Архитектурная фотография история. Архитектурная съёмка: советы для тех, кто любит делать фото

Телеобъектив позволяет скользить по мелким деталям, покрывающим здание. Приборная панель поможет выделить для зрителя элементы, подчеркивающие уникальность здания. Широкоугольный объектив дает возможность запечатлеть здание в полном объеме. Или даже поместить его в контекст с окружающей средой, добавив в кадр ощущение местоположения. Серхширокоугольный объектив рыбий глаз (fish-eye) может быть использован для создания визуального эффекта, добавляющего объем зданию. Этот объектив придает некоторую дополнительную творческую составляющую в общее изображение.

Шаблоны

В условиях городского пейзажа широко распространены всевозможные геометрические узоры, ведущие линии, диагонали и различные сетки. Все эти формы могут служить привлекательными средствами для композиции снимка. Таким образом, возрастает интерес и напряжение в кадре. Лучший способ сделать это состоит в использовании трансфактора (зум-объектива). При этом ведется съемка с заполнением кадра. И обратите внимание на то, что большинство зданий включают в свою структуру симметричные элементы. Они могут быть использованы для усиления композиции. Некоторые архитектурные фотографы проводят рукой на уровне переносицы, чтобы помочь себе создать рамку вокруг симметричных точек.

Отражения

Иногда встречаются здания , особенно в современных районах города, которые застеклены снизу доверху. Их можно использовать как фантастические отражающие поверхности, которые предлагают ряд композиционных приемов, таких как симметрия и узоры. Также, кроме них, используем отражающие свойства лужи и различных водоемов, солнцезащитные очки и окна транспортных средств, в которых отражаются все те же здания.

Контрастность

Сопоставление цвета, структуры, содержания и света может придать напряженность архитектурному изображению. Попробуйте сравнить старое здание по отношению к стоящему рядом ультра-современному строительному объекту. Или очень яркую красочную стену с ровной монотонной поверхностью. Либо просто понаблюдайте, куда падает свет, чтобы уловить области света и тени объекта.

Свет и тень

Здания пронизаны областями с высокой степенью контраста. Они могут обмануть систему экспозамера камеры. Эта проблема особенно актуальна, если вы хотите запечатлеть одновременно детали в затененных и выделяющихся областях здания. Для решения проблемы необходимо предпринять кадры с различными значениями экспозиции, а затем объединить их, используя программное обеспечение HDR. Или, если ваша камера имеет возможность, поэкспериментировать с динамическим диапазоном сцены (например, на Nikon эта функция называется Active D-Lighting). Начать следует с минимального значения и двигаться вверх, переключаясь, пока не найдете уровень детализации, который вас удовлетворит.

Масштаб

Можно передать размер объекта, включив в кадр некоторые атрибуты повседневной жизни, например, лавочка на улице, светофоры, уличное освещение, автомобили, прохожие, деревья и т.д. С другой стороны, испробуйте и вариант, в котором вы могли бы избежать второстепенных объектов в целом, чтобы передать зрителям ощущение перспективы и масштабности.

Перспективная коррекция

Много снимков архитектурных сооружений дают искажение линий, особенно если вы используете широкоугольный объектив при небольшом фокусном расстоянии. И при этом фотографируете стоя внизу на земле. Для выпрямления этих линий существует ряд программ или плагинов, которые позволяют устранить искажения. Но такие искривления могут быть использованы и на пользу фотографии. Они придают чувство драмы и ощущение масштаба изображению.

Архитектура изнутри

Наряду с фотографированием фасада, у фотографа часто бывает возможность запечатлеть то, что скрывают наружные стены, т. е. интерьер . Главная проблема, с которой мы здесь сталкиваемся, это отсутствие достаточного освещения. Тем более что в некоторых местах ограничено использование вспышки. Для борьбы с этим используем объектив с широкой диафрагмой и повышаем значение ISO. Еще можно зафиксировать камеру, выбрать длинную выдержку и с помощью автоспуска сделать снимок. Где вспышка допустима, попробуйте использовать диффузор, чтобы смягчить эффект от резкого света, который исходит от прямой вспышки. Фотовспышка часто искажает текстуру сцены и цвет.

