Тренинги и упражнения на выявление лидерских качеств. Тренинги и упражнения на выявление лидерских качеств Задание для команды «Гражданственность»

Тренинги и упражнения на выявление и развитие лидерских качеств старшеклассников.

Круг и я

Дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;

Обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;

Поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;

Изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.

Размер группы: оптимальное количество участников 8-15 человек.

Ресурсы: не требуются. Упражнение можно проводить и в помещении, и на открытой площадке.

Время: 20 минут.

Ход упражнения:

Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя. Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…

Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!

Завершение

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как - в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если да, то почему?

А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому - "бить на жалость", а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно… Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.

Завершение: обсуждение упражнения.

Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового я открыл в себе, в товарищах?

Без командира

Изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой деятельности;

Изучить преимущества и недостатки коллективной ответственности;

Развить умение и готовность принимать ответственность на себя, отработать умения продуктивно действовать в недирективной среде в условиях неопределенности.

Размер группы: оптимальный - до 20 человек.

Время: около 20 минут.

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только того и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся.

Есть и другой тип - неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы мир непременно погибнет! Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной - между тем и другим типом - группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними. Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения - ничего! Работаем молча, максимум - взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

Прошу группу построиться в круг! Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А немалая часть из вас стояла в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность.

Выстройтесь, пожалуйста:

В колонну по росту;

Два круга;

Треугольник;

Шеренгу, в которой все участники выстраиваются по росту;

Шеренгу, в которой все участники расположены в соответствии с цветом волос: от самых светлых на одном краю до самых темных на другом;

Живую скульптуру "Звезда", "Медуза", "Черепаха …

Завершение: обсуждение игры.

Кто из вас лидер по натуре?

Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?

Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на товарищей, не так ли? Не забудьте, что и каждый из вас внес лепту в общую победу!

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было оценок, советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

Стили лидерства

Освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

Потренироваться в определении четких признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств;

Попрактиковаться в совместной работе над групповой задачей, анализируя влияние на результат разнообразных стилей руководства;

Продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных типов лидеров к решению задачи и Исполнению своих-лидерских функций, а также влиянию позиции лидера на результат групповой деятельности.

Размер группы: до 25 человек.

Во-первых, просим участников тренинга сесть поудобнее, сосредоточиться и представить себе, как бы они продолжили предложение "Когда я думаю о лидере, то я представляю себе…". Кого рисует память? Чья личность приходит на ум? Давайте обменяемся результатами: расскажем товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей?

Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: "Лидер - тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов"? Что бы вы могли добавить/изменить в предложенной формулировке?

Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?

Лидеры могут быть двух типов: деловой лидер (побуждает группу работать ради достижения целей) и социоэмоциональный (в совместной деятельности озабочен тем, как при решении групповой задачи учитываются личные и общественные потребности членов команды). К какому из двух (или - к смешанному) типов относится личность, загаданная вами?

Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали, - демократический, авторитарный, попустительский?

Второй этап

Делим группу на три подгруппы, в каждой просим выбрать одного представителя на роль руководителя группы. После того как выборы завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и определяем для него роль лидера, работающего в демократическом стиле. Соглашаемся также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства определяем как попустительский. А решение третьей подгруппы не утверждаем. Тренер сам назначает подгруппе лидера-автократа, склонного к авторитарному, диктаторскому стилю руководства.

Затем объявляем групповое задание (одинаковое для всех групп-участниц): связать как можно более длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается пять минут.

Завершение

Прежде всего проверяем, какая группа лучше других справилась с задачей, какая - на втором, а какая - на третьем месте?

Обсуждаем ход игры. Как группа реагировала на демократического/попустительствующего/авторитарного лидера?

Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы? Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд? Роли:

Капитана корабля, терпящего крушение в океане?

Лидера студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю?

Директора школы, поставленного в кризисную ситуацию из-за текучести кадров?

Учителя в ходе экспериментов, связанных с электроприборами?

Руководителя литературной студии при отборе и обсуждении рассказов, которые войдут в следующий выпуск альманаха?

На чем основывался ваш выбор в каждом конкретном случае?

Большая семейная фотография.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Педагог может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра может открыть педагогу-организатору новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Начали!

Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!» Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Карабас

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится педагог, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа, которая не встает вообще.

Лучики солнышка

Цель: Релаксация, выравнивание эмоционального фона.

Инструкция: Детям предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится солнышком. Дети превращаются в лучики: они вытягивают руки вперед, а один из участников проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к ведущему. Дети – лучики ласкают, гладят его руками. Ведущий все время тихо повторяет участникам, настраивая их на дружелюбный лад: «Мы ласковые, теплые, добрые лучики». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает и ребенок сам становится солнышком.

Семинар «Лидерство - секреты успеха» будет полезен руководителям среднего звена, поскольку позволит осознать особенности работы менеджера и поможет каждому участнику улучшить свой управленческий подход, направленный на эффективное использование ресурсов и достижение результатов.

Цели курса:
разобраться с определением лидерства, изучить лидерские теории и ролевые модели;
узнать собственную модель лидерства, ценности, видение на будущее, цели, а также жизненные задачи;
повысить эффективность своей работы как руководителя через соединение личных целей и целей организации;
определить степень влияния эмоциональной компетентности на лидерский стиль;
разобраться, что входит в обязанности руководителя с точки зрения навыков управления, что ожидает Компания от руководителя и что ожидают подчиненные;
изучить и отработать на практике некоторые инструменты управления командой, навыки позитивного влияния.

