Александр Кучерук рушит мифы о презентациях и проводит работу над ошибками. Презентация "ошибки при создании и оформлении проектов" Типичные ошибки в создании ученических презентаций

  • Ошибка 1. Фон слайда не сочетается с темой презентации. И мы видим, к примеру, презентацию о революциях в России на фоне с березками и грибочками.
  • Ошибка 2. Использован фон, который входит в набор программы PowerPoint. За многие годы существования программы PowerPoint стандартными шаблонами воспользовались тысячи людей, опубликовали свои презентации в сети, показали на выступлениях. Эти шаблоны уже просто надоели слушателям.

Решение: Лучше отказаться от стандартных шаблонов. В Интернете можно найти большое количество новых интересных шаблонов и фонов (например, почти тысяча фонов есть на нашем сайте — ).

Фоновый рисунок не должен содержать элементов, не согласующихся с содержанием презентации. Для фона лучше использовать пастельные или холодные цвета (фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый), нужно избегать красного и белого цветов.

  • Ошибка 3. Слишком яркий и активный фон презентации. Такой фон, во-первых, мешает восприятию информации со слайда, во-вторых, утомляет слушателей.

Решение: Если в качестве фона должен быть яркий рисунок, то лучше уменьшить его яркость. Для этого выбираем фигуру прямоугольник (Вставка Фигуры Прямоугольник ), закрываем им весь слайд и выбираем для него белую заливку с прозрачностью 50% (можно и другой процент) и убрать границы (Формат Заливка фигуры Другие цвета заливки — белый цвет и прозрачность 50% — ОК , Контур фигуры — Нет контура).

Фоновый рисунок станет менее активным.

Или при вставке рисунка на слайд сразу установить прозрачность.

  • Ошибка 4. Использование несогласующихся цветов, отсутствие единого стиля оформления слайдов.

В данном примере в одной презентации на одном слайде используется крупный шрифт и выравнивание по левому краю, на другом — мелкий шрифт и выравнивание по ширине.

Решение: При оформлении раздела или всей презентации нужно придерживаться одного стиля. Цветовая схема должна содержать не более трех основных цветов (конечно, возможны исключения): фон заголовок основной текст . Цвета темы оформления можно изменить так: Дизайн Цвета — есть возможность выбрать схему из предложенного набора, а можно задать свои цвета: Создать новые цвета схемы .

  • http://colorscheme.ru/ — подбор цветов с помощью цветового круга и генерация цветовых схем.

  • http://color.romanuke.com/ — набор цветовых палитр, составленных на основе фотографий (есть возможность выбора оттенков: теплые, холодные, пастельные и контрастные).

Ошибки, связанные с текстовым содержанием

  • Ошибка 5. Избыток текста на слайде, размещение на слайде неструктурированного текста, текста, взятого из источника как есть, без авторской переработки.

Решение: Текст на слайде должен быть кратким и емким, он не должен дублировать выступление докладчика. На слайде нужно размещать тезисы.

Если презентация предназначена для использования другими людьми, то можно указать необходимую информацию в заметках к слайдам — эти заметки помогут пользователям презентации работать с ней.

  • Ошибка 6. Попытка разместить на слайде большой объем информации, используется более 90% пространства слайда.

Решение: оставляйте отступы от краев слайда до содержимого (текста и картинок). Старайтесь придерживаться правила, что 20% слайда должны быть пустыми.

Чтобы слайд принял законченный вид можно использовать в качестве фона — фон-рамку.

Здесь текст выезжает и за границы рамки — нужно было уменьшить область ввода текста, подвинув маркер изменения размера вправо.

Текст очень крупный, практически наезжает на рамку. Нужно уменьшить.

  • Ошибка 7. Весь текст написан ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Такой текст плохо читается.

Решение: используйте традиционные варианты написания текста, как в родном языке: первая буква предложения — заглавная, остальные — строчные. В конце предложения ставится точка.

  • Ошибка 8. Использование неудобочитаемых шрифтов, особенно в качестве шрифта основного текста. В верстке есть такое понятие — удобочитаемость шрифтов. Шрифт должен быть таким, чтобы читатель мог быстро, без труда и дискомфорта читать текст. Именно такие шрифты используются в книгах, газетах, журналах — мы привыкли к ним и читаем их легко. Однако существуют тысячи шрифтов с низкой удобочитаемостью — они интересные, красивые, но предназначены для заголовков и, скорее всего, для использования в рекламе, в оформлении.

Решение: Если цель создаваемой презентации — не произвести «вау-эффект», а дать информацию, то используйте только традиционные, привычные всем нам шрифты. Для текста лучше использовать «рубленные» шрифты (без засечек) (Arial, Tahoma, Verdana и т.д.), Обратите внимание, что шрифты с засечками (семейства Times и другие) плохо читаются с дальнего расстояния.

Шрифт без засечек и шрифт с засечками. Шрифт с засечками плохо читается в презентациях, но хорошо подходит для документов

Курсив желательно применять для небольшого фрагмента текста, который необходимо выделить, а лучше выделять отдельные слова и фразы полужирным начертанием. Подчеркивание лучше не использовать, так как подчеркнутый текст в презентациях воспринимается пользователем как , то есть это затрудняет управление презентацией.

Для заголовков можно использовать декоративные шрифты, главное, чтобы текст был читаем.

Шрифт основного текста должен быть меньше, чем размер шрифта заголовка.

