Осенние посиделки на Покров. Сценарий фольклорного развлечения для разновозрастной группы в детском саду
анна тютрина
«Сибирские посиделки» - сценарий фольклорного развлечения в старшей группе
Цель : Создавать условия для развития речи посредством использования малых фольклорных форм .
Задачи : активизация словаря с использованием малых фольклорных форм : потешек, скороговорок;
Развитие звуковой культуры речи, фонематического восприятия и слухового внимания.
Воспитывать интерес к истории родного края.
Предварительная работа : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, серии картин, просмотр видеоматериалов, изготовление атрибутов, элементов декора, разучивание фольклорных произведений .
В группу входит Сказительница :
С.: Добрый день, люди добрые, добрый день, или уже вечер, ну, а коли вечер, тут уж думать нечего - собирайтесь, снаряжайтесь, да к нашему двору направляйтесь, добры молодцы да красны девицы приглашаются на посиделки , на поглядки, на гляделки.
Приглашает в украшенный и стилизованный под избу зал.
С.: Приходите, посидите , о делах поговорите, коль темно- зажжем лучину,
да натопим жарко печь, мы разгоним вмиг кручину, можем и пирог испечь.
Под мелодию «Ах, вы сени, мои сени…» девочки выходят в центр и выносят блюдо с пирогами.
Девочки : Не красна изба углами, а красна пирогами.
1 девочка : Мы пришли не с пустыми руками- с вкусными пирогами.
2 девочка : Пироги вкусные, с грибами да капустою.
1 мальчик : А вот, говорят, в Рязани пироги едят с глазами!
Девочки хором : Как так?
2 мальчик : А вот так : их едят - они глядят!
С.: Проходите, песни- пляски заводите. Вот как раз начинаем перепляс.
Свободные музыкально- ритмические движения под попурри из русских народных мелодий.
С.: Ну, а теперь пирогов отведаем, посидим , побеседуем, с пирогом да кваском и шутки пойдут рядком.
Мальчик : Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку,
Тот пустился наутек, чуть не сбил медведя с ног…
Под корнями старой ели размышлял медведь полдня :
«Что-то зайцы осмелели, нападают на меня!»
Девочка : Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне…
Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
С.: А вот я вам пословицы назову, а вы уж не взыщите, мне объяснить их значение поспешите :
1) Долг день до вечера, коли делать нечего.
2) Кушать хочется, да лень ворочаться.
3) Семь раз отмерь - один раз отрежь.
С.: Вот какие мудрецы, сразу видно : молодцы, а сейчас мы в круг ловких да смелых приглашаем, в веселую игру поиграем.
Народная игра «Гори, гори, ясно!» .
С.: Ловкость да удаль показали, в задорную игру поиграли, а сейчас- ушки ставим на макушке, начинаем петь частушки :
Девочки : Мы живем в краю прекрасном,
А Сибирь бывает разной ,
Летом - зной, зимой- мороз,
Ты держи по ветру нос!
Мальчики : Не хочу сидеть я дома,
У меня лыжня готова,
Вот и финиш впереди,
Ты попробуй, догони!
Девочки : Мама мне кричит весь день,
«Дочка варежки надень!» ,
Мама, я ведь не мерзлячка, я девчонка, сибирячка !
Мальчики : Не маните чупа- чупсом,
он не нужен мне совсем,
Не хочу больным быть пупсом,
Лучше я морковку съем!
Хором : Не только серебром и златом края сибирские богаты , народ веселый, дружный здесь живет, ребята!
Мальчик : Спасибо, люди добрые за привет да ласку, за доброту и сказку!
Девочка : Пирогов поели, песни попели, пора и честь знать, до свидания!
Публикации по теме:
Сценарий фольклорного развлечения «Казачьи посиделки» Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках. Способствовать становлению.
Конспект развлечения в старшей группе «Русские посиделки» Цель: .Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. .Закрепить знания русском устном и музыкальном фольклоре. .Обогатить словарь.
Ождественские посиделки 2016 Цель: Познакомить детей с праздником Рождества Христова, его происхождением, историей, его особенностями.
Под музыку "Русские матрешки" входят Хозяйка и 5 матрешек. Музыка закончилась, а матрешки продолжают танцевать. Хозяйка: Дуняша! Наташа.