Силуэтная съемка

Здесь действуем так же, как и при съемке людей. Чтобы получить снимок с визуально стимулирующим силуэтом здания, необходимо поместить его в правильное положение. Это означает, что солнце должно находиться позади структуры, загораживающей основной поток света. Не забудьте при этом отключить фотовспышку.

Ночная съемка архитектуры

Фотографирование зданий в ночное время позволяет создавать фантастические сюжеты. Это дает огромные возможности для творческого самовыражения. Интересные результаты дает съемка, предпринятая до наступления полной темноты, при сумерках, когда на небе еще видны огни вечерней зари. Появляется дополнительный диапазон цветов , который изящно освещает отдельные элементы зданий. Дождитесь когда зажгут вечерние огни в окнах домов, засветятся фары автомобилей.

Скоро наступит лето - время отпусков и бесконечных поездок! Люди колесят по стране или по миру, и что говорить, с каждым днем города становятся больше, лучше и красивее!

Архитектура - это лицо города. А, как известно, у каждого лица своя форма, своя геометрия.

Древняя архитектура завораживает, современная - поражает! Что не здание, то шедевр!

Как правильно фотографировать архитектуру? Об этом вам расскажет Фото Идея!

Архитектура на фотографии значит очень многое: это объект фотографии, фон, дополнительный элемент.

Фотографировать часто приходиться "на фоне стены этого дома", "на фоне этого небоскреба", или "Вот тут! Очень красивое здание!". А порой смотришь на привычное здание, видишь его каждый день, а сегодня в такую погоду перед вами шедевр архитектуры!

Но фотографировать здание нужно уметь: неважно обычный это дом или храм, которому уже тысяча лет.

Существует изначально несколько принципов съемки архитектуры:

1. Классическая съемка! При постройке здания, четко соблюдается геометрия. Это классика. Никто по диагонали или под углом 37 градусов ничего строить не будет! Проследите за тем, чтобы вертикали зданий были ровными!

2. Линия горизонта. Определитесь с композицией, в голове у вас должна быть четко нарисована картина, что вы хотите показать на фотографии (разницы нет: фотографируете вы снизу или с крыши).

3. Точка съемки фотографии: Очень важно определить для себя, с какой стороны Вы собираетесь фотографировать здание и при каком освещении.

Освещение - очень важный пункт при съемке архитектуры:

Погода. Лучше всего фотографировать в облачную, пасмурную погоду. Это идеальные условия! Создается мягкое рассеянное освещение. А белые пятна облаков часто включают в композиции снимка. Фотография получится загадочная, интересная.

Снимать в мороз не стоит, хотя бы потому что мерзнет техника.

В дождь фотографировать нежелательно, однако в дождливую погоду получаются снимки с драматическим "характером". В таком случае используйте длинную выдержку.

Яркое солнце - тоже не приветствуется. Вы потеряете образ,объем, детали. В итога получится графика.

Тени. Играют двоякую роль. С одной стороны, тень показывает нам объемность всего здания, подчеркивает рельефные рисунки и декор, если таковые имеются. Однако, если тень получится слишком глубокой и будет сильно затемнять участки, на которые она попадает, то снимок потеряет весь смысл. А здание потеряет изящные детали и всю свою красоту.

Конечно, если вам нужно показать на снимке только абрис, то тени вам не понадобятся вовсе.

Время суток. Во-первых, выбор времени скажется на режиме фотоаппарата, в котором вы будете работать.

Сумерки и закат - идеальное время, если Вы хотите получить снимок "со смыслом", который будет побуждать зрителя задуматься.

Снимки, сделанные утром или днем, будут нести собой "прямой" смысл. На таких снимках главную роль будет играть сам сюжет, композиция.

Не забываем о том, что большое значение имеет то, как построено здание и когда построено. Например, современное стеклянное здание лучше фотографировать в ясную погоду, днем или с утра. А храм, который был построен в 10 веке будет лучше смотреться на закате. Христианскую церковь принято фотографировать в лучах восходящего солнца, например.

