление шаха с самоуничижительными характеристиками Бориса:
«В царехъ светлообразнейшему и избранному гамаюну подражателю... высочайшему и славнейшему государю Перситцие и Ширванские земли начальнику Иранскому и Тиранскому Аббасъ шахову величеству царского величества слуга и конюшей бояринъ... дворовой и намесник казанской и астраханской Борисъ Фёдорович Годуновъ вашему высочайшему величеству челомъ бъетъ».

Появление оборота гамаюна (или "гамаюну подражателю") в титулах восточных (в том числе иранских) владык лишний раз подтверждает этимологизацию этого слова, предложенную О.Н. Трубачёвым.

Любопытные сведения о «царском» величии птицы гамаюн можно найти в статье В.К. Трутовского о Смоленском гербе (возможно, статья не была опубликована):
«Птица Гамаюн, называемая у татар «Гюмай», а в турецком языке «Гюма...»
считается среди мусульман особенно важной и многозначащей, как для всякого рядового правоверного, так и для мусульманских владык... над кем она пролетит так близко, что крыльями своими повеет ему на голову, тот будет непременно владыкой.

Отсюда в турецких языках создалось слово "гумаюн", что в первоначальном своём значении равносильно слову "августейший"». Птица гамаюн была столь популярна на Руси, что название её даже использовалось как внутрисемейное имя, от которого произошла фамилия Гамаюнов.

ГАМАЮН В БЫТУ РУССКИХ ЦАРЕЙ

Птица гамаюн вошла не только в дипломатическую переписку, но и в быт русских царей.
Так, в 1614 г. царю Михаилу Фёдоровичу у московского гостя Михаила Смывалова было куплено несколько диковинных вещиц, в том числе:
«Птица Гамаюн около шеи сверху обнизано жемчугом, на середине жемчужина большая, позадь её на спине репей серебряной, на репьё зерно жемчужное».

И.Е. Забелин упоминает также, что 21 октября 1626 г. «дьяк Ждан Шипов отнёс в Верх к государю в хоромы птицу Гамаюн, которая в этом случае могла быть какою-либо вещицею, изображавшею такую птицу, как она и описана выше». Возможно, именно об этой вещице пишет так называемая «Книга глаголемая урядник: Новое уложение и устроение чина сокольничья пути» (1656). Здесь читаем: «Василий Ботвиньевъ, по государеву указу возьми из Гамаюна, райския птицы, письмо... И подьячий... разстегнувъ птицу Гамаюна, вынимаетъ письмо и... чтетъ вслухъ». В таком случае описываемый у Забелина и в «Уряднике» Гамаюн может быть выполненной в виде райской птицы шкатулкой.

Обитал при дворе царя Алексея Михайловича и вполне живой Гамаюн – любимый его кречет с именем райской птицы. Об этом пишет уже цитировавшаяся ранее книга «Урядник», упоминая этого кречета раньше других птиц: «Росписъ Государевымъ охотникам, кому которыхъ птицъ указано держать. Первая Парфентиева статья. Парфентию самому: кречетъ Сибирский цветный Гамаюнъ». И. Тарабрин замечает: «Не была ли эта птица изображена на сотенном знамени у сокольников и стремянных конюхов в Рижском походе царя Алексея Михайловича 15 мая 1656 г., по крайней мере в Описи знамен 1664 г. под № 10 указывалось, что это знамя чёрной тафты, в середине вшита птица гамаюн, опушка тафта белая».

Ещё одна живая птица, называемая Гамаюн, но никакого отношения к ловчим птицам не имеющая, была поднесена государям Фёдору и Петру Алексеевичам в 1686 г. И.Е. Забелин по этому поводу замечает: «Торговые люди Охотного ряду, призванные на Казённый двор, чтобы объявить ей цену, – смотря на птицу Гамаюна, сказали, что де у них в ряду такой птицы не бывало и цены они ей не знают. Неизвестно, сколько времени жила во дворце эта невиданная птица, которую книжники причисляли к райским».

Гамаюн, будучи птицей, дала, тем не менее, наравне с такими чудовищами, как аспид и василиск (Folklor.ru: см. в разделе «Статьи»), название пушке-пищали, описание которой можно найти в Актах московского уезда XVII в. под 1696 г.: «Великого государя в казне на пушечном дворе налицо полковых пищалей... пищал гамаюнъ ядром и длиною такова же весом 25 пуд 30 гривенокъ на турецком стану». Судя по весу, иную пищаль с таким же названием упоминает И.Е. Забелин в своей книге «История города Москвы» наряду с другими, собранными повелением Петра I в Москве для создания Музея воинских трофеев: «Гамаюн, вес 102 пудов, лил мастер Мартьян Осипов 1690 г., с изображением птицы Гамаюна». Гамаюн на этой пищали изображён в виде безногой птицы.

ГАМАЮН НА ГЕРБЕ СМОЛЕНСКА

Любопытно, что пищаль с таким изображением представляет собой как бы реальное воспроизведение герба города Смоленска: пушка и сидящая на ней безногая птица гамаюн.

Безногость, а порой даже и бескрылость гамаюна (иногда также называемого манкория, манцкодисъ, парадызея - последнее от слова «парадиз», рaradise - рай) отмечается многими памятниками письменности. Об этом в рукописи, именуемой «Книга Естествословная», сообщается следующее:
«О гамаюне. Гамаюнъ птица инакоже и манкория, еяже и райскою птицею именуетъ, величеством поболе врабия хвостъ имать семи пядей, ногу и крылъ у себе не имать, обаче выну непрестанно по воздуху хвостомъ своимъ летаетъ, и никогда почиваетъ, цветже перия ея велми прекрасенъ естъ, и пожелатенъ видению человеческому...»

Герб Смоленска с изображением пушки и гамаюна древен.
На печати Иоанна Васильевича Грозного, правда, этот герб изображен в виде великокняжеского престола, на котором положена шапка Мономаха. Но это случилось, как полагает автор ставшей классической книги «Русская геральдика» А.Б. Лакиер, «или по общепринятому для всех бывших великих княжеств символу…, или по ошибке мастера». По крайней мере на серебряной тарелке царя Алексея Михайловича (1675 г.) мы находим в гербе Смоленска уже известный сюжет: пушка (без лафета), а на ней сидящая безногая птица.

В дневнике Корба, сопровождавшего в 1698 и 1699 г. посла Священной Римской Империи, отправленного к российскому двору для переговоров о войне с Турцией, сохранилось изображение российской государственной печати. Здесь находим и герб Смоленска: пушка на лафете и безногая птица на ней. Подобный же герб сохранился и на печати, приложенной к письму князя Фёдора Куракина, адресованному князю Никите Ивановичу Одоевскому. Надо отметить, что здесь птица изображена не только безногой, но и вроде бы бескрылой, зато с пышным, почти павлиньим хвостом. В низу печати не очень разборчивая надпись: «птица гамаюн». Она напоминает изображение гамаюна в одном из изданий Лицевого Букваря Кариона Истомина, которое можно спутать с изображением ежа.