Сценарий фольклорного праздника «Уральские посиделки» для средней группы Сценарий фольклорного праздника «Уральские посиделки» для средней группыМузыкальный руководитель МБДОУ №16 Фокина Татьяна Вениаминовна,.
Сценарий фольклорного праздника в старшей группе Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на.
Сценарий фольклорного развлечения "Святки встречаем-колядки распеваем!" Цель: Знакомство детей и родителей с традициями и обычаями русского.
Сценарий праздника «Веселые
посиделки» в детском саду
Автор: Ткаченко Ирина Викторовна, музыкальный руководитель МБДОУ
детский сад №2 «Колокольчик» Старооскольского городского округа.
Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки»
предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и
рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста.
Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими
декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными
аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному
творчеству.
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи:
∙ Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
∙ Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
∙ Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр,
хороводов;
∙ Доставить детям радость.
Взрослые:
∙ Ведущая
∙ Хозяйка
∙ Домовой Кузя
Дети:
∙ Лиса
∙ Волк
∙ Колобок
∙ Медведь
∙ Емеля
∙ Машенька
Атрибуты:
∙ Четыре клубка пряжи
∙ Решето
∙ Лисья рукавичка
∙ Корзинка с рыбой
∙ Платочек для игры, 8 платков для танца
∙ 2 ведра, коромысло, снежки
∙ Щука
∙ 8 деревянных ложек
∙ Короб, пирожки
Анализ: На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с
детьми подготовительной к школе группе детского сада «Космос». Стоявшая
изначально цель – воспитывать у детей любовь к народному творчеству была
достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные
декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с
неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям
к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые,
несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного
творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни
вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень
их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.
План ход мероприятия
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы
предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые
полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия,
русские народные игрушки и т.д..
фото с праздника
/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /
Ведущая: На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и
встречает гостей /
фото с праздника
Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте
места, где кому нравится. Будьте как дома.
/ Входят дети подготовительной группы /
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
/ Хозяйка рассаживает детей /
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да
себя показать.
Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно
ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места
хватило?
Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли
хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша
русская изба.
Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно
хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные
бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
/ Дети по очереди говорят пословицы /
1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!
2) Домом жить – не лукошко шить!
3) Домом жить – не развеся уши ходить!
4) Домом жить – обо всём не тужить!
5) Дом вести – не лапти плести.
6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про
меня не забыли.
Ведущая: Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?
Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.
/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /
Хозяйка:
Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.
Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все
нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки
смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка
зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит
Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /
фото с праздника
Хозяйка: Нука, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее?
(Хвалит детей)
Работатьто Вы – мастера, а плясатьто умеете».
Ведущая: Веселил нас много раз хороводный перепляс,
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /
Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно?
(ответы детей)
Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу
варит.
Печь избу согревает, да освещает.
Голос: (изза печки, ворчливо) Самато печка добрая, всем найдёт кусок
пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не
оставить.
Хозяйка: Кто это изза печи со мной разговаривает?
Голос: Это я, запечный житель.
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный
житель? Может, ты изза печки вылезешь, да снами поговоришь?
Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое
имя?
Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь
пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних?
Правда это? А?
Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться
могу.
Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя
посмотреть. Ребята,
Хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Дети: Да!!!
Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой,
приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец,
появляется Домовой».
Кузя: (неуверенно) Здрааасте, это Вы меня звали?
Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи,
садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и
всех ребят
Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая – ты
Хозяюшка чудная!
Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?
Кузя: Ну…так и быть – слушайте! (поёт)
Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей,
порадуем его.
/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки,
двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием
пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает
Кузя.)/
Кузя: У меня для Вас тоже подарочек есть. Вот, глядите! (выносит изза печки
решето)
Хозяйка: Кузя, да ведь это же обыкновенное решето.
Кузя: Моё решето – чистое волшебство, в нём песни, да пляски, да разные
сказки.
Хозяйка: А какая там сказка? (заглядывает в решето и достаёт оттуда лисью
руковичку)
Да это ж лисья рукавичка! И что это значит, Кузя.
Кузя: А вот что. Решето, решето, свежим лыком обвито. Обвитообвито,
снегами умыто!
Хочу, чтоб сказка к нам явилась!
