Презентация шедевры художественной культуры междуречья. Культура месопотамии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МЕСОПОТАМИЯ МЕОСПОТАМСКИЙ ЗИККУРАТ – ЖИЛИЩЕ БОГА. ЗИККУРАТЫ В УРЕ И ВАВИЛОНЕ. ГЛАЗУРОВАННЫЙ КИРПИЧ И РИТМИЧЕСКИЙ УЗОР – ОСНОВНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА. ВОРОТА ИШТАР, ДОРОГА ПРОЦЕССИЙ В НОВОМ ВАВИЛОНЕ.

2 слайд

Описание слайда:

Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н.э. на территории «плодородного полумесяца» между тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (двуречья). Эта культура, как было принято в древних земледельческих родоплеменных общинах, отражала главное для них – обеспечение плодородия на основе ведения общинно-ирригационного сельского хозяйства. Культуру Месопотамии делят на несколько периодов. По названию городов-государств Шумер на юге и Аккад на севере культура Месопотамии IV-II тыс. до н.э. именуется шумеро-аккадской. По Вавилону на юге (1894-732 гг. до н.э.) и Ассирии на севере (1380-625 гг. до н.э.) – ассиро-вавилонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдейской, культуры (626-538 гг. до н.э.), стиль которой продолжился в художественных традициях Персии.

3 слайд

Описание слайда:

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов. Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Его размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные горы, долины, реки. Частые, а временами катастрофические подъёмы солёных грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

4 слайд

Описание слайда:

Из-за того, что на этих землях не было достаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Традиция не менять места и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата - многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Каждый последующий объём был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъёма вод, но и позволяющей обозревать его со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством. Её тяжёлую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших разноцветных глазурованных кирпичей.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Зиккурат этеменнигуру в уре (xxi в. до н.э.) – храм шумерского бога луны нанны: четыре кубических монолита, соединенные лестницами. Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился зигзагообразный узор из перламутра, раковин, металлических пластин и керамических гвоздей, чьи шляпки под яркими лучами солнца вспыхивали красными. Чёрными, синими, золотистыми искрами. Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках: гранаты, виноград, розы, жасмин. Подобные «висячие сады», возникшие как способ спасения от грунтовых вод, впоследствии стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вавилонских царей.

8 слайд

Описание слайда:

Зиккурат этеменанки (vi в. до н.э.) Храм вавилонского бога солнца Мардука, возведенный на священной территории в Новом Вавилоне. В библейской легенде о том, как Бог в гневе смешал языки людей, решивших построить башню до небес, он получил название Вавилонская башня. Храм состоял из семи платформ. Вертикальные выступы на стенах каждой платформы дробили их тяжеловесные объёмы, придавая силуэту устремленность ввысь, к небу. Спираль пандуса, кольцом опоясывающая зиккурат, сообщала ему дополнительную легкость. Благодаря слепящей глазури пяти нижних платформ белого, чёрного, красного, синего, жёлтого цветов сооружение приобретало вид сказочного фантома, парящего в эфире, но не теряющего при этом монументального величия. Две последние платформы, облицованные серебряными и золотыми пластинами, отражая солнце, излучали такое сияние, что теряли очертания и казались воплощением лучезарного бога.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Красочны и монументальны были и сооружения общественного назначения, дворцы ассирийских и вавилонских владык. Сочетание строгой графики и красочной декоративности – еще одна особенность месопотамского стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. При этом многократное воспроизведение одного и того же рельефа на глазурованных кирпичах белого, чёрного, красного, синего, жёлтого цветов создавало особый церемониальный ритм.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Ворота иштар (vi в. до н.э.) Мощный прямоугольный объём ворот Иштар, укрупнённый квадратными в плане зубчатыми башнями с арочным проходом между ними – так называемый хеттский портал, - покрывали тёмно-синие изразцы. Эту синюю громаду несколько смягчало монотонное чередование рельефа: золотисто-жёлтого, изображающего священных быков, и молочно-белого, воссоздающих зверей бога Мардука, фантастических существ с маленькой рогатой головкой на змеевидной шее, с передними львиными и задними орлиными лапами.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Дорогу процессий, которая вела от ворот к святилищам, обрамляла стена, также облицованная изразцами. По их бирюзовому полю величаво ступали рычащие львы кофейного цвета с роскошной рыжей гривой и оскаленной пастью; их мерная поступь как бы вторила шествию людей к храму.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Царская охота (рельеф дворца царя ашшурбанапала) Помимо монументальности и красочной декоративности искусство Месопотамии отличалось предельной точностью при изображении живой природы. Это видно по рельефам на алебастровых пластинах, сплошным ковром выстилавших стены ассиро-вавилонских дворцов снаружи и изнутри. Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению даров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» – божеств возрождающейся весенней природы.

