Ооо дормаш групп россия. Установка для производства пбв

Развитие дорожной сети в России всегда было и остается одним из самых актуальных вопросов. И долговечность покрытия автомобильных дорог – актуальная задача отрасли, которую государственные регуляторы совместно с производителями продукции для дорожной отрасли активно решают в последние годы. Применение инновационных технологий и материалов позволит улучшить качественные показатели автомобильных дорог, оптимизировать сроки строительства и выйти на межремонтный срок службы дорожного полотна до 12 лет.

Сегодня наибольшую нагрузку испытывают автомобильные магистрали между крупными мегаполисами и улицы больших городов: 90 % трасс федерального значения имеют асфальтобетонное покрытие, важнейшим связующим компонентом в котором является битум. От его качества зависит и долговечность дороги. Увеличить срок службы асфальтобетонной смеси возможно за счет применения дорожного битума, модифицированного полимерами.

Полимерные добавки улучшают сцепление, увеличивают устойчивость асфальтобетонных покрытий к температурным колебаниям и образованию колеи, что в среднем продлевает срок эксплуатации дороги более чем на треть. В мировой практике модифицированные битумы успешно используются уже не одно десятилетие, например, их объем в дорожном строительстве Европы достигает 15 %, а Аляски – 50 %.

Для российской дорожной отрасли полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) ̶относительно новый продукт, в промышленных масштабах он начал применяться около пяти лет назад, впрочем, ежегодно демонстрируя существенную динамику роста – от 0,02 % в 2014 году до 3 % в 2015-м.

При этом ПБВ очень специфический материал, для его качественного производства необходимо тщательно соблюдать технологию, использовать подготовленное сырье и подходящее оборудование, следить за физическими свойствами. Так, применение битумов ограничено определенным интервалом пластичности, который зависит от температурного диапазона работы битума. Введение полимеров в битум решает сразу две задачи: увеличивает интервал пластичности и придает битумному вяжущему эластичность.

Самые эффективные отечественные модификаторы сегодня ̶ это SBS-сополимеры, бутадиен-стирольные термоэластопласты. Качество продукции российского производства не уступает мировым аналогам.

Кроме SBS-сополимеров в мире используют бутадиен-стирольные каучуки, полиолефины, этилен-винилацетат, резиновую крошку и т. д. Однако многолетняя европейская практика использования модифицированных битумов показала однозначные преимущества SBS-полимера ввиду его способности улучшать высоко- и низкотемпературные свойства вяжущего, эластичность и адгезию. Использование полимеров типа стирол-бутадиен-стирола в России закреплено ГОСТом.

Особую роль в сохранении свойств ПБВ играет длительность и температурный режим нагрева, нередко ухудшающие свойства вяжущего. Данный процесс требует строгого контроля. Правильный режим нагрева ПБВ ̶ без перегрева, с перемешиванием (циркуляцией) – важное условие получения качественных асфальтобетонных смесей.

На территории России порядка 50 установок по производству ПБВ, и качество готовой продукции везде сильно различается. Смешав битум с полимером и пластификатором, не всегда можно получить качественный ПБВ. Для того чтобы эта смесь действительно позволяла улучшать основные эксплуатационные характеристики дороги, полимер должен «заработать». Производителей с достаточным опытом, которые постоянно проводят мониторинг качества, в России не более пяти-шести.

Так, к примеру, крупнейшей площадкой в России по производству качественных полимерно-битумных вяжущих является Рязанский завод битумных материалов «Газпром нефти». На предприятии выпускается более 20 марок высокотехнологичных модифицированных битумов, отвечающих требованиям не только российских стандартов, но и Евросоюза (EN). Модернизация рязанского актива дала возможность компании выйти на рекордные показатели по производству. Предыдущий максимум за год был на уровне 32 тыс. т, а результат 2015 года – уже 43 тыс. т. Это стало возможно также благодаря и активному взаимодействию с потребителями, выпуску битумных материалов по индивидуальным рецептурам.