В реестре гербов, представленном графом Минихом в мае 1729 г. в Военную коллегию, герб Смоленска описывается следующим образом: «пушка чёрная, станок жёлтый, на пушке птица желтая без ног, поле белое». Приблизительно в таком же виде этот герб был высочайше утверждён 10 октября 1780 г. в качестве герба как самого города, так и Смоленского Наместничества: в серебряном поле чёрная пушка на золотом лафете, а на пушке райская птица. Любопытное объяснение безногости птицы на смоленском гербе даёт Лакиер: «Обыкновенно же смоленский герб состоял из изображения лафета, на котором сидела райская птица подстрелена... может навести на догадку, что Смоленск, пограничная и всегда исправно вооружённая крепость, не раз служила тому, что поляки и литовцы бывали отражаемы и побеждаемы; а все былины о райской птице свидетельствуют, что ею обозначались самые вожделенные и недосягаемые предметы. Не таким ли для поляков и русских бывал и Смоленск?».

С годами смоленская райская птица, очевидно, ввиду стабилизации ситуации под Смоленском, встала на ноги. В 1856 г. был высочайше утверждён герб Смоленской губернии: «В серебряном поле чёрная пушка, лафет и колеса в золотой оправе, на запале райская птица». На этом гербе райская птица не только имеет ноги, но и твёрдо стоит на них и, гордо задрав пышный хвост и расправив крылья, уверенно смотрит на запад, в сторону к тому времени уже окончательно поверженной Польши.

ГАМАЮН – РАЙСКАЯ ПТИЦА ЮЖНЫХ МОРЕЙ

Рациональный XVIII в. давал своё объяснение безногости райской птицы, украсившей собой герб Смоленска. «Словарь коммерческий», переведённый с французского языка Василием Левшиным и изданный в Москве в 1790 г., подробно описывает, среди прочих товаров и «названий вещей главных и новейших, относящихся до Коммерции», и экзотических райских птиц, завезённых португальцами в Европу с островов южных морей.

Причём привозились они не живыми, а в виде специальным образом приготовленных чучел: «Птичка сия, продаваемая засушенною, без ног и внутренних, и от такого приготовления могущая долговременно сохраняться, привозится из страны Папуас, инако Новой Гвинеи, в острова Молукские жителями островов Аро, или Ару».
Словарь отмечает, что местные жители покупают этих засушенных и безногих райских птиц «для употребления в некоторых празднествах, торжествуемых ими в некоторое время года», а также «по некоторым суеверным мнениям: первые носят их при себе в военное время, шед на сражение, уповая, что по силе их не могут быть ранены; последние же чают приобрести благоволение богов своих через содержание птиц у себя или ношение в торжественных ходах».

Португальцы, увидевшие этих птиц первыми из европейцев, назвали их "Писсаро дель соль", т.е. "Птица солнцева, потому, что она кажется летающею близ солнца", испанцы называли их Пиксаро дель сикло, т.е. Птица небесная; «ибо видимы они только летающими в воздухе». «Обыватели Тернатские острова Молукского называют их Мануко девата, которое европейцы превратили в Манукодията, что значит «Птицу Божию»; потому что она представляется прилетающею с небес, обиталища лже-богов их; без сомнения от сего воображения прозвана она Птицею Райскою».

Объяснения, как видим, вполне в духе картезианского рационализма, без всякой мистики. Однако любопытно, что и рациональные европейские учёные в безногость этих псевдо-райских птиц поверили, и вот по какой причине: «Как продают их без ног, и не могут в засушенных найти остатки оторванных их лядвий, подало это случай первым путешественникам к изобретению разных басен, а именно, что птицы сии ног не имеют, а для отдохновения цепляются хвостом за ветви древесные. Португальцы разгласили это в Европе, чему поверил не токмо народ подлый, но и великие естества испытатели, каковы были Геснер, Скалигер и прочие, описывавшие их безногими».

Как бы то ни было, но название райские птицы вошло в зоологическую терминологию. Более того, А.Э. Брэм пишет: «Самая известная из принадлежащих сюда птиц, – это названная Линнеем, безногая райская птица (Paradisea apoda)». Тут же, впрочем, отмечается, что у этой безногой птицы «ноги красные».

ГАМАЮН – ПТИЦА ВЕЩАЯ

Каковы бы, однако, ни были, так сказать, военно-стратегические или биолого-зоологические рассуждения о безногости геральдического гамаюна в гербе Смоленска или изучавшихся Линнеем чучел райских птиц, но мифическая райская птица гамаюн безнога совсем по иным причинам, и её вечный полёт имеет огромный смысл.
Нам уже известно, что произойдёт, если гамаюн крыльями своими повеет кому-нибудь на голову: быть ему владыкой.
Если же гамаюн прервёт свой полёт, это чревато большими бедами. Вот что пишет об этом «Книга Естествословная»: «а егдаже падетъ на землю, тогда падениемъ своим провозвещаетъ смерть царей или королей, или коего князя самодержавна».
Отсюда и представление о Гамаюне как о птице вещей.

ГАМАЮН – В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Интересно отметить, что Гамаюн, такая же райская птица, как Алконост и Сирии, никогда не изображалась на лубке с ними вместе. Она, как вещунья, всегда одинока. Такова она и на картине В.М. Васнецова.

А. Блок, потрясённый этой картиной, пишет в феврале 1899 г. небольшое стихотворение «Гамаюн, птица вещая»:

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облачённых
Она вещает и поёт,
Не в силах крыл поднять смятённых...

Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...

Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!...

В 1900 г. А. Блок попытался опубликовать это стихотворение, как и второе, посвящённое Алконосту и Сирину, в журнале «Мир Божий». Пробежав стихи, редактор журнала старый либерал В.П. Острогорский сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!» – и выпроводил поэта «со свирепым добродушием». Опытный редактор не понял, не разглядел, что перед ним поэт, которому самому суждено было стать вещим Гамаюном, что его устами древняя птица предвещала время неслыханных катастроф и потрясений, «и трус, и голод, и пожар», и «казней ряд кровавых», и «злодеев силу, гибель правых» – всё то, что суждено было испытать России в наступающем XX в.
Так пришедшая из глубины времён иранская хитроумная птичка обратилась на рубеже веков в устах великого поэта в грозную вещунью судьбы огромной страны.

В последней трети XX в. другой поэт и бард обратился к теме райских птиц – это сделал Владимир Высоцкий в уже упоминавшейся его песне «Купола». Высоцкий, в отличие от Васнецова и Блока, свёл в своей песне вместе всех трёх птиц -и Алконоста, и Сирина, и Гамаюна. Есть в их изображении и традиционные, уже известные нам мотивы, но появляются и новые ноты, как тому и положено быть не у подражателя, а у продолжателя традиции. В первую очередь - общий стилистический тон всего произведения. Есть в нём нечто сюрреалистическое, даже визионерское. Все три птицы у Высоцкого оказываются вещими, но в то же время сказочными, нереальными:

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споётся мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют – да всё из сказок.
Птица Сирии мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд,
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!

Это, конечно, не лубок, не Васнецов и не Блок.
Птица радости Сирин предстаёт в виде игривой и назойливой кокетки.
Птица грусти и печали Алконост является каким-то почти босховским виденьем из наркотического кошмара.
И только трагическая вещунья Гамаюн неожиданно становится воплощением надежды.
Неслучайность такой трактовки подчёркивается тем, что в конце песни куплет о Гамаюне с некоторыми вариациями повторятся ещё раз. Что же, в той сонной державе, что, по Высоцкому, «раскисла, опухла от сна», даже предвещаемые Гамаюном катаклизмы, возможно, виделись ему надеждой на лучшее. Поэт времен «застоя», Высоцкий сотворил свой, и традиционный и обновлённый, миф о птице радости Сирине, птице печали Алконосте и вещей птице Гамаюне.
______________________________
Воротников Ю.Л., "Алконост, Сирин, Гамаюн, или Райские птицы Древней Руси"

По природе своей гамаюн не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но обладает тяжелым характером и потому ведет себя несколько высокомерно, относясь к людям как к существам более низкого порядка.