  • Ошибка 9. Лишние и недостающие точки, пробелы, скобки и проч. ошибки написания текста.
  • В конце заголовка точка не ставится.
  • В конце предложения ставится точка, далее один пробел, далее следующее предложение.
  • Кавычки в тексте презентации должны быть одинаковыми — если выбрали кавычки-елочки, то используйте в презентации только их (Виды кавычек: « », “ ”, " ", „ “).
  • После открывающей скобки или кавычки пробел не ставится, сразу идет текст. Перед закрывающей кавычкой или скобкой пробел не ставится, после текста сразу ставится кавычка или скобка. После закрывающей кавычки или скобки или ставится точка (если конец предложения), запятая или пробел и далее уже текст.
  • Между всеми словами должен стоять один пробел.
  • После всех знаков препинания перед началом следующего текста должен стоять пробел.
  • Во всей презентации в словах с ё должно быть ё или е .
  • Разные маркеры списка на разных страницах.

В первом случае маркеры — галочки, во втором случае — квадратики

  • Во всей презентации в списках после каждого пункта списка должны стоять одинаковые знаки препинания или вообще не стоять. Например, после каждого пункта списка ставить точку с запятой, в конце списка — точку.

В первом случае после каждого пункта списка есть точка, во втором случае — нет

  • Красная строка на одних слайдах есть, на других — нет. Лучше вообще не использовать красную строку в презентации.

Одна и та же презентация: разный размер шрифта.
На одном слайде есть , на другом — нет.

Ошибки, связанные с использованием изображений в презентации

  • Ошибка 10. Нет выравнивания фигур, текста относительно краев слайда или друг друга. Небрежность оформления.

Объекты на слайде должны быть выровнены. На следующем слайде допущена ошибка: одинаковые прямоугольники имеют разные расстояния от краев слайда и друг от друга.

Решение: Чтобы исправить эту ошибку, необходимо использовать функцию выравнивания. Выделите нужные прямоугольники (зажатая клавиша CTRL ) Формат Выровнять Выровнять относительно слайда (в этом случае фигуры будут выравниваться относительно границ и центра слайда) или Выровнять выделенные объекты (в этом случае объекты будут выравниваться друг относительно друга). После выбора вида выравнивания нужно установить его параметры (по левому, правому, верхнему или нижнему краю, по центру, распределить по горизонтали или вертикали).

  • Ошибка 11. От слайда к слайду смещаются одинаковые элементы на слайде.

В следующем примере рассмотрены два слайда, на которых есть одинаковые элементы: кнопка завершения работы с презентацией, надпись «Ответ» и заголовок слайда. Можно заметить, что одинаковые элементы смещены и находятся на разных расстояниях от краев слайда. Этого быть не должно.

Решение: Чтобы избежать этой ошибки, нужно создать первый слайд, разместить на нем необходимые элементы. После этого можно:

  • скопировать слайд (если оба слайда несут одинаковую нагрузку, как в рассмотренном примере), а потом изменять каждый новый слайд, оставив одинаковые элементы на своих местах;
  • или создать второй слайд, потом выделить на первом слайде нужный объект, скопировать его, а потом вставить на второй слайд. Объект будет вставлен на том же расстоянии от краев слайда, т.е. его смещения не будет. Точно так же нужно поступить и с другими объектами.
  • Ошибка 12. Искажение пропорций изображений. Использование изображений разного стиля на одном слайде (фотографии и рисунок, изображение с рамкой и без рамки, с фоном и без фона).

Картина «сплющена».

Изображения разной высоты. У правого изображение не удалена белая рамка (можно было выбрать в качестве фона презентации белый, тогда бы белую рамку у картинки было бы не видно).

Решение: Изменять размеры изображения нужно, потянув за маркеры, расположенные в углах рисунка; нельзя менять размеры с помощью маркеров, находящихся на сторонах изображения.

  • Ошибка 13. Рамки изображений не соответствуют тематике презентации или ее стилю.

Решение: Небольшая рамка у изображения создает эффект аккуратности, изображение с рамкой имеет законченный вид. Но не стоит использовать «траурные» рамки, как в первом изображении на следующем примере слайда. Не стоит также использовать эффекты отражения изображения, которое мешает восприятию информации на слайде.

  • Ошибка 14. Изображение «забито в угол».

Решение: Не стоит располагать изображение на краю слайда или в углу. Сделайте отступ от краев слайда до изображения (как и при размещении текста). Если изображение нужно вставить в углу слайда, то лучше отступите одинаковые расстояния от вертикального и от горизонтального краев. Старайтесь также не размещать изображение в центре слайда, если на слайде есть текст.

Если изображение — портрет человека, то его лучше расположить так, чтобы взгляд был направлен на текст, но не на край слайда. Это придаст слайду законченный вид.

  • Ошибка 15. Размещение нескольких изображений на слайде таким образом, что их трудно рассмотреть. Размещение двух и даже 10 изображений на слайде допустимо, если не противоречит логике презентации: например, если при клике изображения увеличиваются, или это — изображения-кнопки. Однако если изображение — основное содержание слайда, именно с ним идет работа и именно оно несет информационную нагрузку, оно должно быть крупным.

Решение: если изображение является основным содержимым слайда, вставьте одну картинку на слайд. При необходимости использования нескольких картинок, создайте несколько слайдов. Или же вставьте несколько изображений на один слайд, но таким образом, чтобы при клике на картинке открывалось изображение во весь экран.

Другие ошибки в презентациях

  • Ошибка 16. Не работают кнопки и кнопки-гиперссылки. Иногда может возникнуть ситуация, когда в режиме просмотра презентации не удается воспользоваться кнопкой-гиперссылкой — она неактивна. Это может произойти просто из-за невнимательности автора презентации — ссылку забыли настроить. Но также возможна ситуация, когда кнопка со ссылкой (нижний слой) перекрывается верхним слоем — другим изображением или текстом, и поэтому не работает. Это можно заметить когда курсор мыши не становится в виде руки с пальцем (как у гиперссылки) в центре кнопки, но меняется по краям кнопки.

