Фиктивное трудоустройство на работу. Стоит ли использовать фиктивное трудоустройство

Зачастую непростое финансовое положение заставляет людей искать работу не вполне официальными путями, без оформления каких-либо документов. Это противоречит трудовому законодательству, но, тем не менее, явление существует. Поэтому рассмотрим проблему такого трудоустройства более детально.

Неофициальное устройство на работу

Трудовое законодательство Российской Федерации не рассматривает такого явления, как неофициальное трудоустройство. Поэтому граждане, принятые на работу для выполнения какой-либо работы без оформления трудового или гражданско-правового договора, не имеют по отношению к государству обязанностей в виде уплаты налогов, но также не имеют социальных гарантий и прочих прав, гарантированных трудовым законодательством РФ.

Подобный вид устройства на работу как явление обрел масштабные размеры после начала экономического кризиса в 2008 году. Это имеет свои логичные предпосылки, о которых расскажем далее.

Плюсы данного вида трудоустройства для работника и работодателя

Работодатель при устройстве гражданина на работу без оформления договора имеет ряд положительных бонусов:

  • минимизацию налогов . Дело в том, что большинство налогов, уплачиваемых работодателем в казну государства, начисляются с фонда заработной платы трудоустроенных у него работников. Логичный вывод: чем меньше налогооблагаемая база, тем меньшая сумма подлежит уплате;
  • отсутствие кадрового бумагооборота ;
  • отсутствие обязанностей и обязательств по отношению к неофициально устроенному гражданину . Например, не обязательно обеспечивать безопасность труда, можно не выплачивать работнику полную сумму обещанного гонорара.

Если первый пункт из списка еще как-то может оправдать (с точки зрения работодателя) неофициальное трудоустройство, то последний пункт является весьма сомнительным и остается целиком на совести работодателя.

Гражданин, который сознательно идет на неофициальное трудоустройство, также имеет от этого свою выгоду:

Обратите внимание

Если работодатель при приеме на работу не хочет заключать трудовой договор, у гражданина есть три варианта — настоять на заключении договора, уволиться или продолжить работать, попутно собирая доказательства трудовых отношений, чтобы в случае конфликта иметь на руках подтверждающие документы. Подробнее читайте на нашем сайте

  • при наличии у работника каких-либо финансовых обязательств, например, выплаты алиментов, выплат по исполнительному листу и т. д., он может не перечислять данные суммы из своей неофициальной зарплаты;
  • возможность получения дополнительного заработка в свободное от основной работы время;
  • возможность зарабатывать, находясь на пенсии, без потери социальных выплат;
  • отсутствие ;
  • возможность получения большей денежной суммы, чем при официальном трудоустройстве за выполнение одного и того же объема работ. Простой пример: работодатель может потратить на установку программного обеспечения 1 тыс. рублей. Нанимая программиста неофициально, он выплатит ему эту 1 тыс. рублей. Нанимая этого же работника по срочному трудовому договору, он вынужден будет уплатить с выделенной тысячи налоги, это, по данным на 2017 год, составит 43,2 % (если организация работодателя не попадает в льготный список налогоплательщиков). Получается, что с тысячи рублей 432 рубля уйдет на налоги, значит, программисту работодатель сможет выплатить вместо тысячи всего 568 рублей. Для работника в данном случае выгодно сделать работу без оформления трудоустройства.

Что грозит работодателю за неофициальное трудоустройство сотрудника

Принятие работодателем на работу гражданина без оформления трудового или гражданско-правового договора чревато серьезными неприятностями, вплоть до уголовной ответственности.

Последствия неофициального трудоустройства для работодателя:

  • привлечение к административной ответственности (ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушений (КоАП) РФ):
    1. денежный штраф для юридических лиц до 50 тысяч рублей,
    2. приостановление деятельности организации на срок до 90 календарных дней;
  • привлечение к налоговой ответственности : штраф за неуплату налогов в размере 20 % от их суммы и выплата утаенных налогов (ст. 123 Налогового Кодекса (НК) РФ);
  • привлечение к уголовной ответственности по ст. 199.1 Уголовного Кодекса (УК) РФ. Данная мера наказания предполагает:
    1. наложение штрафа,
    2. лишение права занимать определенные должности,
    3. принудительные работы,
    4. арест.

