Авианосцы типа мидуэй. Авианосцы типа «Мидуэй

Самые большие американские авианосцы, заложенные в годы Второй мировой войны. Спроектированы в 1940-1943 гг. как увеличенный вариант «Эссекса» с бронированной полетной палубой, более многочисленной авиагруппой, усиленным зенитным вооружением и улучшенной ПТЗ. Удовлетворение всех этих требований привело к резкому росту размеров корабля, что исключало возможность прохода Панамским каналом и тем самым снижало его тактическую мобильность.

Размеры полетной палубы «Мидуэя» - 281,6x34,4 м; конструктивно она по-прежнему выполнялась в виде надстройки и не участвовала в обеспечении продольной прочности корабля. Огромный одноярусный ангар размером 210,9x28,9 м и высотой 5,33 м мог вместить до 153 одномоторных истребителей. Два палубных лифта имели размеры 16,5x14 м и грузоподъемность 12 т, бортовой - соответственно 17,08x10,4 м и 8,2 т. На верхней палубе устанавливались две гидропневматические катапульты H-IV-1, отличавшиеся от использовавшихся на «эс-сексах» H-IV лишь увеличенной длиной стартовой дорожки.

Комплект аэрофинишеров Мк-5 был рассчитан на остановку 13,5-тонного самолета с посадочной скоростью 90 миль в час. Запас авиабензина - 1 254 960 л.

Надводная защита корабля включала в себя три броневых палубы и броневой пояс, а также локальное бронирование отдельных помещений. Полетная палуба защищалась нецементированной броней толщиной 87 мм; ангарная и нижняя палубы были покрыты 5 0-мм сталью марки STS. Парадоксально, но наряду с очень мощным горизонтальным бронированием «Мидуэй» нес столь же солидное (и абсолютно бесполезное!) бронирование вертикальное. Помня о гибели английского АВ «Глориес», создатели «Мидуэя» старались обеспечить надежную защиту от 203-мм снарядов, поскольку встреча с японскими тяжелыми крейсерами считалась вполне вероятной. Так на корабле появился 193-мм броневой пояс - самый толстый из когда-либо применявшихся на авианосцах. Правда, он был установлен лишь по левому борту, справа же в целях компенсации веса «острова» толщину плит уменьшили до 178 мм и к тому же плавно срезали их к нижней кромке до 76 мм. Броневой пояс крепился снаружи к 19-мм обшивке; его длина составляла 156 м.

Броневой пояс замыкался в цитадель траверзными переборками толщиной 160 мм; выше шли 25-мм траверзы. Рулевая машина имела коробчатую защиту: 193-мм броню с бортов, 160-мм - спереди и сзади, 127-мм - сверху и 63-мм - снизу. В отличие от «Эссекса», на «Мидуэе» восстановили боевую рубку. С боков ее прикрывала 165-мм броня, сверху - 8 7-мм. Кабели системы управления кораблем заключались в трубы со 102-мм стенками.

ПТЗ состояла из 4-х продольных переборок, деливших пространство у каждого борта на 4 отсека; 2 из них (наружных) заполнялись мазутом, 2 других (внутренних) оставались пустыми и служили камерой расширения при подводном взрыве. Но если на «Эссексе» толщина переборок не превышала 16 мм, то на «Мидуэе» одна из них - третья - была 32-мм. Ширина ПТЗ - 5,19 м с каждого борта. По расчетам, такая защита выдерживала подводный взрыв 363 кг тротила.

Повышала устойчивость корабля по отношению к подводным взрывам и нетрадиционная компоновка машинно-котельных отделений, напоминавшая примененную на АВ CV-2 «Лексингтон»: машинные отделения располагались по оси корабля, а котельные - слева и справа от них. Фактически каждое из 12 КО служило дополнительной защитой от подводного взрыва - в том случае, если система ПТЗ будет разрушена.

На ходовых испытаниях АВ «Ко-рал Си» развил мощность 215 520 л.с. и ход 33,03 уз. Полный запас топлива в 10 000 т обеспечивал расчетную дальность плавания 20 000 миль 15-узловым ходом; фактически из-за перегрузки она не превышала 15 000 миль. Суммарная мощность электростанции - 12 850 кВт.

Основу зенитного вооружения составляли новые 127-мм орудия Мк-16/0 в одиночных башенных установках Mk-39/O. На момент вступления в строй «Мидуэй» и «Франклин Д.Рузвельт» имели по 18 таких установок и по 21 четырехствольному 40-мм «бо-форсу», «Корал Си» - соответственно 14 и 19. А вот вместо предусмотренных проектом 82 стволов 20-мм «эрликонов» на «Мидуэе» установили лишь 28, да и те вскоре сняли. На «Корал Си» их не было вообще.

Управление огнем 127-мм орудий осуществляли 4 КДП Мк-37; стрельбой 40-мм автоматов - директоры Мк-51. В ходе службы кораблей системы управления огнем неоднократно менялись и модернизировались. Из радиолокационного оборудования «Мидуэй» на момент вступления в строй имел радары SK-2 и SR-2, трех-координатный SX и два SG. «Франклин Д. Рузвельт» и «Корал Си» отличались от головного АВ наличием нового радара SR-3, установленного вместо SK-2.

В 1950-е гг. АВ «Мидуэй» и «Ф. Д. Рузвельт» капитально модернизировали по проекту SCB-110. Их оснастили угловой палубой, бортовым лифтом в кормовой части и тремя паровыми катапультами С-11. Размеры и грузоподъемность всех трех лифтов стали одинаковыми - 17,08xL3,4 м и 33,6 т. Запас авиационного топлива довели до 2,271 млн. л керосина и 1,27 млн. л бензина. Последнее было сделано частично за счет запаса корабельного топлива, что привело к уменьшению дальности плавания 20-узловым ходом до 11 200 миль. Правда, в случае необходимости в котлах можно было сжигать авиационный керосин - тогда дальность плавания увеличивалась на 1300 миль.

Броневой пояс демонтировался - вместо него применялась легкая 37-мм броня поверх булей, как на «Орис-кани». Сами були имели ширину 1,25 м с каждого борта и выполняли сразу две задачи: повышали остойчивость и усиливали ПТЗ. В качестве компенсации за потерю бортовой брони вокруг погребов боезапаса и бензиновых танков применялось коробчатое противоосколочное бронирование.

Модернизация «Корал Си» начались позже по усовершенствованному проекту SCB-110А. Его главное отличие от предшественников заключалось в том, что носовой самолетоподъемник тоже стал бортовым. Кроме того, с корабля сняли все 76-мм пушки, а число 127-мм орудий уменьшили до шести.

Следующая кардинальная модернизация «Мидуэя» (проект SCB-101.66) включала в себя замену 3-х катапульт С-11 на 2 более мощные С-13, дополнительное усиление и расширение полетной палубы, полную замену аэрофинишеров и самолетоподъемников. Последние становились исключительно бортовыми (как на «Корал Си»); грузоподъемность каждого из них увеличивалась до 50 т, а размеры - до 19,2x15,85 м. Запас авиационного топлива (керосина) достигал огромной величины - почти 4,5 млн. л. Практически полностью заменялась электроника, устанавливалась новейшая система отображения тактической обстановки и управления NTDS. Любопытно, что на корабле не осталось никакого артиллерийского вооружения: теперь ПВО обеспечивали исключительно авиация и корабли охранения. Состав РЛС - SPS-10, SPS-30, SPS-43, SPS-58, SPN-6hSPN-10.

Огромная стоимость переоборудования «Мидуэя» (202 млн. долл.) заставила отказаться от аналогичной модернизации двух других АВ и ограничиться более скромным перечнем усовершенствований. Так, на «Франклине Д. Рузвельте» носовой самолетоподъемник заменили на более мощный бортовой, установили новую радиоэлектронику, демонтировали катапульту на угловой части палубы, но носовые катапульты сохранили прежними. Не столь существенно увеличился и запас авиационного топлива. Все это позволило уложиться в сумму 46 млн. долларов. Еще меньше стоили работы на «Корал Си», поскольку его носовой лифт стал бортовым еще в ходе первой модернизации в 1950-е гг.