Решение: В первом случае просто проверяйте все ссылки и все кнопки презентации. В особо ответственных случаях тестируйте работу презентации на других компьютерах.

Для решения проблемы с перекрытием кнопки другими объектами, достаточно переместить мешающий объект на задний план. Для этого щелкните правой кнопкой мыши по изображению и в контекстном меню выберите Переместить назад . Теперь кнопка будет работать.

  • Ошибка 17. Не указаны источники источников изображений и текстов. Использовать чьи-то труды и не указывать автора — плохой тон.

Решение: мы подготовили на тему. Более 80% авторов материалов на сайт указывают источники информации некорректно и не знают об этом.

  • Ошибка 18. Избыток анимации, когда анимация мешает работе с презентацией. При добавлении анимации в презентацию нужно придерживаться принципа минимализма. Анимация не должна мешать чтению текста, быть пестрой.

Решение: Не стоит выбирать мерцающую анимацию, а также быстрое вращение. Все это утомляет, раздражает и дает большую нагрузку на зрение и нервную систему. Лишняя анимация ни к чему. Смену слайдов лучше не сопровождать звуковыми эффектами и активной анимацией. Необходимо продумать, какие эффекты будут появляться автоматически, а какие по щелчку. Если вся анимация будет происходить по щелчку, на это будет потрачено много времени, такая презентация будет раздражать.

  • Ошибка 19. Неправильно настроена смена слайдов, не отключен переход по щелчку мыши или на клавиатуре. Например, в презентации-игре пользователь промахнулся мимо кнопки показа правильного ответа и попал на следующий вопрос, минуя меню игры. Куда идти дальше — пользователю не понятно, а иногда он и просто не понял, что произошло.

Решение: При создании интерактивной презентации, содержащей , нужно отключить переход между слайдами по щелчку мыши и с помощью клавиатуры. Многие просто выбирают Переходы — Смена слайдов и убирают флажок По щелчку . Такой способ позволяет избежать смены слайдов по щелчку, но возможность перелистывать слайды с помощью стрелок, пробела на клавиатуре и колесика мыши остается.

Есть способ более надежный — Автоматический показ презентации . . Но при его использовании нужно помнить, что на каждом слайде должна быть обязательно кнопка-гиперссылка для перехода на другой слайд. В противном случае просмотр слайда можно будет отключить только с помощью завершения показа презентации.

Мы постарались описать основные ошибки в создании презентаций и надеемся, что это поможет всем нам избежать их в дальнейшем.

А какие ошибки знаете вы? Можете рассказать в комментариях к статье.


Доброго времени суток!

Создать презентацию - это еще пол дела (а то и меньше) . Ведь кроме поиска и компоновки материала (текста, рисунков и пр.) - нужно все правильно и красиво оформить, чтобы ваша работа достойно выглядела!

Не раз и не два наблюдал картину, когда отличный вроде бы материал, был представлен плохо (например, на слайдах была не читаемая информация) - из-за чего работа не получала заслуженной оценки.

В этой статье остановлюсь на основных ошибках, которые допускают большинство начинающих в этом не простом деле. Исправив оные, ваша работа будет правильно оформлена и отлично выглядеть.

В помощь!

Основные ошибки при оформлении презентации

Сколько людей - столько и мнений 😉...

Вообще, в каждой организации и учебном заведении свои требования к оформлению и представлению презентации. Естественно, при создании своей работы - ориентируйтесь в первую очередь ими.

Но тем не менее, есть "ошибки", которые далеко не всегда присутствуют в этих руководствах. Поэтому, из своего опыта, дам несколько "капитанских" советов, как сделать свою презентацию лучше!

Отсутствие титульного листа/либо автора, года на нем

Многие не придают значения титульному листу, и либо его вообще не делают, либо пишут на нем только тему работы. Но все-таки, чисто мое мнение, создать его все равно нужно и указать на нем год, автора, описание работы.

Например, я не так давно перебирал свои старые презентации: пару из них не были подписаны - так я даже не вспомнил их темы, и когда они были!

Кстати, по тому же ГОСТУ на титульном листе (это актуально, если вы учитесь в каком-нибудь учебном заведении) должно указываться:

  • учебное заведение;
  • тема работы презентации;
  • автор;
  • преподаватель или руководитель;
  • контактные данные (например: сайт, телефон. Указываются не всегда);
  • город.

Отсутствие плана

Этот пункт, конечно, не относится прямо к оформлению, но не затронуть его не могу...

План-плану рознь! Вторым листом в презентации, обычно, всегда идет план. Делать его или нет - ваше решение. Но я сейчас, хотел поговорить немного о другому плане - о вашем выступлении!

Какой бы не была презентация - это лишь слайды и картинки на них. Многие моменты, наверняка, требуют вашего авторского пояснения, ответы на вопросы (которые всегда бывают к интересным презентациям) .

Поэтому, заранее продумайте о том, что вы и как будете рассказывать. Очень многие не могут правильно оценить и рассчитать время своего выступления - в большинстве случаев оно ограничено! Самое главное - за время выступления передать основную суть вашей работы (а то многие, например, слишком затягивают со вступлением...) .

Всё, что не успели рассказать (например, различные дополнения или пояснения) - лучше скопировать в электронном виде всем заинтересовавшимся, или просто ответить на вопросы слушателей, если таковы будут.