Фотографии архитектуры имеют уникальное свойство - они все разные. Даже если 10 фотографов будут снимать одно здание с одной точки, фотографии будут друг от друга отличаться. Зависит это от самого фотографа (например рост), во всем остальном - дело техники: опеределение фокуса (окно на третьем этаже или окно на последнем этаже), оптика, фильтры, используется штатив или нет и т.д.

Распространено убеждение, что съемка архитектуры - довольно простой жанр фотографии. На первый взгляд, так оно и есть - нет ничего проще сфотографировать неподвижный объект (дом, храм, архитектурный ансамбль), это элементарно можно сделать в авторежиме! Однако, чтобы сфотографировать архитектурное сооружение красиво , зачастую приходится очень сильно напрячь мозги. Причем дело не в настройках фотоаппарата, а в выборе точки съемки, а также самой техники...

Когда фотолюбитель выбирает фотоаппарат или объектив для съемки архитектуры и обращается с этим вопросом на интернет-форумы, почему-то "гуру фотографии" рекомендуют для съемки архитектуры использовать непременно сверхширокоугольную оптику. В этом заключается самый главный подвох - хороший широкоугольник стоит весьма недешево (по крайней мере, автофокусный), но та картинка, которую он даст далеко не всегда удовлетворяет требованиям фотографа (или заказчика).

Перспектива

Эффект линейной перспективы, который чаще всего не беспокоит нас при съемке природы, при съемке архитектуры оказывает огромное влияние на окончательный результат. При выборе точки съемки часто отдается предпочтение той, которая наиболее удобная для фотографа (не надо никуда ходить, лазить) и здание при этом влезает в кадр целиком (объектив-широкоугольник в помощь). Увы, такие точки съемки очень редко являются оптимальными и результат выглядит не ахти - здания выглядят на фотографиях наклоненными.

Приведу пару примеров:

Естественно, для любительского "туристического" фото это приемлемо (уж лучше так, чем никак), но если вы метите "в высшую лигу", от привычки снимать архитектуру подобным образом нужно избавляться.

Падающие стены - кто виноват?

Часто в причине появления "падающих стен" незаслуженно винят объектив, мол "он тянет углы". На самом деле, объектив тут почти всегда не при чем, винить надо самих себя. Обращали внимания, как иногда люди фотографируют городской пейзаж?


Фото из Интернета

Такие фотографы действуют по правилам:

  1. Фотографировать с того места, где стоишь. Если здание помещается в кадр, зачем что-то менять?
  2. Если даже на "минимальном зуме" здание не влезает в кадр, нужно присесть (или прилечь), все что угодно - только не отходить назад.

После этого нажимается кнопка "спуск" и получается очередная фотография с заваленными стенами! Смешно? А многие именно так и делают!

По поводу второго пункта - съемка с низкой точки, действительно, помогает "впихнуть" в кадр больше - благодаря эффекту перспективы верхняя часть немного сплющивается по вертикали и горизонтали, но из-за этого фасад здания прямоугольной формы выглядит как трапеция.

Дисторсия

Еще на широком угле у всех без исключения зум-объективов присутствует такое явления как дисторсия . Если говорить по-русски - искажение, из-за которого картинка выглядит не плоской, а чуть выпуклой или вогнутой. Из-за этого прямые линии по краям кадра выглядят изогнутыми.


Дисторсия заметна при съемке архитектуры и интерьеров

Чтобы уменьшить дисторсию чаще всего достстаточно при съемке чуть выдвинуть зум.

На самом деле дисторсия не так уж страшна - ее можно легко исправить при обработке. Например, программа Adobe Photoshop Lightroom "знает", как искривляют картинку большинство объективов. Достаточно поставить соответствующую "галочку", дисторсия будет убрана (). Наверняка подобная возможность есть и в других более-менее серьезных программах для обработки фотографий.

А если снимать издали?

А теперь давайте посмотрим еще несколько фотографий объектов архитектуры:

Обратили внимание, что здания на них стоят ровно? У этих фотографий есть несколько общих признаков:

  1. Все они сняты с фокусным расстояним не меньше 50 мм. Если быть точным - первая фотография сделана с фокусным расстоянием 100 мм, вторая и третья - на 50 мм (на полном кадре).
  2. У всех фотографий горизонт проходит по середине кадра.