В 1986 г. «Мидуэй» подвергся еще одной крупной перестройке. Для улучшения остойчивости к корпусу приварили новые були длиной 183 м; ширина АВ по ВЛ увеличилась до 44,2 м.

Появилось современное зенитное вооружение: два ЗРК «Си Спэрроу» и две шестиствольные 20-мм артустановки «Вулкан-Фаланкс». Попутно увеличили площадь скуловых килей и заменили почти 5000 т стальных конструкций, обновили радиолокационное оборудование (новые РЛС: SPS-48, SPS-49, SPS-65, SPN-42; из старых сохранились SPS-10 и SPS-43).

Стандартное водоизмещение корабля достигло 56 900 т, полное - 70 500 т, а осадка - 11,9 м. Численность экипажа вместе с авиационным персоналом составила 5290 чел.

«Корал Си» прошел два крупных переоборудования в 1979 г. и 1983- 1984 гг. В ходе последнего (стоимостью в 189,5 млн. долл.) на нем почти полностью заменили полетную палубу. Зенитного ракетного оружия авианосец не получил, зато три 20-мм артустановки «Вулкан-Фаланкс» появились на нем еще в 1980 г.

ТТХ АВ «Мидуэй» на момент вступления в строй

47219/59901 т, 295,05 (274,3 вл) х 41,45 (34,44 вл) х 10,5 м. ПТ-4 Westinghouse,
12 ПК Babcock & Wilcox, 212 000 л.с.=33 уз. 10000 т нефти. Броня: пояс 193/178 мм (левый борт/правый борт), траверзы 160 мм, полетная палуба 87 мм, ангарная палуба 51 мм, нижняя палуба 51 мм, рубка 165 мм, ПТП 32 мм. Экипаж 2112 чел. (+1331 чел.
авиаперсонал). 18 - 127 мм/54 зен., 84 (21 х4) - 40 мм авт., 28 (28x1) - 20-мм авт.

ТТХ АВ «Мидуэй» по состоянию на 1957

50075/62614 т, 297,85 (274,3 вл) х 64 (36,9 вл) х 10,52 м. ПТ-4 Westinghouse,
12 ПК Babcock & Wilcox, 212 000 л.с.=29,5 уз. Броня: пояс 37 мм, траверзы 160 мм, полетная палуба 87 мм, ангарная палуба 51 мм, нижняя палуба 51 мм, ПТП 32 мм.
Экипаж 4060 чел. (в т.ч. авиаперсонал). 10 - 127 мм/54 зен., 22 (11 х2) - 76 мм/50 авт.

ТТХ АВ «Корал Си» по состоянию на 1985 г.

52500/65241 т, 298,4 (274,3 вл) х 70,4 (36,9 вл) х 10,8 м. ПТ-4 Westinghouse,
12 ПК Babcock & Wilcox, 212 000 л.с.=29,5 уз. Броня: как на «Мидуэе» (в 1957 г.).
Экипаж 2710 чел. (+2264 чел. авиаперсонал). 3x6 - 20 мм «Вулкан-Фаланкс».

Состав авиагруппы

1945 г. (проект): 64 истр. F4U-4, 4 истр. F6F-5N, 4 истр. F6F-5P, 64 бомб. SB2C-5.
1952 г. («Мидуэй»): 42 истр. F9F, 42 штурм. AD-3.
1973 г. («Мидуэй») : 24 истр. F-4B, 24 штурм. А-7В, 10 штурм. А-6А, 4 сам.-запр. KA-6D, 4 разв. RF-8G, 4 сам. ДРЛО Е-2В, 4 сам. РЭБ ЕКА-ЗВ, 4 верт. SH-3G, 4 верт. НН-ЗА.
1986 г. («Корал Си»): 48 истр./штурм. F/A-18,12 штурм, и сам.-запр. А-6Е и KA-6D, 4 сам. РЭБ ЕА-6В, 4 сам. РЭБ ЕА-ЗВ, 4 сам. ДРЛО Е-2С, 4 верт. SH-3H.
1991 г. («Мидуэй»): 36 истр./штурм. F/A-18,12 штурм, и сам.-запр. А-6Е и KA-6D, 8 сам. РЭБ ЕА-6В, 4 сам. ДРЛО Е-2С, 3 трансп. сам. С-2А, 4 верт. SH-3H.

«Мидуэй»



Вошел в состав Атлантического флота. Проходил испытания в Арктике (у Лабрадора), где проверялись возможности применения в плохую погоду сам. F8F, FR-1 и верт. HNS-1 (3.1946). 6.9.1947 с палубы «Мидуэя» запущена трофейная немецкая ракета V-2: это был первый пуск баллистической ракеты с корабля. Переклассифицирован в CVA-41 (1.10.1952) и в CV-41 (30.6.1975). Совершил несколько плаваний на Средизем. море (1952- 1955). Переведен на Тихий океан (вокруг м. Горн), 6.2.1955 вошел в состав оперативного соединения TF-77. Модернизирован по пр. SCB-110 (1955- 1957), вновь введен в строй в 11.1957. В 12.1959 пострадал от пожара, возникшего во время стоянки в базе Субик-Бэй на Филиппинах. Принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме, совершил 4 похода на ТВД (6.3.65-23.11.65, 16.4.71-6.11.71, 10.4.72-3.3.73, 11.9.73-31.1.75). Прошел капитальную модернизацию по пр. SCB-101.66 (1966-1970); вступил в строй 31.1.1970. С 1973 г. по договору с Японией постоянно базировался на порт Йокосука. В 10.1972 пострадал от аварии самолета и вспыхнувшего затем пожара (5 чел. погибли, 23 ранены). В 4.1975 участвовал в эвакуации из Юж. Вьетнама американских граждан. 21.8.1976 возглавил соединение у берегов Кореи после обострения отношений между Севером и Югом.

Неоднократно совершал походы из Тихого океана в Индийский (16.4.79- 30.5.79, 18.11.79-5.2.80, 17.8.80- 6.11.80). В 1.1980 участвовал в неудавшейся операции по освобождению американских заложников в Тегеране, на обратном пути получил повреждения из-за столкновения у Филиппин с панамским торг. судном «Кактус». 16.3.1981 штурмовик А-6 с «Мидуэя» по ошибке сбил в Южно-Китайском море гражданский вертолет. В 8.1989 вновь совершил поход в Аравийское море. Участвовал в боевых действиях против Ирака (2.10.90-17.4.91), в том числе в операции «Буря в пустыне» (16.1.91- 27.2.91). Затем ушел в Йокосуку. 12- 27.6.1991 оказывал помощь населению Филиппин и персоналу военно-морской базы Субик-Бэй после извержения вулкана Пинатубо. В 1992 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на прикол в г. Бремертон (штат Вашингтон).

«Франклин Д. Рузвельт»


Вошел в состав Атлантического флота. Стал первым АВ, на который была осуществлена посадка реактивного самолета (21.7.1946). Совершил поход на Средизем. море (1946 г.). Переклассифицирован в CVA-42 (1.10.1952) и в CV-42 (30.6.1975). В 1953 - 1956 гг. модернизирован по пр. SCB-110, вновь вошел в строй 6.4.1956. Переведен на Тихий океан, принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме (21.6.66- 21.2.67). 4.11.1966 в Южно-Китайском море пострадал от пожара, возникшего в момент приема топлива с танкера-заправщика (8 чел. погибли, 4 ранены). 26.5.1969 на корабле установлена новая противопожарная система, способная тушить огонь забортной водой, пеной и химическим составом (вскоре принята на других АВ). В 10.1973, во время арабо-израильской войны находился на Средиземном море и служил промежуточным пунктом в обеспечении перелета из США 50 переданных Израилю штурмовиков А-4 «Скайхок» (самолеты достигли конечной цели с двумя посадками - на Азорских о-вах и палубе находившегося у берегов Сицилии «Рузвельта»). 4.10.1976 на авианосце была сформирована первая эскадрилья СВВП AV-8A «Харриер». Списан 1.10.1977 и сдан на слом.