Родина гамаюна — остров Макарийский, но в своих путешествиях полуптица посещает практически все земли, предпочитая для остановок светлые лесные опушки, удаленные от мест обитания людей, также часто она посещает Ирий.

Способности

Птица-гамаюн способна предсказывать будущее, а так же раскрывать ложь, она знает все на свете: что было, что есть и что будет.

Как бороться?

В славянской мифологии нет указания на наличие сверхъестественной живучести у гамаюнов , однако можно предположить, что как и обитатели Ирия, они не стареют, но при этом уязвимы для любого земного оружия. И все же бороться с полуптицей невозможно, так как она знает наперед все, что произойдет, но и нет смысла противостоять ей, так как гамаюн не нападает на людей и не стремится причинить им вред.

Изображение

Гамаюн.Рисунок В. Королькова//Великая энциклопедия мифов и легенд [Электронный ресурс]2016 URL: http://www.vsemifu.com/mifu/slaviane/gamayun.php (дата обращения: 16.04.2016).

Этимология

Не одно десятилетие историки-краеведы пытались дать определение изначальному происхождению названия «гамаюн». Одна из первых версий была выдвинута в начале 1950 года историком В. Г. Бирбковым, который писал, что гамаюны названы так «за их певучий говорок… Гамаюн - мифическая птица с женской головой, отличающаяся любовью к пению». Именно эта версия была ведущей все последующие годы.

Очевидно, вследствие недостатка сведений о мифах, где присутствует образ птицы-Гамаюн, многие краеведы путали её с ещё одним мифическим созданием, схожим по облику - певчей птицей Сирин, которая стала эмблемой русского народного фольклора. Птица же Гамаюн кричала, она пророчила счастье.

Происхождение слова ни у кого не вызывает сомнения, так как корень «гам», что означает крик, сам говорит за себя. Учитывая то обстоятельство, что протяжному диалекту гамаюнов отводится немаловажное значение, как одному из характерных особенностей данной этнической группы, можно предположить, что, возможно, существовали мифы, в которых славяне описывали протяжный крик этой птицы, похожий на человеческий гомон - нестройный гул человеческих голосов, однако таких сведений пока не найдено.

Сразу несколько версий о происхождении названия «гамаюн» выдвинули историки краеведческих экспедиций УрГУ в 1964 году: 1.Гамаюн (гомоюн) - прозвище лиц с акающей речью. «А в Михайловском-то гамаюны живут». (Первоуральский район). 2.Прозвище говорящих на ином диалекте. «Гамаюнами называли вятских» (Каменск-Уральский район). 3.Трудолюбивый, прилежный работник. Толковый словарь В. И. Даля сообщает - Гомоюн (м), гомоюнка (ж) - так в России в Пензенской, Казанской и Пермской губерниях называли заботливого, усердного, трудолюбивого работника. В окающих губерниях говорили гомоюн, в акающих гамаюн.

Поэт Николай Клюев посвятил этой птице строки:

Я люблю малиновый падун,
Листопад горящий и горючий,
Оттого стихи мои как тучи
С отдалённым громом тёплых струн.
Так во сне рыдает Гамаюн,
Что забытый туром бард могучий.

Внешний вид


У нее женские лицо и грудь. Иногда ее изображают просто большой птицей, взлетающей их морских глубин.

Происхождение

Первоначально образ пришел из восточной (персидской) мифологии. В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. Гамаю́н - в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни, предвещающая будущее и пророчащая счастье тем, кто умеет слышать тайное. Хорошо известна присказка «Гамаюн – птица вещая». Гамаюн знает всё на свете, умеет управлять погодой. Считалось, что когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря.

Место обитания

Живет Гамаюн на острове Буяне (в Алатырском море). По другой версии место ее обитания – некий Макарийский остров (некоторые исследователи полагают, что это всего лишь другое название того же Буяна.В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.

Разгулялася непогодушка,
Туча грозная поднималася.
Расшумелись, приклонились дубравушки,
Всколыхалась во поле да ковыль-трава.
То летела Гамаюн - птица вещая –
Со восточной со сторонушки,
Бурю крыльями поднимая.
Из-за гор летела высоких...
Гамаюн
Разместила Алёна Агапова

Родственники

Птица Гамаюн - посланница славянских богов, их глашатай.

Особенности характера и привычки

Гамаюн – в мифологии древнеславянских народов одно из воплощений бога мудрости Велеса. Ее также называют вещей птицей или птицей-говоруном. Подобные эпитеты Гамаюн получила за то, что является достаточно словоохотливым созданием, встреча с которым в большинстве случаев оборачивается для человека некими положительными событиями. В соответствие с древнеславянскими легендами Гамаюн – птица Яви (ее темный антипод – Сирин – существо, принадлежащее миру Нави). Достойным людям, искренним и честным Гамаюн всегда помогает, она с легкостью может подсказать наиболее оптимальный вариант решения проблемы или даже раскрыть какую-либо тайну. Как воплощение бога мудрости Гамаюн обладает колоссальным объемом знаний обо всех аспектах мироздания, поэтому грамотно заданный вопрос всегда приводит к исчерпывающему ответу. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Птица Гамаюн - посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.Она, как вещунья, всегда одинока.

Интересы

Гамаю́н - в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни, предвещающая будущее и пророчащая счастье тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете, о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. умеет управлять погодой. Считалось, что когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря.

Друзья

Нашла и разместила Алёна Агапова

Враги

Мифологических врагов у птицы Гамаюн мы не обнаружили.

Характерные фразы, цитаты

Гамаюн-птица вещая.

А. Блок ГАМАЮН - ПТИЦА ВЕЩАЯ

Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

В. Высоцкий КУПОЛА

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют – да все из сказок.

Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед -
Это птица Гамаюн
Надежду подает!

В синем небе, колокольнями проколотом, -
Медный колокол, медный колокол -
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом -
Чтобы чаще Господь замечал.

Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною -
Перед солоно – да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.

Словно семь богатых лун
На пути моем встает -
То птица Гамаюн
Надежду подает!

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, -
Если до крови лоскут истончал, -
Залатаю золотыми я заплатами -
Чтобы чаще Господь замечал!

Б. Гребенщиков СИРИН, АЛКОНОСТ,ГАМАЮН

В жилищных конторах лесной полумрак,
На крышах домов - фонари с египетской тьмой.
Тронулся лед, так часто бывает весной
Живущим на льдинах никто не сказал,
Что может быть так...

Откуда нам знать, что такое волна?
Полуденный фавн, трепет русалок во тьме...
Наступает ночь - начнем подготовку к зиме;
И может быть, следующим, кто постучит
К нам в дверь,
Будет война...

Я возьму на себя зеркала,
Кто-то другой - хмель и трепетный вьюн...
Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн;
Как мы условились, я буду ждать по ту
Сторону стекла.