Для работника, трудоустроенного неофициально, наказание более мягкое: выплата штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налогов (ст. 122 НК РФ). Иные отрицательные последствия неофициального устройства на работу стоит рассмотреть более подробно:

  • отсутствие социальных гарантий:
    1. оплаты больничного листа,
    2. предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • отсутствие трудового стажа;
  • отсутствие пенсионных накоплений;
  • реальная возможность неполучения заработной платы от недобросовестного работодателя.

Есть ли какие то права у неофициально трудоустроеного гражданина — расскажет юрист в видео ниже:

Фиктивное трудоустройство на работу

Фиктивное трудоустройство кардинально отличается от рассмотренного ранее неофициального. Отличие в том, что фиктивное устройство на работу не предусматривает самого факта выполнения какой-либо трудовой деятельности. Получается, что работник официально трудоустраивается с оформлением всех необходимых документов, работодатель исправно отчисляет налоги с его заработной платы, а сам гражданин на рабочем месте не появляется. Этот вариант, исходя из положений ТК РФ, также является незаконным.

Фиктивное трудоустройство может быть выгодным следующим гражданам :

  1. женщинам, имеющим маленького ребенка до 1,5 лет, для получения более высокого материального пособия;
  2. гражданам, желающим незаконно получить трудовой стаж;
  3. наемным служащим высшего звена, имеющим право нанимать работников, для реализации мошеннической схемы по получению денег путем присвоения заработка фиктивно нанятых граждан.

За фиктивное трудоустройство предусмотрено наказание в виде выплаты незаконно полученных денег и штрафа (ст. 159.2 УК РФ). Мошенничество, согласно УК РФ, карается еще строже: возможным лишением свободы (ст. 201 УК РФ).

Стоит отметить, что перечисленные выше схемы незаконного фиктивного трудоустройства известны всем надзирающим органам, поэтому выявляются подобные нарушения довольно быстро.

Задавайте вопросы в комментариях к статье

злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями -мертвые души

В последнее время в средствах массовой информации все чаще появляются сообщения о привлечении к уголовной ответственности руководителей различных бюджетных учреждений за трудоустройство «мертвых душ». Под последними, понимаются работники, которые официально числятся на предприятиях, но фактически свои прямые обязанности не исполняют. О подобной тенденции свидетельствует и складывающаяся судебная практика.

Понятие «мертвые души» впервые было введено в оборот Н.В. Гоголем в процессе создания одноименного произведения. На самом деле идея поэмы основана на реальных фактах из жизни российского общества XIX века, а подал ее сам А.С. Пушкин/

Действующее уголовное законодательство предполагает, что субъектом указанного преступления выступает должностное лицо, осуществляющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в учреждении. Рассматривая вопрос о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность РФ либо государственную должность субъекта Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, суды руководствуются примечаниями 1, 2 и 3 к ст. 285, примечанием 2 к ст. 290, примечанием 1 к ст. 201 УК РФ.

Кроме того, необходимо учитывать разъяснения ППВС РФ от 16.10. 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Как правило, органы предварительного следствия квалифицируют действия лиц, совершивших преступления, связанные с фиктивным трудоустройством персонала, по ч. 3 (ч. 4 — если сумма хищений образует особо крупный размер) ст. 159 УК — мошенничество, совершенное с использованием служебного положения; ст. 285 УК — злоупотребление должностными полномочиями, а также ст. 292 УК — служебный подлог. Постановление N 19 предлагает квалифицировать указанные действия именно по ст. 285 УК.