Вывод - если не хотите, чтобы на фотографии были падающие стены, отойдите подальше и снимайте с увеличенным фокусным расстоянием. Горизонт при этом располагайте ближе к середине кадра . Сразу скажу, что найти такую точку съемки бывает очень непросто - в этом и заключается главная сложность фотографирования архитектуры.

"Агрессивная перспектива"

С другой стороны, бывают ситуации, когда подчеркнутая "агрессивная" перспектива является частью художественного замысла.

Эта фотография сделана с объективом Зенитар 16мм (рыбий глаз), который заметно "закругляет" края изображения. Видно, что стена Нижегородского Кремля довольно эффектно вписалась в композицию, однако фотография воспринимается очень непривычно.

Эта фотография получена при помощи другого сверхширокоугольника - Samyang 14mm. Он, в отличие от Зенитара-16 ничего не закругляет, но все равно дает картинку, которая резко отличается от того, что мы привыкли видеть своими глазами.

Иными словами, при использовании сверхширокоугольной оптики с перспективой нужно обращаться как с солью и перцем: мало - плохо, много - еще хуже. Фотографии с неуместным использованием "агрессивной" перспективы вместо интереса могут вызвать отторжение.

Принцип прост - чем сильнее объектив задран вверх или опущен вниз, тем сильнее будут перспективные искажения .

Кстати...

Есть способ программного исправления перспективы при помощи Adobe Photoshop или Lightroom. Он хоть и не является панацеей от всех бед, тем не менее, небольшой завал стен при помощи него вполне можно исправить. Однако, если переусердствовать, легко получить искажение формы объектов.

Сделайте здание частью пейзажной композиции

Почти всегда это идет на пользу фотографии - пейзаж смотрится интереснее, чем просто фотография здания в упор. Некоторые архитектурные сооружения выглядят гораздо интереснее в составе всего ансамбля, чем по одиночке. Масштаб больших объектов гораздо лучше передается, если есть какие-то объекты "для сравнения" - люди, деревья, другие здания.

Наверняка вокруг примечательного здания разбит красивый сквер, может быть здание красиво отражается в воде. Ищите интересные ракурсы! Старайтесь не брать в кадр "фотомусор" - столбы, провода, рекламные щиты. Конечно, значительная часть успеха здесь зависит от того, какие объекты окружают здания, но на то вы и фотограф, чтобы замечать такие детали и ракурсы, мимо которых все проходят и не обращают внимания.

Выбирайте оптимальное время для съемок

Если речь не идет о съемке во время туристической поездки, у вас почти всегда есть возможность несколько раз посетить одну и ту же достопримечательность - в разные времена года, в разную погоду, в разное время суток. Приведу небольшой пример:

Здания, в оформлении которых преобладают светлые тона (например, Зимний дворец), как правило хорошо смотрятся и днем и ночью. Однако, здания из темного камня интереснее выглядят именно ночью (Казанский собор).



Кстати...

Большой проблемой при ночной съемке, зачастую, является установка баланса белого - фонари уличного освещения, как правило, дают очень теплый желтый свет и все освещенные объекты проваливаются в желтизну. Ручная установка баланса белого не всегда помогает, так как у многих фотоаппаров нет предустановки, способной компенсировать столь глубокую желтизну.

Самый простой выход из этой непростой ситуации - съемка в RAW и исправление баланса белого в редакторе. При съемке настройку ББ можно смело выставить "Авто" - даже если получится плохо, все равно потом можно безболезенно это исправить.



Архитектурная фотосъемка – один из жанров фотоискусства, конечной целью которого является создание представления о построенных руками человека сооружениях. Как правило, снимок является документальным, поскольку данный вид фотографии призван фиксировать правдивые и точные элементы зданий, мостов, декора и т.п.

Ниже мы рассмотрим основные моменты создания архитектурной фотографии. Не огорчайтесь, если первые результаты не будут вас удовлетворять: терпение, эксперименты и опыт помогут вам со временем стать профи в непростом, но увлекательном процессе.