17 слайд

Описание слайда:

Человеческая фигура на ассирийских рельефах изображалась с полным или в три четверти разворотом плеч, ногами и лицом в профиль. При этом, не придавая значения портретному сходству, месопотамские художники достаточно точно воспроизводили азиатский типаж: коренастая мускулистая фигура, большая голова с тяжёлой нижней челюстью, крючковатым носом, торчащим, как птичий клюв, тонкими извилистыми губами, низким скошенным лбом и огромным глазом, глядящим на зрителя. Царя можно было узнать по длинной завитой бороде, густым волосам, тоже завитым и ниспадающим на плечи, могучему торсу и пышно изукрашенным одеждам из вышитых тканей с бахромой и тяжёлыми кистями.

18 слайд

Описание слайда:

выводы Характерные для народов Месопотамии обожествление царской власти и культ богов обусловили строительство посвященных им монументальных зиккуратов, ставших знаковым явлением месопотамского искусства. Вместе с тем не стесненное религиозными рамками, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках царей, месопотамское искусство носило по преимуществу светский характер с преобладанием в зодчестве дворцовых и общественных сооружений. Наряду с масштабностью они отличались пышной декоративностью. Органичный сплав ликующей красочности глазурованного кирпича и жесткости линейного ритма рельефа составляет самобытность месопотамского стиля. Самобытное месопотамское искусство сильно повлияло на искусство ближайших соседей – египтян и персов. В более поздние века оно распространилось через Северную Африку на западноевропейское искусство, а через народы, населявшие бассейн Каспийского моря, на Восточную Русь.

19 слайд

Описание слайда:

Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах-государствах Месопотамии? Чем они обусловлены? Какие декоративные средства использовали зодчие для украшения храмов Этеменнигуру в Уре и Этеменанки в Новом Вавилоне? Что общего в их декоре? Какие реалии отражены в ассиро-вавилонских рельефах?

Слайд 1

Месопота́мия лат. Mesopotamia - «Междуре́чье»

Слайд 2

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Слайд 3

Слайд 4

Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

Слайд 5

Жители Месопотамии

Слайд 6

Слайд 7

Религия. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Слайд 8

Слайд 9

Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

Слайд 10

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

Слайд 11

Слайд 12

Письменность и наука. Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

Слайд 13

Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

Слайд 14

Слайд 15

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

Слайд 16

КУЛЬТУРА Сатериальная культура. Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

Слайд 20

Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

НИКИТИНА Ю.И.


Шумеро-аккадская культура XXVII–XX вв. до н. э.

  • Архитектура
  • Создаются многочисленные храмы, украшенные произведениями скульптуры и живописи. Распространяется уникальный тип культовых построек – зиккурат. Памятники эпохи: «царские гробницы» в Уре, подземные и надземные усыпальницы царей, овальный храм в Хафафже, дворец «А» в Кише с колонным залом и стенной мозаикой.

Религия и письменность

Религиозная система основана на поклонении сложному пантеону богов и обожествлении власти царя. Распространяются различные типы письма: рисунчатое и клинописное. Таблички с клинописью представляют из себя учебные тексты, списки богов, математические задачи, перечень лекарственных трав, литературные каталоги. Сохранился древнейший свод законов (2112 г. До н. э.) Ур-Намму.


