Что понимается под термином социальная защита. К вопросу об определении понятия «социальная защита

Термин «социальная защита» («социальная безопасность») был впервые применен в законодательном акте США в «Законе по социальной безопасности» в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В последующем рамки данной дефиниции были значительно расширены при разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ по социальному страхованию и обеспечению, гарантированию минимальных доходов" работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области охраны труда и заработной платы. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Данный термин органически вписался в аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились. Этому способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

Следует отметить, что в немногочисленных отечественных публикациях, категория «социальная защита» трактуется по-разному. Зарубежный опыт по данной проблеме стал освещаться в нашей стране совсем недавно, времени для его осмысления прошло недостаточно, чтобы часть подходящих нам аспектов можно было проверить на практике и сформулировать на этой основе четкие определения, поэтому некоторые авторы отождествляют социальную защиту с социальной политикой в целом, с социальными гарантиями, с социальной справедливостью. Действительно, данные понятия имеют немало общего, однако они не синонимы. Отождествление понятий в определенной мере связано с тем, что каждое из них не имеет общепризнанных трактовок. К примеру, В.И.Патрушев усматривает социальные гарантии «в доступности образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботе о престарелых, материнстве и детстве», тогда как Л.Э.Кунельский под социальными гарантиями понимает «гарантированность со стороны государства ряда услуг на бесплатной основе». В развитых странах также неоднозначны трактовки понятия «социальная защита». В частности, во Франции на государственном уровне принято говорить о «семейной политике», имея ввиду заботу о детях. Международная организация труда рекомендует различать уровни социальной защиты трудящихся: минимальный уровень «включает гарантии основных прав: защита от угнетения, свобода ассоциаций, равное обращение, недопустимость принудительного труда; а также оберегает их физическую целостность: техника безопасности и гигиены труда; законодательство о детском труде и т.д.». Причем в дефиниции «Социальной защиты» так или иначе учитывается уровень эффективности экономики страны, а также зависимость политической, социально-экономической и психологической устойчивости общества .

Попытаемся сформулировать определение экономической категории «социальная защита населения», поскольку в экономических словарях, справочниках, статьях практически отсутствует четкая трактовка этого определения.

Трактовка категории социальной защиты включает следующие составляющие: поддержание уровня доходов; услуги в области трудоустройства, как, например, распространение информации о рынке труда и консультирование по вопросам трудоустройства; программы повышения квалификации, включая профессиональную подготовку и развитие малых предприятий; виды деятельности, непосредственно связанные с занятостью, как, например, общественные работы; адекватно финансируемое медицинское обслуживание. Так, например, С.Баккулов дает следующее определение «Социальная защита - это система приоритетов и механизмов их реализации, государственных и иных институтов, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности в соответствии с конкретными условиями общественного развития». Шеденков С. рассматривает социальную защиту, как систему действий, направленную не только на поддержку человека в трудной жизненной ситуации, но и на устранение источника возникновения подобных ситуаций.

По мнению Кравченко В., социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижений приемлемого уровня жизни. Гарантии в данном случае являются одним из способов исполнения государством своих обязательств в области социальной защиты населения. Обобщая содержания определений, которые дополняют друг друга мы предлагаем свою трактовку данной категории.

Нам представляется, что в условиях реформирования экономики, в том числе социального сектора, термин «социальная защита населения» необходимо понимать в широком и узком смысле.

В широком смысле в это понятие включается вся система социально-экономических отношений, обеспечивающая оптимальные условия для реализации потребностей граждан в различных сферах жизнедеятельности.

В узком смысле - «социальная защита» означает создание системы социальных гарантий для тех групп населения, чей социальный статус не позволяет без внешней поддержки обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности.

Эти определения, на наш взгляд, более полно отражают содержание данной категории, так как стержнем системы социальной защиты населения является - адресность, т.е. действительная поддержка конкретных граждан общества.

Социальная защита населения, по-нашему мнению, ориентируется на различные слои населения: всем членам общества она должна обеспечивать гарантированный прожиточный минимум, защиту здоровья жизни и имущества граждан, покупательной способности и др; для трудоспособного населения одной из главных являются гарантия создания условий для активного и производительного труда, обеспечение гарантированного минимума его оплаты, создание условий труда и быта, охраны здоровья работников на предприятиях любых форм собственности на общественном приемлемом уровне, предоставление пособий по временной не занятости и др.; нетрудоспособному населению - оказание различных форм социальной помощи.

У нас термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

При формировании эффективной системы социальной политики можно выделить основные направления в этой области.