Продолжительность: 18 академических / CPD часов (2 дня)

Формат обучения: 30% теории и 70% - практики


Семинар может быть также проведен в корпоративном формате, при этом программа семинара может быть изменена либо дополнена по желанию заказчика.

Участники смогут

  • разобраться с определением лидерства, изучить лидерские теории и ролевые модели;
  • узнать собственную модель лидерства, ценности, видение на будущее, цели, а также жизненные задачи;
  • повысить эффективность своей работы как руководителя через соединение личных целей и целей организации;
  • определить степень влияния эмоциональной компетентности на лидерский стиль;
  • разобраться, что входит в обязанности руководителя с точки зрения навыков управления;

Целевая аудитория

Руководители среднего звена, владельцы бизнеса, менеджеры проектов, профессионалы, стремящиеся развить лидерские навыки.

Почему Академия PwC

  • Уникальные материалы, разработанные экспертами PwC
  • Четкая структура и доступная увлекательная форма изложения материала
  • Закрепление полученных знаний с помощью практических заданий, игр, бизнес-кейсов, видео
  • Создание атмосферы заинтересованности на занятиях, вовлечение участников в дискуссии

Сертификаты

По окончании семинара слушателям выдается Сертификат об участии в семинаре "Ключевые навыки руководителей"; в компании PricewaterhouseCoopers, а также при необходимости сертификат, подтверждающий количество CPD-часов.

Программа семинара

  • Лидерство. Введение в тему.
    • Определение лидерства. Отличие от менеджмента. Мифы и реальность;
    • Анализ знаменитых ролевых моделей и обсуждение того, что привлекает в их лидерском подходе. Видео материалы;
    • Выделение основных критериев успеха лидера и способов мышления;
    • Проактивная позиция. Круг забот и круг влияния С.Кови;
    • Диагностика SDI как инструмент повышения самоосознанности;
    • Модель «Целостного развития лидера»: Ум, Эмоции, Тело, Дух. Роль лидера в контексте общества и организации.
  • Управление собой. Убеждения и ценности.
    • Как ценности влияют на принятие решений и стиль управления. Расстановка приоритетов. Определение ключевых целей. Колесо баланса;
    • Выявление личных барьеров и деструктивных убеждений, установок;
    • Рефрейминг как инструмент перехода на другой уровень личностного развития.
  • Формирование личного профессионального видения.
    • Стратегическое и тактическое мышление;
    • Работа с метафорами и личными историями, сторителлинг;
    • Визуализация и формирование видения;
    • Работа в малых группах. Групповой коучинг.
  • Личное профессиональное развитие и постановка целей.
    • Определение своих талантов и барьеров. Знакомство с внутренним критиком. Диагностика собственного уровня открытости. Окно Джохари;
    • Что такое цель и что целью не является Зачем нужно ставить цели? Что происходит, когда целей нет? Управляете вы – или управляют вами? Если вы не управляете, то кто управляет вами?
    • Упражнение на постановку целей. Определение истинных и ложных целей. Сшивка личных целей и целей организации по системной модели Р. Дилтса;
    • Модель максимальной эффективности. Что действительно влияет на эффективность и часто не учитывается?
  • Эмоциональное лидерство.
    • Эмоциональное лидерство в формировании и развитии команды; формирование видения;
    • Упражнение на вовлечение команды в проект. Использование диагностики SDI для выявления мотивации и ценностей команды.
  • Разработка индивидуального плана развития.
  • Расписание и стоимость

    Цели:

    • продемонстрировать учащимся их потенциал к самосовершенствованию и выработке качеств лидера;
    • развивать у учащихся познавательный интерес, поощрить у учащихся желание к достижению своего наибольшего потенциала;
    • способствовать воспитанию умения работать сообща, согласовывать свои действия, совместно трудиться на общее благо.

    Предварительная подготовка:

    • проведено тестирование «Я – лидер»;
    • учащиеся подготовили инсценировку стихотворения и сценки;
    • ученики 2 классов нарисовали рисунки людей гражданских профессий, которые помогают людям;

    Оборудование:

    • мультимедийная презентация;
    • верёвка, фартук, платок, одеяльце;
    • бумага для плаката (формат А-3), фотографии и рисунки, фломастеры, бланки рецептов, клей;
    • конверты с заданиями, 5 частей пазла «СЕРДЦЕ», таблички с названиями команд;
    • конфеты для поощрения команд.

    Ход занятия

    Для участия в этой игре, все ребята прошли тест «Я – лидер» у себя в классе. Среди учеников параллели 2 классов учителя выявили ребят, которые обладают лидерскими качествами. Сегодня эти ребята примут участие в игре «По ступенькам к лидерству».

    (В класс приглашаются участники игры из пяти вторых классов. В каждой команде 5 человек, они выбирают себе место за 5 столами. На каждом столе табличка с надписью: «Гражданственность», «Честность», «Заботливость», «Уважение», «Ответственность»)

    – Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете участвовать в игре «По ступенькам к лидерству».

    Посмотрите на слайд. Какое слово в нём зашифровано? (Лидер.)

    – Кто такой лидер? Что означает это слово? (Ответы ребят)

    СЛАЙД №2

    – Заглянем в толковый словарь русского языка Ожегова:

    • Лидер – спортсмен, идущий первый в соревновании.
    • Лидер – корабль, возглавляющий группу судов.
    • Лидер – руководитель группы людей.