Не сочетаемые цвета

Дизайн темы (цвет шрифтов, их размер, цвет элементов страницы) - играет огромную роль! Если презентация отлично выглядит на вашем мониторе - далеко не факт, что она так же хорошо будет выглядеть на другом мониторе компьютера (ноутбука), и уж тем более, если вы надумаете ее распечатать (кстати, в этом случае - рекомендую брать обязательно белый фон).

Представьте, как будут сливаться цвета, если вы отойдете от монитора (пусть даже большого) на несколько метров. Пример показан на скриншоте ниже: оформление презентации слева не самое удачное, на некотором расстоянии шрифт начинает сливаться с темой, а вот справа, наоборот, читаемость выше на порядок!

Дизайн темы

Старайтесь избегать следующего:

  • не использовать розовый, желтый (да и вообще светлые тона и оттенки) для текста - их плохо видно, когда в помещении есть блики, или на удаленном расстоянии;
  • не использовать темный фон (особенно черный) для презентации: глаза быстро устают при чтении текста на таком фоне. Если не верите - попробуйте открыть сайт с черным фоном...

Слишком маленький размер шрифта, выбор плохо-читаемого шрифта

Некоторые пользователи при создании презентации любят использовать редкие шрифты. С одной стороны, шрифт, конечно выглядит красиво, но с другой есть целый ряд минусов:

  • во-первых, многие красивые шрифты плохо-читаемы. Попробуйте долго читать такой "красивый" шрифт - у вас быстро устанут глаза. К тому же, с дальнего расстояния его плохо видно (пример на скрине выше). Мой совет: если используете такие редкие шрифты - делайте их только для заголовков (или кратких описаний) и обязательно, как можно крупнее!
  • во-вторых, выбранного редкого шрифта может не быть на другом ПК, на котором вы запустите презентацию. В итоге, ваша работа вся разъедется, чтобы поправить - потребуется время... На мой взгляд, лучше всего выбирать следующие шрифты: Arial, Tahoma, Verdana (они есть практически на любом компьютере, а так же их удобно и легко читать) ;
  • в-третьих, постарайтесь избегать курсива и подчеркиваний на основном тексте. Все-таки, читать обычный текст (без выделений) гораздо проще (см. показательный скрин ниже);
  • в-четвертых, не мельчите, лучше сделайте 2-3 слайда вместо одного, на котором будет всё хорошо видно. Размер шрифта старайтесь выбрать покрупнее.

Шрифты: Segoe Print vs Arial (Arial гораздо лучше видно и легче читать, особенно, с расстояния)

Не качественное описание к картинкам

Многие делают описания к картинкам прямо на самих картинках. В результате часть описания - просто невидна, тем более, если цвет текста (размер шрифта) сливается с цветами картинкой. Пример показан на скрине ниже.

Один из лучших вариантов: описание к картинке делать снизу/сбоку/сверху, но никак не на ней самой.

Проблемы со звуком и видео

Довольно часто приходилось наблюдать проблемы с презентациями, в которых использовались видео или аудио вставки. Часто на компьютере, с которого запускалась и представлялась презентация, не было нужных кодеков, в результате видео показано не было, и презентация теряла часть своей цены.

Кстати, если вы планируете распечатать презентацию на бумаге и ее представить в таком виде - то видео и аудио вообще нет смысла включать в слайды, лучше их просто скопировать на флешку и взять с собой.

Ошибки орфографии, пунктуации

Еще один бич многие презентаций - это орфография и пунктуация. В PowerPoint есть специальный раздел "Рецензирование" , поэтому простой совет: прежде чем представлять кому-либо презентацию, проверьте ее. Так же в интернете есть специальные сервисы для проверки орфографии и пунктуации - ссылку привел ниже.

Сделаю завтра/послезавтра...

И, последний совет, который пришел лишь с опытом... Старайтесь никогда не откладывать создание презентации (да и вообще, остальные дела) на самый последний день/срок - как правило, в спешке всё будет идти совсем не так, как хотелось бы. Зачем нужны ошибки, нервы, суета, когда можно их избежать?!...

Дополнения всегда приветствуются.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Любая презентация в сегодняшнем мире является не просто общественным представлением чего-либо инновационного или уникального, но ещё и важнейшим информационным и рекламным инструментом, посредством которого можно донести до людей необходимую информацию о продукте, товаре или услуге в самой лучше форме.

И точно таким же образом, как современный деловой мир невозможно представить без проведения презентаций, презентации невозможно представить без ошибок. Дело в том, что по своей сути презентация является довольно-таки сложной работой, которая требует от выполняющего её человека наличия особых знаний, умений и навыков. Но, как и следует полагать, всё это приходит лишь с опытом, а потому, до тех пор, пока опыта у человека нет, в его презентациях будут систематически присутствовать ошибки.

Однако не стоит удручаться по этому поводу – на самом деле сделать свои и эффективными можно и на начальном этапе – для этого лишь нужно знать о том, каких ошибок допускать не стоит. И специально для того, чтобы снабдить вас такой информацией, мы и предлагаем вам познакомиться с типичными ошибками в проведении презентаций.

Всего мы перечислим десять основных ошибок презентации, на которые вы должны обратить внимание.

Внимание на демонстрируемом материале

Учитывая то, что настоящим камнем преткновения для многих ораторов является , ошибки во время презентаций обусловлены именно им. Так, выступающий перед публикой человек, может стремиться к тому, чтобы сместить фокус внимания публики с себя на демонстрируемый в процессе материал, например, на экран или доску, где наглядно отображается информация, и просто зачитывает с них данные. Но допускать этого ни в коем случае нельзя, т.к. одно из правил успешной презентации говорит, что внимание аудитории должно быть на 80% сосредоточено на выступающем, а не на экране, доске и т.п.

