Определение объема закупок и требования. Как рассчитать минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства? Создание контрактной службы

Задачу по снижению затрат компании сейчас ставят многим, при этом в логистике обычно выделяют точку приложения сил - это большие затраты на транспортировку из-за слишком частых поездок к поставщику, и заморозка денег в лишние запасы, которые будут лежать мёртвым грузом на складе. А оба этих крайних варианта - как раз и есть следствия не оптимального объёма партии заказываемой у поставщика продукции. Именно поэтому стоит обратить своё внимание на то, как рассчитываются, планируются и проводятся закупки, и в первую очередь - как определяется объём закупаемой партии товара.

Как и на какие показатели работы фирмы влияет объём заказа.

Как только в компании принимается решение о необходимости размещения заказа у поставщика на какую-либо продукцию, то сразу возникает вопрос: «А сколько заказывать?» - причём ответ на этот вопрос непосредственно влияет на экономические показатели работы всей фирмы.

Давайте разберёмся, что же это за показатели, и каким образом объём заказа так сильно влияет на них:

Все эти показатели очень важны в деятельности компании, а некоторые, вообще, определяют её выживание. А так как с задачей по определению объёма закупаемой партии сталкивается практически любая компания, то, сразу возникает вопрос: «А не придумано ли уже правильное и чёткое решение - если не в России, то хотя бы на Западе?» Такая формула, в которую надо, просто, подставить свои значения и получить искомый результат…

Формула Уилсона

Однако не всё так просто - недолгие скитания по Интернету приводят нас как раз к такому решению - знаменитой формуле Уилсона. Это очень красивая формула с эстетической точки зрения, в которой есть числитель, знаменатель и даже корень - вершина математического аппарата для большинства не технарей:

где:

Q - оптимальный объём одной партии по позиции [штук];
D - стоимость доставки одной партии от поставщика [рублей];
S - спрос на позицию [штук за период];
h - затраты на хранение одной единицы позиции [рублей за штуку за тот же период].

Если же кто-то решит копнуть глубже, то увидит, что для вывода формулы Уилсона используется даже дифференцирование - а это уже замашка на высшую математику! Я не знаю ни одного человека, включая лучших специалистов по логистике, который, впервые наткнувшись на нее, не говорил бы себе: «Вот оно - решение этой извечной проблемы!» - однако большинство попыток применить её как есть на практике обычно заканчиваются глубоким разочарованием… Одной из причин этого являются многочисленные вопросы относительно входных данных, которые появляются при попытке практического использования.

D - что спрашивается может быть проще, посмотрели сколько стоила доставка от этого поставщика раньше и всё, однако уже здесь возникают вопросы… Какую брать цену доставки, если она в зависимости от объёма заказа была разной: то привозили целую фуру, а то доставляли небольшие количества ГАЗелями? Как делить затраты на доставку, если для снижения издержек транспортники объединили поставки от нескольких поставщиков в одну доставку, причём вовсе не обязательно, что у них опять получится это сделать при следующей поставке? А если поставщик сам осуществляет бесплатную доставку при заказе на определённую сумму? А если у вас собственный транспорт и водитель получает зарплату за всю свою работу раз в месяц, а не конкретную сумму за конкретную доставку?

S - редко какая фирма может похвастаться постоянным и равномерным спросом на продаваемую продукцию, даже при условии расчёта поставок сырья на производство, где вариации спроса гораздо ниже, чем в дистрибьюции, у вас всё равно потребление будут колебаться достаточно сильно, чтобы от этих отклонений нельзя было отмахнуться, как от статистически незначимой величины.

h - даже, если вы возьмёте некие усреднённые значения по D и S, вас ждёт настоящее испытание при определении затрат на хранение одной единицы продукции.

Что относить к затратам на хранение, а что - нет?

Как общие затраты на хранение всей продукции разбить по позициям, которые хранятся на складе?

Нужно ли учитывать постоянную или переменную часть категорий расходов, а также потери от заморозки денег в эти запасы?

Кроме всего этого, даже если вы как-то определите все эти значения, есть ещё одно очень важное ограничение на саму модель, для которой Уилсон выводил свою формулу: все расчёты в ней - верны только для случая, когда вы заказываете у поставщика и доставляете каждую позицию отдельно, что очень редко встречается на практике. Поэтому, учтя все эти проблемы, найдём своё решение для поиска оптимального объёма партии, но прежде необходимо оговорить обязательные условия по существующей в компании системе управления закупками…

До оптимизации объёма партии поставки.

Ещё до начала работ по расчёту оптимального объёма партии, ваша система закупок должна работать как часы, чётко прогнозируя спрос, осуществляя заказ позиции только тогда, когда это необходимо, а не раньше или позже, и в таких количествах, в которых имеется текущая потребность предприятия. Если этого нет, то оптимизировать объём партии заказа - по сути, калибровать вашу систему закупок - преждевременно, сначала эту систему закупок надо создать!..