«Корал Си»


Вошел в состав Атлантического флота. Участвовал в испытаниях новых самолетов различных типов. 21.4.1950 с палубы осуществлен первый старт бомбардировщика - носителя ядерного оружия AJ-1 «Сэвидж». Переклассифицирован в CVA-43 (1.10.1952) и в CV-43 (30.6.1975). В 1949-1957 гг. совершил 8 походов на Средизем. море, в т.ч. осуществлял «демонстрацию силы» у берегов Египта во время «Суэцкого кризиса» (10-11.1956). Модернизирован по пр. SCB-110A (1958- 1960), вошел в строй в 1.1960. Переведен на Тихий океан, в 1960-1963 гг. сделал 3 дальних похода. Активно участвовал в боевых действиях во Вьетнаме, совершил 8 походов на ТВД (7.12.64-1.11.65, 29.7.66-23.2.67, 26.7.67-6.4.68, 7.9.68-18.4.69, 23.9.69- 1.7.70, 12.11.71-17.7.72, 9.3.73-8.11.73, 5.12.74-2.7.75). В 4.1975 обеспечивал эвакуацию из Индокитая амер. граждан. 12-14.5.1975 осуществлял поиск и спасение экипажа американского теплохода «Майягуэс», захваченного в нейтральных водах «красными кхмерами». Модернизирован в 1979 г. и 1983-1984 гг. Возглавлял оперативное соединение в Аравийском море (5.2.1980 - 30.4.1980). Совместно с АВ «Карл Винсон» совершил кругосветное плавание (21.3-12.9.1983), в ходе которого выполнял патрулирование у берегов Гондураса во время обострения отношений между этой страной и Никарагуа (8.1983). В 1985-1989 гг. - 3 похода на Средизем. море. Участвовал в боевых действиях против Ливии (24.3.86-15.4.86); в ходе операции «Эльдорадо Каньон» наносил удары по Триполи и Бенгази (14-15.4.1986). В 4.1988 находился в Карибском море и 19.4.1988 оказывал помощь линкору «Айова», пострадавшему от взрыва башни в ходе учебных стрельб. 1.8.1989 прибыл к берегам Ливана с целью демонстрации силы в связи с внутренним кризисом в этой стране, принимал участие в эвакуации амер. граждан. По возвращении в США исключен из боевого состава флота (30.4.1990) и продан на слом (30.3.1993). Разборка корабля завершена 9.8.2000.

Балакин С.А. Авианосцы мира 1945-2001//Морской исторический альманах С.8-11

…стоит ли браться за корабли, которые вступят в строй очень не скоро и будут безумно дорогими?


- мнение президента Ф. Д. Рузвельта о строительстве крупных авианосцев

45 000-тонный корабль будет неоправданно большим и неуправляемым


- адмирал Честер Нимиц, главнокомандующий Тихоокеанским флотом США в годы Второй мировой

Если бы адмирал Нимиц узнал, что в наши дни его имя носит чудовищный проект атомного супер-авианосца водоизмещением 100 000 тонн, - боюсь, он бы высказал своё мнение в гораздо более грубой форме. Современный «Честер У. Нимиц» - морская аномалия, удивительный «плавающий город», прикидывающийся грозным .

Настоящее оружие всегда создается для решения какой-либо конкретной задачи и должно оправдывать свое существование. Но фокус в том, никакого оправдания для постройки авианосца типа «Нимиц» не было!
Официальные версии: «проецирование силы», «защита морских коммуникаций», «контроль Ормузского пролива» - годятся только для младшей группы детского сада. Беспристрастная статистика военных конфликтов за последние 70 лет свидетельствует: невозможно «проецировать силу», если никакой силы нет – атомные авианосцы слишком слабы, чтобы повлиять на ход даже маленькой локальной войны.

Стирая в порошок Ирак, Ливию или Югославию, США используют более смертоносные приёмы, чем несколько несчастных «Нимицев» с двумя сотнями палубных машин, чьи боевые характеристики, как правило, ниже, чем у самолетов наземного базирования.
Остальные задачи атомных авианосцев, связанные с «контролем морских коммуникаций», в наши дни успешно дублируются более простыми, дешевыми и эффективными средствами – прогресс в авиации не стоит на месте.

Когда истребитель-бомбардировщик способен за одну ночь, без промежуточных посадок, перелететь из Великобритании в Саудовскую Аравию – стрелой промчаться над Ла-Маншем и Западной Европой, в один миг перемахнуть Средиземное море, оставить под крылом Израиль, Иорданию, пустыню Большой Нефуд, чтобы, наконец, приземлиться под стенами Священной Мекки – в таких условиях начисто отпадает необходимость в «плавучих аэродромах».

Особенно, если жизненный цикл «плавучего аэродрома» оценивается в 40 млрд. долларов! (стоимость постройки и эксплуатации авианосца на протяжении 50 лет, без учета стоимости его авиакрыла. Самолеты, авиатопливо, боеприпасы, летчики и техники – это отдельный интересный зачет). А гигантизм и чрезвычайная сложность конструкции привела к неизбежному результату – 30 из 50 лет своей жизни «Нимицы» проводят в доке.

Вышеописанный случай – реальное перебазирование эскадрилий F-111 и F-15E на передовые авиабазы в Аравийской пустыне (зима 1991 года). Машины летели в полном боевом «обвесе» с тоннами бомб, ракет класса «воздух-воздух», ПТБ, прицельно-навигационными контейнерами и станциями постановки помех – ВВС США в очередной раз отрабатывали дальние боевые вылеты.


Авиабаза "Шейх Иса", Бахрейн. Пока авианосцы ржавеют у причалов в Норфолке и Сан-Диего, "Хорнеты" и "Праулеры" несут службу на передовой авиабазе в 300 км от побережья Ирана. Вопрос:зачем в таком случае нужен корабль за 40 млрд. долл?


Задача упрощается при наличии у США 865 военных баз на всех континентах Земли – это без учета аэродромов союзников и потенциально возможных вариантов, с размещением авиатехники на территории третьи стран. Зачем куда-то гнать 100 000-тонную громадину, расходовать её драгоценный ресурс, сжигать тепловыделяющие урановые сборки и платить зарплату 3000 морякам, если в ЛЮБОМ регионе Земли можно найти дюжину первоклассных аэродромов с многокилометровой бетонной ВПП и удобной инфраструктурой.

Просто, быстро, дешево, эффективно. Безопасно (аварийность палубной авиации – это отдельный, глубокий разговор). А главное – МОЩНО. Одна-две тысячи боевых самолетов сметут на своем пути любого противника. Атомный супер-авианосец «Нимиц» с шестью десятками палубных машин здесь близко не валялся - силы просто несопоставимы.

Зачем же Америке понадобились 10 бесполезных авианосцев? В чем заключен смысл существования «Нимицев»? Кто финансирует заведомо проигрышный проект? На мой взгляд, объяснение только одно:


Счетчик Госдолга США на углу Вест 44-й Стрит и 6-й Авеню, Нью-Йорк


Атомный авианосец? Ерунда! В неоплаченный кредит можно построить звездолет.

Последний авианосец «Мидуэй»

Адмирал Честер Нимиц, отрицая необходимость строительства крупных авианосцев, прежде в сего имел в виду «Мидуэй» - самый крупный авианосный корабль Второй мировой войны. Увы, даже 45 000 тонн полного водоизмещения «Мидуэя» казались адмиралу избыточной роскошью – он ратовал за продолжение строительства 35 000-тонных «Эссексов».
Сомнения адмирала понятны – он боялся «перейти Рубикон», нарушить ту грань, которая отделяет нормальный боевой корабль от бестолковой «вундервафли». Существует логический предел, после которого прогрессирующий рост размеров и сложности конструкции корабля уже не компенсируется увеличением его боевой мощи. Эффективность системы падает ниже плинтуса. В результате супер-корабль ржавеет в базе: морякам проще сгнобить его на якоре, чем где-либо использовать.