/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит девочка в костюме лисы, в
руках у неё корзина с рыбой./
Лиса: Ох, устала я, устала –
Возле реченьки гуляла.
Мужичка перехитрила
И всю рыбу утащила!
Волк: (выбегает) Здравствуй, Лиса, рыжая краса!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк: Ничего идут дела, голова пока цела.
Лиса: Где был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк: Шерсти клок…
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке.
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки! Ну, а тыто где бродила?
Лиса: Рыбку в проруби ловила.
Только хвостик опустила,
Видишь, сколько наловила… (показывает корзину с рыбой)
Волк: Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе, но Лиса быстро прячет корзину за
спину)
Лиса: Так поймай, я научу.
Ты ступай, дружок, к реке,
Сядь в укромном уголке.
Хвост свой в прорубь опускай
И всё время повторяй:
Ловись, рыбка, большая и маленькая.
Волк: Ну, спасибо, Лисавета!
Помогла ты мне советом.
Где тут прорубь? Покажи.
Лиса: (показывает, кричит вслед) Не забудь, слова скажи.
/ Волк и Лиса уходят из зала /
Хозяйка: И правда, Кузя, твоё решето волшебное. А что там у тебя ещё есть
(заглядывает в решето и достаёт красивый платочек)
Кузя: Есть у меня одна игра, собирайся, детвора!!! Не толкайтесь, не спешите,
в круг скорее
Становитесь.
/ Кузя играет с детьми в игру «Гори, гори ясно»! /
Кузя: (поглаживая живот) Чтото мне есть захотелось… испекла бы ты мне,
Хозяюшка, колобок, чтоли.
Хозяйка: Рада бы испечь, да мука закончилась.
Кузя: А ты по амбарам помети, по сусекам поскреби, авось, и наберёшь на
колобок.
Хозяйка: Что ж, пойду посмотрю, может, чего и напеку.
Кузя: А я Вам пока загадки загадаю:
1) Чудо, чудо сошлось с кругом:
Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)
2) Под крышей четыре ножки, под крышей – суп, да ложки. (Стол)
3) Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)
Хозяюшка, ну что, скоро ли будет колобок готов?
Хозяйка: Скоро, скоро, уже зарумянивается!
Кузя: 5) Веду я внучка по всем комнатам за ручку. (Веник)
6) Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. Что это такое? (Дым)
Кузя: Скоро ли будет колобок?
Хозяйка: Из печи достаю.
/ Хозяйка выходит, ведя за руку ребёнка, в костюме колобка. /
Хозяйка: По полочке поскребла, горсть мукито набрала, на сметане замесила,
вот Колобок какой получился.
Кузя: Ой, да какой пышный, румяный! (дотрагивается до него и отдёргивает
руку). Ой, горячий какой! Пускай остывает.
/ Дети исполняют песню «Колобок», Слова: В. Татаринова,
Музыка: Г. Струве (ребёнокКолобок танцует) /
фото с праздника
Кузя: Вот это Колобок…Какой он у тебя шустрый, да ладный получился.
Жалко мне его есть. Эх, буду голодным ходить…
Хозяйка: Кузя, не расстраивайся, лучше посмотри, что ребята ещё умеют.
/ Выходят мальчик и девочка на середину зала /
Мальчик: Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт,
Пойду попляшу, на людей погляжу.
/ Танец «Тополёк» под песню из репертуара «Золотое кольцо» (исполняют
четыре пары детей) /
фото с праздника
Хозяйка: Кузя, а что у тебя ещё есть в решете? (Кузя вытаскивает из решета
щуку)
Голос Щуки: По щучьему велению, по моему хотению, вели Емеле явиться
сюда и поиграть с ребятами.
/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме Емели. В
руках вёдра, а в них снежки /
Емеля: Эгегей. Кто меня звал, вызывал?
Только по воду пошёл,
Прорубь я в реке нашёл
Стал я вёдра опускать,
Только слышу, что тихонько
Стал меня вдруг ктото звать.
Испугался я, ребята,
Вёдра задрожали,
Ноги сами в путь пустились,
И вот я перед Вами.
Чудеса со мною всякие случаются,
Но такое первый раз со мною приключается.
Хозяйка: А в вёдрахто снежки! Вот чудеса! Что же сними делать?
Кузя: Как что делать??? В игру играть!
Хозяйка: В какую?