    СЛАЙД № 3

    Лидер это не тот человек, который обладая властью, совершает то, что хочет. Лидер это человек, который отвечает за свои поступки и обладает такими чертами характера, как ответственность, гражданственность, уважение, честность и забота.

    Именно так в нашей игре мы решили назвать ваши команды. А теперь представимся.

    (Ребята отвечают хором)

    2а – «УВАЖЕНИЕ»!

    2б – «ЗАБОТЛИВОСТЬ»!

    2в – «ЧЕСТНОСТЬ»!

    2г – «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ»!

    2д – «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»!

    Выступление 2 г класса.

    СЛАЙД №4

    Человек должен быть гражданином. Хорошие люди – граждане. Они думают не только о близких, но и о других людях. Они заботятся о благосостоянии своего города, страны, планеты. Они готовы помочь в любую минуту даже незнакомым людям.

    Хорошим примером совместных действий послужило происшествие, случившееся в одном из районов Татарстана несколько лет назад. Двухлетняя девочка по имени Даша упала в глубокий и узкий колодец. Это происшествие привлекло внимание всей страны и вызвало активную помощь всего местного населения.

    Сегодня мы разыграем историю Даши.

    Сценка.

    Мама (в фартуке, косынке): – Даша! Даша! Иди домой! Даша! Пора домой!

    Даша (плачет): – Мамочка, помоги!

    Мама: – О, Даша, маленькая моя! Держись! Дашенька, доченька, не плачь!

    Идёт мимо сосед.

    Сосед: – Что случилось? Ой, какое несчастье! Я позову на помощь!

    Помогите, пожалуйста! (Обращается к сидящим детям).

    Девочка в беде, помогите! (Обращается к следующему ребёнку).

    (Звонит по телефону.)

    – Это МЧС? Девочка упала в узкий глубокий колодец. Записывайте адрес.

    – Это скорая помощь? Помогите девочке, записывайте адрес.

    – Это милиция? Нужна ваша помощь!

    (В это время один человек сбегал, принёс верёвку, обвязал себя, и его опустили в колодец. Девочка спасена.)

    Беседа.

    – Что вы чувствуете, после разыгрывания этой сценки? (Волнение за девочку, удовлетворение, что девочка спасена).

    – Кто помог маленькой Даше? (Люди, которые оказались рядом).

    – Как вы поступите, если кто-то окажется в беде и попросит вас о помощи?

    (Ответы ребят)

    – Это было лучшим проявлением гражданственности, все действовали сообща, каждый осознал беду и делал всё возможное.

    Гражданственность – это одно из качеств лидера.

    Выступление 2 в класса.

    – Ребята, я хочу остановиться еще на одном качестве лидера.

    – Сегодня на наше занятие я принесла конфеты и хотела бы раздать их всем учащимся, на ком имеются белые банты.

    – Как вы считаете, честно ли я поступаю? Почему? (Ответы ребят)

    – А сейчас я хочу, чтобы вы обратили внимание на поступок мальчиков из рассказа В.Осеевой.

    – Кто из мальчиков поступил правильно?

    – Какое качество характера помогло мальчику правильно поступить?

    Честность – одно из важных качеств лидера. Мы все хотим, чтобы люди обращались с нами честно и поэтому сами всегда должны быть честны по отношению к другим.

    Выступление 2б класса.

    СЛАЙД №5

    – Вы слышите звукозапись сирены « Скорой помощи».

    – Что это может означать? (Кто-то нуждается в помощи)

    – Сегодня, вы члены команды «Забота 03». Может быть, вы и не спасёте чьей-то жизни, но вы можете рассказать нам, как вы можете проявить свою заботу.

    СЛАЙД №6-9

    Посмотрите на эти слайды, подумайте:

    – Кто нуждается в нашей с вами заботе?

    – Какими хорошими делами мы можем им помочь? (Ответы ребят)

    Заботливость – это признак взросления. Помогайте людям и это вернётся к вам добром!

    Выступление 2а класса.

    СЛАЙД №10

    1) Что такое уваженье?
    Это – разум и терпенье
    Глубина души и взгляды
    Часть заслуг, друзей награды.

    2) Уважай себя и взрослых
    Ты подумай! Это просто!
    Уважай друзей, подруг,
    С пониманьем, а не вдруг!

    3) Уважай и понимай!
    Принципам своим внимай!
    Не дави авторитетом!
    Помни! Будь ты ЧЕЛОВЕКОМ!

    Обсуждение слайдов.

    – Какое отношение имеет эта картина к понятию уважение ?

    (Независимо от цвета кожи и расовой принадлежности, необходимо уважать каждого гражданина нашей Земли).

    СЛАЙД №11

    – Объясните, какие поступки положительные, а какие отрицательные? Что необходимо изменить в поведении детей?

    СЛАЙД №12

    – Общение – это залог успеха. Кто из этих персонажей добьется большего взаимопонимания и почему?

    СЛАЙД №13

    – Как бы вы поступили на месте этих персонажей и почему?

    А сейчас мы посмотрим сценку.

    Инсценировка стихотворения «Случай в трамвае».