Анализ материалов уголовных дел подобной категории показывает, что схема трудоустройства фиктивных работников проста. Руководитель учреждения на основании заявления лица издает приказ о его приеме на работу. Затем в табель учета рабочего времени персонала вносятся заведомо ложные сведения об отработанных сотрудником часах рабочего времени. На основании табеля учета рабочего времени бухгалтерия организации на имя лжесотрудника начисляет денежные средства в соответствии с его функциональными обязанностями и часами рабочего времени, отраженными в табеле соответствующего учета, что фактически не соответствует объективной действительности. В дальнейшем заработная плата лжеработника выдается на руки либо перечисляется на банковскую карту, но в конечном итоге попадает к руководителю, являющемуся инициатором подобных действий.

Такая схема фиктивного трудоустройства не всегда приводит к наступлению уголовной ответственности руководителя. Рассмотрим несколько возможных ситуаций.

В случае получения заработной платы работника руководителем организации в его действиях усматривается либо состав квалифицированного мошенничества с использованием служебного положения (ч. ч. 3 или 4 ст. 159 УК), либо же дисциплинарный проступок.

Судебной практике известны случаи оправдания должностных лиц которые хотя и оформляли «мертвых душ» на работу, однако сами или их родственники выполняли трудовые обязанности за оформленного работника. Отсюда формальное трудоустройство лиц, лично не исполняющих своих обязанностей, еще не является уголовно наказуемым деянием.

В приведенном примере служебные обязанности фиктивного работника фактически исполнялись, денежные средства получались лично руководителем бюджетного учреждения. Практике извесnны и другие случаи когда трудовые обязанности лжеработников не исполнялись, но их зарплата тратилась исключительно на нужды и в интересах учреждения, что и стало основанием для прекращения уголовного дела по реабилитирующему основанию.

Поскольку злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений с материальным составом и считается оконченным с момента наступления последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то в действиях должностного лица в связи с отсутствием подобных последствий имеет место только должностной проступок, влекущий дисциплинарную, но не уголовную ответственность.

Анализируя содержание ст. 285 УК следует отметить: действия вопреки интересам службы означает, что должностное лицо действует в рамках предоставленных ему полномочий, но при этом нарушает свои должностные обязанности. Если это не вызвано служебной необходимостью, то деяние должно рассматриваться как противоречащее интересам службы. Обязательным элементом объективной стороны этого преступления является наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием.

Само по себе существенное нарушение прав и законных интересов — понятие оценочное, поэтому решать вопрос о наличии такого существенного нарушения нужно на основе конкретных обстоятельств дела, однако в каждом случае существенность нарушения прав и законных интересов должна быть обоснована. Одного лишь указания на причинение существенного вреда охраняемым законом интересам граждан, организаций и государства недостаточно.

Неотъемлемой частью субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 285 УК, как и преступления, предусмотренного ст. 292 УК, является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность. Как правило, личная заинтересованность выражается в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера и может быть обусловлена различными побуждениями: карьеризм, протекционизм, семейственность, желание скрыть свою некомпетентность, избежать дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, ошибки в работе, получить поддержку со стороны влиятельных лиц и др.

Установление мотива корыстной или иной личной заинтересованности, которым руководствовалось лицо при совершении преступления, является обязательным, поэтому в приговоре должно быть указано, в чем конкретно такой мотив был выражен. В случае, когда лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, но не стремится получить в результате какие-либо личные блага, мотивом выступают ложно понятые интересы учреждения и состава преступления нет.

Сравнительный анализ судебных решений, принятых по аналогичным уголовным делам, показал, что должности, на которые фиктивно трудоустраивали лжеработников, самые разнообразные: гардеробщик, уборщица/уборщик служебных помещений, водитель, социальный работник, подсобный рабочий, уполномоченный по переписке, истопник, лаборант, слесарь-сантехник, дезинфектор, кочегар, врач, ветеринарный санитар, младший воспитатель, старшая медицинская сестра, сторож, массажист, инструктор-методист по совместительству, методист по хореографии, методист по музыкальному образованию, преподаватель физвоспитания, мастер производственного обучения и др... Несмотря на столь широкий спектр должностей, их объединяет следующее: все они низкооплачиваемые, не входят в круг руководящего состава организаций, одного работника легко заменить другим.