Кузя: Снежки ложками носить.
/ Проводится игра «Перенеси снежок в ложках» /
Ведущая: Велика РОССИЯ наша
И талантлив наш народ,
Об искусникахумельцах
На весь мир молва идёт!
Ложкари играть начнут
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
/ Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню «Во кузнице» /
фото с праздника
Хозяйка: Нука, девочки, скорее выходите,
По платочку каждая возьмите,
Танец свой весёлый покажите.
/ Девочки исполняют танец с платочками под русскую народную мелодию
«Земелюшкачернозём /
Кузя: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки. И Вы, парни,
не зевайте, девчатам тоже помогайте.
/ Дети исполняют частушки /
Хозяйка: Кузя,а в твоём решете ещё остались чудеса?(заглядывает в решето и
достаёт пирожок)
Да это же пирожок!
/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме медведя
с коробом за спиной. /
Медведь: (подойдя к пеньку) Сяду на пенёк, съем пирожок!
Неси ребяткам угощенье!
Медведь: Ишь, какая глазастая. Высоко сидит – далеко глядит.
/ Медведь идёт дальше, останавливается у пенька /
Медведь: Сяду на пенёк, съем пирожок!
Машенька: Не садись на пенёк, не ешь пирожок!
Неси ребяткам угощенье!
Медведь: (подходит к хозяйке) Вам Машенька короб с пирожками прислала.
Хозяйка: Спасибо, Михайло Потапыч. Машеньке кланяйся от нас. А пока
побудь с нами, да послушай весёлую песню про зиму.
/ Дети исполняют песню «Эх, зима!», слова М. Пляцковского, музыка Ю.
Чичкова /
/ после исполнения песни Хозяйка и Кузя раздают детям пирожки /
Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы будьте,
живите без бед многомного лет. А я Вас в гости будут ждать.
/ Под русскую народную мелодию дети уходят из зала /
Цели : формировать умение организованно и интересно проводить досуговое время; вызвать интерес к русским традициям.
Оформление: убранство зала стилизовано под деревенскую избу: столы, лавки, печь, самовар, деревянная и глиняная посуда.
Ход досуга
I. Вступительная часть.
Ведущая. Посиделки - это вечер отдыха, который можно приурочить к православным праздникам, к выходным дням. На посиделки сходятся для увеселений. Здесь поют, пляшут.
Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен. Посиделки часто просто необходимы для поддержания и продолжения фольклорных традиций, для культуры общения.
Культуре праздничного общения надо учиться. Русские люди должны уметь отдыхать, используя опыт традиций своих предшественников.
На посиделки собираются в установленное время. Помещение (комнату) украшают предметами старины.
II. Посиделки.
Под звуки баяна выходит Хозяйка посиделок.
Хозяйка.
Собрались сегодня мы,
Хвори - нет и нет тоски.
Начинаем с хлеба-соли,
А букет наш - колоски.
Ставит букет - снопик из колосьев в глиняной вазе на стол. Входят 3 девочки в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.
1-я девочка.
Мы начинаем посиделки,
Несем вам хлеб и соль
На этой расписной тарелке.
2-я девочка.
Живы традиции Руси,
Какого б не было пути,
От старины нельзя нам отступать,
Традиции нам надо соблюдать.
3-я девочка.
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке,
Из наших рук вам хлеб и соль!
Ешь на здоровье, хочешь сколь!
Кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб самому старшему. Тарелку двигают по кругу, каждый участник отщипывает кусочек от каравая, макает в соль и съедает.
III. Программа «Пельмени».
Хозяйка.
Русские пельмени,
Пельмени-пельмешки.
Ешь - не хочу,
Сто штук проглочу!
Звучит русская народная музыка. Девочки вносят на тарелках горячие пельмени, ставя перед гостями на стол.
Гости после отведывания пельменей слушают хозяйку.
Хозяйка . Бежали овечки по калинову мосту, увидели огонь, кинулись в воду. О чем идет речь?
Дети . О пельменях.
Хозяйка. Правильно! По-фински пельмени - «пельняни». На вогульском языке пельмени называют так: пель - ухо, нянь - хлеб, получилось «ушки из хлеба».
Дети. Давайте поиграем!
Хозяйка . Хорошо! А в какую игру?
Мальчик . В ушки.