Отсутствие зрительного контакта

Очень часто случается также и так, что спикер во время своей презентации начинает понимать, что у него нет абсолютно никакого контакта с публикой. Он может даже начать предпринимать судорожные попытки понять, в чём проблема, но ответа найти не найдёт. Происходит это, как правило, в тех случаях, когда ведущий концентрируется на окружающих его объектах, таких как потолок, стены, стол или бумажка, которую он держит в руках. Суть же ошибки заключается в том, что оратор никак не взаимодействует с публикой, причём вовсе не требуется развлекать зрителей и устраивать им концертную программу – достаточно начать смотреть людям в глаза, ведь именно это создаёт так называемый мост между человеком, который говорит, и теми, кто его слушает.

Самопрезентация

Любой уважающий себя спикер должен раз и навсегда понять, что ни одна успешная презентация никогда не начинается с того, что он сам начинает рассказывать о себе, делая самопрезентацию. Данную функцию должен выполнять ведущий мероприятия, которому ещё до его начала необходимо предоставить о спикере всю важную информацию. В том же случае, если проводящий презентацию человек по какой-либо причине вынужден сам перечислять свои регалии, заслуги и достижения, презентация будет проходить в некотором напряжении. Здесь нужно просто учитывать – расположения и доверия аудитории намного сложнее добиться, начиная с самовосхваления.

Извинения

К сожалению, даже самые талантливые и перспективные спикеры зачастую совершают одну и ту же нелепейшую и до смеха обидную ошибку – в процессе проведения презентация они вдруг начинают за что-то извиняться перед своими зрителями. Чувство такта и достойные манеры – это, конечно же, хорошо, однако следует помнить, что презентация изначально предполагает, что всё, о чём будет говорить лектор, является правильным, по его мнению, и то, каким он предстаёт перед аудиторией, тщательно продумывается. Таким образом, пока спикер не начал извиняться, всё произносимое им будет восприниматься как должное, в ином случае, его авторитет в глазах зрителей моментально упадёт.

Молчание

Наверняка вы и сами не раз оказывались в ситуации, когда между вами и вашим собеседником возникает неловкая пауза. Особенно это характерно для общения между незнакомыми людьми. Если же говорить о презентации, то без вынужденных пауз и вовсе не обходится практически никогда. Но ошибка многих ведущих сводится к тому, что они никак не заполняют такие паузы, вследствие чего и публика оказывается в некоторой растерянности, и ведущий начинает выглядеть в очень невыгодном свете, а тут уже недалеко и до подшучиваний над ним, каверзных вопросов и т.д. Так что заранее готовьтесь к тому, что вам придётся заполнять паузы, а главное – подумайте о том, что может для этого послужить.

Повторение

Презентация по своему существу требуется для иллюстрации того, что рассказывается ведущим, для чего, собственно, и используются всевозможные слайды, картинки, видео, макеты и прочее. И очень важно, чтобы на протяжении всего мероприятия сохранялся эффект новизны. Неопытные ведущие в некоторых ситуациях начинают демонстрировать зрителям те, материалы, которые уже обсуждались, тем самым как бы разрушая целостность внимания аудитории. Если случилось так, что для какой-то темы презентации нет наглядного материала, лучше вообще обойтись без демонстрации.

Детская позиция

Если вы изучали биографии знаменитых ораторов или переговорщиков, вы должны знать, что каждый из них перед выступлением или несколько минут готовился и настраивался на нужный лад. Одной же из ошибок начинающих спикеров является то, что они выходят к своей аудитории примерно так, как школьник выходит отвечать к доске. Вероятно, вы и сами понимаете, как воспримет такого ведущего публика. Помните о том, что перед собравшимися людьми вы должны чувствовать себя как минимум профессионалом по обсуждаемым вопросам, но никак не человеком, которому нужна поддержка и тем более жалость.

Отсутствие личных примеров

Ещё одним из важнейших является то, что она просто обязана включать в себя примеры из личного опыта, касающиеся темы мероприятия. Дело в том, что познакомиться с теорией и узнать чисто официальную информацию при желании может абсолютно каждый. Но люди за тем и приходят на презентации, чтобы ознакомиться с практическими материалами и данными. Поэтому, ещё на этапе позаботьтесь о том, чтобы в вашем арсенале спикера было, о чём рассказать, и лучше всего, если это будут примеры из вашего личного жизненного опыта – именно они производят на публику самые сильные впечатления.

Информационная перегрузка

Множество ошибок во время презентаций происходят по причине того, что ведущие элементарно не ставят себя на место своих слушателей, буквально перегружая их разноплановой информацией. Некоторые, к примеру, снабжают свои рассказы маркированными списками, схемами, видеороликами, аудиофайлами и т.д. В результате люди должны слушать, смотреть, читать и осмысливать информацию одновременно, что значительно затрудняет восприятие преподносимого материала вообще. Лучшей рекомендацией здесь будет использование одного-двух типов материалов, которые будут гарантировать нормальное восприятия и полноценное понимание.

«Спасибо»

Если вы хотите стать хорошим лектором и научиться проведению грамотных презентаций, раз и навсегда запомните, что благодарность является прерогативой тех спикеров, выступление которых вызвало бурю аплодисментов, ведь за это и нужно благодарить. Если же выступающий говорит «спасибо» даже в тех случаях, когда публика не оценила его выступления, это выглядит как минимум как извинение за то, что он оторвал людей от своих занятий, за то, что они его послушали и вообще выделили время на присутствие на презентации. В случае, когда рукоплесканий не слышно, а выступление подходит к концу, подытожить презентацию можно при помощи жестов или изменения тона голоса.