В п. 17, 35 Постановления N 19 Высшая судебная инстанция дала разъяснения о разграничении служебного подлога от других составов преступления.

Однако, несмотря на столь четкое разъяснение ВС РФ по анализируемой категории дел, вопрос о наличии в действиях руководителя состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК, для некоторых представителей правоохранительных органов остается нерешенным.

К примеру, не всем лицам, находящимся под уголовным преследованием за совершение преступлений, связанных с фиктивным трудоустройством персонала, инкриминировалось совершение служебного подлога. Без внесения ложных сведений в официальные документы о выполнении трудовых обязанностей именно лжеработником совершение указанного преступления фактически невозможно. Подобные ошибки органов предварительного следствия привели к нарушению прав тех лиц, которые были привлечены к уголовной ответственности за совершение аналогичных преступлений, в том числе по ст. 292 УК, и получили более суровые наказания.

Практика рассмотрения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, связанных с фиктивным трудоустройством персонала, показывает, что в наибольшей степени подобные преступления характерны для бюджетных учреждений, в которых финансирование осуществляется не в должных объемах. В ходе исследования выявлено, что анализируемое преступление чаще совершалось в средних общеобразовательных школах, детских садах, в государственных учреждениях по социальному обслуживанию населения, в профессиональных училищах и др. Как следует из показаний привлеченных за эти преступления лиц, в дальнейшем оправданных судом, причиной их действий по трудоустройству «мертвых душ» была очевидная нехватка денежных средств на текущие нужды бюджетных организаций. Из-за отсутствия денежных средств и невозможности организовать постоянную спонсорскую помощь руководители «восполняли» подобным образом пробелы в бухгалтерских сметах.

Исследование показало, что грань между наличием состава преступления в действиях лица, организовавшего фиктивное трудоустройство персонала, и дисциплинарным проступком очень хрупкая и порой органы предварительного следствия, не разобравшись в причинах действий руководителя, не проверив и не оценив в совокупности все собранные доказательства, направляют «раскрытое» дело коррупционной направленности в суд, что в конечном итоге приводит к вынесению оправдательных приговоров.

В целях недопущения возникновения подобных ситуаций необходимо учитывать следующие факторы:

1) состава преступлений, предусмотренных ст. ст. 159, 285 УК, нет, если трудовые обязанности лжеработника исполняются в полном объеме и это подтверждается показаниями свидетелей, претензий у потерпевшей стороны нет, денежные средства (зарплата работника) тратятся по усмотрению руководителя в интересах учреждения. При этом денежные средства не могут быть обращены в собственность трудоустроившего лица;

2) состава преступлений, предусмотренных ст. ст. 159, 285 УК, нет, если трудовые обязанности лжеработника фактически не исполняются, но денежные средства (зарплата работника) тратятся исключительно на нужды учреждения, что вызвано острой необходимостью. В этом случае необходимо документальное подтверждение расходования полученных денежных средств за фиктивно устроенных лиц (чеки, квитанции, документы бухгалтерской отчетности). Все приобретенное имущество должно быть в наличии и на балансе организации. Денежные средства не могут быть обращены в собственность трудоустроившего лица.

Похожих статей пока нет.

This entry was posted in . Bookmark the .

Здравствуйте.
Как поступить работодателю у которого данный работник числится официально?

Если всю ответственность возложили на вашу организацию то о каком либо соглашении речи идти не может. Тогда вернуть работника в свою организацию. предложить компенсацию и уволить по соглашению сторон. Короче откупиться.Так как в ваших действиях хоть вы и пишите, что у должностных лиц нет материальной заинтересованности, но по факту если дойдет дело до прокуратуры будет проверяться их коррупционная составляющая со всеми вытекающими последствиями

Какие могут быть последствия для юридического лица и должностных лиц причастных (руководитель, начальник отдела кадров).