Хозяйка . Итак, игра «В ушки».
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладоши друг другу:
Мама била, била, била
И все папе доложила,
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!
Произнося последнюю строчку, играющие быстро прикрывают ладонями уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Девочка . Если это ушки, то при чем пельмешки?
Хозяйка. Потому что пельмешки похожи на детские ушки.
Дети обращают внимание на уши соседа и убеждаются, что пельмени напоминают форму детского уха.
IV. Игры, забавы.
Игра «Баба-Яга».
Играющие выбирают Бабу-Ягу и двух «собак». На полу проводят черту. По одну сторону черты становится Баба-Яга с «собаками», по другую - дети. Бабу-Ягу дразнят:
Баба-Яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку!
Потом дети разбегаются, а Баба-Яга посылает «собак» их ловить. Кого «собаки» поймают, проводят к Бабе-Яге. После этого пойманные становятся «собаками» и также ловят детей. Когда «собаки» переловят всех детей, игра заканчивается.
Игра «Заяц и волк».
Ведущий вытягивает перед собой руку ладонью вверх. Каждый из играющих кладет свой указательный палец на ладонь.
Ведущий (считает).
Сидит заяц
На припечке,
Молвит слово
По-турецки:
Эванк, бонк,
Куралоне,
Этот - заяц,
Этот - волк!
При каждом слове ведущий дотрагивается своим указательным пальцем до пальцев игроков. Участник, на палец которого пришлось слово «заяц», - убегает, а другой, на палец которого пришлось слово «волк», - ловит его. Волка, не поймавшего зайца, легонько «бьют» жгутами, скрученными из платков, и прогоняют. Затем выбирают новых зайца и волка, игра начинается сначала.
Игра «Челнок».
Выбирают двух ведущих. Один из них - челнок, другой - нитка. Остальные участники встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встает у одной пары, нить - у другого. Все поют:
Челнок бежит,
Земля дрожит,
Шьет-пошивает,
Дале посылает.
Со словами «дале посылает» челнок начинает бегать змейкой, пробегая через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догоняет челнок прежде, чем он обежит круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый игрок.
Хозяйка.
У кого хороший вкус,
Начинаем перекус.
Входят три девочки, выносят на тарелках жареный картофель с соленым огурчиком (порезать кружочками).
Девочки.
Русская картошка,
Каждому по плошке.
На масле поджаренная,
С мяском да с кваском!
Всем по плошке -
Нет лучше картошки!
К картошке подают по кружке квасу.
Хозяйка.
Говорилки, прибаутки -
Это русские шутки.
Говорить, шутить мы будем,
Про веселье не забудем.
Выбегает Тит с ведром «смолы» (имитация).
Дети. Куда, Тит, идешь со смолой?
Тит. Лодку смолить.
Дети . На что лодка?
Тит. Рыбу ловить.
Дети . На что рыба?
Тит . Ковалёчка (кузнеца) кормить.
Дети . На что ковалёчек?
Тит. Ковать тополёчек.
Дети . На что тополёчек?
Тит. Рубить лесочек.
Дети . Что в том лесочке?
Тит. Дубовая бочка.
Дети . Что в той бочке?
Тит. Маковое зерно.
Дети . А где зерно?
Тит. Куры склевали, в поле побежали.
Дети . А где поле?
Тит . Цветами заросло.
Дети. А где цветы?
Тит. Дети пощипали.
Дети . А где дети?
Тит. На войну побежали.
Дети. А где война?
Тит. Посреди двора!
Хозяйка.
Кто шутку расскажет,
Тот свой ум покажет!
Мальчик.
Вот приехали два брата
Во деревню из села,
Одного зовут Ерема,
А другого звать Фома.
Вот Ерема купил лодку,
А Фома купил челнок.
У Еремы лодка с дыркой,
У Фомы челнок без дна.
Вот Ерема стал тонуть,
Фому за ноги тянуть,
Вот Фома пошел на дно,
А Ерема там давно.
Девочка.
Это, дети, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез на ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
Дети водят хоровод.
Хозяйка.
Собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Будем бойко плясать,
Каблуки ломать!
Дети становятся в круг, поют и пляшут.
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка со мной!
Дроби бей, дроби бей,
Под ногою воробей!
Под другою - серый гусь,
Я плясать-то не боюсь!