Выбираем точку съемки архитектурных объектов


В Сети и специализированных учебниках можно найти множество уроков на тему правильного фотографирования архитектурных объектов. При этом все советы сводятся к одному: важнейшее значение для создания качественного снимка имеет точка съемки. Потому что именно от того, на каком расстоянии или высоте по отношению к объекту будет находиться фотограф, а также под каким углом мастер будет смотреть на него, зависит успех всей работы.

При выборе точки съемки следует придерживаться следующих правил:

  • Пробуйте все варианты. Снимайте здание с близкого и далекого расстояния, с разных точек, в нескольких режимах и т.д. Согласитесь, что лучше потратить время на съемку и последующий выбор удачной фотографии из нескольких имеющихся, чем жалеть об упущенных возможностях.
  • Не позволяйте тени или слишком яркому освещению испортить кадр.
  • Не фотографируйте все подряд. Принцип героя популярных анекдотов «что вижу, то пою» здесь неуместен. Внимательно посмотрите вокруг, может быть объект идеального сюжета находится позади вас?
  • Играйте на контрасте: соседство памятника архитектуры со зданием в стиле хай-тек при правильном ракурсе дает сногсшибательный эффект.
  • Оставляйте старым зданиям больше пространства.
  • Используйте погодные условия (туман, снежная пелена, полуденный свет и пр.) по максимуму.
  • Не забывайте про природные рамки: «окно» из ветвей деревьев, иллюминаторы, арки из вьющихся растений и т.п.
  • Промышленные объекты детализируйте, а руины не оставляйте без окружающего контекста.

Внимание! Иногда сделать красивый или уникальный кадр можно только с крыши соседнего дома, или находясь на охраняемой территории. Помните об ответственности за проникновение в частные владения, и о безопасности – всегда спрашивайте у владельцев объекта разрешение пройти к точке съемки и работайте со страховкой.

Как выбрать объектив для архитектурной съемки


Универсального объектива для съемки зданий не существует: здесь можно использовать весь диапазон фокусных расстояний. В городских районах с плотной застройкой, как правило, чаще востребована широкоугольная оптика в пределах 14-50 мм, за городом может понадобиться длиннофокусный телеобъектив.

Если вы стоите перед выбором, что приобрести в первую очередь, отдайте предпочтение широкоугольному объективу.

Несколько «зарубок» на память начинающему фотографу:

  • Для лучшего кадрирования изображения используйте телевик.
  • Для создания эффекта узоров на зданиях мегаполисов используйте зум-объективы с большим фокусным расстоянием.
  • Совсем новичкам будет полезно использовать оптику с отображаемыми на ней сеточками – при фотосъемке домов про ключевые точки «золотого сечения» забывать не следует.
  • Для уменьшения дисторсии чуть-чуть выдвигайте зум.
  • Чтобы здания на фотографии с проходящим по середине кадра горизонтом «стояли» ровно, используйте объективы с фокусным расстоянием от 50 мм.
  • Для создания фото с «агрессивной перспективой» используйте сверхширокоугольники или объективы с эффектами (например «рыбий глаз»).

Цитата: На заметку

Что нужно знать про освещение зданий


Касаясь вопроса о правильном фотографировании зданий , нельзя не поговорить про освещение объектов. В отличие от других фотожанров, в архитектурной фотографии в большинстве случаев нельзя выставить свет так, как хочет мастер.

Поэтому приходится либо ждать нужной погоды или времени суток, либо создавать шедевр здесь и сейчас, обращая внимание на то, что:

  1. Яркий боковой свет позволяет акцентировать внимание на рельефе и фактуре декоративных элементов объекта. Поэтому в пасмурный день, например, с декорацией работать сложно.
  2. Слабоконтрастное освещение размывает формы.
  3. Приходящее со всех сторон освещение может дать конфликт спектров, поэтому следует внимательно подходить к выбору точки съемки.
  4. При съемке черно-белых фотографий профессионалы рекомендуют использовать фильтры. Например, синий светофильтр выгодно подчеркивает контраст рисунков здания в желто-белых цветах.


Фотография архитектуры – это тема как минимум для цикла статей, а то и для полноценной книги. Наш материал призван побудить вас попробовать себя в этом жанре, дав советы для успешного старта.