Первое направление – поддержка беднейших слоев населения (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума. Нормативно- статистический метод его расчета предполагает оценку составляющих нормативного набора продуктов питания по средним ценам покупки, а затраты на непродовольственные товары, услуги и т.д. определяется по их фактической доле в общих расходах 10% наименее обеспеченных семей. Считается, что объем и структура расходов прожиточного минимума дают возможность удовлетворить необходимые потребности различных категорий населения при минимальных затратах.

Теоретически прожиточный минимум является чертой, ниже которой государство не должно допускать снижение жизненного уровня своих граждан, обеспечивая им материальную поддержку. Поэтому самое сложное – примирить в его величине и наборе компонентов требования научной обоснованности, ресурсной обеспеченности и социальной допустимости.

Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг:

–денежные выплаты;

–талоны на бесплатное питание и приобретение одежды;

–обслуживание на дому престарелых и инвалидов;

–предоставление мест в домах для престарелых и инвалидов и т.д.

Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами.

Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь и попечительство. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.

Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного лица. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска.

Социальный риск – это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски – страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:

–осуществляется частными компаниями (добровольное);

–осуществляется государством (принудительное);

Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старости. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не работает.

Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом – иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. Одинаковый размер помощи для всех получателей – наиболее простой в организационном отношении вариант. Однако, этот способ непригоден если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду.

В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат.

Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства.

Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.

В связи с реформированием системы социальной защиты возникает вопрос о минимуме социальных гарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходных условиях. В современных условиях эти гарантии ограничиваются социальной помощью малообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода (ГМД). Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода (ОУД). Здесь социальная помощь не ставит своей задачей покрыть разницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она, также, не предполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточного минимума.

Второе направление – обеспечение права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии. Обобщив трактовки категории «социальная защита», можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).

К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы.

Социальная защита работников включает в себя следующие направления:

–создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;

–обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

–обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

Третье направление – регулирование занятости населения. Сюда входит разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест в государственном и негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов. Эти программы обязывают некоторые виды предприятий предоставлять определенный процент от общего числа рабочих мест для инвалидов.

Разрабатываются определенные программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения на рынке труда возможны в будущем. В соответствии с этим происходит подготовка и переподготовка кадров, перемещение и переквалификация рабочей силы. Кроме того, биржи выплачивают пособия по безработице.

В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать. Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне. Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

В настоящее время в Казахстане ответственность за социальную защиту в случае крайне малого обеспечения несут местные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Агентсвом по статистике РК ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция Правительства от 27.06.2001 №886 "Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан"

2. Гостенко Л.Н. Социальная защита населения и финансы; Учебное пособие – Алматы; ТОО «Бастау»

3. Сансызбаева Г.Н. Система социальной защиты населения и ее проблемы. Учебное пособие. Алматы: Экономика

4. Аимбетов С. Наша цель-сделать, как лучше: [Пути реформирования социальной защиты населения ]// Казахстан: Экономика и жизнь.

5. Гайсина С.Н. Система социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике. // Известия АН Республики Казахстан. Серия общественных наук.

6. Тишин Е.В. Социальная защита населения при переходе к рынку. СПб., 1993.

7. Хамзин А.Ш., Хамзина Ж.А., Хамзина Л.А. Право социального обеспечения РК: Учебник. - Алматы, 2006.

Е. В. Нечуйкина

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА: ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИИ, ТЕРМИНОЛОГИЯ

Работа представлена кафедрой международного права

Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Научный руководитель - доктор юридических наук, доктор исторических наук,

профессор А. Ю. Пиджаков

В статье рассматриваются и анализируются термины, используемые в процессе правового регулирования социальной защиты населения, делается вывод о необходимости унификации терминологии в этой сфере и предлагаются направления унификации.

The author of the article analyses the terms used in the process of legal regulation of population"s social protection, proves the necessity of term unification in this sphere and offers directions of unification.

Предварительно отметим, что в правовой и социальной мысли прошлого нашли отражение многие подходы к теоретическому обоснованию понятий и сущности социальной защиты и социальной работы (деятельности). Так, известны парадигмы позитивизма и неопозитивизма, марксизма, системности, структурно-функционального анализа и феноменализма.

Что касается природы термина «социальная защита», то он был впервые использован в «Законе о социальной защите США» в 1935 г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы1 . Вскоре этот термин стал широко применяться во многих странах мира, а также Международной организацией труда (МОТ). В дальнейшем рамки этой дефиниции расширились в ходе разработки и принятия конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (MACO) и др.

В нашей стране на длительное время в качестве основной категории в социальной сфере утвердилось «социальное обеспечение», и лишь в 90-е гг. прошлого века стали применять более современные понятия. В правовом поле российского законода-

тельства «социальная работа» и «социальное обеспечение» являются равными категориями. В правовой и политической литературе последних лет для анализа процессов в социальной политике государства и деятельности общественных организаций стали применять категории «социальное обеспечение» и «социальная помощь», например: непосредственная, трудовая, адресная и др.