Вкратце опишем каждый из пунктов такой системы закупок.

1. Качественное прогнозирование спроса.

Должна существовать модель прогнозирования спроса, учитывающая тренды, сезонность и необходимый уровень удовлетворения спроса складскими остатками, который вы хотите обеспечить по каждой позиции.

2. Определение точки заказа.

Заказ поставщику не должен осуществляться, пока остаток по какой-либо из позиций этого поставщика не достиг критического уровня, достаточного только для того, чтобы обеспечивать продажи на нужном уровне удовлетворения спроса складскими остатками до оприходования вашего нового заказа.

3. Определение потребности предприятия в позиции.

Вы должны заказать ровно столько, сколько вам понадобится, чтобы обеспечить продажи на нужном уровне сервиса до оприходования следующего за текущим заказом. Собственно, если все эти три условия выполняются, то можно пытаться рассчитать оптимальный с точки зрения совокупных затрат на транспортировку и хранение продукции объём заказа.

Расчёт оптимального объёма партии.

Как показывает практика, нахождение оптимального объёма партии возможно только при использовании моделирования поставок с разными вариантами величины этого объёма и сравнения итоговых общих затрат на транспортировку и хранение. Таких моделей - много, в данной статье рассмотрим только один из возможных вариантов. Модель - это всегда упрощение реальной ситуации, поэтому затратами на хранение будем считать:

Где:

A - затраты на хранение позиций поставщика [рублей за период];
a - среднескладской остаток по позициям поставщика в ценах себестоимости [рублей];
Z
H - только переменные затраты и только на хранение (без затрат на приёмку и отгрузку) всей продукции на складе [рублей за тот же период];
O - среднедневной остаток всего склада в ценах себестоимости за тот же период [рублей].

А затратами на транспортировку:

где:

B - затраты на транспортировку [рублей за период];
N - количество транспортировок [раз за период];
D - средняя стоимость доставки одной партии продукции от поставщика [рублей].

Теперь моделируя формирование заказов в нужные моменты времени и, следовательно, приходы на склад, а также зная отгрузки за каждый день прошлых месяцев, мы сможем рассчитать и общие затраты (A + B) для случаев разных объёмов заказа. Желательно, чтобы эта модель была полностью автоматизирована в информационной системе компании, тогда, просто, вводя различную периодичность поставок, можно будет следить за тем, как изменяются все показатели, перечисленные в таблице выше, а также затраты на транспортировку, затраты на хранение и их сумма.

Чтобы вам не пришлось бегать по всей шкале возможных значений объёма поставок, в качестве отправной точки можно использовать значение, найденное с помощью модификации формулы Уилсона:

где:

P - оптимизированный объём одной партии [рублей];
D - средняя стоимость доставки одной партии продукции от поставщика [рублей];
C - ожидаемый спрос на продукцию поставщика в ценах себестоимости [рублей за период];
Z - потери от замораживания денежных средств в запасы [процентов за тот же период];
H - только переменные затраты и только на хранение всей продукции на складе [рублей за тот же период];
O - среднедневной остаток склада в ценах себестоимости за тот же период [рублей].

Стоимость доставки D берётся как средняя стоимость из истории только моно-доставок от этого поставщика.

Если два ваших поставщика находятся очень близко друг от друга, и вы регулярно осуществляете от них консолидированные поставки, то вам стоит рассмотреть вариант заведомой консолидации доставок от этих поставщиков в единую поставку, и, соответственно, рассчитывать P одновременно для всех их позиций - как будто это один поставщик. Таким образом вы «зашьёте» экономию на поставках от них в систему закупок.

Если стоимость доставки значительно разнится из-за разных габаритов используемых автомобилей, то нужно подобрать самый выгодный. Для этого выбираете любой вариант, рассчитайте P, и, если оказывается, что товар на эту сумму не уместится в выбранный автомобиль, то берётся больший, и Р пересчитывается заново. Тоже самое необходимо сделать, если оказалось, что оптимизированный объём одной партии оказался слишком маленьким для выбранного типа автомобилей.

Если вы сидите на кредитных деньгах, то в качестве Z берётся та ставка, по которой вы берёте деньги. Если вы работаете с избытком денежных средств, то в качестве Z берётся ставка, по которой вы держите деньги на депозите.

Если денежные средства перераспределяются между несколькими вариантами вложения или вы работаете с нехваткой денег, но у вас нет возможности брать в долг, то в качестве Z надо брать среднюю прибыльность бизнеса. Рассчитывая H надо учитывать только затраты на хранение, без затрат на обработку грузов на приёмке и отгрузке, так как их величина не меняется в зависимости от объёма хранимой продукции. Однако если вы их не можете вычленить или, вообще, учесть их - это не очень важно, так как в рентабельном бизнесе Z обычно гораздо больше, чем H / O и этим слагаемым можно перенебречь.