Дальнейшие события показали, что 45 000-тонный «Мидуэй» как раз и был тем пределом, переступать который не следовало. Оптимальные размеры и стоимость, при внушительном боевом потенциале.

Авианосец «Мидуэй» не успел принять участие в боевых действиях – он вступил в строй через неделю после окончания войны – 10 сентября 1945 года. Его систершип, авианосец «Франклин Д. Рузвельт», был достроен к октябрю того же года. Последний корабль серии, авианосец «Корал Си», вошел в состав ВМС США в 1947 году. Еще три авианосца этого типа были разобраны на стапеле в связи с окончанием Второй мировой.

Ключевое отличие старого «Мидуэя» от современных «Нимицев» и «Фордов»: авианосец-ветеран создавался под вполне конкретные задачи!

1943 год, закладка авианосца «Мидуэй» на верфи Ньюпорт-Ньюс... Еще свежи воспоминания о воздушных боях над Коралловым морем и атоллом Мидуэй, палубная авиация купалась в лучах своей славы. Боевой радиус поршневых истребителей не превышал 1000 километров, что неизбежно требовало наличия в составе ВМС некоторого количества авианосных кораблей. Даже самые смелые фантасты не догадывались о скором наступлении эры реактивной авиации, а дозаправка в воздухе казалась диковинной воздушной акробатикой. Мало кто подозревал о возможном существовании ядерного оружия, а что такое «межконтинентальная баллистическая ракета» знали лишь специалисты команды фон Брауна (по крайней мере, мечтали).


С этой позиции, предназначение «Мидуэя» было вполне очевидно: быстрый и мощный корабль поведет в бой эскадры ВМС США; 130 самолетов его авиакрыла надежно прикроют соединение в открытом море, а при необходимости – уничтожат любого, кто рискнет приблизиться к эскадре. Набеговые операции на вражеский берег, прикрытие конвоев, жестокие морские бои с равным по силе противником…

Испытав на собственной шкуре, значение фразы «боевые повреждения», американцы сразу сделали соответствующие выводы. Три бронепалубы: полетная, толщиной 87 мм, ангарная и 3-я палубы – толщиной по 51 мм стали. Масса горизонтальной брони достигала 5700 тонн!
Памятуя о гибели авианосца «Глориес» в артиллерийском бою с немецкими линкорами, американцы снабдили «Мидуэй» вертикальным бронепоясом – 19 сантиметров сплошного металла! Имелась боевая рубка, защищенная 165 мм бронеплитами, все важные кабели заключались в трубопроводы с толстыми, 102-миллиметровыми, стенками.

Оборонительное вооружение (первоначальный вариант):
- 18 зениток калибра 127 мм;
- 20 «счетверенных» автоматов «Бофорс» калибра 40 мм,
- 28 автоматических зениток «Эрликон» калибра 20 мм.


Авианосец "Корал Си" до модернизации


Максимальный ход – 33 узла (≈60 км/ч!). Полный запас топлива (10 000 тонн нефти) обеспечивал дальность плавания 20 000 миль на крейсерской скорости 15 уз. – в теории, «Мидуэй» мог без дозаправки обойти весь Земной шар.

Стандартное водоизмещение корабля – 47 000 тонн (проект). Под конец службы полное водоизмещение «Мидуэя» возросло до 60-70 тысяч тонн.

Серьезный корабль для серьезных задач. Никто не посмеет смеяться над авианосцем «Мидуэей» и называть его «средством для войны с папуасами»!

Реальность оказалась обескураживающей: серьезной войны на море больше не предвиделось, а для ударных операций по наземным целям авианосец оказался слишком слаб – в результате, ни один из «Мидуэев» не принял участия в Корейской войне (где всё, как обычно, решила авиация сухопутного базирования).

К середине 50-х годов стало ясно, что век поршневой авиации подошел к концу, увеличение размеров, масс и посадочных скоростей реактивных самолетов потребовали дополнительных мер для обеспечения эффективной работы палубного авиакрыла – «Мидуэи» прошли глобальную модернизацию с установкой угловой полетной палубы, новых самолетоподъемников, аэрофинишеров, паровых катапульт; был снят тяжелый бронепояс, подверглась обновлению «радиоэлектронная начинка» кораблей, один за другим исчезали стволы зенитной артиллерии – в век ракетного оружия, пятидюймовые зенитки казались устаревшим атавизмом – к началу 70-х «Мидуэй» оказался полностью лишен оборонительного оружия, ПВО неплохо обеспечивали палубные перехватчики, к тому же авианосец всегда шел в плотном кольце крейсеров эскорта.

К слову, «Мидуэй» подвергался многочисленным модернизациям в течении всего срока службы: в 1980-е годы для улучшения остойчивости кораблю приварили с каждого борта 183–метровые були; примерно в это же время «Мидуэй» оснастили современными системами самообороны: двумя ЗРК «СиСпэрроу» и двумя зенитными автоматами «Фаланкс».

Несмотря на все перипетия в судьбе авианосцев «Мидуэй», их отличало одно важное качество – они были относительно просты, а следовательно дешевы (насколько дешев может быть авианосец).
«Мидуэй» был 1,5 раза меньше «Нимица» - следовательно, ему требовались силовая установка гораздо меньшей мощности; на борту отсутствовали ядерные реакторы, имелось всего две паровые катапульты (на «Нимице» - 4), три самолетоподъемника (на «Нимице» -4), численность экипажа не превышала 4 тыс. человек (против более чем 5,5 тыс. у «Нимица»). Эти обстоятельства должны были сказаться на стоимости эксплуатации «Мидуэя» самым положительным образом.


При этом, авианосец «Мидуэй» успешно выполнял задачи наравне с новейшими «Нимицами», «Китти Хоками» и «Форрестолами»!
На палубе «Мидуэя», как и на палубах атомных авианосцев базировались «Фантомы», самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Е-2 «Хоукай», самолеты РЭБ EA-6B «Праулер», транспортные самолеты и вертолеты. В 80-е годы появились современные истребители-бомбардировщики F/A-18 «Хорнет». Единственное отличие было в количестве авиатехники: количество «Хорнетов» на борту «Мидуэя» редко превышало 30-35 единиц.

Впрочем, разница в количестве самолетов не имела никакого значения: «Мидуэй» и «Нимиц» были одинаково слабы для выполнения ударных функций. В то же время, для выполнения первейших задач палубной авиации: контроля воздушного пространства и обеспечению ПВО эскадры в открытых морских районах не требуется одновременно поднимать в воздух полсотни самолетов – достаточно одного-двух боевых воздушных патрулей (самолет ДРЛО + его эскорт из пары истребителей) и дежурной четверки истребителей на палубе. Ветхий «Мидуэй» справлялся с этой задачей не менее успешно, чем супер-авианосец «Нимиц».

Последний боевой поход «Мидуэя» состоялся зимой 1991 года – корабль принял участие в операции «Буря в пустыне» (в тот раз авиакрылья шести авианосцев выполнили целых … 17% боевых вылетов – остальные 83% боевых задач, как обычно, решила авиация сухопутного базирования).
В 1992 году авианосец был исключен из состава ВМС США, а спустя 12 лет корабль был пришвартован у пирса в Сан Диего (Калифорния) с целью превращения в военно-морской музей.

Небольшая экскурсия на USS Midway (CV-41)

«Мидуэй» (Midway-class aircraft carrier) — серия тяжелых американских авианосцев, принявших участие во всех крупных конфликта второй половины двадцатого века, включая войну во Вьетнаме и операцию «Буря в пустыне». Авианосцы типа «Мидуэй» проектировались после начала войны с Японией в 1941 -1942 годах. Явное влияние на проект оказали британские авианосцы. В серии планировалась постройка шести авианосцев, но было построено только три. Все корабли серии были приняты на вооружение уже после окончания Второй мировой войны.

