Презентация на тему "вращение земли". Конспект урока, технологическая карта и презентация на тему "суточное вращение земли" Презентация суточное вращение земли


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПОКАЖИТЕ ЛИНИИ НА КАРТЕ……. Западное полушарие Восточное полушарие Мы с вами уже заем, что… 1.Что форма Земли геоид.2.Земля вращается вокруг Солнца и происходит смена времен года.3.Земля вращается вокруг оси и происходит смена суток.Почему это происходит?4.Почему зимой холодно, а летом тепло?5.Какие стороны горизонта вы знаете?6.Как узнать, где север? Ориентирование по полярной звезде. Стр.25 Положение Земли на околосолнечной орбите и постоянство наклона земной оси приводят к тому, что высота Солнца над горизонтом меняется. Высота Солнца над горизонтом в день летнего солнцестояния: а)- мыс Челюскин; б)- Краснодар Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению к географическим полюсам. В зависимости от освещённости выделяют пояса освещённости, ограниченные тропиками и полярными кругами (рис. 11, стр.25) Между тропиками расположен жаркий экваториальный (тропический) пояс. Здесь Солнце бывает в зените дважды в год (на тропиках - один раз), различия в продолжительности дня и ночи невелики (на экваторе их вовсе нет), времена года или отсутствуют (около экватора), или существуют всего два времени года (сухое и влажное). Умеренные пояса находятся между тропиками и полярными кругами. Здесь Солнце никогда не бывает в зените, продолжительность дня и ночи существенно различается, выделяются четыревремени года, летом около полярных кругов наблюдаются белые (полярные) ночи. Между полюсами и полярными кругами выделяют два холодных выделяют два холодных (полярных) пояса. Для них характерно совпадение двух сезонов года с полярным днём и полярной ночью. Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей. 66,5 Вращение Земли вокруг своей оси. Если посмотреть на нашу планету со стороны Северного полюса, то мы увидим, что враще­ние Земли вокруг своей оси происходит с запада на восток, то есть против часовой стрелки (рис. 7, с. 19). Наша планета совер­шает полный оборот за одни сутки. Астрономами сутки разделены на 24 часа, час - на 60 минут, минута - на 60 секунд. Но именно сутки - период одного обращения Земли вокруг своей оси - при­няты за основную единицу измерения времени. Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей. Осевое вращение Земли имеет несколько географических след­ствий. Во-первых, смена дня и ночи в результате суточного враще­ния вызывает то нагрев, то охлаждение поверхности Земли. 66,5 Вращение Земли вокруг своей оси. Во-вторых, из-за суточно­го вращения Земля сплющивается вдоль земной оси и приобретает форму, отличную от идеального шара. Промежуток между восходом и заходом Солнца называют долготой дня. Для определения долготы дня многие пользуются календарями, в которых указаны моменты восхода и захода Солнца. Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей. Тетрадь. Урок 7. Суточное вращение Земли. 1.Пояса освещенности.Зад. По рис.13) Впиши пропущенные слова.Лето наступает в ___ полушарии, зима в ____________ . Солнце находится в зените над линией ____, не заходит за горизонт над линией______________. В северном полушарии продолжительность дня ______, чем продолжительность ночи.Дата: ____ _____День ________солнцестояния. Тетрадь. Урок 7. Суточное вращение Земли. 1.Пояса освещенности.Зад. По рис.13) Впиши пропущенные слова.Лето наступает в южном полушарии, зима в северном. Солнце находится в зените над линией южного тропика, не заходит за горизонт над линией южного полярного круга. В северном полушарии продолжительность дня ______, чем продолжительность ночи.Дата: 22 декабряДень зимнее солнцестояния. Тетрадь. Урок 7. Суточное вращение Земли. 1.Пояса освещенности.Зад. По рис.23) Впиши пропущенные слова.Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за ___- часа. Если в вашем населенном пункте сейчас день, то через 12 часов будет ___. За 24 часа Земля повернется на ____ градусов, а за 1 час – на ____ градусов. Тетрадь. Урок 7. Суточное вращение Земли. 1.Пояса освещенности.Зад. По рис.23) Впиши пропущенные слова.Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Если в вашем населенном пункте сейчас день, то через 12 часов будет ночь. За 24 часа Земля повернется на 360 градусов, а за 1 час – на 15 градусов.