Теперь, имея в качестве отправной точки значение P, полученное по данной формуле, вы можете, используя моделирование, смотреть, как повлияет на консолидированные затраты (A + B) увеличение и уменьшение этого значения. В качестве шага можно взять 5% от P: если затраты (A + B) уменьшились, когда вы увеличили P на 5%, значит, вам нужно идти в этом направлении дальше, пока затраты не начнут опять расти, что станет для вас стоп-сигналом.

Если затраты (A + B) уменьшились, когда вы уменьшили P на 5%, значит, вам нужно идти уже в этом направлении до соответствующего стоп-сигнала уже с другой стороны. Если затраты (A + B) выросли на первом же шаге в обоих направлениях, значит, вы находитесь в точке минимума, и значение P - является вашим искомым оптимальным объёмом партии продукции от этого поставщика. Хотя вы можете его немного уточнить, уменьшив шаг с 5% до 1% и проделав те же манипуляции, но при этом влияние на уровень затрат (A + B) будет в любом случае уже не значительным. В принципе, машина помогая вам в расчёте суммарных затрат (A + B) для разных значений Р, может итеративно найти по предложенному алгоритму и оптимальное значение Р, при котором затраты (A + B) будут минимальными.

Уровень управления и контроля.

Теперь, когда у вас на руках есть все расчёты, дающие нужные показатели эффективности предприятия, встаёт в полный рост вопрос о контроле непосредственных действий менеджеров по закупкам. Не смотря на то, что вы нашли оптимальные объёмы заказа по всем поставщикам, не стоит проверять каждую поставку на предмет соответствия этому значению.

Ведь менеджер по закупкам учитывает гораздо больше факторов, чем было использовано в упрощённой модели, по которой рассчитывался этот оптимум,

а именно:

1. Дополнительные условия поставки - например, минимальная партия отгрузки или неделимая отгрузочная упаковка у поставщика.

2. Информация о грядущем изменении цен или перебоях с продукцией - менеджер по закупкам, располагая такой информацией, может подстраховаться и взять больше, если ожидаются перебои в поставках или рост цен, или наоборот - меньше, если ожидается снижение цен.

3. Ограниченное количество по позиции у поставщика, когда менеджер по закупкам и рад бы заказать больше, да поставщик пока не может отгрузить.

4. Ограничения по производительности и вместимости вашего склада.

5. Округление до упаковок - сохранность груза будет выше, а приёмка - значительно проще, если вы закажете у поставщика полную упаковку продукции: коробку или палету. А так как затраты на приёмку и её скорость - тоже очень важны, то при небольших отклонениях между требуемым количеством и кратном упаковке заказ обычно округляют до целых коробок или даже палет.

6. Скидки на объём или возможность бесплатной доставки - начиная с некоторого значения дополнительная скидка на объём перебивает затраты на закупку дополнительных позиций. Например, при дополнительной скидке в 6% на сумму заказа от 100"000, вместо заказа на 95’000 выгодней заказать дополнительно ещё продукции на 5"000, и в результате купить дешевле: заплатить за большее количество в поставке меньше денег - 94"000.

По-хорошему, принимая каждое такое управленческое решение необходимо взвешивать на весах выгоды оба варианта - и выбирать тот, по которому общие затраты, включая затраты на транспорт и хранение, - будут минимальными. Однако не всегда есть возможность так глубоко залезать во всю эту кухню, тем более что руководство обычно интересуют более агрегированные цифры, и вам нужен скорее инструмент, чтобы контролировать менеджера по закупкам, а не работать за него.

Критерии итоговой оценки деятельности закупок.

Некоторые люди, как только слышат об оценке деятельности и её критериях, сразу вспоминают о нормативах. Это решение, кажется, лежит на поверхности: выбрал критерии, на которые влияет сотрудник; выработал нормативы по каждому; и следи, чтобы они выполнялись, можно даже завязать на них премиальную схему этого сотрудника.

Однако не всё так просто.

Во-первых, чтобы определить адекватные нормативы надо быть очень хорошим специалистом в данной сфере, и самым лучшим обычно является как раз тот, для кого эти нормативы придумывают, но не будет же он сам нормировать свою работу...

Во-вторых, редко, когда какой-то критерий лежит полностью во власти какого-либо из исполнителей, а несправедливое наказание за невыполнение норматива по чужой вине, ещё никогда не приводило к увеличению производительности труда или улучшению качества работы.

В-третьих, это только кажется, что норматив ограничивает показатель работы только с одной стороны - на самом деле сотрудники, имеющие норматив по какому-либо из критериев своей работы, стараются хотя и выполнять его, но не слишком перевыполнять, чтобы вдруг этот норматив не повысили, то есть введением норматива вы снижаете возможную эффективность работы этого сотрудника.