Искусство

Впервые в украшении зданий применены круглая скульптура и рельеф. Сохранились стелы царя Эанатума с рельефными изображениями и царя Нарамсуэна со спиралевидным снизу вверх изображением, скульптурные медные и каменные портреты правителей, шедевры ювелирного искусства из сердолика, лазури и золота.


Ассиро-вавилонская культура XIX–VII вв. до н. э.

  • Архитектура
  • К памятникам эпохи относятся: дворцовохрамовый комплекс и зиккурат в Мари, храм Караиндаша в Уруке, храм Иштар, архитектурный комплекс дворцакрепости Саргона II.

Религия, наука, литература

Шумерская письменность распространяется по всей Передней Азии. Аккадское письмо переживает свой расцвет. Сохранились ассирийские записи литературного вавилонского канона «Нисхождение Иштар», эпос о Гильгамеше, кодекс законов Хаммурапи, первые астрономические тексты. Создаются частные, храмовые и казенные школы. В VII веке до н. э. были написаны анналы – первые летописи. Была собрана библиотека Ашшурбанипала в Ниневии.


Искусство

Памятники эпохи: стела царя Хаммурапи с рельефными изображениями царя и бога солнца и правосудия Шамаша, глиняные статуэтки личных божеств и гениев – хранителей дома, росписи дворца в Мари с попыткой перспективного изображения), статуи крылатых быков и львов (5,5 м) у дворца Саргона II. Было предпринято функциональное соединение архитектуры и скульптуры в статуе богини Иштар (полая статуя соединена с водой канала).


Культура Нововавилонского царства VII–VI вв. до н. э.

Архитектура Из памятников эпохи сохранились: архитектурный ансамбль Вавилона (10 кв. км), три дворца Навуходоносора, облицованные глазурованным кирпичом, «висячие сады» Амиты – жены Навуходоносора, храмовая башня «Эсагилы» – семиярусный зиккурат, т. н. Вавилонская башня, храмовый комплекс Изиды, «Ворота Иштар» – 4 башни с арками.


Религия, литература, наука и техника

Создано арамейское алфавитное письмо из 20 знаков. Проведены социальнорелигиозные реформы Набонида. Организована астрономическая регулярная служба. Сооружен 400-километровый канал Паллуката между Тигром и Ефратом.


Искусство

Сохранились рельефные изображения животных и фантастических существ из глазурованного кирпича. Был создан музей Навуходоносора с коллекцией произведений искусства. Совершенствовалась глиптика – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.


Пантеон вавилонских Богов (в скобках указан шумерский вариант имени)

Ану (Ан) - Бог Неба, отец богов Эллиль (Энлиль) - Бог Земли и воздуха, властитель плодородия и судеб людей, наслал Всемирный Потоп Эйя (Энки) - Бог водной стихии, покровитель ремесла и мудрости, создал людей Шамаш (Уту) - Бог солнца, правды и справедливости Син (Нанна) - Бог Луны Иштар (Инанна) - Богиня любви, плодородия, войны, дочь Сина

Учитель истории школы 229 Кораблева Н.Л.

Задание:

ЗАДАНИЕ:
По ходу презентации выделите особенности
культуры Междуречья
Определите ее отличие от культуры Египта

Основы культуры Междуречья
закладываются в Шумере – области
нижнего течения Тигра и Ефрата.
Первые поселения появились на
юге этого географического района
в плодородной низменности,
у впадения рек Тигра и Евфрата в
Персидский залив, который в те
времена вдавался значительно
глубже в сушу.

ГОРОД УР

Основан в устье
Евфрата в 5 тыс. до н.э.
Город известен как
родина Авраама.
Стал известен благодаря
раскопкам, которые
производились в 19221934 гг. под руководством
английского археолога
Л. Вулли.