    Мальчик сидел
    У окошка трамвая
    По сторонам
    Из окошка зевая.
    Рядом стоял,
    Возвращаясь домой.
    С папкой в руках
    Гражданин молодой.
    Мальчик, заметив
    Такую картину,
    Место своё
    Уступил гражданину.
    Долго не стал
    Гражданин возражать –
    Старших положено
    Всем уважать.
    Было в трамвае
    И людно, и тесно,
    И гражданин
    Уступил свое место;
    Он усадил
    Пожилого мужчину,
    Сунул под лавку
    Его же корзину.
    Только недолго
    Сидел и мужчина
    Важной была
    И на это причина:
    Как не уважить
    Почтенного старца,
    Мог ли мужчина
    На месте остаться?
    Старец, довольный,
    В окошко глядит,
    Мимо него
    Новый город летит.
    Все изменилось – в погоде,
    В природе,
    А уваженье
    Осталось в народе.

    – Почему же каждый из персонажей поступил именно так?

    Выступление 2 д класса.

    – У каждого человека есть свои обязанности: перед семьёй, перед обществом. И от того, как человек их выполняет, можно сказать, ответственный он или нет.

    – Все вы любите смотреть мультфильмы. Сегодня я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Маша и медведь» и взглянуть на поступки героев с другой стороны.

    (Просмотр отрывка из мультфильма.) (Приложение 3)

    СЛАЙД №14

    – Почему Миша бросился ночью спасать Машу после всех её проделок?

    – Как это его характеризует? (Ответственный).

    – Что значит «быть ответственным»? (Доводить дело до конца, делать то, что порой не хочется, наводить за собой порядок, добросовестность.)

    – А какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, делать уроки, помогать по дому …)

    – Что случается, если вы их не выполняете? (Плохие отметки, ругают, кому-то приходится делать эту работу за вас).

    Быть ответственным - значит выполнять свой долг, свои обязанности. Значит, поступать ответственно. Качество достойное лидера.

    СЛАЙД №15 Физминутка

    СЛАЙД №16 Практическая часть занятия.

    – У каждой команды на столе лежит конверт. Возьмите его и прочитайте. Ваша задача за определённое время выполнить задание и обосновать свой ответ.

    Задание для команды «Гражданственность»:

    1. Создать плакат из фотографий, рисунков, где люди гражданских профессий кого-нибудь спасают. (Это могут быть представители различных служб, таких, как МЧС, 01, 02, 03, 04, 06).
    2. Придумать и написать девиз. Варианты: Будь хорошим гражданином! Береги свою Родину!

    Задание для команды «Честность»:

    Собрать пословицы. Объяснить смысл пословиц.

    1. Правда всего дороже.
    2. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
    3. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

    Задание для команды «Заботливость»:

    – Заботливость – это одна из составляющих счастья и лекарство от одиночества. Вспомните то время, когда вам было грустно, больно, одиноко, боязно, холодно или хотелось есть, и кто-то помог вам и был с вами добр. Ваше задание: выписать рецепты заботливости. (Ребята получают бланки рецептов и фломастеры).

    Задание для команды «Уважение»:

    Игра «Делай так» и «Не делай так». Разложите карточки в две группы. Правила уважения – в группу «Делай так», то как нельзя обращаться – в группу «Не делай так».

    1. Вежливо обращайся с другими. Этим ты показываешь уважение.
    2. Не оскорбляй, не унижай, не угнетай других, не обращайся с ними дурно.
    3. Уважай индивидуальность окружающих.
    4. Воздержись от неуместных комментариев о других людях.
    5. Суди о людях по их достоинствам.
    6. Не используй других в своих целях.

    Задание для команды «Ответственность»:

    – Стихотворение рассыпалось. Прочитайте строчки и поменяйте их местами так, чтобы получилось стихотворение:

    Тем радостней,
    Пусть льётся пот с лица –
    Когда всё сделал до конца.
    Пусть труд тяжёл,

    – Как понимаете эти строчки?

    – Какая пословица перекликается с этим стихотворением?

    Каждая команда показывает свои работы. Доказывает правильность своих суждений.

    Завершение занятия. Итоги.

    – Вы замечательно справились со своими заданиями. Награда вам – это соединение частей пазла в единое целое.

    (Части пазла с названиями «Гражданственность», «Честность», «Ответственность», «Уважение», «Заботливость» – ребята выкладывают на доске.)

    – Что за предмет вы собрали? (Сердце)

    – Сегодня на занятии вы доказали, что лидер может быть только тот человек, который владеет этими качествами.

    – Каждый раз, когда вы проявляете честность, уважение, верность, прямоту, можете держать данное обещание, вы завоёвываете доверие друзей, родителей, учителей. Это очень трудная работа – завоевать доверие окружающих. Пройдёт много времени, прежде чем вы этого добьётесь.

    – А теперь представьте такую картину. (Учитель убирает одну из частей сердца. )

    – Что может произойти с сердцем? (Ответы ребят)

    – Так, каждый раз, когда вы на словах и в делах пренебрегаете этими качествами – вы теряете доверие. Будьте лидерами, которым можно доверять!

    1 ученик:
    Знают взрослые и дети,
    Знает умный и простак –
    Жить нельзя на белом свете
    Как-нибудь и кое-как.

    2 ученик:
    Ты берись за дело ловко,
    Всех порадуй и утешь.
    Хочешь сшить себе обновку –
    Семь раз смерь, один отрежь.

    3 ученик:
    Не кладётся сверху печка,
    Не пекут в лапте пирог.
    Строишь мостик через речку –
    Строй не вдоль, а поперёк.