Среди понятий, примыкающих к категории «социальная работа», следует выделить такие, как «социальная защищенность» и «социальная защита». Социальная защищенность (хотя в ст. 7 Конституции РФ речь идет о социальной защите) - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Необходимость социальной защищенности граждан вызывает общественную потребность в наличии в государстве системы законов, компенсирующих несовершенство организации производства и распределения материальных благ. Сущность социальной защищенности состоит также в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Если в Конституции РФ и иных актах сформулированы социальные права граждан, то социальные службы соответ-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ствующих уровней обязаны их реализовы-вать. Поэтому так важно различать понятия «социальная защищенность» и «социальная защита».

Социальная защита - это более конкретное понятие, которое сводится к практической работе всех ветвей власти по pea -лизации прав и свобод граждан, т. е. социальной работе. В литературе различают два вида социальной защиты. Абсолютная -это обеспечение всем членам общества га -рантированного минимума уровня жизни, это крайне необходимый уровень жизненных благ, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности граждан, что не должно рассматриваться в качестве привилегии для избранных. В то же время ограниченная социальная защита это обеспечение государством социальных гарантий относительного благополучия конкретному лицу либо категории граждан. Ее цель - застраховать граждан от возможного уменьшения уровня доходов и снижения жизненного уровня. Фактически это вознаграждение за труд2.

Понятие социальной защиты, по мнению автора, является наиболее близким к понятию «социальная работа». В литературе социальная защита также рассматривается как разновидность социальной поддержки, т. е. содействие человеку или груп-пе людей в преодолении трудной жизненной ситуации. Это также социальное действие или система действий, направленных не только на поддержку людей, но и на устранение источников возникновения трудных жизненных ситуаций3.

Таким образом, как социальная работа, так и социальная защита являются определенной формой деятельности. Однако социальная защита может охватывать более широкий круг вопросов по сравнению с социальной работой. В настоящее время социальная защита рассматривается как деятельность, начинающаяся от формирования бюджета определенного региона (территории) до регулирования практически всех значимых форм жизнедеятель-

ности, проживающего на ней населения4. По нашему мнению, социальная защита включает в себя предоставляемые обществом меры, направленные не только на ликвидацию или минимизацию социально-неблагоприятных последствий, но на предотвращение их наступления, т. е. носит превентивный характер. Социальная обеспеченность лишь направлена на компенсацию и минимизацию наступивших неблагоприятных социальных явлений, т. е. составляет обеспечительный компонент социальной работы.

К важнейшим характеристикам категории «социальная защита» Л. П. Якушев относит: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь. Данный подход опирается на позиции МОТ, в основе которых лежит институциональное строение национальных систем социальной защиты как комбинации различных институтов социального страхования и социальной помощи5.

Социальная работа ведется конкретным специалистом или группой специалистов по реализации определенных положений социальной защиты и может рассматриваться как отношение частного к общему. В связи с этим к субъектам социальной работы следует отнести государственные органы исполнительной власти, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, различные общественные объединения, социальные службы и др.

Отметим также взаимную связь и обусловленность указанных категорий. Очевидно, что понятие «социальная работа» существенно отличается от понятий «социальная поддержка» и «социальная защита». Постепенно социальная работа начинает превалировать над социальной защитой, включая ее в собственную структуру. Ключевое отличие этих понятий состоит в том, что социальная работа предполагает оптимальное сочетание профилактических мер с «лечением» социальных недугов, что в итоге приведет к сокращению числа нуж-

Социальная защита: понятие, категории, терминология

дающихся в социальной поддержке и социальной защите.

Приведенный обзор некоторых правовых понятий, применяемых в социальной сфере, показывает, что в действующем законодательстве должна быть проведена унификация понятийного аппарата. Во-первых, представляется разумным выбрать одни термины и отказаться от других. Так, под «социальным обеспечением» следует понимать денежные средства, иное имущество и социальные услуги, предоставляемые (оказываемые) определенным категориям граждан за счет средств бюджетов всех уровней в случае наступления событий, признаваемых законом социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан. Во-вторых, если говорить о втором терминологическом ряде, то складывается впечатление, что «социальная льгота», «социальная гарантия», «компенсация», «социальное пособие», «социальная ссуда», «пенсия» - разновидности социального обеспечения. Причем можно заметить, что часть из них представляет денежные вы -платы (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, ссуды), а другая часть - социальное обслуживание (социальные услуги и натуральная помощь продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и др.). В-третьих, необходимо провести различие между видами денежных выплат. Например, допустимо ввести следующие разграничения:

1. Пенсии - денежные выплаты, предоставляемые ежемесячно на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, утраченного ими в связи с наступлением определенного события, и являющиеся постоянным и основным источником к существованию.