Бабка Оля пляшет,
Платочком белым машет,
Песни новые поет,
В пляске спуска не дает!
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая!
Я плясать пошла,
Хоть и маленькая!
Пойду плясать
По соломушке.
Раздайся, народ,
По сторонушке!
Встал наш Ваня на носок,
А потом на пятку
Стал он русскую плясать,
А потом вприсядку!
Топ-топ, топочок.
Приударь-ка, башмачок!
Так и этак,
Так и сяк!
Вот и этак!
Вот и так!
Ух, ух, во весь дух!
Попляши, Игнат,
Мы частушек много знаем,
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких!
V. Заключительная часть.
Выходит хозяйка с девочками, которые обслуживали гостей, и скоморохами.
Хозяйка.
До свиданья, посиделки,
Посиделкам каждый рад,
Делу - время, а потехе -
Удели счастливый час!
Девочки.
Посиделки, вечеринки,
Наши яркие картинки.
Это русские картинки,
Жизни нашей на Руси!
Скоморохи.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,
До свиданья, ждем еще,
Любим вас - и это все!
Посиделки окончены.
Татьяна Родичева
Тема : Фольклорное развлечение «Русские посиделки »
Цель : Приобщать детей к традициям русского народа , совершенствуя их художественно – речевые способности посредством участия в совместных играх с другими детьми и родителями.
Ход развлечения:
Зал оформлен в виде избы, стол, на столе стоит самовар, разная утварь, стоит печь, лавки.
Ведущая :
На завалинках в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались на посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить :
Скучно жить без посиделок ,
Их бы надо возродить!
Под рус нар мел. «Как у наших, у ворот» дети заходят в зал
Ведущая :
Здравствуйте, детушки малые, да люди добрые!
Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться…
Здесь не погреб, не чулан
Не растет за ним тюльпан
Есть здесь светлая светлица-
Русская горница .
Есть и печка и труба
Это русская … .(Изба) Чтоб на посиделки
В русскую избу попасть
Надо ворота найти
Да под ними парами пройти…
Игра «Золотые ворота» (с родителями) под запись р. н. м. «К нам гости пришли» :
Ай, лю - ли, ай лю - ли.
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше –
Получилась красота.
Получились непростые –
Золотые ворота.
Кто пару найдет,
Тот в ворота пройдет!
Все рассаживаются на места
Ведущая :
Вот уж в избу мы вошли
Что ж тут видим?
Что нашли?
Горница здесь небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Игра «Отгадай что есть в избе…» :
1. Она стоит в русской избе
От неё тепло везде
Вы поймете, о чём речь
Это русская… (печь) 2. Кашу варит всем дружок,
Круглобокий. (чугунок) .
3. В печку слазить очень рад,
А зовут его. (ухват) . 4. Стоит у стола длинная кошка
У нее четыре ножки.
Сидит на ней вся семья
Это (скамья)
5. У нее доска и палка-
Это бабушкина. (прялка) . 6. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра (коромысло) .
7. Встану я рано, пойду я к Ивану,
К долгому носу, к толстой голове.
Он висит, болтается,
Всяк ему поклоняется… (рукомойник)
Ведущая :
Осмотрели избу мы…
Эй, хозяева, где вы?
Под р. н. м. «Полянка» на середину зала выходит «семья»
Отец :
Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окошко глядеть!
Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться!
Мать :
Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.
Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный!
По обычаю, по - старинному - посиделками называется .
Старший сын :
Пожалуйте, гости дорогие!
У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
Кому сказку, кому правду, кому песенку…
Старшая дочь :
Мы давно гостей уж поджидаем,
Без вас речей не начинаем
Для каждого найдется
Глоток водицы из колодца
Младший сын :
Гости на порог – хозяину радость. Милости просим.
Подарки есть на всякий вкус :
А по старинному русскому обычаю , дорогих гостей угощают хлебом-солью.
За хлебом да за солью всякая шутка хороша!
Младшая дочь :
Много танцев есть на свете
Мы их любим танцевать.
И на этих посиделках
Мы хотели бы сплясать!