    4 ученик:
    Если плохо – то не надо,
    Если делать – то с умом.
    В каждом деле есть отрада,
    А успех - в тебе самом!

    (В конце занятия участники хором поют песню «Кораблики дружбы» музыка И. Сазонова, слова К. Розанов)

    Поощрительный приз «конфеты» ребята получают в конце занятия.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

    ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ

    Е.В. Комарова Н.И. Редина С.А. Шмелёва

    ЛИДЕРСТВО

    Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

    Днепропетровск – 2008

    Комарова Е.В., Редина Н.И., Шмелёва С.А. Лидерство:

    К 63 Учебное пособие для студентов вузов. – Днепропетровск: ДГФА, 2008. – 286 с.

    ISBN 978-966-88-66-28-9

    В учебном пособии рассматриваются проблемы, касающиеся руководства и лидерства, формирования видения организации, власти и влияния как инструментов лидерства, а также вопросы развития навыков лидерства. Акцентируется внимание на том, что современные организации, функционирующие в условиях динамичной внешней среды, нуждаются не просто в руководителях или менеджерах, а в руководите- лях-лидерах, обладающих видением будущего своих организаций и навыками лидерства.

    Рецензенты:

    Багрова И.В.

    д.э.н., профессор Украинского государственного химико-

    технологического университета;

    Батура А.В.

    д.э.н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и

    социально-экономических дисциплин Днепропетровской

    государственной медицинской академии;

    Долгоруков Ю.О. – д.э.н., профессор Днепропетровской государственной финансовой академии.

    Тема 1. Руководство и лидерство……………………………………...6

    1.1. Сущность понятий «руководство», «лидерство», «руководитель», «менеджер», «лидер»……………………………….....6

    1.2. Обзор теорий руководства и лидерства………………………………...10

    1.3. Традиционные руководители и лидеры:

    сравнительная характеристика……………………………………….…22

    1.4. Руководитель организации как традиционный менеджер ……………28

    1.5. Руководитель организации как лидер…………………………………..45

    Резюме ……………………………………..…………………………………59

    Практикум ……………………………………..……………………………...61

    2.1. Сущность и содержание понятия «видение»…………………………..66

    2.2. Формирование видения………………………………………………….72

    2.3. Реализация видения ……………………………………………………..84 Резюме ……………………………………..…………………………………87

    Практикум ……………………………………..……………………………...89

    Тема 3. Власть и влияние как инструменты лидерства…….......94

    3.1. Концепции власти и влияния……………………………………………95

    3.2. Сущность понятий «власть» и «влияние»………………………….…100

    3.3. Источники власти и влияния………………………………………..…103

    3.4. Стратегии влияния……………………………………………………...114

    3.5. Делегирование полномочий как инструмент власти…………………146

    3.6. Наделение властью и участие в управлении………………………….151

    Резюме ……………………………………..………………………………..155 Практикум ……………………………………..…………………………….157

    Тема 4. Развитие навыков лидерства………………………………161

    4.1. Эмоциональный интеллект руководителя…………………………….162

    4.2. Самооценка как основа эмоционального интеллекта………………...168

    4.3. Навыки творческого решения проблем………………………………..192

    4.4. Поддерживающие коммуникации, наставничество,

    консультирование…………………………………………………..…..202 4.5. Стратегия переговоров……………………………………………….…208

    Резюме ……………………………………..……………………………......227 Практикум …………………………………..…………………………….…229

    Использованная литература…………………………..………………….282

    Предметный указатель…………………………….………………………283

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Одной из основных проблем современной украинской экономики является дефицит профессиональных менеджеров. Исследования, проводившиеся в течение последнего десятилетия, показали, что для успешного руководства современными организациями одних только профессиональных знаний в сфере экономики, финансов или бизнеса явно недостаточно. Современные организации нуждаются, в первую очередь, в руководителяхлидерах. Готовясь к карьере руководителя, следует иметь в виду, что условия работы будущих руководителей в XXI веке будут значительно отличаться от тех условий, в которых они работали десять лет назад и в которых работают сейчас. Характерной особенностью XXI века является взрывной характер всевозможных трансформаций и преобразований во всех сферах человеческой деятельности, которые становятся чем-то неподконтрольным. Люди перестают понимать мир, в котором они живут. У руководителей современных организаций уже нет ответа на все вопросы, потому что они не могут все знать. Поэтому сегодня нужны руководители нового типа, умеющие создать атмосферу сотрудничества в коллективе и повести за собой людей.

    Зачастую мы задаемся вопросом: почему те, кто окончил школу с золотой медалью, институт – с красным дипломом, а потом еще успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации, в итоге гораздо менее удачливы в жизни, чем их одноклассники-троечники? Почему высокий уровень интеллектуального развития совершенно не является залогом того, что человек найдет хорошее место работы, будет много зарабатывать и вообще самореализуется в жизни? Исследования показали, что хорошие теоретические знания, навыки или умения по той или иной специальности вовсе не являются гарантом того, что человек будет эффективно работать и завоюет успех для себя и своей организации. Гораздо важнее получить высокие баллы по коэффициенту эмоционального развития, который включает, в первую очередь, навыки самопознания, самоуправления и межличностного общения.

    Особенно важным является развитие эмоционального потенциала для выпускников высших учебных заведений, стремящихся стать не просто руководителями, а руководителями-лидерами.