И, в-четвёртых, ввод норматива перенацеливает сотрудника с качественного выполнения своей работы на максимуме своих возможностей на утилитарное выполнение этого норматива, то есть сотрудник уже не может гордиться своей классной работой - всех интересует только, выполнил ли он свой норматив. В результате сотрудник перестаёт совершенствоваться сам и улучшать качество своей работы - он сваливается в рутинное выполнение некоего, алгоритма действий, обычно приводящего к нормальному результату.

Возможно, при каких-то условиях это и работает, но уж точно не там, где требуется творческий подход и учёт множества важных параметров.

Поэтому я предлагаю вам для итоговой оценки эффективности закупок и логистики производить регулярный замер следующих параметров:

1. Динамика обеспечения спроса доступными остатками - фактический показатель, достигаемый в результате деятельности закупок и логистики, который сравнивается с выбранным изначально и достигнутыми за предыдущие периоды.

2. Динамика оборачиваемости складских запасов - формула оборачиваемости указана выше, вас интересует её график за несколько последних периодов. В случае значительного объёма транзитных поставок под заказ клиента, эти отгрузки и остатки в данном параметре лучше не учитывать или учитывать отдельно.

3. Динамика относительных логистических затрат - они получаются делением всех логистических затрат за отчётный период на суммарные отгрузки за тот же период. Строить этот график надо вместе с графиком самых отгрузок, чтобы в случае значительного снижения отгрузок правильно толковать рост графика относительных затрат.

4. Динамика структуры запасов - это данные об абсолютных и относительных друг к другу складских остатках в ценах себестоимости, агрегированные в группы ABC-анализа по спрашиваемости, с отдельным выводом неликвидов - группы D. Эти данные тоже нужны за несколько отчётных периодов, чтобы в случае появления динамики увеличения групп С и D руководитель мог своевременно это увидеть и вмешаться. Вариант автоматизированного расчёта АВС-анализа в Excel можно скачать по адресу: http://upravlenie-zapasami.ru/excel/ - при необходимости его можно ввести в вашу корпоративную информационную систему, и получать нужные отчёты уже агрегированные по группам.

Одновременный анализ всех этих критериев позволит вам правильно ставить цели закупкам и логистике, постепенно снижать относительные логистические издержки, а также оценивать видимое улучшение качества работы, при этом всегда иметь обратную связь для проверки результативности принимаемых логистических решений.

Разгуляев Валерий

Понятие «совокупный годовой объем закупок», что учитывается в СГОЗ, что делать, если совокупный годовой объем превышен, пять шагов расчета заказчиком «планового объема» закупок у СМП, СО НКО - читайте далее.

Из этой статьи вы узнаете:

  • понятие совокупного годового дохода;
  • что учитывается в совокупном годовом объеме закупок;
  • что делать, если совокупный объем закупок превышен;
  • расчет закупок у СМП и СО НКО;
  • пять шагов расчета заказчиком «планового объема» закупок у СМП, СО НКО.

Определение совокупного годового объема закупок было введено в Закон о контрактной системе Законом № 140-ФЗ. Ранее этот вопрос решался неоднозначно. С одной стороны, согласно п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе расчет совокупного годового объема закупок должен был проводиться заказчиками без использования планов-графиков.

С другой стороны, Минэкономразвития России в письме от 08.11.2013 № Д28и-2183 выразило свою позицию, согласно которой при расчете совокупного годового объема закупок в прошлые периоды заказчикам необходимо было все-таки ориентироваться на планы-графики, а не на объемы финансирования.

Однако Закон № 140-ФЗ урегулировал этот вопрос: в Законе о контрактной системе появилось (п. 16 ст. 3), а п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе был признан утратившим силу.

Таким образом, в соответствии с п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе совокупный годовой объем закупок (далее — СГОЗ) — это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в т. ч. для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Для расчета совокупного годового объема закупок не имеет значения, в каком году был заключен контракт и в план-график какого года включена соответствующая закупка.

Что учитывается в совокупном годовом объеме закупок

Для полноценного понимания, разберем подробнее указанное в п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе определение.

Во-первых , в СГОЗ входят исключительно суммы, которые заказчик расходует на закупку товаров, работ, услуг. Следовательно, это суммы, которые заказчик расходует на:

  • оплату труда работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
  • уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
  • возмещение вреда, причиненного заказчиком при осуществлении деятельности, не учитываются при расчете СГОЗ.

Во-вторых , в СГОЗ входят исключительно суммы для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае если заказчиком является бюджетное учреждение, которое на основании ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе в разместило положение о закупке и в связи с этим часть средств (назовем эти средства внебюджетными) расходует в соответствии с Законом № 223-ФЗ, такой заказчик при расчете СГОЗ не учитывает внебюджетные средства, которые тратит по Закону № 223-ФЗ.