Класс: 5

Предмет: география (УМК - Летягин А. А.)

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Задачи урока:

2. Рассмотреть особенности суточного вращения Земли, его географические следствия

Ход урока:

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,

Приближаться стала –

С неба солнце украла. (Ночь)

Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -

Учитель включает презентацию, в которой присутствуют картинки, анимации вращения Земли вокруг своей оси и вопросы к ним.

Что такое тропики?

Показать тропики на глобусе.

Что такое экватор?

Показать экватор на глобусе.

Объяснение учителя:

Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению

к географическим полюсам (смотрим рис. 10 стр. 25)

В каком поясе освещенности находиться наша местность?

(Рассказ ученика)

Физкультминутка

Я уточню, полный оборот Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды, это звёздные сутки. А форму Земли современные ученые называют геоид.

Проверка.

силы Кориолиса. Г. Кориолисом (1792-1843)

Первичное закрепление : тест (2-3 минуты) и самопроверка по слайду.

Рефлексия

Какую цель ставили на урок?

Домашнее задание

Любознательным: написать мини-сочинение «Если бы Земля не вращалась…»

    Загадки про время и времена года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riddle.su/zagadki_pro_vremena_goda.html, свободный. Загл. с экрана.

    Смена дня и ночи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg, свободный. Загл. с экрана.


«Рабочий лист»

Ф. И. ________________________________________________Дата:_______________

Тема урока: _____________________________________________________________

Цель :___________________________________________________________________

Изучение нового материала

(стр. 25, рис. 11) 1._______________________________________________________________________ 2._______________________________________________________________________3._______________________________________________________________________

(работа в группах стр. 24-25)

Характеристика

Экваториальный, Умеренный, Полярный

(нужное подчеркнуть)

1.Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Вопросы к видеофрагменту:

1. В каком направление происходит вращение Земли?______________________________________

2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?______________________________________

3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?____________________________

4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?_______________________________________

5. Как происходит смена дня и ночи?_____________________________________________________

6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? ________________________________________

7. Что называется долготой дня?___________________________________________________

______________________________________________________________________________

(работа в парах стр. 26):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закрепление:

А) В полярном;

Б) В умеренном;

В) В тропическом.

3. Основным географическим следствием осевого вращения земли является:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Смена природных зон.

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

Г) Возникает сила Кориолиса.

5. Выбери верные утверждения:

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Суточное вращение Земли»

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: география

Тема: Суточное вращение Земли

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организовать деятельность учащихся для восприятия и знакомства с особенностями суточного вращения земли, с поясами освещенности.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с поясами освещенности их характеристиками;

2. Рассмотреть особенности суточного вращения Земли, его географические следствия.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

2.Овладение основными навыками нахождения и использования географической информации;

3.Формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать тему, цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; определять основную и второстепенную информацию;

Регулятивные УУД:

становить учебные задачи на основе того, что уже известно учащимся, выделять, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения;

Коммуникативные УУД : и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

1.Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;

2. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

3. Освоение социальных норм и правил поведения в группах.

План урока

этапы урока / задача этапа

деятельность учителя

деятельность обучающихся

формируемые УУД

Организационный

момент (мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: заинтересовать и настроить учащихся на урок

Приветствует учеников и гостей в классе.

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствуют гостей.

Слушают учителя.

Доброжелательное отношение друг к другу.

Актуализация знаний.