А.Ремизов. ГАМАЮН
Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!» Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла: - Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, вещую птицу Гамаюн! Она взглянула охотнику в глаза, и тот сразу уснул. И привиделось ему во сне, будто спас он от разъяренного кабана двух сестер - Правду и Неправду. На вопрос, чего он хочет в награду, охотник отвечал: - Хочу увидеть весь белый свет. От края и до края. - Это невозможно, - сказала Правда. - Свет необъятен. В чужих землях тебя рано или поздно убьют или обратят в рабство. Твое желание невыполнимо. - Это возможно, - возразила ее сестра. - Но для этого ты должен стать моим рабом. И впредь жить неправдой: лгать, обманывать, кривить душой. Охотник согласился. Прошло много лет. Повидав весь свет, он вернулся в родные края. Но никто его не узнал и не признал: оказывается, все его родное селение провалилось в разверзшуюся землю, а на этом месте появилось глубокое озеро. Охотник долго ходил по берегу этого озера, скорбя об утратах. И вдруг заметил на ветке тот самый свиток со старинными письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»
Великая книга мифов

Образ в искусстве


Гамаюн, птица вещая, Васнецов - описание картины // Музеи мира [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://goo.gl/dtUPb9

Гамаюн,иллюстрация И. Библибина // Энциклопедия вымышленных героев [Электронный ресурс]. 2016. URL:http://www.bestiary.us/blogs/gaid/illjustracija-gamajun-bilibin-ivan(дата обращения: (18.04.2016).


Гамаюн-птица вещая,А. Шишкин // Gallerix [Электронный ресурс]. 2016.URL:gallerix.ru (дата обращения: 18.04.2016).


А. Асов. Песни птицы Гамаюн. Мифы и легенды древних славян. Аудиокнига. // Book.tr200.net [Электронный ресурс]. 2016. URL:book.tr200.net (дата обращения: 18.04.2016).
Песни птицы Гамаюн // youtube.com [Электронный ресурс]. 2016. URL:[ (дата обращения: 18.04.2016).
Песня птицы Гамаюн // youtube.com [Электронный ресурс]. 2016. URL:[ (дата обращения: 18.04.2016).
Песня птицы Гамаюн Клубок 1 // youtube.com [Электронный ресурс]. 2016. URL:[ (дата обращения: 18.04.2016).
Информацию разместила Алёна Агапова

Произведения, в которых встречается существо

  • А. Асов Мифы для детей


Аудиокнига

Известно, если пойти за пером птицы Гамаюн, оно приведёт в Волшебную страну. Где же находится эта чудесная страна? И далеко и близко… Путь в неё можно найти только вдали от больших городов и проезжих дорог. К примеру в таинственных лесах за Волгою близ озера Светлояр. Ведь там, как известно каждому начинающему волшебнику, есть Огненные врата, ведущие в незримый Китеж-град… Следуя за пером дивной птицы, можно пройти в те врата и за ними увидеть немало чудесного… Там, в Китеж-граде, оживают мифы и сказки, сны становятся явью, а боги и волшебники а также драконы, русалки, вилы и альвы, встречаются на каждом шагу и никого не удивляют. Посреди сего града возвышается чарующий взоры Семиверхий замок с Башнею Звезды в середине. И этом замке к златому престолу прикована цепями Звёздная книга, в коей заключены сказания Волшебной Страны. Эти сказания пропели птица Гамаюн и иные волшебные птицы её стаи – Сирин и Алконост, прилетающие сюда из заоблачной Страны Счастья. А недавно случилось так, что в этот невидимый город попал один мальчик, обычный московский школьник, о приключениях коего мы и расскажем сейчас. Он приехал в деревню к своей бабушке на летние каникулы и неожиданно сам попал в Волшебную Страну. И не только попал туда, но и стал подмастерьем у владыки Китеж-града – волшебника Велияра. Сей волшебник обучал его чудесам, он же и наложил заклятье молчания на его уста, проведя по ним пером птицы Гамаюн. И мы бы никогда не узнали о приключениях этого мальчика и его друзей, если бы сего не пожелала сама волшебная птица! Ведь только птице Гамаюн подвластно снять заклятье молчания… Так последуем же и мы за её пером, войдём в мир Китежских сказаний и увидим, как старый миф продолжается новой сказкою!..

  • А. Асов Мифы для детей

Фильмография

Песни птицы Гамаюн
А. Асов Радио Гамаюн
Радио Гамаюн
Птица Гамаюн


Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

Согласно гипотезе С.М.Абрамзона сказочная птица Хумай генетически связана с образом Умай - древним женским божеством тюркских народов. Также исследователи в качестве возможной рассматривают версию происхождения славянского образа птицы Гамаюн от ирано-арабской птицы Хамайя.

История эта началась с разболевшегося зуба. Пришлось тащиться в клинику, высиживать длиннющую очередь. В конце концов, упал в стоматологическое кресло. Пока врач мыла руки, скорее для самоуспокоения решил просто поболтать. На груди у доктора красовался бейджик «Доктор Тепикина М.Е.» Спрашиваю: «Доктор, откуда у Вас такая чудесная фамилия? Ваши предки не из Нижнесергинского района?»

Дело в том, что фамилия Тепикины характерна для Нижних Серег и в других местах мне не встречалась.

И тут доктор меня огорошила: «Нет. Фамилия у меня от мужа. А он из Курганской области . Однако, в Нижних Сергах живет моя бабушка – Блиновских».

Месяца через два оказался в длинной очереди рядом со своей университетской знакомой. Рассказываю ей эту историю о встрече двух людей через три поколения, и тут она меня огорошила: «И у меня так же получилось. Только на свадьбе мои родственники раскрутили родственников моего мужа. Оказалось, что и мои и его прапредки имеют родиной Нижние Серги».

Один случай – это случай. В двух можно пытаться найти закономерность. Знаю, что в Нижних Сергах проживает народец, именующийся Гамаюнами. Что это за явление, мне тогда не было известно. Только полумистическая сила могла привести к тому, что люди два-три поколения тому назад разошлись из Нижних Серег, а в дальнейшем, при поиске семейной пары среди десятков-сотен людей обратили внимание на тех, кто оказался генетически связан с Нижними Сергами. Что это за сила? Какие общие ценности могли их объединить? Можно попытаться отыскать аналогии в истории, когда этнические или религиозные общности типа евреев, цыган или старообрядцев, стараются сохранять свои ценности, в том числе и путем заключения браков между представителями своей диаспоры. Но ведь гамаюны – это же русское население. И тем не менее 270 лет они стремятся поддерживать свою языковую, бытовую, культурную идентичность. Что это за общность такая?

Удивительное дело, заселяться русскими Урал начал в XVII веке. Уж, вроде бы, и христианство семь столетий господствует - укрепилось, однако, нет - проскакивают в названиях иных уральских мест языческие словечки.

Так, на левом берегу Верх-Исетского пруда, недалеко от деревни Палкино , есть мыс, носящий сказочное название - Гамаюн.

Каменные останцы на мысе Гамаюн

Другой пример - жители юго-западной части Свердловской области, Нижнесергинского района, проживающие в городках Верхние и Нижние Серги , Михайловск , также именуются Гамаюнами.

Откуда здесь, в крае заселенном крепостными и беглыми крестьянами, ссыльными и каторжниками, такая страстная любовь к языческим богам? (Гамаюн – птица вещая, у язычников славян - посланник богов, глашатай).

История первая. Самосознание. Попытаемся выяснить на месте. Кому же лучше знать, что такое гамаюнщина, как не самим жителям Нижних Серег?

«Гамаюны мы - шумный, веселый народ».

«Гамаюнки, знаешь, за полста метров станут одна от другой, и давай перекрикиваться».

«У них особый диалект. Представь себе одну только фразу «Дух, нищё ня знаю», что означает «Ничего не знаю».