Кроме того, в целях улучшения свойств ПБВ и асфальтобетона на их основе «Газпром нефть» уже в течение нескольких лет проводит лабораторные испытания и строит опытные участки с модифицированными вяжущими материалами от Санкт-Петербурга до Владивостока. Результаты мониторинга экспериментальных участков подтверждают, что применение современных материалов вместо традиционного дорожного битума позволяет продлить срок службы покрытия и сократить затраты на эксплуатацию автомобильной дороги, снижая в целом затраты на жизненный цикл дороги. По данным мониторинга таких участков, после трех лет службы средняя глубина колеи на участке с применением традиционного битума достигает 7 мм, а на участке с модифицированным – не превышает 4 ̶ 4,5 мм.

«Мы не только изучаем международный опыт и внедряем инновационные технологии и лучшие практики в собственное производство, но и активно выступаем за развитие сегмента модифицированных битумов на российском рынке. С этой целью мы объединяем усилия со всеми ведущими игроками рынка для разработки единых стандартов и норм дорожного строительства, создания общеотраслевой системы контроля качества полимерных вяжущих», ̶ отметил генеральный директор «Газпромнефть – Битумные материалы» Дмитрий Орлов.

В последние годы в дорожной отрасли России актуален вопрос усовершенствования нормативно-законодательной базы о применении экономически целесообразных материалов и технических решений при строительстве автомобильных дорог. Для адаптации существующего стандарта к современным условиям готовится новая редакция ГОСТ на полимерно-битумные вяжущие. В новом документе будет регламентировано использование модифицированных битумов с учетом интенсивности движения на дороге, грузонапряженности трасс и климатических условий регионов. Также будут учтены возможности применения различных модификаторов, их влияние на асфальтобетонную смесь и эксплуатационные свойства асфальтобетона, введены новые методы испытаний.

Исследованием асфальтобетонных смесей с использованием ПБВ, так же как и изучением модифицированных битумов, займется научно-исследовательский центр (НИЦ) «Газпром нефти», который откроется в этом году. Работа такой исследовательской площадки поднимет технологическую экспертизу дорожных материалов на качественно новый уровень, что станет еще одним шагом не только в изучении полимерно-битумных вяжущих, но и в развитии всего рынка ПБВ в России.

Асфальтобетонные покрытия на основе ПБВ характеризуются повышенной устойчивостью к образованию колеи, действию высоких транспортных нагрузок, а также трещиностойкостью при низких температурах. Именно поэтому ПБВ в силу его улучшенных характеристик стоит использовать при строительстве автомобильных дорог практически везде, особенно он необходим на дорогах с высокой интенсивностью движения и в суровых климатических условиях. При этом финансовые издержки перекрываются значительным увеличением межремонтных сроков дорожного покрытия и повышением безопасности дорожного движения.

В результате модификации битумов полимерами с эластическими и пластическими свойствами получается полимерно битумное вяжущее (ПБВ). ПБВ – это качественно новый материал, применение которого позволяет продлить срок службы дорожных покрытий. Если провести сравнение ПБВ с обычными битумами, то можно отметить, что модифицированный продукт обладает целым комплексом новых свойств: трещиностойкостью, эластичностью, повышением прочности при растяжении, широким интервалом пластичности.

Производство полимерно битумных вяжущих

На сегодняшний день способы модификации битумов полимерами изучены и освоены в достаточной степени. Наладить выпуск ПБВ можно как на асфальтобетонных заводах с терминалом, так и на собственных производствах.

Получение качественных полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) для последующего производства асфальтобетона не теряет своей актуальности вот уже на протяжении многих лет. В первую очередь это обусловлено тем, что в отличии от той же битумной эмульсии ПБВ до сих пор остаются продуктом, который не может долго сохранять свои свойства, т.е. быстро портиться.

ПБВ имеют тенденцию к расслоению, поэтому требуют эффективного перемешивания. Не стоит также забывать, что ПБВ, полученное с использованием СБС-полимеров, в условиях высоких температур подвергается медленному влиянию деструктивных процессов. Потеря свойств материала будет происходить тем быстрее, чем выше его текущая температура.