Итак, мы с вами рассмотрели типичные ошибки презентации, а значит, отныне вы сможете учитывать их во время своих собственных выступлений. Но, каких бы ошибок вам не удалось избежать, помните, что самым главным промахом спикера, особенно, если у него ещё мало опыта, будет уверенность в том, что его презентация будет идеальной.

Желаем вам успехов!

ИКТ в начальной школе.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

    развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

    развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

    активизировать познавательную деятельность учащихся;

    овладевать практическими способами работы с информацией;

    проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Сегодня стоит вопрос, чтобы школы были оснащены необходимым компьютерным оборудованием. Чтобы оснастить один класс, необходимо, как минимум компьютер для учителя, мультимедиапроектор, экран. Не менее важны образовательные ресурсы, с помощью которых учитель мог бы готовиться к урокам и проводить эти уроки. Такие ресурсы должны разрабатываться в расчёте именно на учителя. Используя их, учитель будет творчески модернизировать учебный процесс.

Большинство разработок в области ИКТ посвящено электронным учебным пособиям. Учителя, которые на уроках применяют электронные учебные материалы, демонстрируют целый ряд положительных тенденций, а именно:

    уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся;

    повышение активности и инициативности школьников;

    положительную динамику мотивации учения;

    формирование навыка использования новых информационных технологий для самообразования школьников.

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

    в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;

    большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность

    утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

    высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

    мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях.

Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:

1. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Он помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.

2. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

3. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка.

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний.

В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

    комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

    постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

    применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;

    частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;

    формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

    стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

В своей работе использую готовые электронные учебники, составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, презентаций. Это позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, фотографии, иллюстрации объектов.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.

Подготовка, подбор материалов для презентации

Содержание презентации для детей не должно быть перепечаткой с учебника. В идеале материал презентации подбирается из нескольких источников. Даже в случае презентации для детей, информация должна быть свежей и актуальной. Например, рассказывая о современном сельском хозяйстве, не нужно вставлять картинки пахарей с косами или советских стахановцев, если речь идет о сегодняшнем дне. Иллюстрации должны соответствовать рассказу , дополнять его, но при этом не отвлекать внимания. Нужно учитывать возрастную группу детей и их увлечения на данный момент. Герои популярных мультфильмов воспримутся более положительно, чем персонажи из вашего детства.

Что касается текста. Стоит перечитать много материала по предстоящей теме, сделать краткий конспект, но во время презентации все, что можно сказать словами – нужно говорить словами. Текст на слайдах должен быть в минимальных количествах, особенно в презентации для детей.

И наконец, в презентации должна быть четко определена цель. Конечно, в случае презентации для детей вовсе не обязательно выносить ее на слайд. Этот пункт важен, прежде всего, для презентующего, чтобы, увлёкшись сопутствующей темой, не уйти далеко в сторону.

Итак, материал подобран, цель определена, следующий пункт – составление презентации и ее дизайн.

Дизайн презентации для детей

1. Фон. Сейчас в сети можно найти множество готовых шаблонов на любой случай жизни. Но, нужно не забывать, что яркий, изобилующий элементами фон для презентации отвлечет от преподносимой информации. Вообще фон на то и фон, чтобы не отвлекать, а подчёркивать материал. Так что стоит остановиться на однотонном фоне без рисунков или каких-либо других элементов. Когда дело заходит о презентации для детей, часто встречается одна и та же ошибка – перебор с яркими цветами и картинками. Не нужно увлекаться яркими контрастирующими расцветками, способными вызвать приступ эпилепсии.

2. Иллюстрации. Учитель должен привлекать детей прежде всего своим рассказом, а не картинками. Конечно, это не значит, что нельзя использовать иллюстрации. Картинки в презентации для детей необходимы. Нужно учитывать возрастную группу и их увлечения на данный момент. Герои популярных мультфильмов воспримутся более положительно, чем персонажи из вашего детства.

Иллюстрации должны быть высокого разрешения, не нужно растягивать маленькую картинку на весь слайд – она будет «пикселить» и тем самым только вызовет негативные эмоции.

Не нужно одновременно на одном слайде использовать рисунки и фотографии, если это не предусмотрено уроком. Презентация должна быть выполнена в одном стиле, фотографии и рисунки хорошо сделать одного размера.

И напоследок, не стоит забывать, что у всех изображений в интернете есть хозяин. В конце презентации стоит привести список иллюстраций и ссылки на источники, это не только дань уважения к авторским правам, но и полезная практика для детей.

3. Шрифт . Необходимо избегать использования разных шрифтов – это рассеивает внимание и утомляет. Размер кегля должен быть достаточно большим, чтобы читаться с последних парт. Тест должен быть читабелен. Не стоит использовать неразборчивые, слишком узкие шрифты и шрифты с засечками. И, наконец, простое правило – на темном фоне размещается светлый текст и наоборот.

4. Анимация. Здесь очень просто, если анимации можно избежать – это нужно сделать. Безусловно, в презентации для детей так и хочется использовать как можно больше эффектов. Да, анимация может развлечь детей, но нужно помнить, что цель урока опять-таки не развлечь, а научить. Кроме того, анимация занимает время. Потребуется несколько лишних секунд, чтобы дождаться пока появится текст, который выскакивает по буквам.