Дети исполняют хоровод «Весна – красна идет» (авт. Т. Морозова)
Дети рассаживаются на места
Ведущая :
Ай- да, во славном посаде Тихвинском,
Да в саду – то «Россияночка» ,
На посиделки русские народные
Молодой князь со боярами пожаловал
Под р. н. м. «Из – под дуба…» выходит мальчик с костюме князя и два мальчика в костюмах бояр :
Князь :
Я Русич, и горжусь я этим,
Землёй своей родной горжусь,
Горжусь делами предков славных,
Тобой горжусь - родная Русь! Быть Русским - значит соблюдать
От предков данный нам завет :
По Совести и Правде жить,
За каждый шаг держать ответ.
Ведущая :
Верно князь слово молвит. Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться. Но посиделки на Руси немыслимы были без ремесла.
1Мальчик в костюме боярина :
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
2 мальчик в костюме боярина :
Ох! Ребята, что за диво,
Как чудесно и красиво!
На телеге проезжали
И сундук вдруг потеряли.
Эй! Заглянем в сундучок,
И узнаем, что есть что…
Игра «Русский сундучок » (с родителями)
Под р. н. п. «Шел козел по лесу…» участники игры берут в сундуке «грамотки» с загадками, читают задание и находят необходимые предметы, разложенные на столе.
1. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено)
2. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок ниток)
3. В полотняной стране по реке Простыне плывет пароход, то назад, то вперед,
А за ним такая гладь - ни морщинки не видать. (Рубель)
4. Сама не ест, а людей кормит. (Ложка) .
5. Говорит дорожка - два вышитых конца :
«Помойся хоть немножко, чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня испачкаешь меня»(Рушник)
6. Привяжешь - пойдут, отвяжешь - останутся (Лапти)
7. Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча)
8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
9. Новая посудина, а вся в дырках. (Сито, решето)
10. Днем - обручем, ночью - змеей. (Пояс)
Все рассаживаются на места
Ведущая :
А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.
Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.
Выходите, ладушки – красавицы. Покажите свое мастерство.
Как музыка начнет играть,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как закончит музыка играть,
Значит, хватит вам и ниточку мотать.
Понятно ли задание? Начинаем соревнование!
Игра : "Смотай клубочек"
Выходят девочки и под р. н. п. «Ах, вы сени» вместе с мамами начинают наматывать нити на клубки.
Ведущая :
А вы, добры молодцы, что призадумались? Призадумались, закручинились?
Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.
И для вас у меня есть игра-забава, где силушку молодецкую надо показать.
Игра - эстафета «Растопи печку»
Мальчики и их родители встают в две колонны.
По команде под р. н. п. «Ах, ты береза» каждый ребенок берет палку – «Прутик» , а взрослый – кубик – «уголек» и несут к печке, возвращаясь, передают эстафету другому. Победит тот, кто быстрее перенесет все предметы.
Ведущая :
Долог день до вечера, коли делать нечего.
А как с работой управились,
Так и отдохнуть можно…
Расступись, честной народ, отдохни немножко,
К нам Потешница идет, поразвлечь немножко .
Под р. н. м. «Как под яблонькой» » выходит Девочка - Потешница :
Сидят в теремах-светлицах
Небылицы в лицах,
Щелкают орешка, да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас!
Исполняются шутливые диалоги :
1мальчик :
Ой, ребята, а я что видел!
1мальчик :
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из подворотни лают ворота!
1 девочка :
Лошадь ела кашу, а мужик овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.
2 мальчик :
Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице.
А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!
2 девочка :
Катя-Катя, Катюха! Оседлала петуха.
Петух заржал, на забор забежал!
Девочка – Потешница :
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули,
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?
Ведущая :
Делу – время, потехе – час.
Кто будет играть со мной сейчас?
Созывайте всех гостей,
Да вставайте в круг скорей.
Мы трудились долгие недели
Покатаемся теперь на карусели.
Дети приглашают родителей и катаются на карусели (р. н. м. «Карусель» )
Ведущая :
Рас два, три, четыре, пять,
Будем дружно мы играть.
Вы кружок не разбивайте,
Веничек передавайте.
Будем передавать веник.
На ком веник остановиться, тот и загадку отгадывает.
Игра "Веник"
Под р. н. п. «Барыня» все играющие передают веник из рук в руки.
Когда музыка останавливается тот, у кого веник в руках, отгадывает загадку.