    Поэтому целью данного учебного пособия является вооружение выпускников основными положениями теории и практики руководства и лидерства, развитие эмоционального потенциала, что позволит достичь успеха не только в профессиональной, но и личной жизни.

    Пособие состоит из четырех тем, каждая из которых включает план изучения темы, основные требования к уровню знаний, вопросы для само-

    В первой теме « Руководство и лидерство » рассматривается сущность основных понятий руководства и лидерства, дается обзор современных теорий руководства и лидерства, приводится сравнительная характеристика традиционных руководителей и лидеров.

    Во второй теме « Формирование видения как необходимое условие ли-

    дерства » освещается сущность и содержание понятия «видение», анализируется различие понятий «стратегия» и «видение», обосновывается необходимость видения, а также выделяются признаки, по которым можно определить, нуждается ли организация в видении. В этой же теме внимание уделяется процессу формирования видения, даются характеристики и подходы к формированию видения.

    Третья тема « Власть и влияние как инструменты лидерства» позна-

    комит читателей с концепциями власти и влияния, с сущностью этих понятий, источниками и стратегиями власти и влияния, а также такими инструментами власти, как делегирование, наделение властью и участие в управлении.

    В четвертой теме « Развитие навыков лидерства » рассматриваются сущность и значение эмоционального потенциала руководителя, приемы и методы самооценки как инструмента самопознания личности, а также наиболее важные навыки, которыми должен обладать руководитель-лидер (навыки творческого решения проблем, поддерживающих коммуникаций и ведения переговоров).

    Кроме того, каждая тема включает практикум по развитию навыков лидерства. Практикум состоит из набора тестов, позволяющих проанализировать уровень тех или иных навыков, рекомендаций по их развитию, конкретных ситуаций для анализа. Такой набор заданий позволяет развивать навыки руководства и лидерства.

    Авторы учебного пособия исходят из того, что условия работы будущих руководителей будут значительно отличаться от тех условий, в которых работали их предшественники. Организации настоящего и будущего, которые претерпевают постоянное обновление, требуют от руководителей владения навыками управления на индивидуальном, межличностном и групповом уровнях, что позволит сократить разрыв между теоретическими знаниями и идеями и их практической реализацией.

    Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами лидерства.

    РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО

    1.1. Сущность понятий «руководство», «лидерство», «руководитель», «менеджер», «лидер».

    1.2. Обзор теорий руководства и лидерства.

    1.3. Традиционные руководители и лидеры: сравнительная характеристика.

    1.4. Руководитель организации как традиционный менеджер.

    1.5. Руководитель организации как лидер.

    При изучении темы «Руководство и лидерство» мы рассмотрим значение руководства и лидерства в деятельности современных организаций, ознакомимся с сущностью и различиями понятий «руководство», «лидерство», «руководитель», «менеджер», «лидер», современными концепциями руководства и лидерства, проведем сравнительную характеристику традиционного руководителя и руководителя-лидера, а также рассмотрим факторы, которые влияют на работу руководителей и тем самым ограничивают их деятельность. Далее мы рассмотрим характеристики руководителей-лидеров, ознакомимся с законами лидерства, ролями и обязанностями лидеров.

    Изучив тему, студенты должны знать:

    - значение руководства и лидерства в деятельности современных организаций;

    - сущность и различие понятий «руководство», «лидерство», «руководитель», «менеджер», «лидер»;

    - сущность и краткое содержание концепций руководства и лидерства;

    - сравнительную характеристику традиционного руководителя и руко- водителя-лидера;

    - типы, функции, роли и навыки традиционных руководителей;

    - факторы, которые оказывают влияние на работу руководителей и тем самым ограничивают их деятельность;

    - основные характеристики лидерства.

    1.1. Сущность понятий «руководство», «лидерство», «руководитель», «менеджер», «лидер»

    Исследования, проводившиеся в последние десятилетия в сфере руководства и лидерства, показали, что компетентное управление деятельностью организаций является важным условием их эффективности. Известно, что организация представляет собой группу людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения цели или целей. Исходя

    из этого определения, любая организация (министерство, высшее учебное заведение, больница, церковь, крупные предприятия или предприятия малого бизнеса и т.п.) должна отвечать следующим требованиям:

    Организация должна состоять из двух или более людей, которые представляют собой намеренно созданную формальную группу, предназначенную для осуществления какой-либо совместной деятельности.

    Организация должна иметь цели деятельности. Таких целей может быть множество, и они могут носить разнообразный характер. Основной целью деятельности любой организации является удовлетворение потребностей отдельных людей и общества в целом в товарах или услугах, производство которых намерена осуществлять организация.

    Совместная деятельность людей нуждается в организации и координации их усилий, направленных на производство товаров или услуг. Один человек сам управляет собой. Деятельность группы людей требует руководства.

    Из вышеизложенного следует, что организации не могут существовать сами по себе. Ими необходимо управлять. Все организации нуждаются в руководителе или группе руководителей, то есть людях, которые осуществляют функции управления совместной деятельностью людей. Руководитель должен сформулировать цели деятельности организации, разработать планы по реализации этих целей, организовать и эффективно координировать совместную работу людей, мотивировать деятельность людей

    и осуществлять контроль за достижением поставленных целей. Ни одна организация не сможет функционировать без руководства и руководителей. Именно поэтому проблемы руководства и лидерства в последнее время стали центральной, ключевой темой менеджмента.