В заключение – еще несколько «узелков на память», которые помогут сделать качественные снимки:

  • Фокусируйтесь лишь на главном объекте съемке. Исключайте из кадра все, что может отвлечь внимание при просмотре вашего творения и испортить художественную ценность снимка. Но! Чтобы показать масштаб зданий, в кадр можно включить сопутствующие объекты: людей, машины, растительность.
  • Используйте в композициях отражения от окон проезжающего транспорта, стеклянных стен стоящих рядом зданий и т.п.
  • Выгодно смотрятся силуэты зданий – на закате, заре или при освещении ночными огнями города.
  • Планируя работу, не забудьте уточнить прогноз погоды: будет обидно, если пропадет день только потому, что набегут тучи или пойдет дождь.
  • Помните, что данный жанр фотографии включает в себя не только фиксацию промышленных зданий или жилых домов – в вашей коллекции шедевров должно быть место и для мостов, узких улочек, лестниц и других созданных с помощью строительных материалов объектов.
  • Протяженные объекты или архитектурные ансамбли в ряде случаев правильнее будет сфотографировать частями, чтобы впоследствии «сшить» из нескольких кадров один.
  • При фотосъемке зданий желательно использовать штатив с грузиком и не забывать про таймер задержки спуска – это позволит избежать шевелений камеры.
  • Для уменьшения шумов и увеличения глубины резкости правильным будет выставить минимальное значение ISO, а диафрагму зажать максимум до f14.
  • В борьбе с перспективными искажениями помогает фотографирование по центру объекта, высокая точка съемки и «ровная» камера.

Надеемся, что наша статья помогла Вам в вопросе про архитектурную фотосъемку, успехов в Вашем начинании!

Архитектурная фотосъемка – это особый жанр фотографии, в задачи которого входит получение красивых снимков наружного вида зданий, сооружений, мостов, памятников и архитектурных ансамблей. Качественные фотографии архитектуры сегодня часто используются для продвижения объектов недвижимости, создания документальных отчетов и рекламных брошюр. Для того, чтобы отразить красоту архитектурных сооружений и зданий, фотографу приходится работать с ракурсом, освещением и выбором правильной точки для съемки. Поэтому архитектурная фотосъемка требует серьезной подготовки и опыта.

Основной целью архитектурной съемки является фотографирование зданий, сооружений или целых архитектурных комплексов в наиболее привлекательном для зрителя виде. Чтобы передать подлинную красоту здания или его архитектурных деталей, фотографу приходится находить правильную композицию и грамотно использовать условия освещенности. В архитектурной фотографии существует два направления – документальная и художественная съемка. Чаще всего используется именно документальная фотосъемка, позволяющая максимально реалистично и точно передать форму, цвет, размеры здания, элементы его декора или фактуру отделки. Таким образом, документальная архитектурная фотография дает возможность зрителю детально рассмотреть размер и внешний вид здания, его уникальные черты и особенности. Здесь необходима привязка к местности или соседним зданиям и точное соблюдение всех пропорций. Но есть и художественное направление архитектурной фотографии. В этом случае реалистичность и правдивость архитектурного объекта отходят на второй план. Главным для фотографа становится стремление наполнить фотографию эмоциями и настроением, придать объектам архитектуры определенную художественную выразительность.

Фотосъемка архитектуры является очень востребованным направлением в современной фотографии. Документальное отражение архитектурных объектов при максимальной реалистичности всегда необходимо строительным компаниям. Они используют такие фотографии для подготовки отчетных документов и тендерных заявок в контролирующие инстанциях, а также для составления паспорта объекта. Художественная архитектурная фотосъемка востребована рекламными фирмами и агентствами недвижимости для того, чтобы «продвинуть» тот или иной объект архитектуры на рынке. Подобные снимки могут сыграть решающую роль при разработке рекламной компании. В этом случае архитектурная съемка не ограничивается лишь фотографированием фасадов и здания целиком. Фотограф зачастую должен запечатлеть и отдельные элементы архитектуры, вид двора или благоустройства прилегающей территории. Все это в дальнейшем может быть использовано для выпуска печатных или электронных рекламных материалов.