ПРОЕКТ И СТРОИТЕЛЬСТВО

После нападения Японии на США американцам пришлось спешно разрабатывать программу строительства новых авианосцев. Эскизные проекты тяжелых авианосцев для флота США были выполнены еще в 1940 году, но потребовалось больше года дискуссий и разработок, прежде чем 29 декабря 1942 года окончательный проект был утвержден президентом Рузвельтом.

Головной корабль серии CV-41 был заложен 27 октября 1943 года в сухом доке верфи «Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг», в г. Ньюпорт-Ньюс (шт. Вирджиния). На строительство ушло всего 17 месяцев — 20 марта 1945 года корабль был спущен на воду. Еще через полгода, 10 сентября 1945 года, после того как «Мидуэй» был полностью оборудован и укомплектован, авианосец был принят флотом.

Второй корабль серии CV-42, заложенный 1 декабря 1943-го на военно-морской верфи Нью-Йорка, вступил в строй 27 октября 1945-го. Первоначально он назывался «Си Корал», но после смерти президента Рузвельта по просьбе министра ВМС США был переименован 8 «Франклин Д. Рузвельт». Третий, последний корабль серии CV-43, который наименовали «Си Корал», вошел в строй 1 октября 1947 года.Он, как и CV-41, строился в Ньюпорт-Ньюсе.

МОДЕРНИЗАЦИИ

Несмотря на создание более современных авианосцев, авианосцы типа «Мидуэй» оставались в строю несколько десятилетий. Чтобы обеспечить соответствие возможностей этих кораблей новым вызовам, потребовалось несколько модернизаций. В середине 1950-х ее прошли, по программе модернизации 5СВ-110, сначала «Франклин Д. Рузвельт», затем «Мидуэй» и «Корал Си». Авианосцы получили закрытый «штормовой нос», три новые паровые катапульты, усиленный аэрофинишер, увеличенный мостик, зеркальную посадочную систему. Новая угловая посадочная палуба (8° относительной продольно оси) длиной 147 м позволила производить одновременно и взлет, и посадку самолетов. Изменения коснулись подъемников — появилась возможность базирования самолетов весом до 31,8 т.

Произведено существенное обновление систем и оборудования. Уменьшено количество артиллерийских орудий.

В результате всех этих изменений водоизмещение кораблей превысило 60000 т. Авианосец CV-43 «Корал Си» модернизировался по усовершенствованному проекту SCB-110А. В соответствии с этим проектом носовой подъемник заменили бортовым, демонтировали все зенитные орудия калибра 76 мм и, частично, 127 мм. Авианосец получил более длинную угловую палубу чем модернизированные CV-1 и CV-2.

С 1966 по 1970 год была намечена программа новой модернизации авианосцев этого типа — 5СВ-101. Однако единственным кораблем, участвующим в программе, стал «Мидуэй». В 1968 году планировалась начать модернизацию авианосца CV-42, но она была отменена по причине более чем двукратного превышения плановой стоимости при модернизации CV-41. В процессе модернизации катапульты заменили на более мощные, все подъемники перенесли к краю палубы, их грузоподъемность увеличили до 50 т, а размеры до 19,2 х 15,9 м. Длина авианосца достигла 303 м, ширина увеличена до 75,5 м, водоизмещение возросло до 64 200 т. Полностью была заменена электронная аппаратура. Авианосец получил новую боевую информационную систему NTDS. Эта модернизация позволила авианосцу «Мидуэй» оставаться в строю до 1990-х годов.

СЛУЖБА

За долгие годы службы авианосцы типа «Мидуэй» приняли участие во многих учебных и боевых операциях флота США и НАТО.

24 октября 1958 года в период кульминации Кубинской революции «Франклин Д. Рузвельт» был в группе поддержки транспорта, производившего эвакуацию американских граждан из Кубы.

Самым серьезным испытанием для кораблей стала война во Вьетнаме. Они принимали участие в бомбардировках Северного Вьетнама, укладывали мины к подходам во вьетнамские порты. В 1975 году авианосцы осуществляли эвакуацию американцев из Сайгона. В октябре 1973 года во время «Войны Судного дня» CV-42 служил транзитным аэродромом для поставляемых Израилю самолетов, а также готовился к возможной эвакуации американского персонала. 4 апреля 1980 года «Корал Си» принимал участие в неудачной операции по освобождению американских заложников в Иране («Ивнинг лайт»).

15 апреля 1986 года самолеты «Корал Си» совместно с F-111F Великобритании бомбили территорию Ливии в рамках в рамках операции «Эльдрадо».

Первым закончил службу CV-42 «Франклин Д. Рузвельт». В апреле 1977 года он завершил свое последнее плавание и 30 сентября 1977 года был официально выведен из состава флота.

CV-43 «Корал Си» был выведен из эксплуатации 26 апреля 1990-го и через два года, как и CV-42, отправлен на слом.

Головной корабль серии CV-41 «Мидуэй» был снят с вооружения последним, в 1992 году, вскоре после окончания войны в Персидском заливе, успев в ней поучаствовать.

КОНСТРУКЦИЯ И ВООРУЖЕНИЕ

В течение долгой службы, пройдя модернизации, авианосцы типа «Мидуэй» сильно изменились по сравнению с первоначальным проектом. Появилась угловая палуба, сократилась зенитная артиллерия, водоизмещение увеличилось почти в 1,4 раза.

Авианосцы типа «Мидуэй» были следующим шагом в эволюции идей, заложенных в авианосец «Эссекс». Повторяя общую компоновку, «Мидуэй» стал крупнее и теоретически мог нести 130 самолетов, хотя в реальности их количество не превышало 100. Особое внимание было уделено бронированию корабля.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В основу корпуса авианосца «Мидуэй» были положены разработки для линкора «Монтана», который так не был построен. Это сделало «Мидуэй» довольно маневренным для корабля такого размера. Однако внутренние помещения получились очень тесными, а полетная палуба располагалась относительно низко над уровнем воды. Это ухудшало поперечную устойчивость, что делало посадку самолета при сильном волнении затруднительной.

Поскольку встреча с японскими тяжелыми крейсерами считалась вполне вероятной, особое внимание было уделено бронированию. Перед конструкторами поставили задачу обеспечить надежную защиту от 203-мм снарядов. В броневую защиту вошли три броневых палубы и броневой пояс. Полетную палубу защищала броня толщиной 87 мм, ангарную и 3-ю палубы — по 51 мм стали. Масса горизонтальной брони достигала 5700 т. Кроме мощного горизонтального авианосцы типа «Мидуэй» имели также солидное вертикальное бронирование — 193-мм броневой пояс, самый толстый из когда-либо применявшихся на авианосцах. В процессе проектирования выявился заметный перевес корабля на правый борт, поэтому 193-мм толщину сохранили только по левому борту. Правый борт имел толщину броневых плит 178 мм, вдобавок плавно срезанных к нижней кромке до 76 мм. Броневой пояс замыкался в цитадель траверзными переборками толщиной 160 мм, выше шли 25-мм траверзы. Рулевая машина имела коробчатую защиту: 193-мм броню с бортов, 160-мм — спереди и сзади, 127-мм — сверху и 63-мм — снизу. Боевая рубка защищалась с боков 165-мм бронеплитами, сверху — 87-мм. Кабели системы управления кораблем заключались в трубы с 102-мм стенками.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) состояла из четырех главных турбозубчатых агрегатов фирмы «Вестингауз» и двенадцати котлов системы «Бэбкок-Уилкокс». Котлы располагались в водонепроницаемых отсеках, расположенных в носовой части корабля. В общей сложности ГЭУ занимала 26 отсеков корабля, что обеспечивало ей высокую живучесть, но усложняло техническое обслуживание. ГЭУ приводила в движение четыре гребных винта диаметром 5,5 м со скоростью 200 об/мин. Авианосцы этого типа развивали чрезвычайно большую для корабля таких размеров скорость в 33 узла.

ВООРУЖЕНИЕ

Изначально «Мидуэй» имели самую мощную артиллерийскую системы ПВО, когда-либо используемую на авианосцах. Она включала в себя: 18 орудий Мк.16 калибром 127 мм в одиночных башенных установках, 21 «счетверенный» автомат «Бофорс» калибром 40 мм и 28 «Эрликонов» калибром 20 мм. После модернизации все 127-мм орудия были демонтированы.