Это следует как из определения закупки, указанного в п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе, согласно которому закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд — совокупность действий , осуществляемых в установленном этим законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, так и из определения СГОЗ, указанного в п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе.

В-третьих , в cовокупный годовой объем закупок включаются суммы, которые подлежат оплате в текущем году, независимо от даты заключения контракта.

Совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по:

  • контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;
  • контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;
  • контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Общие правила расчета СГОЗ, указанные выше, заказчик должен использовать при применении ч. 1, 2 ст. 38, ч. 2 ст. 72, пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Расчет закупок у СМП и СО НКО

Для расчета СГОЗ с целью определения планового объема преференций СМП и СО НКО наряду с вышеуказанными пояснениями следует учитывать дополнительные правила.

Пять шагов расчета заказчиком «планового объема» (15%) закупок у СМП, СО НКО

  1. Рассчитать совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) согласно п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе.
  2. Вычесть из СГОЗ суммы, предусмотренные на оплату товаров, работ, услуг, указанных в ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
  3. Вычесть из СГОЗ суммы закупок, извещения об осуществлении которых были размещены до 1 января 2014 г. (ч. 30 ст. 112 Закона о контрактной системе).
  4. Рассчитать 15% от полученного по предыдущему пункту результата.
  5. Пересчитать полученный плановый объем (15%) в случае, если закупки среди СМП, СО НКО не состоялись.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять , рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 и ч. 30 ст. 112 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении объема закупок у СМП, СО НКО в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки :

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  • работ в области использования атомной энергии; при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Кроме того, согласно ч. 30 ст. 112 Закона о контрактной системе в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки , извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до дня вступления в силу Закона о контрактной системе (т. е. до 1 января 2014 г.).

Представляется, что под исключения, предусмотренные ч. 30 ст. 112 Закона о контрактной системе, подпадают также суммы контрактов , заключенных заказчиком с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом № 94-ФЗ, несмотря на то что по этим закупкам извещения не размещались на Официальном сайте.

Пример

Совокупный годовой объем закупок заказчика (выделенные заказчику на соответствующий финансовый год лимиты на закупки товаров, работ, услуг) составляет 40 млн руб.

Из них закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (по любым основаниям, в т. ч. коммунальные услуги (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона о КС), услуги монополистов (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о КС), закупки малого объема до 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о КС) и т. д.) составляют 15 млн руб.

Закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупки услуг по предоставлению кредитов, закупки работ в области использования атомной энергии, закупки, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также переходящие закупки, извещения о которых были размещены на Официальном сайте до 1 января 2014 г., отсутствуют.

Следовательно, совокупный годовой объем закупок, рассчитанный с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, составляет 25 млн руб. (40 — 15 = 25), а объем закупок у СМП, СО НКО — 3,75 млн руб. (15% от 25 млн руб.). Именно в объеме 3,75 млн руб. заказчик обязан осуществить поддержку СМП, СО НКО одним из способов, указанных в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе. Это так называемые плановые 15%.

Очевидно, если у заказчика в течение финансового года меняется объем финансирования, СГОЗ также будет «плавающим». Поэтому в течение года заказчику следует несколько раз пересчитывать СГОЗ , чтобы соблюсти ограничения, предусмотренные пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 и ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе, правильно принять решение о необходимости создания контрактной службы , а также в объеме не менее предусмотренного ст. 30 Закона о контрактной системе поддержать СМП и СО НКО.

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Термин «СГОЗ» можно встретить в Федеральном законе №-44. Сотрудники организаций обязаны знать, что это такое и как рассчитать определяемую им сумму.

В статье 3 закона №-44 говорится о том, что совокупный годовой объем закупок — это общий объем финансовых денежных средств, предназначенный для осуществления покупок в соответствии с настоящим законом. Что включается в СГОЗ по ?

В СГОЗ по 44-ФЗ включается :

  • Оплата контрактов, которые были заключены до начала нового финансового периода;
  • Оплата контрактов, заключенные в действующем финансовом периоде.

Как рассчитать СГОЗ по ФЗ-44?

Согласно закону правильный расчет СГОЗ подразумевает определение лимитов закупки у малых предпринимателей и некоммерческой организации. Управляющий предварительно подсчитывает полный объем покупок. Затем вычитывает из суммы те факторы, которые согласно закону при расчете СГОЗ не учитываются.

Подробная инструкция расчета СГОЗ по закону :

  1. Рассчитывается совокупный объем закупок для определенной компании за один год.
  2. Вычитается сумма на оплату товаров по кредитам, обороне, атомной энергии, закрытым закупкам и единственному поставщику.
  3. Из полученной суммы вычитается 15 процентов. Сумма округляется в большую сторону из-за высокой вероятности снижения стоимости в период проведения аукциона.

Формула совокупного годового объема закупок согласно закону : СГОЗ = П + Т + С

П — Контракты, которые были заключены в прошлом году и подлежат оплате.