Это и является основной трудностью при работе с ПБВ, так как необходимо всегда обеспечивать как можно меньший промежуток времени между изготовлением и использованием вяжущего при получении асфальтобетонной смеси.

На сегодняшний день наиболее эффективным методом производства ПБВ можно считать процесс с использованием такого устройства, как коллоидная мельница. Она стала правопреемником обычной мешалки, которую ранее устанавливали в расходных емкостях. Сначала в эти емкости помещался битум, а затем засыпался полимер. Далее содержимое перемешивалось до тех пор, пока не происходило полное растворение полимера. В этом случае на время приготовления существенное влияние оказывает температура битума и эффективность мешалки.

Основная суть процесса сохранилась и до наших дней. Полимер растворяется в мальтеновой фракции битума, после чего образует оболочку, под которой находится нерастворенное ядро частицы. Главной задачей коллоидной мельницы является удаление набухшей оболочки и обнажение ядра для создания условия его растворения в битуме. Для полного растворения полимера необходимо обеспечить циркуляцию вещества через диспергатор.

Существуют также технологии, не предусматривающие многократное прохождение. В этом случае полимер попадает в мельницу один раз вместе с потоком битума, который пребывает практически в твердом состоянии. Проходя через зазор между ротором и статором, полимер измельчается до необходимого размера. На этом процесс не заканчивается – полученное вещество нужно перемешать до завершения всех процессов растворения частиц полимера.

Как видим, получение асфальтобетона и ПБВ – два отдельных производства с разной цикличностью. Это значит, что вначале нужно получить необходимое количество и только потом можно приступать к производству асфальта.

Применение полимерно битумных вяжущих

На дорожные покрытия возлагается функция обеспечения максимального сопротивления усталостным нагрузкам, а также устойчивости к изменению температурного режима. Модифицирование битумов – одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих справиться с данными задачами.

Модифицированный битум по стоимости превышает битум обычный, но его доля в асфальтобетонном покрытии составляет всего 6%. Практические расчеты подтверждают, что подорожание прокладки километра дорожного полотна составит около 1%. Если учесть тот факт, что использование модифицированных битумов позволяет продлить срок службы дорожных покрытий в 2-3 раза, то экономическая целесообразность применения данного материала не вызывает никаких сомнений.

Немодифицированные битумы обладают определенными недостатками, к которым стоит отнести:

  • высокую термическую чувствительность. Битум размягчается при высоких температурах и крошится при низких;
  • плохие механические характеристики;
  • низкую упругость;
  • склонность к старению.

Именно эти недостатки и стимулировали проведение ряда исследований, которые показали, что полимерные материалы являются наилучшими модификаторами для повышения качественных показателей и эксплуатационных характеристик битумов.

Модифицированный битум образуется за счет объединения обычного битума и полимера. Такой материал способен обеспечить более высокий уровень качества, что выражается в улучшенных рабочих характеристиках при изменении температуры, улучшении эластопластических характеристик, улучшении когезии и адгезии с наполнителями, повышении сопротивления усталости материала, замедлении процессов старения.

Степень эффективности каждого из перечисленных преимуществ определяется видом битумной основы и полимера, а также особенностями применяемого технологического процесса.

Битум – это коллоидная субстанция с мицеллами асфальтенов, окруженными смолами и рассеянными в масляных фазах высокой вязкости (мальтенах). Специфические свойства битумов определяются именно наличием асфальтенов. На упругость и пластичность также оказывает влияние содержание смол и мальтенов.

Качественные смеси на основе битума должны сохранять сцепляющие и связующие свойства в текущих условиях на протяжении целого года. Поскольку битум – материал термически чувствительный, то он не может вести себя одинаково как при высоких, так и низких температурах. Именно поэтому битумы требуют модификации.