«Гамаюны – сильный здоровый народ. Потомки каторжников, сосланных на Урал».

Результат довольно скудный: шумный, веселый народец, обладающий особым диалектом.

История вторая. Этимологическая. Может быть, ситуацию с Гамаюнами смогут прояснить словари?

Берем в руки «Словарь русских говоров Среднего Урала», изданный Уральским университетом в 1964 году и читаем: «Гамаюн (и гомоюн) 1. Прозвище лиц с акающей речью. А в Михайловском-то гамаюны живут (Первоуральский р-н.). Тут у нас Михайлофский завод был. Вот придут завотские в деревню, их гамаюнами завут, они нас – пиканниками. (Н-Серг. р-н)

2. Прозвище лиц, говорящих на ином диалекте. Гамаюнами называли вятских (Каменск-Уральский р-н) Опять гамаюны поприехали (Чусовской р-н)

3. Трудолюбивый, прилежный человек. День и ночь робит, настоящий гомоюн (Мехонский район Курганской обл.). Мужик хорошой – из гамаюнов; они нарот толковой (Н-Серг. р-н)».

Проясняется, что гамаюны – люди с иным акающим говором, отличающиеся особым трудолюбием.

Откроем другую книгу - «Словарь русских народных говоров» (1970) и столкнемся с еще большей путаницей в определении Гамаюнства. Как и в предыдущем словаре, здесь основное внимание уделено таким личностным качествам, как усердие и трудолюбие.

«В саду весь день копается. Он у нас такой гамаюн, ни минуту без дела не сидит». (Симбирская губерния, Калужский уезд, Тверская область)

«Мужик хороший – из Гамаюнов; они народ толковый». (Воронеж, Курган)

«Он ведь страшный гомаюн, все чего-нибудь да делает». (Свердловская область)

«Все-то хлопочет да старается дядя Иван. Смотри, как славно он свое хозяйство наладил. Гомоюн». (Урал, Зауралье)

«Гомоюн на деле». (Томск)

«У ней муж настоящий гомоюн». (Пензенская область)

Что вызывает удивление в приведенных высказываниях, так это, прежде всего, широкая география распространения самого понятия Гамаюн. Здесь уже и не скажешь, что оно характерно только для Урала. Оказывается, Гамаюны известны и в Томской, и в Симбирской (Ульяновской), и в Калужской, и в Тверской, и в Пензенской областях.

В том же словаре дается еще несколько определений. «Гамаюн» - человек, находящийся постоянно в движении, непоседа, суетливый человек. (Калуж., Пенз., Казан., Пенз., Красноярск, Енис., 1904, Забайкал). Шумливый, бранчливый человек, буян. (Тул., 1858)

И совсем повергает в уныние определение: «Гамаюн» - прозвище жителей некоторых местностей: Кыштымского завода, проживающих на горе Могильной, Верхне-Сергинского завода, д. Подгорной Красноуфимского района.

Разброс удивительный. И, тем не менее, подведем предварительные итоги.

Прояснилось, что Гамаюн –

1) человек трудолюбивый;

2) человек, обладающий иным, отличным от местного говором;

3) шумный, непоседливый человек;

4) прозвище жителей некоторых местностей;

5) явление распространено от Забайкалья на востоке до Калуги на западе.

И все-таки не пропадает ощущение, что эти достаточно разнородные понятия должны иметь что-то общее.

История третья. Демидовская. Что ж это за общность такая? Откуда появилась?

Поиски ответов на эти вопросы следует начать издалека. Дело в том, что и Верхне- и Нижне-Сергинский заводы построены были Никитой Никитичем Демидовым (?-1758), младшим сыном родоначальника уральских заводчиков – Никиты Демидыча Антуфьева.

Никита Никитич имел на редкость вздорный характер, через что и был лишен отцовского расположения, и, когда тот составлял завещание, то все уральские заводы оставил своему старшему сыну – деловому и энергичному Акинфию. Да еще в 1722 году вышел петровский указ о единонаследии, по которому наследство не подлежало разделу между потомками, а доставалось старшему сыну. Никита же Никитич, как младшенький, остался с одним единственным Дугненским заводиком под Калугой , который был куплен им у отца еще в 1717 году. Вместе с заводом приобрел он тогда село Князь-Иваново и две деревеньки - Воронино и Гурова. Но развернуться ему постоянно что-то или кто-то мешал. Что? Можно только догадываться. Зато уж после смерти батюшки, последовавшей в 1725 году, начинается стремительный взлет младшего Демидова.

Во-первых, в феврале 1726 года его, как крупного специалиста по железоделательному производству, приглашает Горная коллегия стать сборщиком десятины с частных металлургических заводов Тульской слободы.

Во-вторых, тогда же в феврале 1726 года Горная коллегия дает согласие на расширение Дугненского и строительство еще одного завода под Калугой - Брынского.

И, наконец, в-третьих, заявив о себе, как об удачливом предпринимателе, в 1730 году Никита Никитич стремительно врывается на Урал, получив право строить на башкирских землях Шайтанский завод (ныне Первоуральский).

Прорвался так-таки в уральские батюшкины вотчины с их необъятными сырьевыми ресурсами. Воды, леса, руды - всего вдоволь, и око Государево далеко.

Только людишек здесь не хватает для тяжелых земляных и строительных работ, да и грамотных специалистов-металлургов маловато. Местное население - вогулы да башкиры – дети природы – предпочитали заниматься охотой да скотоводством и к тяжелому подневольному труду оказались неспособны. Это ж надо столетиями выковывать генерацию задавленных, безмолвных, со всем согласных людей. Затормозилось вторжение Никиты Никитича на Урал. Но он - человек целеустремленный, что задумал – сделает.

В 1739 году состоялась громкая покупка. 33 000 рублей, как одну копеечку, выложил Никита Никитич за целую Ромодановскую волость в Калужском уезде Московской губернии - 28 сел и деревень. Теперь рабочих рук в достатке, и начинается здесь, на реке Вырке, возведение еще одного железоделательного завода (1740 г.)

Карта Калужской Гамаюнщины – Ромодановской вотчины. Сост. М.Е. Шереметевой

Теперь под Калугой возник целый металлургический комплекс с одним доменным (Дугненским) и двумя переделочными (Брынским и Выровским) заводами.

Сотни мужиков и баб были согнаны на земляные, строительные работы. В жесткие сроки требовалось соорудить плотину, молотовые фабрики. От непосильной работы полсотни баб «принуждены были из чрев своих младенцев извергнуть». А мужики шапки ломали, кряхтели, надеялись отстроиться и вернуться по домам, к скотине, к земле. Не тут-то было! Новый хозяин своих крестьян перевел на положение полупролетариев. С земли согнал, а за работу на строительстве, а позже и на заводе платить позабывал. Так, что тем нечем было даже подушную подать оплатить. Протестовавших же порол нещадно. Крестьяне к этакому обращению как-то попривыкли. Но вот, когда самодурство статского советника (да разве ж он один такой был на Руси?) стало очевидным, народ потихоньку возмущаться начал. Ладно бы просто порол, а то еще «по тем ранам солью солит и кладет на разженное железо». Приказывал смутьянов в кандалы пудовые брать и к печи приковывать; а то еще рядом с домной клетушку построил, где недовольные просто высыхали, как лягушки без воды. Да и просто работать заставлял и в выходные и в праздничные дни, чем «от церкви Божиих отлучил и христианского исповедания и причастия лишил». Семьи разрывал, мужиков отдельно от баб рассылал на заводы, не по-божески это.