Загадки :
1. Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
Дополняет наш кружок
Добрый русский наш ---Пастуший рожок
2. Деревянные пластинки, разноцветные картинки,
Стучат, звенят – плясать велят! ---Трещотки
3. Три струны, ее узнай-ка,
Заиграла --- Балалайка.
4. Без нее деревни скучно,
Вместе с ней поют частушки.
Пляшет Маша и Антошка
Под веселую --- Гармошку.
5. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. --- Дудка
6. Тук, тук, тук все услышали мы стук,
Потерпи немножко, заиграем --- Ложка!
Ведущая :
А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.
1 ребенок
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари! 2 ребенок : При царе, да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан,
Бубен в руки взяли,
Музыку сыграли!
3 ребенок :
Ложки, бубны – молодцы!
Еще лучше – бубенцы!
Бубенцов трель хороша
Эх, веселись, моя душа!
Игра на дет муз инструментах : оркестр детей и оркестр родителей
(В. Герчик «Песенка друзей» /исправленная/)
Все садятся на места
Ведущая :
Ой, да какие же вы молодцы, замечательно играете!
Ну, продолжаем наше веселье. (берет туесок со скороговорками) :
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Грамоту вы открывайте,
Скороговорочку читайте,
Да складно быстро повторяйте. Скороговорки :
1. Три сороки - тараторки тараторили на горке!
2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из простокваши.
3. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
4. Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
5. Пекарь Петр пек пирог.
6. Ткет ткач ткани на платки Тане.
Дети и родители по очереди повторяют скороговорки по три раза, соревнуясь.
Ведущая :
Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получается.
Но одними играми да плясками сыт не будешь.
Славится наш народ радушием да угощением знатным.
Не зря в народе говориться : хлеб да каша – пища наша.
А ну – ка, хозяюшки, выходите, да каши чугунок нам скорей наварите.
Исполняется танец «Варись, варись, кашка» (сл. Н. кузьминых, муз. Е. Шанин)
Ведущая :
Мы и пели, и плясали,
Вместе весело играли.
Только князь вдруг к нам идет
Грамоту с собой несет Ребенок в костюме князя вручает грамоту
Ведущая :
Песни, пляски от души
Были очень хороши.
Я ж издал такой указ :
Чтоб порадовать всех нас
И запомнить посиделки ,
Изготовить всем поделки :
Нужно тот час взять матрешку
Расписать ее немножко!
Совместная творческая деятельность «Роспись матрешки»
(п. «Русские матрешки » )
Ведущая :
Издавна люди на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали.
1 ребенок :
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. 2 ребенок : Ай, качи, качи, качи,
Глянь баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися одни бараночки!
Ведущая :
А я для вас как – раз баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила.
Спасибо хозяин с хозяйкой за гостеприимство. За веселье знатное. За посиделки русские .
Приглашаем всех : и князя с боярами,
И семью дружную русскую ,
И людей тихвинских посадских,
И гостей чинов и званий разных
Милости просим к столу
Отведать душистого чая.
Под р. н. м. «Белолица – круглолица» дети и родители небольшими группами подходят к хозяину с хозяйкой, раскланиваются, уходят из зала
и проходят в группу для чаепития.
Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи:
· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
· Доставить детям радость.
Взрослые:
· Ведущая
· Хозяйка
· Домовой Кузя
Дети:
· Колобок
· Медведь
· Машенька
Атрибуты :
· Четыре клубка пряжи
· Лисья рукавичка
· Корзинка с рыбой
· Платочек для игры, 8 платков для танца
· 2 ведра, коромысло, снежки
· 8 деревянных ложек
· Короб, пирожки
Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.
Ход мероприятия
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..
/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /
Ведущая : На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /
Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
/ Входят дети подготовительной группы /
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
/ Хозяйка рассаживает детей /
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
/ Дети по очереди говорят пословицы /
1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!
2) Домом жить - не лукошко шить!
3) Домом жить - не развеся уши ходить!
4) Домом жить - обо всём не тужить!
5) Дом вести - не лапти плести.
6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.
Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?
Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.
/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /
Хозяйка:
Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.
Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /
Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)
Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».
Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /
Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)
Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.
Печь избу согревает, да освещает.
Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?
Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?
Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,
Хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Дети: Да!!!
Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?
Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят
Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!
Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?
Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)
Я хозяйственный такой -
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады -
Охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/