В дорожном строительстве обычные материалы обеспечивали удовлетворительное качество в течение многих лет. Сегодня постоянно растущие транспортные нагрузки, необходимость в надежных и долговечных дорогах и требования экономии сделали недостатки обычных битумов очевидными. Не модифицированные битумы, показывают на практике следующие недостатки:

  • высокая термическая чувствительность (размягчение при высоких температурах и хрупкость при низких);
  • плохие механические характеристики и низкая упругость;
  • склонность к старению.

Ввиду этих недостатков, а также многих практических и экономических факторов, в течение последних 40 лет был проведен ряд исследований. Они продемонстрировали, что полимерные материалы являются лучшими модификаторами для улучшения технологических качеств битума. ПБВ (полимерно-битумное вяжущее) является качественно новым материалом, позволяющим повысить срок службы дорожного покрытия.

Модифицированный битум, образованный объединением обычного битума и полимера, обеспечивает более высокий уровень качества:

  • улучшение рабочих характеристик при высоких и низких температурах;
  • улучшение эластопластических характеристик;
  • повышенное сопротивление усталости материала;
  • улучшение когезии и адгезии с наполнителями;
  • повышенное сопротивление старению.

Компания MASSENZA производит установки для производства модифицированного полимерами битума только с применением коллоидных мельниц, которые обеспечивают измельчение полимера в процессе приготовления ПБВ. При измельчении полимера увеличивается удельная поверхность контакта смешиваемых компонентов, и соответственно ускоряются процессы набухания и растворения полимера. Использование оборудования такого типа позволяет получать ПБВ с регламентированными техническими требованиями.

Высокие рабочие характеристики достигаются только при условии точного контроля дозировки измельченного полимера и его распределения в битумной массе. А как следствие на данный момент лучшие показатели распределения (гомогенизации) достигаются только при использовании коллоидных мельниц с высокой степенью измельчения.

  • Компания MASSENZA производит как многопроходные, так и однопроходные установки, но однопроходные установки имеют, по меньшей мере, три основных недостатка:
    • они пригодны для использования только с СБС (стирол-буталиен-стирол) полимерами, на многопроходных установках, возможно применять помимо СБС практически все известные на данный момент полимерные модификаторы, в том числе и резиновую крошку, а также возможно применение специальных добавок, например серы (для обеспечения возможности влиять на процессы вулканизации в производстве ПБВ);
    • вследствие всего одного прохода через мельницу требуется больше времени на дозревание ПБВ (12 часов и более);
    • должна обеспечиваться высокая совместимость между битумом и полимером, поэтому необходимо иметь гарантии постоянного качества поставляемого битума (что фактически, является огромной проблемой в Российских условиях).
  • В составе установки применяется высокоэффективная коллоидная мельница MASSENZA

    Коллоидная мельница (гомогенизатор) MASSENZA специально сконструирована для производства ПБВ. При измельчении полимера увеличивается удельная поверхность контакта смешиваемых компонентов, и соответственно ускоряются процессы набухания и растворения полимера. Использование оборудования такого типа позволяет получать ПБВ с регламентированными техническими требованиями при температуре не выше 160 0С, содержании модификатора не более 3,5 мас. % и маленькой продолжительности процесса. В случае приготовления ПБВ на оборудовании без высокоскоростных измельчителей (коллоидных мельниц) необходимо закладывать большую концентрацию полимера, более высокую температуру процесса (это может привести к старению битума и окислительной деструкции ПБВ, уровень свойств ПБВ при этом существенно снизится), кроме того, продолжительность процесса приготовления увеличивается более чем в 2 раза. Высокие рабочие характеристики достигаются только при условии точного контроля дозировки измельченного полимера и его распределения в битумной массе. А как следствие на данный момент лучшие показатели распределения (гомогенизации) достигаются только при использовании коллоидных мельниц с высокой степенью измельчения. Мельница компании MASSENZA имеет особенную конфигурацию ротора/статора, позволяющую 100% мощности использовать исключительно на измельчающее действие. Фактически, увеличение зазора, имеющее место в мельницах других производителей, в случае когда поступает материал с высоким содержанием полимера означает снижение размельчающего действия, в то время как требуется, наоборот, в достаточной степени размельчить (расщепить) полимер. MASSENZA разработала совершенно иную систему, которая позволяет осуществлять максимально эффективную на все 100% работу по измельчению полимера независимо от содержания полимера в материале. Фактически, мельница MASSENZA обладает специальной системой оснащенной внешним шестеренчатым насосом для подачи в мельницу.