    Определение основных понятий руководства и лидерства

    В литературе по менеджменту широко используются такие понятия, как «руководство», «лидерство», «руководитель», «менеджер», «лидер», которые тесно связаны с проблемами руководства и лидерства. Понимание сущности, сходства и различия этих понятий позволит нам внести ясность

    в изучение и понимание учебного материала и правильно их использовать. Что же означают эти понятия?

    В учебной литературе по менеджменту термин «руководство» рассматривается как способность руководителя использовать свое влияние для мотивации работников к достижению целей организации. Термин «лидерство» имеет два смысловых значения: во-первых , это способность индивида воздействовать или влиять на других людей для достижения неких целей, во-вторых , управленческая функция, предполагающая использование влияния менеджера для мотивации работников с целью достижения организационных целей. Если первое значение понятия «лидерство» рассматривается как неформальное влияние, то второе имеет непосредственное отношение к деятельности по руководству организацией и тесно связано с понятием «руководство».

    Таким образом, понятия «руководство» и «лидерство» мы будем рассматривать как синонимы. Руководство (лидерство) – это способность

    Руководство

    руководителя (менеджера) оказывать влияние на от-

    способность

    дельных индивидов или группы людей, направлен-

    руководителя

    ное на эффективное достижение целей организации.

    вать влияние на от-

    Как теоретики, так и практики, занимающиеся

    дельные индивиды или

    группы людей, направ-

    проблемами менеджмента, нередко отождествляют

    эффектив-

    понятия «руководитель», «менеджер», «лидер». Под

    ное достижение целей

    термином «руководитель» понимают человека, кото-

    организаций

    рый наделен формальными властными полномочиями, связанными с занимаемой им должностью, и способный оказывать влияние на людей для достижения целей организации. В основе термина «менеджер» лежит английский глагол to manage – управлять, происходящий от латинского слова manus – рука. Менеджер – это профессиональный управляющий, человек, обладающий специальными знаниями, талантом и определенными навыками в сфере организации производства и управления. Задачей менеджера, как и задачей руководителя, является координация деятельности людей для достижения целей организации. Поэтому термины «руководитель» и «менеджер» мы будем рассматривать как синонимы. Менеджер, как и руководитель:

    назначается на должность;

    наделяется формальными властными полномочиями;

    берет на себя ответственность за достижение целей организации путем оказания влияния на организационное поведение как отдельных людей, так и рабочих групп в целом;

    руководит работой одного или нескольких сотрудников;

    объединяет и координирует работу членов формальной группы (структурного подразделения, целевой, командной группы и т.д.) или организации в целом в зависимости от уровня управления и должности, ко-

    торую он занимает;

    Руководитель

     может одновременно выполнять и другие ви-

    неджер) – это человек,

    наделенный формаль-

    ды работы, не связанной с руководством людьми.

    ными властными пол-

    На основе вышеизложенного мы определяем

    номочиями, связанны-

    понятие «руководитель» («менеджер») следующим

    ми с занимаемой им

    должностью,

    образом. Руководитель (менеджер) – это человек,

    ный оказывать влияние

    наделенный формальными властными полномочия-

    на отдельных

    ми, связанными с занимаемой им должностью, спо-

    дов или группу людей

    для достижения целей

    собный оказывать влияние на отдельных индивидов

    организации

    или группу людей для достижения целей организа-

    Важно понять, что влияние руководителя (менеджера) основано, прежде всего, на формальной власти, источником которой являются официальная позиция в организации, которую занимает руководитель, доступ к ресурсам и информации.

    Понятия «руководитель» и «лидер» тесно связаны. Являются ли они синонимами? В учебной литературе по менеджменту эти понятия рассматриваются по-разному. В одних учебниках их рассматривают как синони-

    мы, в других – нет. Почему? В любой организации почти всегда работают люди, которые, не являясь формальными руководителями, тем не менее обладают способностью оказывать значительное влияние на своих коллег. Таких людей называют неформальными лидерами. Влияние неформальных лидеров основано на их личных качествах, например, на высоком авторитете. В основе авторитета неформальных лидеров могут быть профессиональные знания, которыми они обладают, большой опыт работы, коммуникабельность, привлекательная внешность, харизма и т.п. Личные качества могут быть как врожденными, так и приобретенными в течение жизненного опыта. Цели влияния таких лидеров могут соответствовать организационным целям или не совпадать с ними. Эти люди, как правило, отличаются высокой потребностью во власти. Таким образом, лидер – это человек,

    который обладает способностью оказывать влияние на отдельных индивидов или группы людей для достижения определенных целей. Важно понять, что лидер, в отличие от руководителя:

     обладает способностью оказывать влияние на поведение людей независимо от занимаемой должности;

    может быть формальным руководителем и наделяться формальными властными полномочиями или не быть формальным руководителем и не иметь формальных властных полномочий;

    может оказывать разное влияние (положительное или отрицательное) и преследовать разные цели (организационные или личные);

    использует источники личного, а не формального влияния – компетентность, успешность, личная привлекательность и т.п.

    В контексте данного учебного материала, используя термин «лидер», мы будем иметь в виду руководителя, обладающего источниками как формального, так и личного влияния, то есть эффективного руководителя. Современный руководитель, чтобы быть эффективным руководителем, должен быть лидером. В следующем параграфе мы более детально ознакомимся со сравнительными характеристиками традиционных руководителей (менеджеров) и эффективных руководителей – руководителей-лидеров.