Задача этапа: заинтересовать в теме урока, определить цели и дальнейшие задачи урока

Предлагает отгадать загадки и высказать мнение, о чём будет тема урока:

Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,
Меня назвать пришла пора (День)

Приближаться стала –

С неба солнце украла. (Ночь)

Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -
Спать немедленно зовёт. (День и ночь)

Учитель включает презентацию с в которой присутствуют картинки, анимации вращения Земли вокруг своей оси и вопросы к ним.

Так о чём мы будем говорить сегодня?

Почему происходит смена дня и ночи?

Ребята, определите тему и цели урока.

А что мы будем делать на уроке, что бы достичь поставленных целей.

Отгадывают загадки.

Смотрят презентацию.

Определяют тему и цели урока.

Записывают тему и цели урока. (каждый для себя ставит цель)

Отвечают на вопросы учителя (работа с учебником, дополнительной литературой, просмотр презентации)

Взаимодействуют с учителем.

Контролируют правильность ответов сверстников.

Слушать собеседника.

Выдвигают предположения о теме урока.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Самостоятельно выделять и формулировать цели урока.

Основной этап

Задача этапа: познакомить с поясами освещенности, их характеристиками, рассмотреть особенности вращение Земли вокруг своей оси.

Вспомним, что нам уже известно:

Что такое тропики?

Показать тропики на глобусе.

Что такое географические полюса?

Показать полюса на глобусе, сколько их.

Что такое экватор?

Показать экватор на глобусе.

Какие дни очень важны для нашей планеты?

Почему происходит смена времён года?

Объяснение учителя:

Мы знаем, что земля совершает одновременно годовое движение по орбите вокруг Солнца и суточное движение вокруг своей оси. Под каким углом наклонена Земная ось к плоскости орбиты?

Положение Земли на околосолнечной орбите и постоянство наклона земной оси приводят к тому, что высота Солнца над горизонтом меняется.

Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению к географическим полюсам (смотрим рис. 10 стр. 25)

В зависимости от освещенности выделяют пояса освещенности, ограниченные тропиками и полярными кругами.

По рисунку 11 на стр. 25 выписать название поясов освещенности.

Сколько поясов освещённости выделяют ученые? Перечислите их…

Сейчас поработаем в группах. Каждая группа даст характеристику одному поясу по плану. Время 3 минуты. Вспомним правила работы в группах…

Работу проверяет с помощью слайда на экране.

В каком поясе освещенности находиться Белгородская область?

А в каком поясе освещенности находится столица нашей страны?

Ребята, а что такое полярный день и ночь? В каком поясе освещенности бывает эти явления? Что вы о них знаете? В тексте учебника, что о них написано? В учебники информации очень мало, практически нет. Ваш одноклассник подготовил сообщение о полярном дне и ночи.

Физкультминутка

Учитель предлагает просмотреть видео сюжет и ответить на ряд вопросов:

1. В каком направление происходит вращение Земли?

2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?

3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?

4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?

5. Как происходит смена дня и ночи?

6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?

7. Что называется долготой дня?

Я уточню, полный оборот Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды, это звёздные сутки.

Осевое вращение Земли имеет несколько географических следствий. А каких вы узнаете, поработав с текстом учебника на стр. 26 и это задание для работы в парах.

Проверка.

Еще одним из важнейших следствий осевого вращения является образование поворотной силы - силы Кориолиса. В XIX в. она была впервые рассчитана французским ученым в области механики Г. Кориолисом (1792-1843) . Это одна из сил инерции, вводимых для учета влияния вращения подвижной системы отсчета на относительное движение материальной точки. Ее эффект кратко можно выразить так: всякое движущееся тело в Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном - влево. На экваторе сила Кориолиса равна нулю.

Отвечают на вопросы.

Показывают на глобусе тропики, экватор, географические полюса.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Работают индивидуально с текстом учебника, выписывают названия поясов освещенности.

Повторяют правила работы в группах. Получают задания.

Работают в группах.