    Этот насос имеет два основных назначения:

    • он позволяет мельнице не производить всасывающее действие и сконцентрировать всю имеющуюся мощность исключительно на размельчении;
    • он имеет изменяющуюся скорость, скорость регулируется обратным сигналом, который поступает при изменении электропотребления электромотра мельницы. Это означает, что выпуск битумно-полимерной смеси из мельницы всегда остается максимальным. В случае если в мельницу поступает смесь с высоким содержанием полимера, то электропотребление электромотора мельницы возрастает, что в свою очередь уменьшает интенсивность работы насоса и наоборот.

    В 2014 году компания MASSENZA , представила свою новейшую модель коллоидной мельницы — PMB 490-S . Многочисленные испытания и изучение влияния строения измельчающего механизма на качество ПБВ привели к разработке и созданию новой конфигурации, которая обеспечивает более мелкую дисперсию, что в свою очередь способствует сокращению времени на химическую фазу и повышению производительности.

    Эта модель, по сравнению с предыдущими, включает в себя следующие улучшения:

    • ротор и статор большего размера;
    • более износостойкие материалы;
    • улучшенная система подачи битума и полимера в мельницу;
    • новая конструкция измельчающих элементов ротора и статора.

    Новая конфигурация гомогенизатора позволяет увеличить эффективность его работы на 40%, по сравнению с предыдущими моделями. Именно поэтому концепция мельницы MASSENZA является выигрышной для производства модифицированных полимерами битумов.

  • Регулирование процесса измельчения полимера и его растворения в битуме.

    За счет возможности варьировать количеством проходов смеси битума с полимером через коллоидную мельницу обеспечивается требуемое высокое качество производства ПБВ, независимо от параметров исходного сырья.

  • Применение «мягкого» нагрева битумного вяжущего за счет работы маслонагревательной станции, точный контроль температурных режимов.

    При приготовлении ПБВ исключительно важное значение имеет оптимальный выбор температуры и продолжительности процесса. Повышение температуры увеличивает подвижность цепей макромолекул полимера и расстояние между ними. Это облегчает процесс набухания. Оптимальная температура, при которой макромолекулы полимеров типа СБС находятся на максимальном расстоянии друг от друга, соответствует температуре вязкотекучего состояния и составляет 180—190 0 С. Однако повышение температуры приготовления ПБВ выше рабочей технологической для дорожных битумов вызывает старение битумов. Длительное нахождение полимера при повышенной температуре действует на него негативно, в результате чего он теряет эластические свойства. На эффективность растворения большое влияние оказывает размер частиц полимера. Чем выше дисперсность (измельчение) частиц полимера, тем больше удельная поверхность контакта его с битумом, тем быстрее происходит процесс набухания и, соответственно, растворения полимера в битуме. Из всех рассматриваемых параметров, влияющих на эффективность процесса приготовления ПБВ, как с точки зрения экономии затрат, так и максимально возможного уменьшения процессов старения битума и ухудшения полимера, целесообразно изменять вязкость битума и размер частиц полимера. Остальные параметры заранее заданы и являются неизменными, а температура приготовления ПБВ ограничена максимальной рабочей температурой битума - не выше 160 0С.

  • В установках MASSENZA в качестве источника тепла применяется теплоноситель - горячее масло.

    Подобная система «косвенного подогрева» обеспечивает следующие преимущества по сравнению с паровым, жаровым и электроподогревом. В первую очередь за счет масляного подогрева возможно одним контуром циркуляции масла обеспечить подогрев всего потребного оборудования: внутренние трубопроводы и агрегаты установки по производству ПМБ, а также всей вспомогательной инфраструктуры (трубопроводы, битумные насосы, емкости, клапаны, задвижки). При масляном «мягком подогреве» не происходит окисление и коксование битума, и соответственно его ухудшение и так не идеального по своим эксплуатационным характеристикам битумного вяжущего. Также масляные системы подогрева, как правило, наиболее эффективны с точки зрения эксплуатационных затрат на теплоэнергию, а также подобная система подогрева позволяет достаточно точно выдерживать все температурные режимы на всех технологических стадиях производства ПМБ, что качественно влияет на характеристики конечной продукции.