Все длиннее становился список претензий Ромодановских крестьян к новому барину.

Однако, то, что проходило у Никиты Демидова на далеком Урале, в Ромодановской волости вызвало сопротивление. В 1741 году крестьяне восстали, убили приказчика и ушли с работ. Никита Никитич поступил с ними по-отечески мудро. Троих человек смертию казнил, троих, бив кнутом, сослал в Сибирь, а прочих по жребию выпорол. Но и на этом не остановился. В конце 1740 года было принято решение о строительстве на Урале по реке Серге Верхнего и Нижнего заводов. Вот сюда-то и отправил, отец родной, своих бунташных «крестьян из гамаюнов в разные заводские работы немалое число до 700 человек», чем, надо полагать, окончательно разорил зловредное Гамаюново гнездо.

Но урок не пошел впрок, и на Святую неделю 1752 г. Ромодановские крестьяне снова забунтовали. Смутьяны воду из заводского пруда спустили, в огне угольные кучи оставили и ушли с завода. Отписали челобитную в Сенат и к царице. Послали ходоков в столицу. Из жалобы становилось понятно, чем недовольны и чего просят крестьяне. А просили они вернуть их в состояние дворцовых крестьян, принадлежащих не частному помещику, а Её императорскому величеству. По мнению крестьян, в бытность царем Алексея Михайловича земли, что в излучине Оки лежат южнее Калуги, были отданы боярину Григорию Григорьевичу Ромодановскому и его потомкам с условием, что, если прямых наследников у князя не останется, то волость вернется в собственность Великого Государя.

Екатерина - дочь князя-кесаря Ивана Федоровича, принесла Ромодановскую вотчину в качестве приданного своему мужу – графу М.Г. Головкину. А тот, с легкой руки, продал ее Н.Н. Демидову.

Вот сейчас крестьяне и выяснили, что купил их Н. Демидов супротив закона и есть у них шанс не мучиться более на новостройках, а вернуться к привычному крестьянскому труду, но для этого необходимо добиться перевода их в собственность двора Ее Величества. Тем более, что год назад, в 1751 году, Н.Н. Демидов попытался приобрести у князя Репнина Оболенскую волость здесь же, поблизости от Калуги. Но пришлось вотчину вернуть императрице.

Ромодановские крестьяне (2268 душ мужского пола) приняли решение: «у статского советника Демидова и его детей в подчинении не быть, в вотчину их не впущать», о чем и было послано прошение в провинциальную Калужскую канцелярию. Тех же из крестьян, кто был нестоек, «послали в церковь, в которой, собрав той волости попов с причетники, пели молебен и присягу чинили и крест целовали в том намерении».

В канцелярии, недолго думая, годных в военную службу жалобщиков публично высекли плетьми, а 14 негодных – кнутом. Чтоб неповадно было жаловаться!

Московская сенатская контора, получив сообщение о безобразиях, творящихся в Ромодановской волости, срочно направила туда Рижский драгунский полк: зачинщиков выявить и потребовать полного подчинения Демидову. А если не починятся, «то полку вступить в волость и с крестьянами, как с противником, поступить военною рукою».

Крестьяне вооружились ружьями, рогатинами и «протчим дреколием и каменьем», и решили, «пока указ о приписке их ко двору последует, не даваться и друг за дружку стоять».

Когда команда из 500 драгун переправилась через Оку, крестьяне напали на них и разоружили, а полковника П. Олица помяли и под замок посадили, пообещав обменять на Н.Н. Демидова.

Одновременно восставшие послали гонцов на демидовские заводы на Урале «к гамаюнам» с призывом «быть противными послушанию». Обеспокоенный Евдоким Демидов обратился в Сенат с просьбой предписать Екатеринбургской главной канцелярии выслать военную команду на уральские заводы Н. Демидова.

Претензии крестьян были теми же, что и в 1741-42 гг.

Н. Демидов, купив вотчину, многих крестьян отослал на свои Сибирские заводы.

Оставшиеся крестьяне должны платить государевы поборы за убывших.

При прежних владельцах даже у самого последнего крестьянина было по 10 и более лошадей. Сейчас все хозяйства разорены.

Мужей, жен и детей разрывает для работы на заводах.

Принуждает работать на заводах в кандалах.

Работа на железных заводах никакого пропитания крестьянам не дает.

Восстание Ромодановских крестьян 1752 года. Экспозиция Калужского краеведческого музея

Пять месяцев, с апреля по август 1752 года, крестьяне Ромодановской волости не пускали к себе ни полицию, ни приказчиков, ни армейские части, которые власти тут же распорядились поставить на постой к смутьянам. В конце концов, Военная коллегия, бросив на подавление восстания два полка с артиллерией, сожгла село Ромоданово – рассадник свободомыслия. Участников бунта (около 700 человек) привлекли к ответу. В ходе расследования выяснилось, что крестьяне безбожно оболгали своего барина. Он и хлеб растил, раздавая бесплатно крестьянам. Ну, уж «по чему кому причлось». И зарплату-то он платил еженедельно, и никаких накладок сверх определенного прежними помещиками «от Демидова не бывало», что касается кандалов и клетки мифической, то и их не смогло обнаружить следствие, да и вообще крестьянам обсуждать поступки своих помещиков не положено, тем более, челобитные писать. В общем, по всем статьям оказались крестьяне неправы.

Только вот непонятны тогда жалобы Н.Н. Демидова на послабление восставшим со стороны калужских купцов, калужского воеводы Ф. Шагарова, регистратора юстиц-коллегии А. Протопопова, бригадира Ф.Т. Хомякова, принимавшего участие в усмирении крестьян, бургомистра калужского магистрата И. Коншина. И сумел-таки Н.Н. Демидов добиться привлечения всех их к суду. Через колено переломил, но показал, кто в доме хозяин.

Правда, чуть позже, в 1762 году, крестьяне с. Русанова (Алексинский у. Тульской губ.) подали уже на сына Никиты Никитича - Евдокима жалобу, в которой сообщили об убийстве им 63 человек и о невероятных истязаниях: «а одного человека положа на разженую горячую чугунную доску, бил кнутьями и пережег руку». Направленное правительством следствие не покарало заводчика под тем предлогом, что убийство было совершено не самим Евдокимом, а по его приказу. Ну, очень убедительно! А самое главное, чрезвычайно похоже на обвинения, предъявленные десять лет ранее самому Никите Никитичу.

Но и на этом события не завершились. В декабре того же 1752 года Ромодановские крестьяне в который раз уже восстали. И напишет тогда Никита Никитич в Москву, «что плуты и воры гомаюне опять забунтовали со рвов ушли и пошли великим валтом, страшно и слышать, с великим дубьем».

Завершилось восстание, как всегда. «Учиняя им (гамаюнам - авт.) в Калуге жестокое кнутом наказание и заковав их в твердыя кандалы за надлежащим конвоем отправить из Калужской провинциальной канцелярии в Сибирь, на железные означенного Демидова заводы, на которых велеть им Демидовым, их за караулом своим скованных без выпуску содержать и в тяжкие заводские работы употреблять, чего ради по привозе их на те заводы отдать там прикащикам».

Так вот и проясняется, что «гомаюне» - это прозвище крестьян, населявших Ромодановскую вотчину. Откуда такое странное прозвище взялось?