Читают текст, выбирают нужную информацию и заполняют таблицу (Приложение 1)

По желанию зачитывают выполненное задание. Слушают сверстников, контролируют ответы.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Слушают сообщение.

Выполняют зарядку для глаз.

Учащиеся внимательно просматривают материал, после чего дают ответы на вопросы.

1. Вращение Земли происходит с запада на восток.

2. Восход солнца на востоке; заход – на западе.

3. Неподвижными точками являются Северный и Южный полюса.

4. Воображаемая линия называется Земная ось.

5. При вращении Земли вокруг своей оси солнечные лучи освещают ту часть, которая к нему повёрнута.

6. Один оборот вокруг оси равен 24 часам, т.е. суткам.

7. Промежуток между восходом и заходом Солнца называют долготой дня.

Работают в парах со стр. 26.

Зачитывают по желанию выполненное задание.

Слушают учителя, делают записи в тетрадь.

Слушать собеседника.

Контролируют правильность ответов сверстников и правильность показа на глобусе.

Слушать собеседника

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Искать нужную информацию по рисунка из учебника.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Слушать собеседника

Выделять нужную информацию из видеосюжета, определять основную и второстепенную информацию

Планирование учебного сотрудничества со сверстником; владение монологической и диалогической формами речи.

Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Подведение итогов урока

Задача этапа: первичное закрепление пройденного материала

Первичное закрепление (Приложение 3)

Выполняют задания теста.

Самопроверка используя критерии к тесту (Приложение 3)

Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь правильно себя оценивать.

Рефлексия содержания учебного материала

Задача этапа: выявление уровня осознания содержания пройденного

1. Что из сегодняшнего материала вам было уже знакомо?

2. Что нового вы сегодня узнали?

3. Как считаете, продуктивно вы сегодня поработали?

4. Как вращение Земли влияет на человека?

Какую цель ставили на урок?

Вы достигли поставленной цели или нет (отвечает 5-7 человек)

Отвечают на вопросы.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Зачитывают цель урока и определяют, достигнута она или нет.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Анализировать свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

Задача этапа: настроить учащихся на дальнейшее изучение темы

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы

Принимать и сохранять учебную задачу

Приложение 1

Пояса освещенности и их характеристика (работа в группах)

Характеристика

Жаркий

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Характеристика

Умеренный

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Характеристика

Полярный

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Приложение 2

Сообщение ученика

Полярные круги замечательны тем, что являются границами областей, где бывают полярные дни и ночи.

Полярный день - период, когда Солнце не опускается за горизонт. Чем дальше от Полярного круга к полюсу, тем длиннее полярный день. На широте Полярного круга (66,5°) он длится всего одни сутки, а на полюсе - 189 суток. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга полярный день наблюдается 22 июня - в день летнего солнцестояния, а в Южном полушарии на широте южного Полярного круга - 22 декабря.

Полярная ночь длится от одних суток на широте Полярных кругов до 176 суток на полюсах. Во время полярной ночи Солнце не появляется над горизонтом. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга это явление наблюдается 22 декабря.

Нельзя не отметить такое чудесное явление природы, как белые ночи.Белые ночи - это светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Наблюдаются они в обоих полушариях на широтах, превышающих 60°, когда центр Солнца в полночь опускается за горизонт не более чем на 7°. В Санкт-Петербурге (около 60° с.ш.) белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске (64° с.ш.) - с 13 мая по 30 июля.

Приложение 3

1. В каком поясе освещённости земная поверхность получает от полуденного солнца прямые лучи и зимой и летом

А) В полярном;

Б) В умеренном;

В) В тропическом.

2.Смена времён года происходит потому, что

А) Земля вращается вокруг своей оси;

Б) Земля имеет шарообразную форму;

В) Земля вращается вокруг Солнца.

3. Основным географическим следствием осевого вращения Земли является:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Смена природных зон.

4. Географические следствия орбитального движения Земли:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Выделение поясов освещенности;

Г) Возникает сила Кориолиса.