  • Возможность применения практически всех известных типов модификаторов (полимеров), как твердых порошкообразных и в гранулах, так и жидких.

    Возможность применения полимера в гранулах при сохранении высоких параметров растворения полимера в битуме позволяет получить большой экономический эффект по сравнению с применением например того же полимера, но в порошкообразном виде, только за счет разницы стоимости гранулярного и порошкообразного полимера. Также возможно получение дополнительного экономического эффекта за счет возможности производить ПБВ с высокими эксплуатационными характеристиками с применением полимеров отечественного производства, которые в силу своей низкой стоимости, могут оказаться более привлекательными.

  • В установках MASSENZA применяется весовое дозирование битума и полимеров.

    Битум закачивается в установку и проходит через специальное устройство по принципу Кориолиса (измерительная система в кожухе, измеряет интенсивность подачи вне зависимости от других параметров жидкости, таких как: плотность, температура, давление, вязкость, электропроводность и др.). Полимеры дозируются через бункер полимера и шнек загрузки, которые подвешены на тензодатчиках, дозирование осуществляется в автоматическом режиме по принципу потери веса.

  • На установках MASSENZA предусмотрена линия ввода жидких добавок непосредственно в смеситель.

    Это позволяет дозировать, в случае если того требует рецептура, ароматические масла (например индустриальное масло И-40А, либо иной пластификатор) или адгезионные добавки непосредственно в смеситель, где перемешивается битум с полимерным модификатором.

  • На установках MASSENZA осуществляется предварительное перемешивание исходного битума с полимерным модификатором и другими жидкими добавками в смесителе.

    Предварительное эффективное смешивание в смесителе обеспечивается за счет работы двух трехлопастных мешалок с приводом от электродвигателя мощностью 7,5 кВт. Смеситель оборудован змеевиками масляного подогрева, мембранными уровнемерами и системой контроля температуры.

Установка BSA.ПБВ.01.5000 предназначена для получения модифицированного битума , в том числе (ПБВ).

  • Многопроходная установка, обеспечивающая малое время созревания модифицированного битума , с возможностью применения практически всех известных на данный момент полимерных модификаторов, как твердых (в гранулах и порошкообразных), так и жидких;
  • В составе установки применяется Massenza, обеспечивающая высококачественное измельчение полимера в процессе приготовления ПБВ , тем самым увеличивается удельная поверхность контакта смешиваемых компонентов, и, соответственно, ускоряются процессы набухания и растворения полимера, а, следовательно, обеспечивается высокая производительность установки;
  • Возможность управления процессом измельчения полимера и его растворения в битуме за счет возможности регулирования количества проходов смеси битума с полимером через коллоидную мельницу;
  • Тензометрическое весовое дозирование битума и полимеров.

Современные установки для модификации битумов полимерными материалами

Дорожное покрытие должно обеспечивать максимальное сопротивление усталостным разрушениям, обладать устойчивостью к изменениям температур суточных и сезонных циклов. Одним из перспективных направлений, позволяющих решить эти задачи, является применение , в частности (). В настоящее время существует множество способов и материалов для модификации дорожных вяжущих.