История четвертая. Ромодановская. Стоит обратить вниманием на бывших хозяев Ромодановской вотчины князей Ромодановских, чтобы понять историю появления термина Гамаюн.

Один из основателей славного города Екатеринбурга, будучи, по совместительству, еще и одним из первых российских историков, Василий Никитич Татищев в своем труде «История Российская» писал о существовании в XVI-XVIII веках у русской аристократии фамильных знаков, которые на польский манер «за имяна гербам приложены»: род Татищевых имел знак и прозвище Нуздай, Голицыных – Гамар, Шереметьевых – Шеремет, Ромодановских – Гамаюн.

Но вот что любопытно: крестьяне вотчины князей Репниных прозывались соседями репнининцами, жители вотчины князей Голицыных – голицынцами, а вот крестьяне вотчины князя Ромодановского звались не ромодановцами, а Гамаюнами. Главное село вотчины получило название по имени хозяев – Ромоданово. А крестьяне – Гамаюны. Вотчинник дал прозвище всем жителям вотчины? 70 с лишним лет владели Гамаюны - Ромодановские Калужской вотчиной. А вот Калужские крестьяне носили свое гордое имя вплоть до 30-х годов ХХ века, а жители Нижнесергинского района Свердловской области вплоть до сего дня - т.е. 300 с лишним лет.

История пятая. Этимологическая. Понятие «Гамаюн» можно попытаться объяснить исходя из трех дополнительных источников.

Источник первый – Персидский. Гамаюн можно трактовать, как слово персидское, означающее «о, счастливейший». В XVI-XVII веках оно входило в титулатуру персидских шахов. Московское посольство, посланное в Персию в 1569 году, обращалось к шаху «Во царъхъ светлообразнъйшему и избранному гамаюну подражательно». Любопытно то, что Иван Петрович Ромодановский в 1607 году был направлен царем Василием Шуйским послом в Персию. Правда, на Русь он так и не вернулся - под Астраханью был убит калмыками. А правнук его брата Григория Петровича Федор Юрьевич (1640-1717) стал князем-кесарем, владельцем Ромодановской вотчины.

Но вот город Смоленск, где Иван Петрович был воеводой с 1672 года на своем гербе имеет пушку, а на ней торжественно восседает птица Гамаюн.

Источник второй – Западно-Европейский. Само слово «Гамаюн» стало активно проникать в русскую литературу в XVII-XVIII веках из переводной с латыни научной литературы.

«Здъ (на Мальдивских островах) обретается точию дивная птица гамаюн, яже и райская именуется». (География или Краткое земного круга описание. М.: 1710)

Можно было предположить, что в данном случае речь идет о мифической птице, как часто бывало в географической литературе, однако, во время европейского путешествия Петра I на юг континента был отправлен стольник Петр Андреевич Толстой. В своих отчетах о поездке он вспоминает о посещении одной из кунсткамер в Южной Австрии следующее.

«Тут же видел четыре птицы, которые называются гамаяны, … положены в склянишных сосудах в двойное вино и с перцом». (Путешествие стольника Петра Андреевича Толстого 1697-1699). Что за птиц наблюдал Петр Андреевич, остается загадкой. Но птицы эти реальные. Может быть, названия их связаны с латинским Haema – красный. Латинское слово «Гемоглобин» - красные кровяные тельца до сих пор находится в научном обороте. И в зоологии часто встречаются понятия типа Haematopus –красноногий, Haemapigus – краснохвостый и т.д. Тогда получается, что стольник лицезрел в кунсткамере каких-то птиц, имеющих необычное красное оперение. Но какое отношение имеют к куликам Ромодановские?

А вот какое. Князья Ромодановские, вполне вероятно, имели возможность содержать в своих имениях павлинов. Птица настолько превосходила по расцветке оперения все, что было известно местным крестьянам, что под ее влиянием оказались женщины, с XVIII века начавшие украшать свою одежду и края полотенец изображениями птицы счастья – Гамаюн.

Концы полотенец, Калужская губ. Гамаюнщина. Из собраний Калужского краеведческого музея.

В качестве третьего варианта можно рассмотреть славянское слово gameti – гаметь, кричать, шуметь, галдеть (Влад., арханг., яросл., твер., новг., перм.,тул., курс., тамб., забайк., амур., олон., волог.) («Этимологический словарь славянских языков»). При этом нужно иметь в виду несколько обстоятельств. Во-первых, понятие сие чисто славянское. Во-вторых, чрезвычайно широко распространенное. В-третьих, именно на «Гаметь» основывал свои рассуждения и В.И. Даль, определивший «Гамаюна», как «крикуна», «горлопана», родственного понятиям «гам, гомон, шум».

А упомянутый ранее В.Н. Татищев в своем «Лексиконе» указывает, что «Гамаяны и Рамодановщина – волость в Калужском уезде, была издревле Ромодановских». (Татищев В.Н. Избранные произведения. Л.: Наука, 1979, С.230).

И тогда получается, что Ромодановы могли получить свое гордое прозвище - Гамаюны - по вотчине, которую они приобрели и по имени настырных, крикливых своих крестьян. Могло ли такое быть?

История шестая. Этнографическая.

Лето 1861 года после отмены крепостного права в деревне под Калугой провел тогда еще студент, позже - известный русский этнограф Григорий Николаевич Потанин (1835-1920). Знакомство с особенностями быта и хозяйства местного населения произвело на него сильное впечатление, результатом чего стала статья «Гамаюнщина» опубликованная в газете «Калужские губернские ведомости».

В середине двадцатых годов нашего столетия сотрудник Калужского краеведческого музея М. Е. Шереметева совершила ряд поездок по Калужской области и пришла в изумление. 17 деревень, которые представляли собой калужскую Гамаюнщину, оказались связаны семейным родством, общим хозяйством, совместным владением угодьями, одинаковыми обычаями и общими воспоминаниями о бунте в Ромодановской волости в 1752 году. Удивительным оказалась и чрезвычайная архаичность одежды калужских Гамаюнов. В начале ХХ века они активно сопротивлялись распространению в своей среде городской мещанской и купеческой моды (с. Ромоданово находилось в 1 версте от г. Калуги), предпочитая сохранять крестьянские традиции середины XIX в.: кички, поневы.

Можно высказать несколько предварительных соображений. Возможно, калужские Гамаюны представляют собой какую-либо этническую группу финно-угров или балтов. Рядом расположены земли Мещеры, Муромы, севернее Москва так же, как и уральские реки Кось-ва, Ней-ва, Сось-ва, указывают на то обстоятельство, что до прихода русских, а, может и после, данная местность была заселена финно-угорскими племенами.

С появлением Гамаюнов на Урале возникла яркая то ли этническая, то ли языковая, то ли хозяйственная, то ли сплоченная единым прошлым общность.

Уральские Гамаюны сохранили некоторые внешние признаки, позволяющие выделять их из общей среды. К ним относятся: невысокий рост мужчин (165-175 см), крупные головы у мужчин; прямой нос; светлые (зеленые, серые, голубые) миндалевидные глаза; ямочка на подбородке; раздвоенный кончик носа; белые, мягкие волосы у детей («волосы ленок»).

Попробуйте найти в любом другом месте такое количество светловолосых детей, как в Нижнесергинском районе.