5. Выбери верные утверждения:

А) Осенью улетают птицы на юг, и тает снег;

Б) Зимой в полярном поясе наблюдается полярный день;

В) В Антарктиде в июне начинается зима;

Г) В полярном поясе солнце бывает низко над горизонтом;

Д) В экваториальном поясе зимой прохладнее, чем летом.

Критерии оценивания:

  • 5. В), Г), Д)

«5» все ответы верные

«4» одна-две ошибка

«3» более трёх ошибок

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку географии Суточное вращение Земли»

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. М. Рудого»

Суточное вращение Земли

МБОУ «БСОШ №1

имени А. М. Рудого»

п. Борисовка, 2015



Суточное вращение Земли




Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

1.Где располагается

2. Состояние Солнца

3.Температурный режим


Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

Экваториальный

1.Где располагается

Между Северным и Южным тропиками

2. Состояние Солнца

Солнце бывает в зените дважды в год. Различия в продолжительности дня и ночи невелики

3.Температурный режим

Всегда жарко.


Характеристика поясов освещенности (работа в группах )

Характеристика (план)

Умеренный

1.Где располагается

Между тропиками и полярными кругами

2. Состояние Солнца

Солнце никогда не бывает в зените

3.Температурный режим

Выделяют четыре времени года. Температура сильно отличается по временам года


Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

Полярный

1.Где располагается

Между полюсами и полярными кругами

2. Состояние Солнца

Выделяются полярный день и полярная ночь

3.Температурный режим

Круглый год холодно



Вопросы для видеосюжета:

  • 1. В каком направление происходит вращение Земли?
  • 2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?
  • 3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?
  • 4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?
  • 5. Как происходит смена дня и ночи?
  • 6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?
  • 7. Что называется долготой дня?

Географические следствия осевого вращения Земли (работа в парах стр. 26)


Географические следствия осевого вращения Земли (работа в парах стр. 26)

  • Смена дня и ночи;
  • В течении суток нагрев и охлаждение Земли;
  • Суточная ритмичность природных процессов;
  • Определённая форма Земли (сплюснутая с полюсов);
  • Возникает сила Кориолиса





Критерии оценивания теста:

  • 1. В)
  • 2. В)
  • 3. Б)
  • 4. А), В)
  • 5. В), Г), Д)

«5» все ответы верные

«4» одна-две ошибка

«3» более трёх ошибок


Домашнее задание

Любознательным: написать мини-сочинение

«Если бы Земля не вращалась…»


  • Летягин, А. А. География. Начальный курс: 5 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общей ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 160с.: ил.
  • Загадки про время и времена года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riddle.su/zagadki_pro_vremena_goda.html , свободный. Загл. с экрана.
  • Смена дня и ночи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg , свободный. Загл. с экрана.

Тема урока : §9 «Осевое вращение Земли» (урок 2.4 в разделе «Земля во вселенной »)

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.

Цель : сформировать представление о вращении планеты Земля вокруг своей оси и географических следствиях вращения Земли вокруг своей оси.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Осевое вращение Земли"»

Вы правильно решили тесты?

  • Вариант 1 1) в) Земля
  • 2) б) 8
  • 3) б) Сатурн
  • 4) б) газовые шары
  • 5) б) Солнце
  • 6) б) созвездие
  • Вариант 2 1в) Бесконечность
  • 2) б)Меркурий
  • 3) б)звезда
  • 4) а) Сатурн
  • 5) в) Меркурий, Венера, Земля, Марс,
  • Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
  • 6) б) НЕТ.



Тема урока: Осевое вращение Земли.


План урока

1.Вращение Земли вокруг своей оси.

2. Географические следствия вращения Земли.


Осевое движение Земли

Сутки (24 часа) – полный оборот Земли вокруг своей оси.


Географические следствия :

1. Из-за высокой скорости вращения (30 км/сек.) вокруг своей оси Земля сплюснута у полюсов и имеет форму геоида.