АВИАГРУППА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

За долгие годы эксплуатации на борту авианосцев типа «Мидуэй» несли службу самые разнообразные самолеты морской авиации США. Первыми в 1945 году появились F4U «Корсар». В 1947 году к ним присоединились SB2C «Хеллдайвер» и Грумман F8F «Биркэт».

Начало 1950-х годов ознаменовалось появлением на авианосцах первых многоцелевых реактивных самолетов морской авиации F9F «Партнер». Но применялись и поршневые Дуглас А-1 «Скайрейдер». Считавшийся морально устаревшим в эру реактивной авиации, «Скайрейдер» четверть века состоял на вооружении ВМС США. С большим успехом применялся и в Корейской войне, и во Вьетнаме. В 1956 году на борту начали службу F3H «Демон» и Воут F-8 «Крусейдер». В качестве тяжелого бомбардировщика использовался Дуглас А-3 «Скайуорриор», а легкого — истребитель-бомбардировщик Дуглас А-4 «Скайхок», замененный в 1970 году на А-7 «Корсар» II.

В 1965 году на палубе появились знаменитые истребители F-4 «Фантом» II, которые в 1986 году уступили место «Шершням» — Макдоннел-Дуглас F/A-18 «Хорнет».

В начале 1970-х годов на борт поступил самолет Грумман А-б «Интрудер», который применялся как бомбардировщик и дозаправщик. В качестве самолетов дальнего радиолокационного обнаружения последовательно использовались в разное время: AD-3W «Скайрейдер», Грумман Е-1 «Трейсер» и Грумман Е-2 «Хокай». Высота ангара «Мидуэя» не позволила использовать на его борту самолеты ВМС F-14 «Томкэт» и S-3 «Викинг».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА «МИДУЭЙ» (CV-41)

  • Водоизмещение, т:
    полное: 59900
    стандартное: 47 387
  • Размерения, м:
    длина (максимальная): 295,04
    ширина (максимальная): 41,45
    осадка: 10,51
  • ГЭУ: 12 водотрубных котлов типа «Бабкок-Уилкокс», 4 турбины фирмы «Вестингауз» мощностью 215000 л. с.
  • Скорость хода, узлов: 33
  • Дальность плавания, миль: 15 000
  • Вооружение: зенитная артиллерия:
    18 x 1 х 127-мм/54Мк.16/0,
    21 х 4 х 40-мм «Бофорс»
    28 х 1 х 20-мм «Эрликон»
  • Авиационная группа: 100 самолетов (Вторая мировая война и война в Корее), 65 — война во Вьетнаме
  • Экипаж, чел.: 4104 (в т. ч. 106 офицеров)

Возможно вам будет интересно:



Ударные авианосцы «Мидуэй» – история создания

В череде тяжелых авианосцев ВМС США типа «Мидуэй», USS Midway (CV-41) был первым.

После атаки Японии в Перл Харборе, с учетом необходимости оборудования плавучих авиационных баз, правительство Америки решило создать авианосец невиданным на то время водоизмещением: свыше 40 тысяч тонн. До этого, корабли подобного размера не производились. Главный автор идеи адмирал Ч.Нимиц добился одобрения, и в конце 1942 года президент США Ф.Рузвельт дал согласие на реализацию разработки.

Строительство и спуск на воду

Постройку осуществляла верфь Newport News Shipbuilding из штата Виргиния (США). Строительство продолжалось около двух лет. 15.03.1945 года корабль начал свою службу. По истечению двух месяцев подготовки, в конце сентября этого же года, стал полноправной боевой единицей . Это было началом его боевого пути. После чего, он почти 50 лет находился в строю.

Преимущества серии Midway

Будучи первым в своем классе, значительно превосходил своих предшественников по многим характеристикам. В первую очередь габаритами, позволяющими одновременно принимать не слыханное на то время число самолетов. Водоизмещение в стандартном положении составляло 47387, а в загруженном состоянии – 59900 тонн. Обладал длиной 295,4 шириной 41,45 метра. Скорость достигала 33 узлов, или 60 км/ч, а экипаж судна насчитывал 4104 человека. Запаса топлива хватало на 15 000 миль до очередной заправки.

Качественная броня надежно защищала , отдельные ключевые помещения, отсеки. Для успешного противостояния крейсерам Японии, по периметру установили бронированный пояс толщиной 193 мм, уникальным на то время.

Вооружение

Впервые на корабле установили самые мощные пушки того времени:

  • 18 одноствольных пушек по 127 мм. марки МК16;
  • 21 четырех ствольное орудие с калибром 40;
  • 28 одноствольных пушек, калибра 20 миллиметров.

Транспортируемые самолеты

Авианосец служил размещению истребителей типа F-4U, SB2C, Grumman F8 и F9, которые по мере развития отрасли авиастроения заменялись на более современные модели: F3H Demon, Vought F8, A7 Corsair II, AD4 Skyraider и E2 Hawkeye. Учитывая огромные габариты авианосца, приводящую к невозможности зайти в большинство портов, доставку провизии осуществляли при помощи вертолетов.

Участие в военных комфликтах

Свою службу корабль начал с участия в занятиях флота Атлантики. После успеха в тренировочных маневрах, было принято решение о применении авианосца в суровых северных широтах. Для этого, в рамках подготовки, на его базе активно тестировалось новое оборудование. После чего, корабль справился с поставленными задачами во время проведения операции «Frostbite» на крайнем севере.

После проведенной в 1952 году совместной операции Mainbrace с силами НАТО, корабль переименовали в «CVA-41». Далее последовали ежегодные развертывания, многочисленные учения и модернизации.

С мая 1971 до конца 1972 года участвовал в военных операция во Вьетнаме. После была операция Прерывистый ветер, а в 1989 году – Буря в пустыни.

Модернизации авианосца продолжались вплоть до осени 1991 года. После чего, ввиду нерентабельности их дальнейшего проведения, корабль был законсервирован. Его даже хотели утилизировать в 1998 году. Однако, в 2004 году корабль получил новую жизнь, став музеем.

USS Franklin D. Roosevelt (CV-42) – «Франклин Д. Рузвельт»

Вторым авианосцем серии Мидуйэ стал USS Franklin D. Roosevelt (CV-42). Построен в 1945 году в Нью-йорке. После успешного тестирования, в октябре этого же года заступил на боевую службу.

Будучи значительнее модернизированным, в сравнении с предшественниками, мог принимать на борт реактивные самолеты McDonnell XFD – 1.

Начиная с 1946 года, боевое дежурство нес службу в Средиземном море у берегов Греции. После замены зенитных орудий типа «Бофорс» на 40 единиц орудий МК22 калибром 76 мм в 1950 году заступил на службу с ядерным оружием на борту.

В 1958 году обеспечивал проведение эвакуации американских граждан во время Кубинской революции. С 1966 по 1967 год принимал участие во Вьетнамской войне, за что удостоен звезды.

Ввиду невозможности проведения дальнейших модернизаций, 30.09.1977 года корабль вывели из состава флотилии, а в мае 1978 года разрезали на металл.

USS Coral Sea (CV-43) – «Корал Си»

Последним авианосцем серии Мидуэй стал USS Coral Sea (CV-43), который был сконструирован в штате Виргиния в 1943 году. Боевой путь начал 02.04.1946 года.

Стал флагманом проведения морских испытаний и транспортировке бомбардировщиков с ядерными боеголовками. Принимал участие во многих операциях, проводимых в Средиземном море, боевых действиях Вьетнамской войны. Был в составе оперативного соединения Аравийского и Средиземного морей. Возглавлял боевые операции против Ливии, нес службу в Карибском море.

Модернизация корабля проходила в течение всей службы, однако в 1982 году было принято решение об их прекращении по причине невыгодности. 30.03.1993 года был списан и утилизирован.