ТК РФ, Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства
За нарушение трудового законодательства, большая часть которых связана с нарушением ведения кадрового делопроизводства, работодатель может понести следующие виды ответственности:
административную;
материальную;
гражданско-правовую;
уголовную.
Размеры ответственности достаточно разные и зависят от того, какие нарушения трудового законодательства были выявлены. Большие изменения в размерах административной ответственности произошли с 2015 года.
Необходимо учитывать, что оплата штрафа не снимает ответственности за устранение выявленных нарушений. Поэтому нарушения за прошлые периоды требуют восстановления кадрового учета.

В вашем случае будет административная ответственность
Административная ответственность
Привлечение к данной ответственности является самым распространенным случаем.
Наиболее часто ответственность возникает по статье 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», которая предусматривает наложение следующих размеров штрафов за соответствующие правонарушения:
1. за фактическое допущение к работе сотрудника без признания отношений с ним трудовыми, то есть без заключения с ним трудового договора, влечет наложение штрафа:
на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
на должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
2. за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение штрафа:
на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
3. за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не указанных в п. 1 и 2 и не предусмотренных статьей 5.21.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение штрафа
на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 рублей;
на юридических лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
Кроме того, в соответствии с той же статьей 5.27 КоАП РФ совершение административного правонарушения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (то есть неоднократное аналогичное нарушение) влечет следующую дополнительную административную ответственность:
1. если ранее было совершено правонарушение в соответствии с вышеуказанными пунктами 1 и 2, то осуществляется наложение административного штрафа:
на граждан в размере 5 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
При этом должностное лицо, ответственное за такое неоднократное нарушение, дисквалифицируется на срок от 1 года до 3-х лет.
2. если ранее было совершено правонарушение в соответствии с вышеуказанным пунктом 3, то осуществляется наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 50 тысяч до 70 тысяч рублей.
В соответствии со статьей 5.30 КоАП РФ «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения» необоснованный отказ от заключения таких документов с сотрудниками влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.
Статьей 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» предусмотрено:
1. привлечение к трудовой деятельности в РФ таких лиц при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие документы требуются законодательством, либо их привлечение к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей;

на юридических лиц - от 250 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
2. привлечение к трудовой деятельности в РФ лиц, указанных в п. 1 статьи 18.15 КоАП, без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если оно требуется законодательством, влечет наложение штрафа:
на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
на должностных лиц - от 25 тысяч до 50 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 250 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3. неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа ФМС о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с законодательством, влечет наложение штрафа:
на граждан в размере от 2 000 до 5 000 тысяч рублей;
на должностных лиц - от 35 тысяч до 50 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 400 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
4. нарушения, предусмотренные вышеуказанными пунктами 1-3, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа:
на граждан в размере от 5000 до 7000 рублей;
на должностных лиц - от 35 тысяч до 70 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 400 тысяч до 1 миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
5. неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, ФМС или его уполномоченного территориального органа об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с законодательством, влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от 35 тысяч до 70 тысяч рублей;
на юридических лиц - от 400 тысяч до 1 миллиона рублей.
В соответствии со статьей 13.11 КоАП РФ «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» нарушение такого порядка влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
на должностных лиц - от 500 до 1000 рублей;
на юридических лиц - от 5 000 тысяч до 10 000 рублей.
Мы привели статьи, по которым наиболее часто возникает административная ответственность. Однако данный перечень не ограничен только этими статьями. Кроме того, часто выносятся на рассмотрение законопроекты по доработке и введению новых видов административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Материальная ответственность
Основная материальная ответственность работодателя - за несвоевременную выплату или невыплату заработной платы. Статьей 236 ТК РФ установлено, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан уплатить задержанные суммы оплаты с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором.
Статьей 234 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. К таким случаям, в частности, относятся:
незаконное отстранение работника от работы, его увольнение или перевод на другую работу;
отказ работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
задержка работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесение в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

Гражданско-правовая ответственность
В соответствии со статьей 56 ГК РФ юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, работодатель, привлекая и организуя трудовую деятельность сотрудников, не должен нарушать их права, предусмотренные Конституцией РФ и другими нормативными актами.