Собственно, презентация

Цель презентующего не просто выдать материал, а заинтересовать. Это, пожалуй, самый важный пункт в презентации для детей. Нудная лекция, даже иллюстрированная красивыми картинками и анимацией, остается нудной лекцией. Подача материала должна идти в форме рассказа, истории. Идеально, если дети при этом являются участниками этой истории. Презентация для детей должна быть интерактивна, учащиеся должны принимать активное участие. Имеет смысл разнообразить презентацию загадками, вопросами.

Даже 20 минут интересного рассказа способны утомить. Просмотр презентации - это нагрузка на глаза. В младших классах презентацию лучше давать частями, чередовать с практическими заданиями, играми или небольшой физической активностью.

После окончания презентации необходимо подвести итог и сделать вывод. Как известно, последняя фраза всегда запоминается лучше. Так пусть последней фразой станет добрый совет или напутствие.

Самые распространенные ошибки в презентациях.

Использование презентации PowerPoint на уроке дает широкие возможности для учителя и учащихся. Демонстрация моделей, иллюстраций, видео, анимационные и звуковые эффекты, элементы, привлекающие внимание к теме. К сожалению, очень часто учителя забывают о практической направленности презентаций и пытаются заменить ею себя и свою роль на уроке. Но как нельзя заменить речь учителя на уроке учебником, так нельзя и работу учителя заменить презентацией. Надо помнить, что:

1) Презентация – это иллюстративный ряд к уроку , а не учебник и не конспект урока, поэтому выносить на экран слова учителя, цели и задачи, правила, вопросы учителя, приветствие и прощание не нужно. То, что можно сказать словами – в презентации будет лишним.

2) Презентация не должна заменять практическую деятельность учеников. Помните, что лучше запоминается то, что делаешь своими руками, а не видишь на экране. Поэтому демонстрировать опыты, измерять, взвешивать, смешивать вещества, сравнивать размеры, массу, цвет лучше на практике, руками. В презентациях можно показать то, что невозможно осуществить на практике: модель Солнечной системы, к примеру, движение крупных объектов (машин, поездов, слонов) или опасный химический опыт.

3) Просмотр презентации требует определенных физических нагрузок , особенно на глаза, поэтому использование презентации необходимо дозировать. Не стоит выносить на экран весь урок от начала до конца, а только отдельные элементы. Общее время работы с презентацией на уроке не должно превышать 20 минут, но это не значит, что дети 20 минут подряд смотрят на экран. Обязательно чередовать работу с презентацией и практическую, письменную работу, смену позы, например, при работе в группах или парах, подвижную игру, физминутки. А также учитывать возможности организма при подборе графических материалов для презентации и в ее оформлении.

4) Презентация – это иллюстрация к уроку, а не развлечение , поэтому необходимо тщательно подходить к отбору иллюстративного ряда и эффектов. Некоторые учителя, обнаружив в Интернете сайты с анимированными картинками, с детским восторгом размещают их в презентации, где нужно и где не нужно. Помните, пестрота и мелькание – это дополнительная нагрузка на глаза и нервную систему, отвлекающий фактор для детей. Да, ученики начальной школы любят все яркое и двигающееся, но цель урока – дать знания и закрепить умения, а не развлечь. То же самое относится и к неоправданному использованию эффектов анимации.

Итак, учитывая вышеизложенные тезисы, проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки начинающих пользователей программы создания презентаций.

Ошибка 1.

Слайд 2 в презентации. В чем ошибка автора?

Думаем, а нужна ли эта информация детям? Нет. Кому нужна? Коллегам? Если открытый урок, то возможно, но презентация создается не для коллег, а в качестве иллюстративного ряда к уроку для детей. Значит, оставляем тему, цели и задачи в конспекте для коллег, в презентации для детей они не нужны.

Бывают исключительные случаи, когда тему с помощью учителя формулируют сами дети. Тогда, возможно, размещение темы на слайде в качестве подведения итога беседы на определенном этапе может быть оправдано, но только если это соответствует структуре урока.

Ошибка 2.

Не нужно выносить на слайды слова учителя. «Определи, докажи, соедини, проверь, отгадай» - инструкцию может дать учитель устно, если презентация предназначена для фронтальной работы, тем более для слабо читающих детей в 1 классе. Исключение: тренажеры, тесты, игры для индивидуальной работы, где ребенок должен сам прочитать задание и выполнить его без помощи учителя.

Ошибка 3.

Какие видим ошибки?

Вроде все так ярко и красиво. Детям понравится? Понравится, дети такое любят. А разве цель урока – порадовать детей? Нет, чему-то их научить. Значит, ограничиваем пестроту и яркость, урок есть урок.

Что мы видим? Слишком пестрый фон со множеством объектов. Дети будут вынуждены напрягать зрение, пытаясь выделить объекты на слайде. В такой ситуации, если замысел требует рисованного фона, а заменить его на менее пестрый нет возможности, можно сделать его менее ярким, например, наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным и установив порядок «На задний план».

На образце мы видим, что, фон стал бледным и объекты на нем выделяются и становятся более четкими.

Но старайтесь ограничивать себя в порывах использовать яркие, пестрые фоны, особенно если для материала, с которым вы собираетесь работать, вообще не нужен такой фон. Лишние рисунки только отвлекают от изучаемого материала и напрягают зрение детей.

Ошибка 4.

Многие учителя, только познакомившись с возможностями программы, начинают на слайдах устанавливать чуть ли не ко всем объектам интересные анимационные эффекты – выскакивание, вылет, ветер, бумеранг и так далее. Ну, а как же, так весело все выпрыгивает, выпадает! Ладно, поиграли немного дома за компьютером и хватит. На уроке это лишнее.