Т — Контракты, которые были заключены в настоящем году, полностью исполнены и подлежат оплате.

С — контракты, заключенные в текущем финансовом году и действуют в дальнейшем на несколько финансовых лет вперед.

Пример расчета :

Годовой объем приобретения товаров компании «Дак» — 5 миллион рублей. Часть закупок относится к оплате коммунальных услуг, интернета или телефонной связи. К примеру, сумма для оплаты подобных услуг — 1 миллион рублей. Еще 2 миллиона — это небольшие товары стоимостью от 100 до 400 тысяч рублей.

Итоговая сумма 5 миллионов рублей — 1 миллион рублей — 2 миллиона рублей = 2 млн руб. Около 15 процентов из этой суммы должны составлять закупки для СОНКО и СМП. Это около 300 тысяч рублей.

На эти денежные средства компания «Дак» заключает контракт с СОНКО и СМП. Сотрудники организации могут увеличить размер закупок. В законодательстве нет ограничения по этому поводу. При этом уменьшать объем приобретения товаров запрещается. Бывают ситуации, когда в процессе проведения аукциона подается только одна заявка. В этом случае сделка заключается с единственным поставщиком.

Особенности расчета СГОЗ для бюджетного учреждения

В соответствии с законом при расчете СГОЗ для бюджетного учреждения учитываются следующие особенности :

  • Бюджетные учреждения производят закупки за счет субсидий, которые предоставляются бюджетной системой Российской Федерации. Требования по проведению приобретенных товаров устанавливаются настоящим Федеральным законом. Исключением считаются ситуации, которые описываются в части 2 и 3 настоящего ФЗ;
  • Бюджетные учреждения производят закупки при наличии правового документа, который был принят в соответствии с частью 3 статьи 2 ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Скачать ФЗ-44

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые связаны с обеспечением муниципальных и государственных нужд. Основные цели ФЗ-44:

  • Повышение результативности;
  • Эффективности;
  • Осуществление работ, товаров и услуг;
  • Обеспечение прозрачности и гласности подобных приобретенных товаров;
  • Предотвращение коррупционных действий и иных злоупотреблений в области закупок.

Чтобы ознакомиться с настоящими законодательными положениями, скачайте последнюю редакцию закона по .

Из полученного значения совокупного годового объема закупок унитарного предприятия на 2017 год, рассчитываются годовые объемы закупок, предусмотренные нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе, годовой объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в размере 5% от совокупного годового объема закупок унитарного предприятия на 2017 год. В качестве примера: План (программа) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия предусматривает на 2017 год на новые закупки и на оплату обязательств по договорам, заключенных ранее, общий объем финансового обеспечения в размере 750 млн. рублей, в том числе:

  • на оплату обязательств по договорам, заключенным до 31.12.2016, предусмотрено 200 млн.

Совокупный годовой объем закупок

Теперь все ясно и понятно: если контракт заключается в текущем году и будет исполняться в течение нескольких лет, в СГОЗ войдет лишь та часть суммы контракта, которая в соответствии с доведенными лимитами (для бюджетных учреждений — в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности) будет оплачена в текущем году. <1 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Почему важно правильно определить размер СГОЗ? Потому что от него зависят:1) расчет объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.


Напомним, что согласно ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у данных организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ;2) необходимость создания контрактной службы.

Порядок расчета совокупного годового объема закупок

Понятие СГОЗ присутствует лишь в Законе N 44-ФЗ, и спортивным организациям нужно знать, что это такое и как его рассчитать, ведь от него многое зависит.Согласно п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ СГОЗ — это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с названным Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала этого финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.Отметим: данное определение было введено в Закон N 44-ФЗ Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ <1 ввиду того, что существовали споры по поводу включения сумм длительных контрактов, заключенных в предыдущем году и продолжающих исполняться в текущем.

Как обосновать годовой объем закупок по п.4 ч.1 ст.93

Однако для расчета СГОЗ в целях определения суммы средств, которые спортивное учреждение должно потратить на закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, данная формула не подойдет.Напомним, что в силу ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ путем:- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Как рассчитать правильно закупки ст 93, п 4-5

При расчете СГОЗ не должны учитываться следующие траты:

  1. Заработная плата, командировочные выплаты сотрудников.
  2. Средства, предназначенные для уплаты налоговых сборов и прочих обязательных платежей в бюджет.
  3. На возмещение вреда, который был причинен заказчиком во время ведения своей деятельности.
  4. Доход, полученный о деятельности заказчика и средства, предназначенные для закупок в рамках 223-ФЗ.

Таким образом, СГОЗ формируется из сумм, которые предназначены для оплаты закупленной продукции и услуг в текущем финансовом периоде. Эта цифра оказывается идентичной денежным лимитам бюджетных обязательств.
Пример: Методика расчета СГОЗ у единственного поставщика Согласно первой части статьи 93 44-ФЗ общий объем закупок у единственного поставщика не может превосходить двух миллионов рублей или 5% СГОЗ (но более 50 миллионов рублей).