Уголовная ответственность
Такая ответственность тоже может возникнуть у работодателей.
В соответствии со статьей 145 УК РФ необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, может привести у возникновению штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.
Статья 145.1 УК РФ предусматривает следующую ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат:
1. частичная невыплата указанных выплат свыше 3 месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации:
наказывается штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 1 года.
2. полная невыплата указанных выплат свыше 2 месяцев или выплата заработной платы свыше 2 месяцев в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации:
наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
3. деяния, предусмотренные пунктами 1 и 2 рассматриваемой статьи, если они повлекли тяжкие последствия:
наказываются штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.Источникkadri.center 21 vek.ru

В российском законодательстве существует множество противоречивых моментов. Когда де факто правонарушение существует, о нем знают, о нем говорят, а де юре оно никак не оформлено. К таковым относится и фиктивное трудоустройство. Каковы сложности его определения и можно ли как-то наказать виновных, разберемся в статье.

Как определить наличие фиктивного трудоустройства

Основная проблема раскрытия темы фиктивных трудовых отношений состоит в том, что ни в ТК РФ, ни в ином нормативно-правовом акте нет определения фиктивного трудового договора.

Читайте:

Если не брать постановлений времен Советского Союза, то упоминание о нем содержится лишь в Письме Минфина № 14-03-01 от 16.05.95 г.

Если же есть необходимость охарактеризовать фиктивное трудоустройство, то под таким следует понимать документальное оформление трудовых отношений без цели их действительной реализации и регулирования в будущем.

Среди целей их возникновения можно выделить следующие:

  • денежных средств;
  • в завуалированной форме;
  • Уменьшение налогооблагаемой базы предприятия;
  • Возможность получения социальных выплат от государства и пр.

В российском законодательстве отсутствует механизм признания трудового договора и отношений фиктивными. Если предприятие осуществляло налоговые выплаты, а также взносы в социальные фонды от имени работника, то сделать это очень затруднительно. Поэтому Арбитражные суды выносят решения о фиктивности только, когда схема явная.

Часто в статьях юридической направленности можно встретить неверное толкование фиктивных трудовых отношений. Их пытаются приравнять к неофициальному трудоустройству. Это в корне неверно.

Неофициальное трудоустройство предполагает, что работник выполняет весь спектр трудовых обязанностей, которые необходимы по должности. При этом трудовой договор с ним не заключается, соответственно отсутствуют законные отчисления за работника по налогам и вносам.

Трудоустройство фиктивное наоборот предполагает, что трудовой договор с лицом заключен по всем правилам, но сам он свои обязанности не выполняет или выполняет не в предусмотренном для должности объеме.

Кто прибегает к фиктивному трудоустройству

Казалось бы, зачем надо числиться среди сотрудников предприятия, если ты не получаешь за это никаких денег (а в ряде случаев выкладываешь даже свои собственные). Оказывается, такой шаг может быть выгоден многим:

  • Во-первых, это лица, которым необходим трудовой стаж . Не секрет, что работодатели при приеме на вакантную должность отдают предпочтение тем, кто имеет трудовой стаж. Поэтому, как вариант, будучи еще студентом, гражданин может фиктивно трудоустроиться, а по окончании вуза найти себе приличную работу. Естественно, что при таком положении вещей работодатель – это чаще всего знакомый, близкий человек.
  • Во-вторых, официальное трудоустройство потребуется обязательно для получения кредита . В настоящее время все больше банков предоставляет кредитные продукты по упрощенной схеме. Это значит, что справки о доходах перепроверять, наверняка, не будут. И для оформления ссуды можно будет представить только справку с места работы, где обозначен срок пребывания на должности.
  • Как вариант схема фиктивного трудоустройства иногда задействуется лицами, которые уклоняются от выплат алиментов . Имея неофициальный хороший источник дохода, не желая, чтобы ФССП начало расследование и производство о взыскании, лицо устраивается фиктивно на работу с небольшой зарплатой, с которой уже идут отчисления на алиментные выплаты. Но схема эта слишком громоздкая и реализация ее возможна только при очень хороших взаимоотношениях между работодателем и фиктивным работником. Ведь налоговые, страховые и алиментные отчисления придется делать вполне официально с зарплаты. Значит, кто-то эти обязанности все равно должен исполнять и при этом согласиться не получать за них зарплату в полном объеме.
  • Еще одна категория лиц, которым может понадобиться фиктивное трудоустройство – это те, кто претендует на выплаты социальных пособий . Например, для малоимущей семьи в различных регионах предусматривается пособие. Чтобы его получить, муж и жена должны быть официально трудоустроены.