27 декабря 2016

Авианосцы - величественные корабли, которые олицетворяют боевую мощь государства. Midway - авианосец, который находился в рядах военно-морского флота США на протяжении 47 лет. Судно безотказно служило Америке и принимало участие во вьетнамском конфликте. В 1992 году оно покинуло авианосный флот ВМС США, а через пять лет было преобразовано в корабль-музей. Сегодня мы поближе познакомимся с этим величественным кораблем, его историей, устройством, вооружением и многими другими занимательными фактами.

История создания

О строительстве нового класса кораблей авианосный флот ВМС США задумался в конце 1941 года, после нападения Японии на Перл Харбор. Какое-то время американское правительство и руководство флота не могли прийти к единому мнению касательно нового типа кораблей. Франклин Рузвельт с адмиралом Эрнестом Кингом считали, что нужно строить небольшие авианосцы. Тем временем адмирал Честер Нимиц настаивал на строительстве авианесущих кораблей водоизмещением не менее 45 000 тонн. В конечном итоге Нимиц смог убедить руководство, и в декабре 1942 года Рузвельт утвердил проект о строительстве двух авианосцев водоизмещением немногим более 40 000 тонн.

В октябре 1943 года в окрестностях штата Вирджиния состоялась закладка авианесущего корабля CV-41. Его строительство длилось 17 месяцев. В марте 1945 года прошел торжественный спуск на воду нового авианосца, подающего большие надежды для военно-морского флота США.

Предшественники

Прежде чем появился авианосец «Мидуэй», самыми многочисленными и мощными американскими авианосцами были корабли класса «Эссекс». «Мидуэй» получил от них некоторые черты: схему бронирования, а также схемы расположения самолетоподъемников и «острова». Что касается внешних отличий, то главными из них стали огромная дымовая труба и рубка, которой не было у «старших братьев».

Проектирование

Первые эскизы тяжелого авианосца, который однажды должен был прийти на смену «Эссексам», были разработаны еще в 1940 годах. Разработка шла полным ходом, несмотря на то, что до 1942 года перспективы строительства гигантского корабля были весьма туманными. На развитие этого проекта сильно повлияли события Второй мировой войны. Наиболее сильными аргументами в пользу увеличения бронирования судна стали гибель корабля «Глориес» и бой у атолла Мидуэй (отсюда и пошло название авианосца).

Так как по мощности новый корабль значительно превосходил предшественников, для него придумали особую классификацию. Авианосцу присвоили класс CV-B, который просуществовал до 1952 года, пока не появились более современные авианосцы США, повлекшие за собой необходимость в создании новой классификации.

Строительство

Построить авианосец «Мидуэй», размеры которого более чем солидны, в те времена было нелегко даже для такого развитого государства, как Америка. Лучше всего для строительства подходили сухие доки, которых тогда было крайне мало. Но к счастью, на момент подписания чертежей по проекту тяжелого авианосца освободились помещения, на которых не состоялась постройка линейных кораблей «Монтана».

Авианосец с индексом CVB-41 был заказан крупной судостроительной компании Newport News Shipbuilding. Кстати говоря, название «Мидуэй» кораблю присвоили лишь осенью 1944 года. Вместе с ним одноименный класс представляли еще два судна: «Франклин Д. Рузвельт» и авианосец «Корал Си». Герой нашего разговора был полностью готов через 23 месяца после закладки. Авианосец «Мидуэй», длина которого составляет целых 295 метров, стал американским достижением. На тот момент его считали не просто мощнейшей боевой единицей, готовой работать в любых условиях, а настоящим произведением искусства. Пришло время узнать, благодаря чему авианосец «Мидуэй» заслужил столько уважения.

Защита

Бронирование авианосца включало в себя броневой пояс и три броневых палубы. Кроме того, было локальное бронирование некоторых помещений. Полетная палуба была защищена 87-миллиметровым слоем брони. Кроме горизонтальной, корабль нес весьма солидную вертикальную защиту. Авианосец оснащался броневым поясом толщиной в 193 мм, что больше никогда не повторялось на кораблях такого класса. Но здесь есть некоторые нюансы. Во время строительства был обнаружен внушительный перевес судна на правую сторону, поэтому 193-миллиметровую броню сохранили только на правом борту. На левом борту ее уменьшили до 178 мм и плавно срезали к нижней части до 76 мм.

Что касается брони выше главного пояса, то здесь достоверных данных нет. По одной версии, была броня толщиной 50 мм, а по другой - только 30-фунтовая обшивка. Пояс замыкался в цитадель посредством траверзных 160-миллиметровых переборок. Рулевая машина защищалась коробчатой броней: по бортам - 193 мм; спереди и сзади - 160мм, сверху - 127 мм, а снизу - 63 мм. Боевая рубка была прикрыта 165-миллиметровой броней по бортам и 87-миллиметровой - сверху. Кабели основных систем управления были заключены в трубы толщиной в 102 мм.

Ходовые характеристики

Силовая установка корабля состояла из четырех турбозубчатых моторов «Вестингауз», которые соединялись с дюжиной котлов «Бэбкок энд Уилкокс». Моторы приводили в действие четыре 5,5-метровых грибных винта со скоростью вращения до 200 оборотов в минуту. 10 тысяч тонн топлива судну хватало приблизительно на 15 тысяч миль. При проектировке планировалось получить меньший расход топлива, однако перегрузка броней внесла свои коррективы. Котлы находились в носовой и кормовой частях авианосца, в водонепроницаемых отсеках. Энергетическая установка занимала в общей сложности 26 отсеков. С одной стороны, это увеличивало ее живучесть, а с другой - усложняло обслуживание. В дальнейшем подобная схема не применялась ввиду затруднительного обслуживания.

Скорость авианосца составляла 33 узла, что на тот момент было просто превосходным показателем даже по сравнению с менее габаритными суднами. Примечательно, что корабль, как и представители класса «Эссекс» хорошо держал набранный темп. Подтверждением тому является 4452-мильное путешествие, которое он совершил со средней скоростью в 32,5 узла.

Вспомогательное оборудование

Главным авиационно-техническим оборудованием судна стали две катапульты, три подъемника и несколько финишеров. Таким же образом оснащались последние (на тот момент, разумеется) версии «Эссексов». Кроме того, авианосец «Мидуэй» оборудовался системами для заправки обслуживания и вооружения самолетов. Катапульты Н-Мк-IV-1 благодаря удлиненной дорожке придавали истребителю скорость в 145 км/ч. На перезарядку катапульты затрачивалось всего 60 с. Что касается авиафинишеров, то они останавливали 13,5-тонный самолет, летящий на скорости порядка 90 миль/час. Два самолетоподъемника размерами 16,5/14 м и грузоподъемностью 12 т располагались на палубе. Бортовой подъемник был уже на четыре метра и поднимал 8 т.

Электростанция корабля включала в себя 8 турбогенераторов переменного тока мощностью по 1250 кВт каждый. Напряжение силовой сети составляло 440 В. Генераторы устанавливались в водонепроницаемых отсеках, примыкающих к задней части котельного отделения. Кроме того, в паре изолированных отсеков располагались аварийные дизельные генераторы суммарной мощностью 2850 кВт. В результате общая мощность авианосца достигла рекордного показателя - 12 850 кВт. Пара опреснительных установок в полной мере обеспечивала корабль водой для котельных и бытовых нужд.

Обитаемость

Экипаж авианосца включал не только корабельный, но и авиационный штат. По планам 1943 года, численность экипажа должна была составить 3443 человека. Из них 2112 человек (2006 матросов и 106 офицеров) относились к корабельному и 1331 человек - к авиационному штату. Кроме того, предполагались 140 резервных мест на случай, если судно станет флагманом. По проекту корабль был рассчитан даже на большее количество мест, чтобы избежать переполненности. Однако к 1947 году экипаж составлял уже 4100 человек, условия жизни которых оставляли желать лучшего. Впрочем, переполненностью на тот момент страдали все авианосцы США.