Наиболее эффективным для производства ПБВ следует считать оборудование, в составе которого имеются (измельчители), которые обеспечивают измельчение полимера в процессе приготовления ПБВ . При измельчении полимера увеличивается удельная поверхность контакта смешиваемых компонентов, и соответственно ускоряются процессы набухания и растворения полимера. Использование оборудования такого типа позволяет получать ПБВ с регламентированными техническими требованиями при температуре не выше 160 град. C, содержании модификатора не более 3,5 мас. % и маленькой продолжительности процесса . В случае приготовления ПБВ на оборудовании без высокоскоростных измельчителей (коллоидных мельниц) необходимо закладывать большую концентрацию полимера, более высокую температуру процесса (это может привести к старению битума и окислительной деструкции ПБВ , уровень свойств ПБВ при этом существенно снизится), кроме того, продолжительность процесса приготовления увеличивается более чем в 2 раза. На данный момент лучшие показатели распределения (гомогенизации) достигаются только при использовании коллоидных мельниц с высокой степенью измельчения .

Технологическая схема процесса получения ПБВ на установке для модификации битума типа УНБ-4 с использованием коллоидной мельницы во внешнем циркуляционном контуре представлена на рис. 1.


Рис. 1. Технологическая схема процесса получения ПБВ на установке для модификации битума

Нагретый в битумном котле до температуры 160...180 °С битум, насосом Н1.1 через трехходовой кран К1.2 подается к установке. Трехходовой кран К1.2 установлен в среднем положении, обеспечивающим перемешивание - циркуляцию битума в котле, в случае когда установка не потребляет битума. При включении крана К4 и насоса Н2, битум из котла через кран К3 поступает на смеситель СМ, где происходит смешивание с полимером, который предварительно засыпается в емкость V. Смесь полимера с битумом подается в одну из емкостей реакторов Р1, Р2 (в зависимости от положения кранов К1, К2). После выработки полимера из битума V до срабатывания датчика НУ, кран К3 переводился в положение подачи битума в реактор минуя смеситель СМ. Клапан подачи полимера К7 и К6 закрываются. Емкость реактора заполняется битумом до верхнего уровня (ВУ1 или ВУ2). Одновременно с заполнением емкости реактора битумом, происходит его перемешивание. Перемешивание проводится в течении заданного технологическим процессом времени (15...20 мин). После окончания перемешивания переключается соответствующий кран (К1 или К2), включается насос Н1 и мельница М3. Кран К5 устанавливается в положение подачи битума после мельницы в соответствующий реактор. После окончания заполнения емкости первого реактора, заполняется и вводится полимер в емкость второго реактора Р2. Технологический цикл во втором реакторе аналогичен первому. Блок реакторов состоит из двух обогреваемых емкостей выполненных цилиндрической формы с коническим днищем. В качестве теплоносителя используется масло ТП-46. Для снижения потерь тепла реакторы теплоизолированы с помощью теплоизоляционных рубашек. На верхней крышке емкости смонтированы: привод лопастной мешалки; патрубок подачи битума; люк-лаз; датчик-поплавок верхнего уровня битума. Привод мешалки выполнен на базе червячных мотор-редукторов.

Широкое применение в области производства ПБВ по аналогичной технологической схеме также получила установка MASSENZA , специально сконструированная для производства модифицированного битума . Мельница компании MASSENZA имеет особенную конфигурацию ротора/статора, позволяющую 100 % мощности использовать исключительно на измельчающее действие. Фактически, увеличение зазора, имеющее место в мельницах других производителей, в случае когда поступает материал с высоким содержанием полимера означает снижение размельчающего действия, в то время как требуется наоборот в достаточной степени размельчить (расщепить) полимер. MASSENZA разработала совершенно иную систему, которая позволяет осуществлять максимально эффективную на все 100 % работу по размельчению полимера независимо от содержания полимера в материале. Фактически, мельница MASSENZA обладает специальной системой, оснащенной внешним шестеренчатым насосом для подачи в мельницу.