Отдельно хотелось бы затронуть тему беременных работниц , потому как с ними связано одно из главных противоречий трудового законодательства. Схема выплат декретных пособий довольно проста. Их беременной женщине платит работодатель, а тому в свою очередь через небольшой промежуток времени все выплаты компенсирует ФСС.

Согласно ТК РФ отдел кадров не имеет права отказать женщине в приеме на работу на том основании, что она беременная. Но при этом когда дело доходит до декретных выплат сотрудницам, которые заняли новую должность незадолго до выхода в декрет, ФСС отказывается их возмещать, ссылаясь на элементы фиктивности в таком трудоустройстве.

Принципы, изложенные в означенной статье, регламентируют большинство существующих возможных оснований для проведения процедуры увольнения, и в их числе присутствует также увольнение по инициативе работодателя – сокращение штата или должностей является разновидностью такового увольнения.

  • Ст. 81 ТК РФ. Означенная статья непосредственно рассматривает вопросы, касающиеся того, когда и как работодатель может уволить сотрудников по своей собственной инициативе. В том числе в качестве таковой причины предусмотрено сокращение штата сотрудников.
  • Постановление Пленума ВС РФ №2 от 17.03.2004. Данный нормативный документ разъясняет применение судами общей практики положений вышеозначенной ст.

Сам себе адвокат

Среди них принято выделять:

  • довольно высокий заработок;
  • отсутствие налогообложения;
  • нет ответственности работника за проделанную работу;
  • возможность работать и получать зарплату совместно с социальными пособиями;
  • дополнительные заработки помимо официальной работы.

Кроме того, фиктивное трудоустройство для алиментов в России встречается довольно часто. В этом случае плательщик алиментов занижает реальную зарплату или трудоустраивается на работу неофициально, тем самым доведя планку заработка до нуля.


Внимание

Соответственно, человек будет платить минимальные алименты на содержание несовершеннолетних детей. Не совсем честно, но такая практика встречается все чаще и чаще.


Недостатки Фиктивное трудоустройство почти не имеет никаких недостатков.

Несуществующие работники

Важно

Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Фиктивное трудоустройство и ответственность за него

  • Все решения о сокращении численности работников или должностей также должны отражаться и в локальных нормативных актах. Работодатель обязан внести информацию об упразднении должностей или снижении численности сотрудников в должностной распорядок.
  • Изменения в должностном распорядке в связи с реорганизацией, изменением численности работников или списка должностей должны вступить в силу до момента фактического увольнения работника, а не после него.
    Судебная практика по фиктивному сокращению штата в данном вопросе занимает сторону работника, даже если сокращение было реальным, но изменение в должностном распорядке наступило спустя несколько дней до увольнения работника.
  • Следует крайне внимательно относиться к новым должностным инструкциям для новых работников и к внедрению новых должностей на предприятии.

Что грохит за фиктивное оформление неработающего по трудовой?

  • Неофициальное устройство на работу
  • Плюсы данного вида трудоустройства для работника и работодателя
  • Что грозит работодателю за неофициальное трудоустройство сотрудника
  • Фиктивное трудоустройство на работу

Зачастую непростое финансовое положение заставляет людей искать работу не вполне официальными путями, без оформления каких-либо документов. Это противоречит трудовому законодательству, но, тем не менее, явление существует.

Поэтому рассмотрим проблему такого трудоустройства более детально. Неофициальное устройство на работу Трудовое законодательство Российской Федерации не рассматривает такого явления, как неофициальное трудоустройство.

Какая ответственность за фиктивное трудоустройство?