2. Компенсации - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях полного возмещения оплаты, предоставляемых гражданам материальных благ или оказания услуг, а также в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников.

3. Пособия - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения гражданам зарплаты или иного утраченного дохода, оказания дополнительной материальной помощи и являющимся дополнением к иному постоянному и дополнительному источнику существования.

4. Субсидии - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и возвратной основе в целях оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

В-четвертых, необходимо ввести определения подвидов денежных выплат, которые установлены на федеральном уровне и, как следствие, должны финансироваться из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Роик В. Д. Основы социального обеспечения. М.: Анкил, 2005. С. 13.

2 Лобанов Н. Н. Методы завоевания доверия населения исполнительной властью // Сб. научн. трудов Московского гуманитарного университета. Вып. 8 (31) / Сост. и науч. редактор В. К. Кри-ворученко. М., 2004. С. 151-152.

3 Лазарев В. Н. Социальные основы местного самоуправления. Белгород, 2004. С. 232; Розанов А. И. Основы муниципального управления. М., 2004. С. 111.

4 Лазарев В. Н. Указ. соч. С. 237.

5 Якушев Л. П. Социальная защита: Учеб. пособие. М.: Гос. академия управления им. С. Орджоникидзе, 1998. С. 10-22.

система экономических, организационных, административных, правовых мер, осуществляемых обществом, государством и другими социальными институтами и призванных предотвращать неблагоприятные воздействия на людей со стороны социальной среды или смягчать последствия таких воздействий. В одних случаях благодаря этим мерам обеспечивается безопасность человека от преступных посягательств или правовая защита от административного произвола и др. В других случаях - материальная, правовая или иная помощь. Такой помощью являются денежные социальные пособия, благодаря которым человек оказывается защищен от голода, помощь в обеспечении граждан жильем, поддержка предпринимателей в организации и ведении бизнеса, правовая помощь и т. д. Таким образом, социальную поддержку и помощь можно рассматривать как составные части механизма социальной защиты. Встречающееся в литературе представление, что видом социальной защиты является самозащита, нельзя признать правильным. Социальная защита - это защита, идущая именно от социума, большого или малого человеческого сообщества и имеющихся в нем институтов. Диапазон направлений, по которым осуществляется социальная защита, расширялся по мере развития цивилизации. Важнейшим признаком социально развитого государства является максимально широкий диапазон социальной защиты и наличие эффективных механизмов, обеспечивающих ее. Круг направлений социальной защиты охватывает защиту от: нарушений прав и законных интересов граждан; преступных посягательств на личность и собственность; административного произвола; голода и нищеты (социальная защита включает предоставление материального вспомоществования тем, кто в силу объективных причин не может самостоятельно обеспечить свои элементарные жизненные потребности); угрозы остаться без медицинской помощи, без получения на социально приемлемом уровне образования и т. д. Как видно, социальная защита далеко не сводится к оказанию материальной помощи, как это нередко представляется. К механизмам обеспечения социальной защиты относятся: система правовых норм соответствующего направления, правоохранительные органы, государственные и муниципальные органы, призванные оказывать материальную и организационную помощь нуждающимся, профсоюзы и другие общественные организации, защищающие права и интересы различных групп и категорий населения, свободная печать, институционализированная система предоставления гражданам бесплатных и льготных медицинских и образовательных услуг.

Термин "социальная защита" впервые был использован в Законе о социальной защите США в 1935 г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и в практике Международной организации труда (МОТ), так как просто и доходчиво выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились при разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) по социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы .

Существует несколько подходов к определению категории "социальная защита": политэкономический, методический и инструменталистский.

В рамках политэкономического подхода отмечается, что в широком смысле социальная защищенность представляет собой тот общественный порядок, в котором объекты могут опираться на общественный строй при выдвижении и отстаивании своих интересов, при формировании и отстаивании своего положения в обществе. Социальная защищенность всегда означает, что, во-первых, защищается общественное положение тех или иных либо всех субъектов общества; во-вторых, имеются субъекты, защищающие свое общественное положение; в-третьих, имеются факторы риска (нарушения нормального общественного положения), от действия которых и требуется защищенность; в-четвертых, могут быть определены степени (уровни) защищенности; в-пятых, существуют формы защищенности, отражающие все вышеперечисленные моменты .

В рамках методического подхода к важнейшим характеристикам категории "социальная зашита" относят виды и организационно-правовые формы социальной защиты; категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охватываются социальным страхованием . Данный подход опирается на позиции МОТ, в основе которых лежит институциональное строение национальных систем социальной защиты как комбинация различных институтов социального страхования и социальной помощи . К формам социальной защиты в рамках методического подхода относят: а) различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское от несчастных случаев на производстве, от безработицы); б) социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; в) национальные системы охраны труда; г) помощь государства в получении образования; д) системы социальной защиты на уровне предприятий .