2. Из-за вращения Земли все движущиеся тела отклоняются в Северном полушарии вправо , а в Южном- влево .


экватор

Северный полюс

Южный полюс

Форма и размеры Земли

Земная ось - воображаемая линия, вокруг которой происходит суточное вращение земли, наклонена к плоскости под углом 66,5°.

Из-за вращения Земли вокруг своей оси она сплюснута у полюсов и имеет форму эллипса (геоида)

Северный и Южный полюсы – точки пересечения оси вращения с земной поверхностью.

Самая длинная окружность Земли – экватор (40 076 км)

Вертикальный (полярный) радиус Земли 6357км

Горизонтальный (экваториальный)радиус Земли 6378 км

Радиус по диагонали 6375 км



3. Из-за осевого вращения Земли происходит


Если смотреть со стороны Северного полюса, то вращении Земли вокруг оси происходит:

А. с севера на юг

Б. с юга на север

В. с запада на восток

Г. с востока на запад


Если смотреть со стороны Северного полюса, то вращение Земли вокруг оси происходит…

В. с запада на восток


А. смену дня и ночи

Б. смену времен года

В. сезон года


Вращение Земли вокруг своей оси определяет:

А. смену дня и ночи


С п а с и б о з а у р о к

м о л о д ц ы


ТЕМА: ОСЕВОЕ ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся с понятиями географических полюсов на Земле. 2. Единицами измерения времени. 3.Географическими следствиями осевого вращения Земли.

ВСПОМНИТЕ: 1. Заметно ли для человека вращение Земли? 2. Сколько часов в сутках?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ: 1. Вращение вокруг своей оси 2. Обращение вокруг Солнца по орбите.

ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ Ось наклонена к плоскости орбиты – 66,5 Постоянно направлен на Полярную звезду Точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли называется географическими полюсами

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОЛЮСОВ ДВА- В центральной части Северного Ледовитого океана В Антарктиде

ОСЕВОЕ ВРАЩЕНИЕ Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, т.е. с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки.

СУТКИ - ЕСТЕСТВЕННАЯ, ДАННАЯ ПРИРОДОЙ ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ. Сутки делятся на 24 часа, час – на 60 минут, минута – на 60 секунд. Чем быстрее вращается планета вокруг собственной оси, тем короче сутки, чем медленнее – тем длиннее. Уран вращается вокруг своей оси 12 часов На Венере сутки длятся 243 земных суток, или 5832 земных часов

ОСЕВОЕ ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ИМЕЕТ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ. 1. Вращение вокруг оси влияет на форму планеты. Земля немного сплюснута у полюсов. 2. Из-за вращения Земли все движущиеся по её поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо, а Южном –влево. В реках из-за отклоняющей силы вода прижимается к одному из берегов, поэтому у рек Северного полушария правый берег крутой, а в Южном – левый. Отклонение воздействует на направление ветров, океанических течений.

3. Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи. Это вызывает то нагрев, то охлаждение поверхности. С суточным изменением меняются многие природные процессы. К суточному ритму приспособлены живые организмы.

ЕСЛИ БЫ ЗЕМЛЯ ПЕРЕСТАЛА ВРАЩАТЬСЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА, ТО Температура на солнечной стороне достигла бы +100 градусов и вся вода бы испарилась Царство вечного холода, где в виде ледяной шапки скопилась бы земная влага

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Назовите два основных вида движения Земли. 2. В какую сторону вращается Земля вокруг своей оси? 3. Каковы следствия вращения Земли вокруг оси? 4. Почему Земля – не идеальный шар? 5. Как влияет смена дня и ночи на живые организмы?

Д/З параграф 9.

Используемая литература: 1. Учебник В.Дронова, Л.Е. Савельева ГЕОГРАФИЯ. Землеведение М.Дрофа. 2016г. Учитель географии МБОУ «Мендюкинская седняя школа». Строкина И.С.