Вооружение

Корабль оснастили самыми мощными пушками, когда-либо использующимися на авианесущих суднах. Среди них были 18 орудий 127-го калибра, 21 - 40-го и 28 - 20-го. Авианосцы типа «Мидуэй» значительно отличались от предшественников в плане зенитного вооружения. Вместо 127-миллиметровых орудий с длиной ствола в 38 калибров, новые судна получили 127-мм орудия МК-16. Они разрабатывались для линкора «Монтана», строительство которого так и не состоялось. Орудие устанавливалось в одиночной башенной установке и имело внушительные характеристики. Авианосец «Мидуэй» стал единственным кораблем, который получил пушки МК-16. Позже они были установлены на японских эсминцах «Мурасаме», но это были орудия, снятые с «Мидуэев» в ходе модернизации в 50-х годах.

Для ближней противовоздушной обороны судно оборудовалось четырехствольными «Бофорсами» 40-го и одноствольными «Эрликонами» 20-го калибра. На момент вступления в военно-морские силы США артиллерийское вооружение авианосца составляло 18 одноствольных и 21 четырехствольную установку.

Авиационная группа

Начиная с 1945 года авианосец нес на себе истребители Chance Vought F4U Corsair. Через два года на борт попали истребители Grumman F8F Bearcat и Grumman F8F Bearcat. В начале 60-х на корабле появились реактивные самолеты Grumman F9F Panther. В 1956 г свою службу на борту авианосца начали такие самолеты: F3H Demon, Vought F-8 Crusader, Douglas A-3 и Douglas A-4 Skyhawk. Последний в 1970 году был заменен на A-7 Corsair II.

В 1965 г. все истребители заменили новыми - McDonnell Douglas F-4 Phantom II. В 1986 году им на смену пришли самолеты F/A-18 Hornet. В начале 70-х на борт поступил бомбардировщик и дозаправщик Grumman A-6 Intruder. На борту авианосца также служил вертолет SH-2 Seasprite, который применяли в основном для обслуживания судна и доставки грузов. Он работал в местах, где не было возможности пришвартоваться к причалу. На сегодняшний день вся авиагруппа является частью экспозиции самолета.

Радары

Радиолокационное оборудование авианосца Midway практически не отличалось от оборудования «Эссекса». Оно включало в себя две радиолокационных станции для обнаружения воздушных целей, две РЛС для обнаружения надводных целей, один радиовысотомер и большое количество станций, управляющих огнем.

Модернизации

Судно неоднократно дорабатывалось. Первая модернизация состоялась уже в 1955 году. Ее целью стало увеличение срока службы авианосца и расширение его возможностей. Конструкция судна получила ряд изменений. Главные из них:

  1. Посадочную полосу развернули на 8 градусов относительно продольной оси авианосца. Благодаря этой небольшой доработке появилась возможность одновременно осуществлять посадку и взлет с борта корабля.
  2. Вместо двух устаревших паровых катапульт судно оснастили тремя более мощными.
  3. Было произведено усиление тормозной системы. При этом количество тормозных кабелей уменьшили.
  4. Лифты палубы переместили, повысив их грузоподъемность.
  5. «Остров» значительно модернизировали и оснастили рядом нового оборудования.
  6. Судно получило новый «штурмовой нос».
  7. Количество артиллерийских орудий уменьшили до 8.
  8. Авиационный кран заменили новым - более мощным.
  9. Объем авиационных топливных баков был увеличен.
  10. В районе ватерлинии демонтировали броневой пояс.

Все это привело к тому, что водоизмещение судна увеличилось до 62 тысяч тонн.

В конце 1966 года состоялась вторая доработка авианосца «Мидуэй», которая стала крупнейшей в истории комплексной модернизацией корабля. Результатами обновления стали:

  1. Перенесенные лифты с повышенной грузоподъемностью.
  2. Уменьшенное количество парных катапульт - до двух.
  3. Усиленная тормозная система.
  4. Увеличенная в два раза площадь полетной палубы.
  5. Модернизация «острова».

Благодаря этим доработкам корабль оставался в строю до 90-х. Бюджет модернизации составил 202 млн долларов.

Служба

В феврале 1946 г. судно стало флагманом первой авианесущей дивизии. В марте этого же года на авианосце тестировали технику и оборудование, предназначенное для суровых холодов. В начале осени с корабля произвели запуск ракеты «Фау-2».

Самым тяжелым испытанием для авианосца «Мидуэй» была операция Frostbite, которая предполагала подготовку техники к службе в условиях Крайнего Севера.

Летом 1951 года корабль работал на испытаниях переноса самолета F9F-5 в Атлантическом океане. В следующем году «Мидуэй» принял участие в маневрах с силами НАТО. В 1954 году судно совершило практически кругосветное плавание, конечной точкой которого был остров Тайвань. Здесь оно, в составе седьмого флота США, послужило базой для самолетов, прикрывавших эвакуацию с острова во время первого тайваньского кризиса.

В марте 1965 года самолеты авианосца нанесли удары по военным объектам Северного и Южного Вьетнама. В общей сложности во время войны во Вьетнаме авиаторы «Мидуэй» сбили восемь самолетов. В 1971 году, после модернизации, судно вновь вернулось во Вьетнам, где его самолеты минировали подходы к местным портам. В конечном итоге за вьетнамские заслуги авианосец получил награду от президента Америки.

В 1975 году корабль принял участие в операции «Прерывистый ветер». 29 апреля Byong-Ly - майор ВВС Южного Вьетнама - эвакуировал семью на самолете Cessna O-1. Направившись в сторону моря, самолет встретил авианосец «Мидуэй». После нескольких попыток судно наладило связь с самолетом. Последний просил о посадке. Чтобы она могла состояться, экипажу пришлось освободить взлетную палубу от самолетов и вертолетов. Некоторые из них даже сбросили в воду. Самолет успешно приземлился на палубу, и капитан лично похвалил пилота за профессионализм и храбрость. Сброшенная в воду техника обошлась ВМС США в 10 млн долларов. Экипаж авианосца был настолько впечатлен поступком вьетнамского майора, что даже помог ему найти работу на просторах Америки.

В 80-х «Мидуэй» с группой других судов не единожды привлекался к операциям по демонстрации военной озабоченности США по отношению к Северной Корее. В марте 1981 года два вертолета, входящие в состав летной группы авианосца, спасли 17 человек, пострадавших из-за падения гражданского вертолета. Сам вертолет также был поднят на палубу.

В июне 1990 года произошло трагическое событие на борту авианосца. На судне случилось два взрыва, которые привели к пожару, бушевавшему около 10 часов. В результате погибло два члена экипажа, а еще 9 получили ранения. Событие освещали более сотни международных журналистов. СМИ сделали из инцидента большую проблему, считалось, что судно после этого уйдет на пенсию.

В 1989-1991 гг. судно принимало участие в боевых действиях против Ирака, в частности, в проведении операции «Буря в пустыне». В июне 1991 год оно помогало населению Филиппин, пострадавшему от извержения вулкана Пинатубо.

Превращение в музей

В 1992 году судно было выведено в резерв. До 1998 года оно находилось в законсервированном состоянии в городе Бремертоне штата Вашингтон. В сентябре 2003 года авианосец отправился в свое последнее плавание. Конечным пунктом маршрута стал Бродвей-пирс в центре Сан-Диего, где из корабля сделали музей. Открытие состоялось 7 июня 2004 года. За первый год работы музея его посетило более 870 тысяч человек, что вдвое превысило ожидания руководителей проекта.

За столь продолжительную службу корабль получил множество наград. Главной из них стал блок благодарности президента. Также были награды за участие во вьетнамских военных действиях, освобождение Кувейта и другие операции. Некоторые награды судну присваивали не единожды.

Заключение

Авианосец «Мидуэй», характеристики которого мы сегодня рассмотрели, стал одним из наиболее выдающихся кораблей военного флота США. Он, с одной стороны, поражает своим величием и символизирует мощь современной военной техники, а с другой - напоминает нам про абсурдность войны. Война - общечеловеческий позор. И было бы гораздо лучше, если бы миллиарды долларов вкладывались не в военное дело, а во что-то более полезное.