Инструменталистский подход к категории "социальная защита" является весьма плодотворным при решении прикладных задач социальной политики государства: оценки потребности в ресурсах, методов их распределения с помощью государственных гарантий и минимальных социальных стандартов .

Формы и способы защиты от материальной необеспеченности связаны с утратой трудоспособности по старости, инвалидности, потери работы, болезни, получения производственной травмы и т.д., которые приобретают массовый характер и охватывают множество лиц наемного труда. При этом используются разные формы и способы: взаимопомощь работников предприятий и отраслей; установленное обычаем или законом материальное обеспечение пожилых людей, инвалидов; социальное страхование, социальная помощь, благотворительность и др. Взятые в совокупности, они формируют социальную защиту населения, которая составляет неотъемлемый элемент социально-рыночного хозяйства, социально ориентированного государства и частного бизнеса. Право на социальную защиту – признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни. Устройство национальной системы социальной защиты во многом определяет порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. В соответствии со ст. 25 Конвенции МОТ № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Под социальной защитой понимается совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз, уже отмеченных ранее (безработица, бедность, болезни и т.д.). В широком смысле социальная защита – это деятельность государства и общественных организаций (в первую очередь профсоюзов) по претворению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важных социальных прав, в том числе на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности. Социальная защита становится системой экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите работников от неблагоприятных факторов (социального и профессионального риска), ухудшающих качество их трудовой жизни, с целью охраны здоровья, трудоспособности работников, их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями.

В Европейской социальной хартии, которая является базовым документом ЕС в данной сфере (и которая подписана Россией в 2000 г.) , социальная защита трактуется достаточно широко и включает в себя как защиту граждан от социальных рисков (безработицы, болезни, старости, утраты кормильца), так и ряд других существенных элементов жизнедеятельности: получение образования, охрану здоровья, обеспечение жильем, социальное обслуживание, семейные пособия, жилищные пособия для аренды жилья в частном секторе. В узком смысле социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки, прежде всего материально, наиболее уязвимых слоев населения – инвалидов, пенсионеров, безработных, граждан с низким уровнем доходов и др.

Социальная защита работников включает в себя следующие направления:

  • а) создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования их семей;
  • б) обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа им и членам их семей к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;
  • в) обеспечение работникам и членам их семей прожиточного минимума материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца.

Социальная защита включает в себя систему разнообразных форм и направлений, а также совокупность различных организаций и учреждений (государственных и негосударственных), которые ее осуществляют. Комплекс мер по социальной защите населения реализуется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет социально создаваемых фондов (фондов социального страхования, благотворительных фондов корпораций и т.п.).

В современных условиях Правительство РФ концентрирует основные усилия в области социальной политики на следующих главных направлениях:

  • обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации;
  • улучшение пенсионного обеспечения и усиление адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);
  • улучшение качества медицинской помощи;
  • значительное сокращение социальной и экономической бедности;
  • укрепление социальной безопасности граждан и т.д.

При этом, как отмечают специалисты, развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю

Оритетах развития данного направления социальной полити- ки. 1.3. Понятие «социальная защита» в отечественной научной литературе Если попытаться дифференцировать подходы к катего- рии «социальная защита» в отечественной научной литерату- ре, то можно выделить несколько. Первый подход связан с рассмотрением социальной за- щиты как определенной научной категории. Социальная за- щита представляет собой совокупность социально- экономических отношений, возникающих при распределении общественного дохода, а ее характер, соответственно, в зна- чительной мере определяется характером распределительных отношений в обществе. Второй подход связан с прикладным аспектом данной проблемы, и в соответствии с ним социальная защита рас- сматривается как система государственных мер. Но при таком подходе следует учитывать крайние точки зрения, когда со- циальная защита трактуется либо весьма широко (как ком- плекс государственных мер, обеспечивающих социальную безопасность всех граждан в основных сферах жизнедеятель- ности человека), либо весьма узко (как система государствен- ных мер социальной помощи наиболее обездоленным слоям и группам населения). Конкретизация ее трактовки зависит от выдвинутых задач, на решение которых и направлена соци- альная защита. Так, Ю.В.Колесников под социальной защитой в широ- ком смысле слова понимает деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социаль- ной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гаран- тий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важных социальных прав, в том числе права на достойный уровень жизни, необходимый для нормального воспроизвод- ства и развития личности. В таком понимании социальная защита охватывает все слои общества - как экономически ак- тивное население, так и нетрудоспособных членов общества. 11 Однако значительно чаще понимание «социальной за- щиты» сужается даже в тех случаях, когда продекларирован широкий подход. В узком смысле социальная защита пред- ставляет собой комплекс целенаправленных конкретных ме- роприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населе- ния1. При таком подходе очень часто социальная защита ассоциируется с социальным обеспечением в целом или с оп- ределенным ее направлением. И третий подход, который в определенной степени объединяет первые два, заключается в соединении сущност- ного категориального подхода и практического в определении содержания понятия социальной защиты. В числе представи- телей данного направления следует назвать академика РАН В.И.Жукова. Он определяет социальную защиту как состав- ную часть социальной политики государства, воплощенную в его социальных программах и практике, регулирующей от- ношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп. Такое же понимание категории социальной защиты и у Г.И.Осадчей. В отличие от предыдущего оно включает от- дельные детали, которые позволили автору определить гра- ницы социальной защиты. По ее мнению, социальная защита есть система социальных отношений, мер и правовых га- рантий, защищающих любого члена общества от экономиче- ской, социальной и физической деградации вследствие вне- запного и резкого ухудшения условий его благосостояния, уг- розы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал. Однако научные разработки, в которых бы комплексно рассматривались теоретические аспекты социальной защиты, практически отсутствуют, несмотря на практическую необхо- димость такого рода исследований. 1 Занятость. Безработица. Служба занятости: толковый словарь терминов и поня- тий. М., 1996. 12 Рассмотрим сущность и содержание определения «со- циальная защита» с позиции системного подхода. Следует подчеркнуть, что системный подход к изучению проблем со- циальной защиты отличает работы многих известных совре- менных социологов, является одним из главных методологи- ческих подходов в социологии. В основе системного подхода к анализу особенностей социальной защиты находится, прежде всего, понимание на- ми объекта исследования как системы. Этот подход ориенти- рует на раскрытие целостности объекта, выявление многооб- разных связей в нем и сведение их в единую теоретическую конструкцию. Исследуются все элементы системы, ее внут- ренние и внешние связи, качество и уровень выполнения сис- темой главной целевой функции, выявляются противоречия, «вызовы», «угрозы» внешней среды, скрытые резервы и пре- делы развития как отдельных элементов (компонентов, под- систем) и связей, так и системы в целом. Важное значение при исследовании социальных явле- ний в современном обществе имеет введение понятия «соци- альная подсистема». Такая подсистема «объединяет индиви- дов по одному из функциональных признаков системы, отли- чается высокой степенью организации, строгой регламенти- рованностью участия исполнения в рамках своих видов дея- тельности». При обращении к социальным системам и подсистемам необходимо выделить такие признаки, которые позволяют выявить специфику социального и сформулировать критерии разделения социальной системы и социальных общностей как несистемы. К таким важнейшим системообразующим при- знакам Ю.В. Колесников относит общую цель (цели), реали- зацию каждым компонентом системы своих функций, обу- словленных общей целью и соответствующими задачами, от- ношения субординации, координации между компонентами социальной системы, наличие обратной связи между управ- ляющей и управляемой подсистемами. Основными элемента- ми социальной системы как целостного образования являются люди, а также их связи, взаимодействия и отношения. 13 Более того, именно в способности достигать цель за- ключается смысл системы, и эта же способность создает ос- нование для ее дальнейшей жизнедеятельности. Система жизнеспособна до тех пор, пока она может ставить и дости- гать цели. Существует критерий того, насколько правильно вы- брана цель и способна ли система достичь поставленной цели. В качестве такового выступает конкретный результат, на достижение которого направлена деятельность социальных систем. Итак, система представляет целостное единство струк- туры и функционального комплекса, связанного с возможно- стью организации и необходимостью управлять ею. Систе- мообразующими факторами для жизнедеятельности социаль- ной системы выступают цель, способность ее достижения и результат как критерий достижения цели. Структура системы социальной защиты может харак- теризоваться методологическими различиями его сегменти- рования (определение системы входящих подсистем), типо- логии различий внутренних и внешних составляющих и т.