Город Ур

ГОРОД УР
Это был город, построенный в шумерских
традициях, овальный в плане с главной осью,
ориентированной с юго-востока на северозапад.
В Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что
соответствовало населению, с учетом
домашних рабов, 40-50 тыс. жителей.

План г. Ур
Мощные стены, сложенные из сырцового
кирпича, достигали толщины 25-32 м.
В северо-западной части города на холме,
искусственно расширенном в виде террасы,
размещался дворцовый и храмовый комплекс
Ура, посвященный культу
бога
луны Наннара.

ЗИККУРАТ города уР (реконструкция)

ЗИККУРАТ ГОРОДА УР (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

Зиккурат представляет собой ступенчатую
пирамиду, на вершине которой помещалось
небольшое святилище. Нижние ярусы
зиккурата, как правило, окрашивали в
черный цвет,
средние - в
красный, верхние - в белый

ЗИККУРАТ

Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь
внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из
обожженного кирпича, скрепленного битумным
раствором.
Зиккурат имел основную платформу высотой 15
м и размерами 62,5 х 43м; её грани,
облицованные обожженным кирпичом, были
слегка наклонены внутрь – для большей
устойчивости; наверх вели три лестницы,
соединявшиеся у каменной террасы

ЗИККУРАТ УРА (современный вид)

ЗИККУРАТ УРА (СОВРЕМЕННЫЙ ВИД)

Шумерская гептограмма

ШУМЕРСКАЯ ГЕПТОГРАММА

ВАВИЛОН

Вавилон (“Бабилу”- “врата бога”) впервые упоминается в III
тысячелетии до н.э. До этого на левом берегу Евфрата, повидимому, было небольшое поселение, не имевшее особого
политического значения.
Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.)
Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в
правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти
не дошли сооружения этого периода, поскольку город
неоднократно подвергался сильным разрушениям.
Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам,
проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея,
этот город вновь стал достоянием человечества.
Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали
удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

Город Вавилон занимал обширную территорию,
насчитывавшую 20 кв.км и внешними крепостными
стенами протяженностью 18 км.
Внутри этой территории располагался собственно город,
занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь
укрепленный крепостными стенами. Территория
внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность
крепостных стен 8360м.
Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного
водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен,
построенных из сырцового и обожженного кирпича
толщиной около 30 м.
Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город
делился на две части.

В город вело восемь ворот и все ворота назывались
именами различных богов.
Главными были северо-западные - ворота богини Иштар.
Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя
массивными башнями и арочными проходами между
ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой
с орнаментом и устрашающими изображениями львов,
быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот,
существовали еще ворота бога луны Сина, ворота
главного вавилонского божества Мардука, ворота бога
земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога
грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш.
Все эти ворота соединялись между собою улицами,
разрезавшими город почти на равные части.

ВОРОТА ИШТАР

Главные улицы города предназначались для религиозных процессий.
Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года.
Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне
следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось
религиозными обрядами на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели
наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали
на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города.
Там, в специальном храме, называвшемся “Домом Нового года”, служили
молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам
богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали
приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий,
которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед
воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями
львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот
Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были
облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога
богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города.
“Дорога процессий” 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на
юг от ворот Иштар.

Изразцы вдоль «Дороги процессий»

ИЗРАЗЦЫ ВДОЛЬ «ДОРОГИ ПРОЦЕССИЙ»

Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники,
землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами
целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной
хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой
городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные,
которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого
труда чернорабочих.
Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители
отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне
существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.
Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые
узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые,
строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего
двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора
находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на
южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные
историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но
рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с плоскими кровлями и
с террасами наверху.

Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой
город сказочного богатства, огромный, населенный
несметным числом жителей.
Действительно, в период правления Навуходоносора II
в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых
во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы
его сооружений, мощность крепостных стен - все это
поражало взор чужестранцев.
Позднее Вавилон пришел в полное запустение и
вскоре забыли не только о его существовании, но и
даже о его местоположении.