    Прописав в перечне требований к участникам необходимость привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, относящихся к СМП или СО НКО.

Правила расчета СГОЗ аналогичны методике определения суммы при закупке у единственного поставщика. При подсчетах не учитываются товары и услуги, необходимые для поддержания обороны страны, предоставления кредитов, работ, связанных с атомной энергетикой.

Продолжая вышеописанный пример, в котором из трех миллионов у единственного поставщика можно закупить товаров и услуг на сумму 2 миллиона рублей. Следовательно, у СМП можно закупить на сумму (3 миллиона – 2 миллиона) *15% = 150000 рублей.


Внимание

Годовой объем закупок заказчику приходится рассчитывать для каждого финансового года, сделать это нужно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Эта цифра отражается в план-графике и публикуется в ЕИС.

Как посчитать годовой объем закупок для пункта 4 части 1 статьи 93

СГОЗ. При этом по п. 5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ он не должен превышать 20 млн. рублей. 10 000 000 × 50% = 5 000 000 руб. Совокупный годовой объем закупок в 223-ФЗ В СГОЗ по Закону о контрактной системе не предусмотрено включать средства на оплату контрактов по Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) либо на основании действовавшего ранее Закона о размещении заказов (94-ФЗ).

Для организаторов, которые закупают по 223-ФЗ, установлены требования на 2018 г. в отношении СГОЗ (ПП от 11.12.2014 № 1352). Стоимость всех заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства должна составить не менее 18% от общей стоимости всех договоров за год, которые заказчики заключили по результатам закупок.

Если для осуществления закупок у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ названная организация выберет 5% от СГОЗ, то она сможет осуществить не так уж и много закупок по данному пункту, поскольку 5% от СГОЗ в этом случае составят всего лишь 150 000 руб. (3 000 000 руб. x 5%). Если же она выберет 2 000 000 руб., то она сможет осуществить закупки у единственного поставщика до 100 000 руб., а оставшийся 1 000 000 руб. придется израсходовать путем закупок, проведенных иными способами.

Важно

Рассчитываем СГОЗ для закупок у субъектов малого предпринимательства Общий порядок расчета СГОЗ мы рассмотрели в предыдущем разделе статьи. Этот же порядок применяется для расчета объема закупок путем проведения запроса котировок (10% от СГОЗ).

Пример расчета минимального годового объема госзакупок у СМП и СОНКО Если размер СГОЗ 10 млн. рублей., то из него нужно вычесть стоимость госзакупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ (примем за 3 млн. руб.), и от полученной суммы посчитать 15%, т.е. (10 000 000 – 3 000 000) × 15% = 1 050 000 руб. Пример расчета максимального годового объема госзакупок путем проведения запроса котировок Эта цифра должна составлять 10% от величины СГОЗ.


10 000 000 × 10% = 1 000 000 руб.

При этом годовая сумма заказов, сделанных путем проведения запроса котировок, не должна быть больше 100 млн. рублей. Пример расчета максимального годового объема госзакупок по п.

4, 5 ч.1 ст. 93 44- ФЗ По п. 4 ч.1 ст. 93 он может составлять 5% от СГОЗ, или 2 млн. руб. Если заказчик использует приведенную формулу, то объем не должен превышать 50 млн.
рублей. 10 000 000 × 5% = 500 000 руб. По п. 5 ч.1 ст.

Исходя из второй части статьи 72 44-ФЗ, объем закупок при помощи запроса котировок не может превосходить 10% от СГОЗ. Эта сумма не должна быть больше 10 миллионов рублей.

Рассчитанный показатель должен быть обязательно включен в план-график. Для формирования этой цифры необходимо использовать методические указания, разработанные правительством РФ.

Основные правила расчета СГОЗ Для расчета СГОЗ применяется определенная формула. Она будет состоять из следующих компонентов:

  1. Стоимость контрактов, заключенных в прошлом финансовом году и подлежащих к оплате в нынешнем отчетном периоде.
  2. Договора, которые заключены, будут исполняться и оплачиваться в нынешнем финансовом году.
  3. Оформленные в нынешнем году контракты, которые будут исполняться в текущем и в последующих годах. Включается только та часть, которая оплачивается в текущем финансовом периоде.

Согласно названной форме в плане-графике отражаются лишь закупки на текущий финансовый год, а закупки, перешедшие с предыдущего года, в нем отражать не надо. Поэтому СГОЗ нужно рассчитывать по формуле: контракты, контракты, заключенные заключенные в контракты, заключенные в текущем финансовом предыдущих в текущем финансовом году, исполняемые вСГОЗ = финансовых годах, + году, полностью + текущем и последующих в части, исполняемые и годах, в части, подлежащей оплате подлежащие оплате в подлежащей оплате в в текущем этот период текущем году финансовом году <2 Федеральный закон от 31.12.2014 N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Разберем эту формулу на примере. У спортивной организации СГОЗ равен 3 000 000 руб.