п. Например, В. Бекренев для этих целей использует признак принадлежности системы социальной защиты к сектору эко- номики. Это связано, по его мнению, с тем, что появились организации, имущество которых находится в частной собст- венности (негосударственной), а получение и распростране- ние прибыли между участниками не является основой целью деятельности. Такие организации - совокупность негосудар- ственных некоммерческих организаций. Отсюда систему со- циальной защиты он представляет состоящей из трех секто- ров (государственного, негосударственного, третьего секто- ра). В структуру государственного сектора, по его мнению, должны входить федеральная система социальной защиты, система социальной защиты субъекта РФ, муниципальная система социальной защиты, негосударственный сектор (сис- тема социальной защиты предприятий, система социальной защиты граждан), третий сектор включает в себя обществен- ные некоммерческие фонды, организации. 14 С.А. Юшкова рассматривает в качестве структурных элементов системы социальной защиты социальное обеспече- ние, социальную помощь, социальную поддержку и реабили- тацию, социальную работу, социальные льготы1. В специальной литературе содержится немало других классификаций системы социальной защиты, предназначен- ных для решения различных задач в этой области. Мы же подчиняем данную типологизацию решению такой важ- ной, на наш взгляд, проблемы, как субординация основных задач системы социальной защиты населения, в зависимости от потребностей населения и в первую очередь социально уязвимых групп. Уточним наше представление социальной защиты в рамках системного подхода с помощью следующих допол- няющих характеристик (признаков), ориентированных не только на общефедеральные, но и на региональные особенно- сти:  системность – ориентация на закономерные связи и зависимости всех частей целого;  комплексность – организация подсистем управления по вертикали и горизонтали;  структурированность – потребность в функциональ- ных сегментах управления, четкое разделение функций феде- ральных, региональных, местных органов власти, трудовых коллективов;  социальная репродуктивность – способность обеспе- чивать хотя бы на минимально допустимом уровне воспроиз- водственные возможности субъектов в социальном плане;  векторность – нацеленность на социальный прогресс, на преодоление регрессивных тенденций; 1 Юшкова С.А. Структура и условия функционирования эффективной системы соци- альной защиты населения Российской Федерации в условиях социально- экономических изменений. Автореферат канд. экон. наук. М., 1997. С. 10-11. 15  многосубъектность – нацеленность на разнообразие субъектов в рамках системы социальной защиты;  гибкость в осуществлении функций – упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях динамично меняющихся условий (экономических, социальных, полити- ческих), способность к саморазвитию;  индивидуализация – организация форм социальной защиты на основе более обоснованной дифференциации групп населения по критерию самообеспечения. Социальная защита, будучи производной системой в сфере социального порядка, объективировалась в обществе и имеет в нем относительную автономию, собственные законо- мерности и принципы функционирования. В русском языке для перевода широко распространен- ного во многих странах термина «социальная защита» приме- няется термин «социальное обеспечение». Так, в «Большом энциклопедическом словаре» приведено только понятие «со- циальное обеспечение». В «Малой советской энциклопедии» 1960 г. издания также дается только определение социального обеспечения, которое в широком смысле трактуется как сис- тема государственных и общественных мероприятий, направ- ленная на материальное, культурно-бытовое обеспечение не- трудоспособных граждан. Как видим, в советский период акцент при раскрытии сущности понятия «социальное обеспечение» делался только на участие государства в соответствующих мероприятиях. В современных же условиях роль государства в системе соци- ального обеспечения не акцентируется, хотя, безусловно, и не умаляется. Формирующаяся социальная защита как одно из важных направлений современной государственной социаль- ной политики России декларирует стремление решить две задачи: защитить от жесткого воздействия рынка наиболее социально уязвимые слои населения и способствовать реали- зации собственных возможностей индивида, семьи для само- обеспечения. При этом прослеживаются тенденции отказа от государственного патернализма, а также разгосударствления 16 социальной сферы и освобождения государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг. Государство отводит себе роль законодателя и посред- ника, что диктуется необходимостью сокращения прямых бюджетных расходов. Поэтому встречается в последнее время наряду с поня- тием «социальное обеспечение» понятие «социальная защи- та», которые, по нашему мнению, не являются синонимич- ными, поскольку «социальное обеспечение» есть одна из форм социальной защиты, где преобладают принципы госу- дарственной организации с очень ограниченным ее использо- ванием. Термин «социальная защита» («социальная безопас- ность») был впервые применен в США в «Законе о социаль- ной безопасности» в 1935 г., который стимулировал разра- ботку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В 1938 г. этот термин был использован и в за- конодательном акте Новой Зеландии. В последующем рамки данной дефиниции были расширены при разработке и приня- тии конвенций и рекомендаций Международной организации труда, так как просто и доходчиво выражали сущность про- блемы по организации национальных программ и систем по- мощи престарелым и нетрудоспособным. Данный термин также активно использовался Всемирной организацией здра- воохранения (ВОЗ), Международной ассоциацией социально- го обеспечения (МАСО) в социальном страховании и соци- альной помощи, гарантировании минимальных доходов рабо- тающим гражданам при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы1. Активное использование категории "социальная защи- та" международным сообществом можно объяснить тем об- стоятельствам, что в период 30-50-х гг. во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной по- литике, которые привели к необходимости систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов соци- 1 Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2004. С. 41. 