Совершенно особый диалект позволяет и сегодня безошибочно определять выходцев из Гамаюнии. Мягкий тягучий говор дополняется своеобразным словарем. С одной стороны «гамаюн» воспринимается, как признак самоидентификации человека. По этой причине Верхне- и Нижнесергинские мастеровые в декабре 1883 года устроили драку в кабаке, выясняя, кто из них более Гамаюны. По той же причине одни и те же фамилии имеют в разных Сергах различное ударение: Е/ловких и Еловск/их.

Идентификация превратилась в название извне, кличку. С приходом на Урал Гамаюнов появилось своеобразное ругательство: «гамаюны» и «пиканники» - так сами гамаюны стали определять людей, неспособных прокормить свои семьи и вынужденных заготавливать «пиканы» - дягиль лесной – (траву!) - одним словом, «пиканниками» называли нищебродов, голытьбу. Себя Гамаюны уважали и до подобного состояния старались не доходить. Эти трудолюбивые, основательные мужички, оказавшись в диком, необжитом месте, начали тут же обустраиваться, выискивать удобные угодья для покосов, места для рыбной ловли, охоты, бортничества. Тем и жили. В конце 40-х годов XVIII века Сергинские заводы встали и стояли целых десять лет. Не было денег, руды, воды в прудах. Чем в этот период жили Гамаюны? Тем и жили, что сохранили крестьянскую хватку да смекалку.

История шестая. Уральская.

Только в 50-е годы XVIII века возвращается Никита Никитич на Урал. Вернее не он сам, а его сыновья активно берутся за строительство заводов при финансовой поддержке отца. В 1751 году приобретает Н.Н. Демидов знаменитый Каслинский завод , в 1755 году начинает строительство Кыштымских заводов, с середины 50-х годов стал восстанавливаться Нижне-Сергинский завод . Здесь вполне уместно вспомнить, что в 1754 году московское дворянство, осознало проблему сохранения вокруг Москвы лесов, стремительно уничтожавшихся в интересах металлургических заводов. К тому же, всесильный граф П. Шувалов старался всеми способами устранить конкурентов по бизнесу из Подмосковья и поддержал ходатайство губернского дворянства - приложил руку к появлению Указа о ликвидации мануфактур в 200-верстной зоне вокруг Москвы. С большим трудом Никита Никитич сумел отстоять Дугненский чугунолитейный завод, без которого бессмысленным оказывалось существование Выровского и Брынского молотовых. Тем не менее, на старости лет Н. Демидову необходимо было начинать заново освоение Урала и дальнего Подмосковья. И на сей раз действует он с размахом. Рабочие руки снова оказались в дефиците. И тогда Демидовы принимаются латать тришкин кафтан. Рабочих с Шайтанского завода перебрасывают в Верхние Серги, из Нижних Серег - в Касли, из Верхних Серег – в Кыштым. Так гамаюны оказались в Каслях и Кыштыме. Но это и не прозвище никакое, как утверждает словарь, а просто констатация факта: в указанных местах живут выходцы из Ромодановской вотчины – Гамаюны.

Позже, в 1789 году, московский купец Михаил Петрович Губин, купив Сергинские заводы, начал создавать на Урале свою металлургическую империю. Построил Михайловский завод в устье Серги, переселил в него Гамаюнов из Нижних Серег. Так и сохранилось племя гамаюнов в Первоуральске, Верхних и Нижних Сергах, в Михайловске, Каслях и Кыштыме.

Карта Уральской Гамаюнщины (Верхние, Нижние Серги, Первоуральск, Михайловский, Верхний Уфалей).

После страшного голода, охватившего страну в 1891-92 годах, около трехсот семей из Нижне-Сергинской волости переселились в Красноярский край. Так гамаюнство проникло в Сибирь.

Но как измерить силу традиций, которая на протяжении двух с половиной сотен лет позволила Гамаюнам не ассимилироваться с русским населением Урала, а сохранять свою самобытность?

Что же касается мыса Гамаюн, то и здесь все несложно. В 1921 году, когда после гражданской войны начал подниматься из разрухи Верх-Исетский завод, послали отсюда ходоков на маленькие уральские заводики. Дошли гонцы и до Серег, пообещали работягам сносную жизнь в городе. Так и оказалась еще одна община Гамаюнов в Свердловске. По выходным рабочие с семьями на лодках пересекали Верх-Исетский пруд и гуляли на облюбованном ими лесистом мысу, песни пели, жгли костры. За эту привязанность мыс и получил гордое прозвище Гамаюн.

А на Верх-Исетском заводе сложились рабочие династии, носящие гамаюнские фамилии: Чекасины, Гилевы, Колосовы, Кобяковы, Куклины, Подчиненовы, Коноваловы, Стенины, Папилины и др.

В 50-е годы свердловский археолог Елизавета Михайловна Берс начала исследование археологических памятников бронзового времени на мысу Гамаюн. Памятники настолько были своеобразны, что были выделены ею в Гамаюнскую культуру.

Так вот и вошло это название в историю России, Калуги и Свердловской области. В историю крестьянства, железоделательного производства, топонимику и в археологию нашей страны.

Сущ., кол во синонимов: 3 вымышленное существо (334) гамаюн (3) кукушка (26) … Словарь синонимов

Сущ., кол во синонимов: 3 вещая птица (3) вымышленное существо (334) птица (723) … Словарь синонимов

В. М. Васнецов «Гамаюн, птица вещая», 1895 г. Гамаюн в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает … Википедия

В древнерусской языческой мифологии вещая птица, посланница богов. Всем, кто умеет слышать тайное, она сообщает о происхождении земли и неба, богов и богинь, людей и чудовищ, птиц и зверей. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

гамаюн - A сущ; 209 иск см. Приложение II (в славянской мифологии: вещая птица) гамаю/на мн. гамаю/ны гамаю/нов Уставясь лбами, слушает табун, Что им поет вихрастый г … Словарь ударений русского языка

Современная энциклопедия

Гамаюн - ГАМАЮН, 1) (персидское) в восточной мифологии священная птица, символизирующая счастье, богатство, власть (человека, на которого упадет ее тень, ожидают богатство, удача и т.п.). 2) В памятниках русской письменности (с 17 в.) райская птица. На… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГАМАЮН - (Г. и г.; по др. рус. поверьям – сказочная райская птица вещунья с человеческим лицом) ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ Загл. АБ899 (I,19); Я птица печали. Я – Гамаюн. Ахм910 (344.1); Так пел Гамаюн среди черных осенних ветвей, ib.; … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) кого? птицы, кому? птице, (вижу) кого? птицу, кем? птицей, о ком? о птице; мн. кто? птицы, (нет) кого? птиц, кому? птицам, (вижу) кого? птиц, кем? птицами, о ком? о птицах 1. Птицей называют… … Толковый словарь Дмитриева

ГОМОЮНОВ Слово гамаюн встречается в легендах древних слаян; так именуется там загадочная вещая птица. В русских говорах гамаюн получило весьма разнообразные значения: словоохотливый, суетливый; наконец, усердный, трудолюбивый: Он унас такой… … Русские фамилии

Книги

  • Жизнь Блока. Гамаюн, птица вещая , Владимир Орлов. Книга известного литературоведа и писателя В. Н. Орлова об Александре Блоке - художественно-документальное повествование о жизни великого русского поэта. Она знакомит с личностью А. Блока -…
  • Гамаюн - птица вещая , Аркадий Первенцев. Предлагаемый вниманию читателя роман Аркадия Первенцева "Гамаюн - птица вещая" посвящен в основе своей рабочему классу Москвы - машиностроителям и металлургам. Наряду с рядовыми рабочими…