    Чтобы лучше понять сущность лидерства, мы ознакомимся с разными научными концепциями руководства и лидерства.

    БЛИЦ - ОПРОС

    1. Почему организации нуждаются в руководстве?

    2. В чем заключается сущность понятий «руководство» и «лидерство»?

    3. В чем заключается сущность понятий «руководитель», «менеджер», «лидер»?

    4. В чем заключается отличие понятий «руководитель (менеджер)» и «лидер»?

    1.2. Обзор теорий руководства и лидерства

    Люди изучают проблемы руководства и лидерства свыше 3 000 лет. Первыми авторами, которых заинтересовал феномен лидерства, были древние греки и израильтяне. Греческий писатель, философ и историк Ксенофонт (445-355 до н.э.) в своем сочинении «Воспитание Кира» основное внимание уделил рассуждениям о решающей роли сильной личности в завоеваниях, построении нового общества и государства под руководством идеального монарха Кира Младшего. В Библии (Евангелие от Матфея, 15:14) также есть высказывание на тему лидерства: «...если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Это высказывание является серьезным предупреждением для современных руководителей относительно их компетентности в сфере управления организациями.

    Эволюция руководства и лидерства в понимании ученых, исследовавших эту проблему, нашла свое подтверждение в различных научных концепциях.

    Ученые выделили три подхода к определению факторов эффективного руководства или лидерства: с позиции личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. Более современными являются теории приписывания, харизматического руководства, руководства, основанного на видении, руководства командой, транзакционного и трансформационного руководства и др. Поскольку сущность и содержание этих теорий изучается в курсе «Менеджмент», мы остановимся на их кратком описании.

    Подход к лидерству с позиции личных качеств

    Согласно подходу с позиции личных качеств (личностной теории лидерства или теории великих людей), лучшие руководители должны обладать определенным набором общих для всех личных качеств. Если эти качества идентифицировать, то люди могут воспитать их в себе и тем самым стать эффективными руководителями. Однако исследователи не смогли выделить общие качества. Согласно выводам Р.М. Стогдилла ( Stogdill, R.M., 1974 ), человек не становится эффективным руководителем только потому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Ученые пришли к выводу, что эффективность руководства носит ситуационный характер. Структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных.

    Поведенческий подход к лидерству

    Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения руководителей. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность руководства определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

    Ведущий: Предлагаю перейти к очень серьезному упражнению «Достоин ли я быть Президентом школьной думы?».

    Представьте себе, что вам предложили баллотироваться, т. . выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента школьной думы и затем участвовать в выборах. Разумеется, вы поблагодарили людей, которые оказали вам это доверие, но затем задумались и решили заняться глубоким самоанализом. Действительно ли вы достойны занимать эту ответственную должность?

    Теперь все участники команды, возьмите обычный лист бумаги, разделите его вертикальной чертой на две равные части. С левой стороны сделайте заголовок «Мои достоинства», а с правой - «Мои недостатки». Затем начинайте анализ своих личностных особенностей, обращая внимание на свои сильные и слабые стороны.

    Все ваши соображения запишите на бумаге, желательно систематизировать их по степени важности, т. е. на первом месте запишите свои самое основное достоинство, на втором месте - то, которое вы особенно цените после первого т. д., таким же образом запишите свои недостатки. А затем примите окончательное решение - достойны ли вы быть Президентом школьной думы.

    Какой список (достоинств или недостатков) получился более представительным и серьезным? Что перевесило - ваши достоинства или недостатки? И главное - попытайтесь объяснить, как то или иное ваше достоинство будет помогать вам в работе, и как ваши недостатки будут мешать вам в этом.

    Результаты работы подводятся с помощью самооценки в пределах шести баллов. Во время выступления участников со своими аналитическими карточками все остальные участники играют роль «экспертной комиссии» ставить баллы от 0т 1 до 6.потом суммируем баллы каждого участника.

    Переходим к третьему блоку «Это пригодится лидеру всегда!»

    Лидеры, набравшие наибольшее количество знаков отличия, чтобы оправдать свои умения общаться с большой аудиторией, подготовят и проведут игру с залом, кричалку, танец сидя, песню с залом или что-то другое. Главное: вы должны увлечь всех.
    Рефлексия. Завершение занятия:

    Сейчас давайте мы с вами встанем в круг, возьмемся за руки, руки сложим поперекрестно, правая рука сверху, левая снизу.

    А сейчас давайте вспомним, во что мы играли и что делали.
    - Что лично для вас было сложно, но вы справились?
    - Что больше всего понравилось, было интересно?

    А сейчас я пускаю импульс, если мы одна команда, мы хорошо понимаем друг-друга, то я получаю импульс обратно. Спасибо, я получила импульс. Ребята, лидер- это не только один человек – это и его команда. Одна из граней лидерского таланта заключается в умении подобрать, создать, вырастить себе команду и в этом помогают мероприятия в школе лидера. Спасибо большое всем за игру!

    Заключение

    Школа лидера дает молодым людям полезные и необходимые навыки поведения, общения и совместной работы. Она объединяет молодых людей общим делом, дает уверенность в возможности воздействовать, как на свою судьбу, так и на судьбу общества.

    В финале комплексного игрового проекта награждаются ученики, набравшие наибольшее количество баллов в малых проектах.
    1 место - «Лидер»;
    2 место - «Самому убеждающему»;
    3 место - «Сам себе имиджмейкер».