17 альной сферы с позиции характеристики ее защитных функ- ций. В отечественной научной литературе термин "социаль- ная защита" достаточно новый. Его появление связано с трансформацией общественного устройства страны в 90-х гг. В последнее время он стал широко употребляться при описа- нии социальной политики государства в случаях, когда речь идет о формах защиты социально уязвимых категорий насе- ления. В Докладе ООН подчеркивается, что в организации социальной защиты населения преобладают два направления: социальное вспомоществование и социальное страхование. Социальное вспомоществование подразумевает формирова- ние государством определенных ресурсов и передачу их тем группам населения, которые, как считается, имеют основания на это в силу своей обездоленности (низкий уровень доходов или их отсутствие, а также ограниченный доступ к социаль- ным благам). Социальное страхование представляет собой объединение ресурсов граждан ввиду опасения наступления рисков и предоставление их гражданам на основании сделан- ных ими взносов в целях защиты от проявлений рисков либо смягчения их негативных последствий. Таким образом, от- дельные лица или семьи защищают себя от риска путем объе- динения своих ресурсов с ресурсами группы других подвер- женных аналогичному риску лиц. С точки зрения специалистов Международного бюро труда (МБТ), которая не противоречит мнению экспертов ООН, существует два подхода к определению сущности и содержания социальной защиты: широкий подход, который охватывает фактически все сферы жизнедеятельности челове- ка, все этапы его воспроизводства от рождения до смерти; узкий подход, фиксирующий лишь критические моменты в жизни человека, когда он нуждается в поддержке со стороны государства и общества. В результате под социальной защитой в широком смысле исследователи понимают деятельность, которая на- правлена на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негатив- 18 ных факторов, воздействующих на личность, создание усло- вий для самоопределения и самореализации человека в жиз- ни1. В более узком понимании социальная защита представ- ляет собой поддержку и оказание помощи людям в случае возникновения трудных жизненных ситуаций. Исходя из это- го в рамках узкого подхода, основными инструментами соци- альной защиты выступают социальное страхование и соци- альная помощь, в то время как в рамках широкого подхода социальная защита включает в себя другие сферы системы жизнеобеспечения. В нашем понимании категория «социальная защита» представлена широким спектром направлений и включает в себя не только сферу производства нематериальных (соци- альных) услуг для населения, но также сферу производства материальных и социальных услуг, оказываемых общест- венным (некоммерческим) сектором. Такой подход является, на наш взгляд, теоретически обоснованным. С одной сторо- ны, он позволяет выявить связи данной системы с другими системами (экономической, политической, правовой и т.д.) и институтами, с другой – делает возможным изучение компо- нентов и их взаимосвязи в рамках формирующейся системы социальной защиты, а также принципов построения и функ- ционирования системы. Социальная защита представляет сферу жизненно важ- ных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государ- ства и общества. Право на социальную защиту – признанная международным сообществом и гарантированная государст- вом возможность человека удовлетворять свои физиологиче- ские, социальные и духовные потребности в объеме, необхо- димом для поддержания достойной жизни. Национальная система социальной защиты во многом определяет порядок в 1 Занятость. Безработица. Служба занятости: толковый словарь терминов и поня- тий. М., 1996. 19 стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динами- ку экономического и социального развития. Кроме того, на наш взгляд, важно различать такие на- учные категории, как «социальная защита» и «социальная защищенность». Так, Б.С. Павлов считает, что под понятием «социальная защищенность» следует понимать в узком смыс- ле минимум социальных гарантий, предоставляемых общест- вом индивиду. В этом случае критериями социальной защи- щенности человека могли бы быть, на его взгляд, такие пока- затели: наличие законных источников доходов, обеспечи- вающих прожиточный минимум; наличие возможности само- стоятельно использовать денежные доходы на приобретение (оплату) товаров и услуг в объеме и ассортименте минималь- ной потребительской корзины; обеспеченность жильем, отве- чающим минимальным санитарным нормам; обеспеченность медицинскими препаратами и минимумом медицинских ус- луг, без которых невозможно поддержание жизнедеятельно- сти организма1. При этом он уточняет, что в этот же перечень могут войти все без исключения основные показатели жизненного уровня населения: уровень оплаты труда, реальные доходы населения, объем потребляемых благ и услуг, уровень по- требления продовольственных и непродовольственных това- ров, величина свободного и рабочего времени, продолжи- тельность жизни, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д. З.Х Саралиева определила понятие «социальная за- щищенность» с позиции социологии как «совокупное со- стояние, основная тенденция, цель и средство существования социума для человека, самовозрастание потенциала личности и общества в их объединенных усилиях. Эта категория вклю- чает в себя объективное качество экономической, социаль- ной, духовной зрелости и жизнеспособности общества и субъективное осознание этого личностью»2. 1 Региональный рынок: предпосылки формирования и функционирования. Екатерин- бург, 1995. С.71. 2 Саралиева З.Х. Семья – клиент социальной работы. .Новгород, 2003. С.21. 20