Это касается работы, которая выполняется наемным работником на протяжении короткого периода, но он должен быть не больше 3 дней. Тогда оформлять сотрудника необязательно, и это не будет нарушением закона.

Если же работа продолжается более длительное время, то обязательно нужно заключить договор. Ответственность ИП Для предпринимателей предусмотрена административная ответственность.

Инфо

Сколько штраф за неоформленного работника? При выявлении нарушения сумма составит 1-5 тыс. рублей. При этом работа предпринимателя может приостановиться на 90 суток, что ведет к убыткам и закрытию организации.


Затраты на оформление будут меньше, чем штрафы. Но если сотрудник продолжает так трудиться не 1 год, и за этот период не платились налоги, то возможная открытие уголовного дела по статье 199-1 УК РФ. При крупном ущербе штраф для ИП за неоформленного работника будет составлять до 300 тыс.

Фиктивное сокращение штата

Постановления N 19 Высшая судебная инстанция дала разъяснения о разграничении служебного подлога от других составов преступления. Однако, несмотря на столь четкое разъяснение ВС РФ по анализируемой категории дел, вопрос о наличии в действиях руководителя состава преступления, предусмотренного ст.


292

УК, для некоторых представителей правоохранительных органов остается нерешенным. К примеру, не всем лицам, находящимся под уголовным преследованием за совершение преступлений, связанных с фиктивным трудоустройством персонала, инкриминировалось совершение служебного подлога.

Без внесения ложных сведений в официальные документы о выполнении трудовых обязанностей именно лжеработником совершение указанного преступления фактически невозможно.

Какой штраф за неоформленного работника? юридическая практика

В итоге государству не поступают средства на содержание пенсионеров, а сотрудник лишается пенсии в будущем.

  • Не будет отчислений в фонд страхования, что позволяет пользоваться бесплатной медицинской помощью.
  • Сотрудник без оформления не имеет прав на многие вещи. Ему будет сложно получить выплаты при расчете, зарплату, компенсации за отпуск.
  • При появлении споров в суде не получится доказать свою правоту.
  • Таким образом, неофициальное трудоустройство наносит вред государству и самому сотруднику.

    Задача контролирующих учреждений заключается в выявлении нарушений и соблюдении прав сотрудников. Какие штрафы за неоформленного работника положено оплачивать работодателям, будет рассмотрено далее.
    Когда можно не оформлять работника? Есть только один случай, когда возможно обойтись без официального оформления.

Работодатель при устройстве гражданина на работу без оформления договора имеет ряд положительных бонусов:

  • минимизацию налогов. Дело в том, что большинство налогов, уплачиваемых работодателем в казну государства, начисляются с фонда заработной платы трудоустроенных у него работников.
    Логичный вывод: чем меньше налогооблагаемая база, тем меньшая сумма подлежит уплате;
  • отсутствие кадрового бумагооборота;
  • отсутствие обязанностей и обязательств по отношению к неофициально устроенному гражданину. Например, не обязательно обеспечивать безопасность труда, можно не выплачивать работнику полную сумму обещанного гонорара.

Если первый пункт из списка еще как-то может оправдать (с точки зрения работодателя) неофициальное трудоустройство, то последний пункт является весьма сомнительным и остается целиком на совести работодателя.

Наказание за фиктивных работников на предприятии

В последнее время в средствах массовой информации все чаще появляются сообщения о привлечении к уголовной ответственности руководителей различных бюджетных учреждений за трудоустройство «мертвых душ». Под последними, понимаются работники, которые официально числятся на предприятиях, но фактически свои прямые обязанности не исполняют.
О подобной тенденции свидетельствует и складывающаяся судебная практика. Понятие «мертвые души» впервые было введено в оборот Н.В. Гоголем в процессе создания одноименного произведения. На самом деле идея поэмы основана на реальных фактах из жизни российского общества XIX века, а подал ее сам А.С. Пушкин/ Действующее уголовное законодательство предполагает, что субъектом указанного преступления выступает должностное лицо, осуществляющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в учреждении.