АССИРИЯ

Столицей Ассирии была Ниневия, город, соперничавший с
Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов.
К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей
столицы Ассирии IX-VII вв. до н.э. - Ниневии, поскольку в
612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем
Набопаласаром из Вавилона.
Известен лишь украшенный барельефами северный
дворец Ашшурбанипала, который был раскопан
экспедицией П.Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки
Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не
позволяют с достоверностью судить об очертаниях города
и расположении его главных улиц.

Врата Шамаша (реконструкция)

ВРАТА ШАМАША (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

Ассирийцы заимствовали религию, культуру и
искусство Вавилонии.
Они установили в беспокойном Двуречье свой
державный порядок, создали единое мощное
государство.
Ассирийское искусство от начала I тысячелетия
до н. э. и до крушения ассирийской державы в
конце VII в. до н. э. было целиком исполнено
пафосом силы, прославляло мощь, победы и
завоевания ассирийских властителей

ШЕДУ

Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в
знаменитый дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные
крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими
ликами, сверкающими глазами, с огромными, прямоугольными,
сплошь закрученными мелким завитком бородами; каждый бык -
с пятью тяжелыми, все под собой попирающими копытами.
Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались
покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в
технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую
скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство
светотеневых эффектов.
Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно
и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить
лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на
фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль идущей.

Крылатые быки из дворца Саргона II

КРЫЛАТЫЕ БЫКИ ИЗ ДВОРЦА САРГОНА II
Оригинал – Лувр, Париж
Копия – музей им. Пушкина,
Москва

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне
человеческого роста по залам ассирийских
дворцов. В хорсабадском дворце рельефом
было занято 6000 кв. м.
Исследователи считают, что существовали
картоны, по которым художники наносили общие
контуры изображений, в то время как
бесчисленное количество помощников и
учеников копировали отдельные сцены и
исполняли детали композиций.

Сюжетами композиций были главным образом война,
охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец,
сцены религиозного содержания.
Главное внимание сосредоточивалось на тех
изображениях, где царь являлся центральной фигурой.
На его прославление направлен был весь труд
ассирийских художников.
Задачей их было также подчеркнуть и физическую
силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах
огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их
часто скованы условной канонической позой и
тяжелой, пышной одеждой.

Царь! Он не небожитель, не воплощенный бог, как в
Египте, но всемогущий земной повелитель, меч которого -
высший закон. Всюду лицо царя величаво, деспотически
сурово, без индивидуальных черт.
Он одинаково грозен и безличен и в охоте, и в бою, и
когда шествует в сопровождении толстых, безбородых
евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и
когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья
голова подвешена рядом
Самые знаменитые рельефы из ассирийских царских
дворцов находятся теперь в лондонском Британском
музее и в парижском Лувре. Ленинградский Эрмитаж
также обладает характерными образцами этой
монументальной скульптуры.

Особенности изображения

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Фигуры людей, за редкими исключениями,
изображены с характерной для Древнего
Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги
и голова - в профиль.
Модели у мастеров этого времени кажутся как
бы приведенными к единому типу. Сохранена
также и разномасштабность при изображении
лиц разного социального положения.
Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

Рельеф «Царь и бог»

Вверху слева - фантастические крылатые
существа (с ассирийского рельефа);
справа - вавилонский бог Мардук,
убивающий чудовище Тиамат.
В центре - золотая голова священного
быка с синей бородой из лазурита;
украшение арфы, найденной в царской
гробнице в шумерийском городе Уре (III
тысячелетие до н. э.); ворота богини Иштар
в Вавилоне. (VI в. до н. э. Реконструкция.)
Внизу слева - финикийские корабли (с
ассирийского рельефа VI в. до н. э.).
Справа внизу - ассирийский царь охотится
на львов (с ассирийского рельефа VII в. до http://sascha-lange.livejournal.com/1568.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/639687
http://www.stroisa.com