Во-первых, использование анимации задерживает урок и отнимает драгоценное время, которое вместо созерцания падающих букв можно потратить на что-то более полезное.

Во-вторых, опять же отвлекающий фактор. Это позабавит детей, да - и всё? Должна быть польза от любого приема или метода, использованного на уроке. Если анимирование объекта не имеет какой-то серьезной цели, например, «письмо» от героя с эффектом «пишущей машинки» или появление картинки, ответа, то использовать их не нужно.

Тем более, вообще не рекомендуется анимировать авторские данные на титульном листе – это неуважительно по отношению к пользователям, так как они должны будут ожидать, пока выпадут (проявятся, выползут) все слова на титуле, а это очень неудобно.

Не рекомендуется анимировать и заголовки на слайдах при их смене. Иначе, при смене слайда появляется сперва чистый слайд, а потом выползает название или, еще хуже, надо щелкать мышкой, чтобы его увидеть – забирает время, раздражает.

То же относится и к эффектам смены слайда, и к звуковым эффектам.

Ошибка 5.

Каждый создатель презентаций должен помнить, что показывать ее он будет большой аудитории. Кто-то сидит прямо перед экраном, а кто-то в 5-6 метрах от него. Соответственно, надо учесть, что сидящим далеко будет хуже видно некоторые объекты на экране, а значит, опять же будет сильное напряжение для зрения. Старайтесь не размещать на слайде слишком много мелкого текста и мелких рисунков. Минимальный размер шрифта для презентации 28-й. Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше. Если нет необходимости, то и теста на слайдах вообще должно быть как можно меньше.

Ошибка 6.

Сравним два слайда.

Мы видим, что на первом слайде текст нанесен на шаблон слайда с однотонной поверхностью, на втором – на готовый шаблон с дизайнерским оформлением. Какой из них более эстетичен и удобен? Думаю, первый. Оформление шаблона не должно мешать объектам на слайде, рисунки и текст никак не должны соприкасаться с элементами оформления шаблона. Вывод: использование готовых шаблонов оформления слайда должно быть оправданным и осторожным, тем более в презентациях для детей. Лучше всего размещать объекты на однотонном фоне, иногда можно сделать фон градиентным из двух оттенков цвета. Обращаться к готовым шаблонам в начальной школе вообще не стоит.

Ошибка 7.

Сразу бросается в глаза различие иллюстративного ряда. Не рекомендуется использовать на одном слайде графические файлы разного формата, например, одновременно фотографии и рисунки.

Ошибка 8.

Когда смотришь на такой рисунок, хочется протереть глаза, как будто они стали плохо видеть – размытое, растянутое изображение очень напрягает зрение. Поэтому для презентации необходимо выбирать изображения с подходящими размерами, чтобы их не приходилось растягивать, нарушая четкость и пропорции.

Ошибка 10.

Здесь ошибка создателя презентации заключается в подчеркнутых словах. Подчеркиванием в презентациях выделяются гиперссылки, при щелчке по такому слову осуществляется переход к другому слайду, документу, странице в Интернете. Поэтому, если слово не является гиперссылкой, выделять его подчеркиванием не рекомендуется – это введет в заблуждение пользователей.

Ошибка 11.

Все используемые в презентации материалы имеют своих авторов, будь-то фотографии, графика, звуки и музыка, видеофайлы. И если вы сами не являетесь автором, необходимо разместить в конце презентации ссылки на странички в Интернете, где вы нашли эти файлы, либо выходные данные диска или книги, если вы таковыми пользовались. Конечно, по закону, надо указывать автора и использовать материалы только с его личного согласия, но автор не всегда известен, поэтому лучше не брать на себя ответственность и возложить ее на владельцев сайтов в Интернете, которые разместили файлы в сети. Ваша задача – как минимум дать ссылку на использованный источник.

Ошибка 12.

Ну и, конечно, не забывайте о собственных авторских правах! Подписывайте свои презентации и другие авторские материалы на титульной странице. В противном случае, при копировании ваших материалов кем-то где-то вам будет трудно доказать свое авторство, а плагиат очень распространен, к сожалению. Уважайте свой труд!

Итак, подведем итог и составим список правил, позволяющих создать качественную презентацию к уроку:

1. Не следует размещать на слайдах для урока цели, задачи, список оборудования.

2. Если презентация предназначена для фронтальной работы с классом, не надо размещать на слайдах инструкции по выполнению заданий, учитель может озвучить их сам.

3. Будьте осторожны с пестрыми фонами. Фон не должен напрягать глаза и мешать работе с объектами на слайде.

4. Использование анимационных эффектов должно быть оправдано и осторожно. Ничего лишнего и раздражающего. Не присваиваем анимацию к объектам на титульном слайде и к заголовкам.

5. Не нужно размещать на слайдах много текста (оптимально не более 6-8 слов), шрифт и рисунки должны хорошо просматриваться с любого места в классе. Используем шрифт не меньше 28 кегля. А лучше - крупнее.

6. Осторожно используем готовые шаблоны для слайдов. На слайде не должно быть посторонних объектов, если они перекрывают текст, создают пестрый фон для текста или рисунков, мешают другим объектам на слайде. В одной презентации очень не рекомендуется использовать разные шаблоны оформления, соблюдайте единый стиль презентации.

7. Иллюстрации должны быть в одном стиле, одного размера и формата.

8. Не следует растягивать небольшие графические файлы, делая их размытыми или искажая пропорции, лучше поищите подходящего размера другие.

9. Не используйте для выделения слов на слайдах подчеркивание, лучше выделите цветом, размером или насыщенностью.

11. Обязательно подписывайте свою презентацию, размещайте свои данные на первом слайде.