Политика государства по поддержке малого бизнеса нашла свое отражение и в законе № 44-ФЗ. Бюджетные организации обязали проводить часть закупок у субъектов малого предпринимательства (далее - СМП). Минимальный объем закупок у СМП установлен законом на уровне 15% от совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ). Для определения поставщика при закупках у СМП используются конкурсные способы, например, открытый конкурс, двухэтапный конкурс, электронный аукцион и другие. Кроме того, можно установить для участника закупок, который не является СМП, требование о том, что он обязан привлечь в качестве субподрядчика тех, кто относится к таковым. Такие закупки приравниваются к закупкам у СМП.

Обратите внимание! У организаций и ИП теперь нет обязанности представлять документы, подтверждающие принадлежность к СМП. Достаточно получить от них документ-декларацию о том, что компания или ИП являются СМП, при этом заказчик не обязан проверять достоверность данной декларации.

ШАГ 1. Определяем СГОЗ

Расчет можно провести по следующей формуле:

СГОЗ = a + b + c,

где a - сумма по контрактам, которые заключены в предыдущие годы, но оплата по ним будет производиться в текущем году;

b - сумма по контрактам, которые заключены в текущем году и должны быть исполнены и оплачены также в этом году;

c - сумма по контрактам, которые заключены в текущем году и должны быть оплачены, в том числе, в текущем году, а также в последующих годах, но лишь в части той оплаты, которая должна быть произведена в текущем году.

Обратите внимание! В СГОЗ не включаются суммы по контрактам, извещение о заключении которых размещались на сайте госзакупокдо 01.01.2014.

Пример

  • в 2013 году - на сумму 1 200 000 рублей (оплачивается в 2013 году 600 тысяч рублей и в 2014 году 600 тысяч рублей) - извещение о проведении аукциона было размещено на сайте госзакупок в 2013 году;
  • в 2014 году - на сумму 400 000 рублей (оплата по контракту должна быть в 2014 году);
  • в 2014 году - на сумму 1 500 000 рублей (из которых 500 000 рублей оплачивается в 2014 году, а оставшийся 1 000 000 рублей - в 2015 году).

Соответственно, СГОЗ на 2014 год будет рассчитываться следующим образом:

СГОЗ = 400 000 рублей + 500 000 рублей = 900 000 рублей.

ШАГ 2. Вычитаем исключения

Согласно закону для расчета объема закупок у СМП из СГОЗ необходимо исключить закупки, которые связаны с оборонным заказом, предоставлением кредитов, атомной энергией, а также закупки у единственного поставщика и те, которые стали результатом закрытых способов определения поставщика (ч. 1.1 ст. 30 закона).

Пример

ДОО "Березка" заключила в 2014 году контракт с единственным поставщиком на сумму 300 000 рублей. СГОЗ на 2014 год составляет 5 000 000 рублей.

Сумма для расчета минимального объема закупок у СМП будет составлять 4 700 000 рублей.

ШАГ 3. Расчет 15%

От суммы, полученной в результате двух предыдущих операций, необходимо высчитать 15%.

Пример

4 700 000 рублей *15/100= 705 000 рублей

На данную сумму и необходимо будет закупиться у СМП.

Обратите внимание! Сумма закупок у СМП может меняться в течение года. Это связано с тем, что в течение финансового года могут быть заключены контракты с единственными поставщиками в результате несостоявшихся конкурентных процедур определения поставщика (п. 25 ч. 1 ст. 93 закона). А финансирование по данным контрактам не включается в СГОЗ для определения нормы закупок у СМП. Поэтому придется пересчитывать полученную норму закупок.

Пример

ДОО "Березка" должна осуществить госзаказ у СМП на сумму 705 000 рублей. Был проведен открытый конкурс, который не состоялся по причине того, что в нем принял участие всего один участник. В результате был заключен контракт с единственным поставщиком на сумму 500 000 рублей. Соответственно для расчета 15% будет применятьсяуже сумма не 4 700 000 рублей, а сумма 4 700 000 рублей - 500 000 рублей = 4 200 000 рублей. А сама норма закупок у СМП будет составлять 630 000 рублей.

ШАГ 4. Отчет

До 01 апреля необходимо разместить в ЕИС отчет о заключенных контрактах с СМП. В него также необходимо включить информацию о несостоявшихся процедурах при определении поставщика с участием СМП. Форма данного отчета и порядок его размещения должны быть разработаны Правительством РФ.

Как рассчитать объем закупок у СМП автоматически?

Это делается с помощью бесплатной версии программы "Эконом-Эксперт". Скачать программу можно