Архитектурная фотосъемка имеет свои сложности. В частности, принципиальное значение при такой съемке приобретает строгая вертикальность и прямолинейность вертикальных и прямых линий. Чтобы здания не казались человеческому глазу «заваленными», фотограф должен постоянно следить за плоскостью фотоматериала или матрицы камеры, которая должна быть вертикальна и ни в коем случае не наклонена. Оптическая же ось объектива фотокамеры должна быть горизонтальной. Несоблюдение этого правила может привести к появлению неприятных перспективных искажений. На практике сохранить параллельность и вертикальность линий достаточно не просто. Для этого фотографу приходится выбирать для съемки здания максимально дальнюю точку. Еще одна проблема, с которой сталкивается фотограф, занимающийся съемками архитектурных объектов, — это выбор нужного ракурса. В наши дни в условиях плотной городской застройки бывает тяжело найти правильный ракурс, с которого можно максимально выигрышно запечатлеть объект. Здание зачастую прикрывается соседними домами или оживленным проспектом. В результате, пространства для охвата здания катастрофически не хватает, что вынуждает фотографа использовать в процессе съемки широкоугольный или сверхширокоугольный объектив. Именно ракурс и выбор точки съемки по отдаленности и высоте определяют общую композицию кадра, его перспективу и соотношение планов. Поэтому профессиональным фотографам нередко приходится подолгу искать подходящий ракурс для съемки здания, карабкаясь по пожарным лестницам или заходя в соседние дома. Качественный снимок получится лишь тогда, когда объект полностью поместился в кадр, он хорошо освещен и выгодно смотрится на остальном фоне. И при этом на снимке не должны присутствовать какие-либо искажения перспективы.

В архитектурной фотосъемке освещение играет важную роль. Работая в собственной студии, фотограф может сам управлять светом, добиваясь идеального направления и типа освещенности для создания художественной выразительности снимка. При съемке объектов архитектуры такое по определению невозможно. Поэтому при организации архитектурной фотосъемки приходится принимать во внимание характер естественного освещения в различное время суток. В частности, не рекомендуется снимать объекты архитектуры в пасмурные дни или облачную погоду, ведь светотени не позволяют передать точную форму и фактуру здания. Недостаточный контраст ведет к искажению формы объекта, а слишком сильный контраст, в свою очередь, приводит к потерям определенных деталей в тенях или свете. Поэтому далеко не все равно, в какую погоду и в какое время суток фотографируется здание или другой объект архитектуры. Считается, что оптимальным вариантом для съемки является положение солнца под углом примерно в 25-30° к плоскости здания. В этом случае в кадре появляются мягкие тени, которые повышают рельефность изображения. Подобные условия освещенности возникают в утренние и вечерние часы. Именно в это время суток профессиональные фотографы, занимающиеся съемками архитектуры, чаще всего и отправляются на поиски новых интересных и красивых кадров. Привлекательно выглядит и ночная съемка объектов архитектуры, когда ночное небо озаряют фонари и фары проезжающих машин. Для съемки рельефных поверхностей и декоративных элементов здания лучше всего подходит боковой солнечный свет.

Популярным решением в архитектурной фотографии является черно-белая фотосъемка. Она позволяет выгодно подчеркнуть красоту и особенности того или иного архитектурного объекта. Благодаря применению различных цветных фильтров можно добиться потрясающих художественных эффектов. При архитектурной фотосъемке довольно часто приходится прибегать к последующей обработке полученных изображений в графических редакторах для достижения желаемых результатов. С помощью цифровой обработки можно в наилучшем виде продемонстрировать красоту здания или выгодно подчеркнуть окружающий его ландшафт.

Секретом успеха в архитектурной фотографии является внимание к каждой мелочи и тщательная подготовка. Фотографу приходится терпеливо ждать, когда архитектурный объект «покажет» себя идеальным образом. Для достижения этой цели порой приходится потратить не один час на нахождение нужного ракурса, поиск интересных архитектурных деталей и ожидание подходящего освещения. Но результат съемки зачастую оказывается гораздо дороже потраченного времени.