Во многих странах, в частности в России, применяются ультрасовременные установки , которые производятся в Германии, реализующие ту же схему с . Фирма Benninghoven разработала и совершенствует уже в течение десяти лет модельный ряд установок в мобильном или транспортабельном исполнении. Основное оборудование может быть дополнительно укомплектовано специальными компонентами в соответствии с индивидуальной спецификацией в зависимости от назначения оборудования и рецептуры. Комплексы для производства модифицированного битума включают в себя: емкостной парк хранения исходного битума; узел подготовки и смешивания нескольких сортов битума; блок модификации битума с реактором и ; система ввода пластификаторов и добавок; система обогрева; система дозирования; система смешивания концентрата с исходным битумом; емкостной парк для дозревания продукта с мешалками, устройство отгрузки: наливная эстакада с отводом паров, высокотемпературная полимерная в открытом состоянии. Мельница обогревается либо электрически, либо термальным маслом. За счет регулируемого зазора между режущими поверхностями мельницы достигается получение гомогенного ПБВ всего лишь за один рабочий проход.

Осваивается технология модификации битума кавитационными течениями. Яркий представитель данного направления ОАО «Военно-инженерная корпорация» («ВИКор»). Принципиальная схема установки производства ПБВ представлена на рис. 2.


Рис. 2. Принципиальная схема установки ПБВ на базе штатного оборудования участка приема и хранения битума типового АБЗ

Рис. 3. Кавитационный диспергатор КЭМ-20

Заправленный в котел битум разогревается до температуры 170 °С и предварительно перемешивается лопастными мешалками в течение 5 минут, без выключения мешалок постепенно через загрузочный люк вводится 4 % по массе Кратона D1101 и подвергается перемешиванию мешалками в течение 30 минут для предварительного растворения (разбухания) полимера, затем в течение 60 мин проводится циркуляция битумно-полимерной смеси через диспергатор КЭМ-20 по циркуляционному битумопроводу. Диспергация в данном случае протекает в кавитационном диспергаторе (рис. 3). Устройство работает следующим образом: полимерный модификатор предварительно растворяется в керосине и подается на вход. Туда же подается битум и кавитация обеспечивает интенсивный перемешивающий эффект.

Диспергатор КЭМ-20 в специальном исполнении с пропускной способностью до 30 куб. м/ч, установлен в циркуляционный битумопровод после битумной станции и позволяет достигнуть высокой гомогенизации модификатора в битуме. Для работы по этой технологической схеме создана опытная установка производства ПБВ в ОАО «ДСТ № 2, г. Гомель».

Известны установки для производства ПБВ по технологической схеме in-line , которая изображена на рис. 4.


Рис. 4. Технологическая схема процесса приготовления ПБВ при помощи установки PMB Inline Mixer 10-15 т/ч

Суть технологического процесса по схеме в соответствии с рис. 4 сводится к переводу полимера из сухого состояния в жидкое путем экструзии и последующему смешению вязко-текучего полимера с нагретым до рабочей температуры битумом. При этом по ходу движения материалов единовременно осуществляются несколько процессов: экструзия полимера, сочетающая смешение и растворение образующегося расплава с некоторым количеством битума или пластификатора; смешение получающейся аномально вязкой жидкости с некоторым количеством битума и получение в результате с высоким или супер высоким содержанием полимера; последующее смешение полимерно-битумного концентрата с основным потоком битума в соотношениях, обеспечивающих потребное содержание полимера в готовом ПБВ .

Процесс осуществляется поточно, в чистом режиме in-line, то есть на входе в установку имеем битум и сухой полимер, на выходе - ПБВ , сразу готовое к использованию. В таком же режиме in-line в вяжущее в соответствии с рецептурой может быть добавлена или любой другой жидкий компонент, а также, например, дополнительное количество пластификатора или разжижителя. Температура битума на выходе из установки определяется температурой битума на входе. При возникновении потребности в приготовлении разжиженного битума, битума с адгезионной присадкой и т. п. энергетически мощный процесс экструзии задействовать не нужно, достаточно обычной работы дозирующих линий и миксера.

Говоря о процессе растворения полимера, следует отметить, что его растворимость тесно связана не только с соответствующей способностью битума, температурой самого битума, как это обычно отмечается в исследованиях о ПБВ , но и с температурой самого полимера, а также с площадью границы раздела фаз. Чем выше температура полимера, чем выше площадь его соприкосновения с битумом, тем выше скорость растворения.

Следующим процессом по технологической схеме также является процесс смешения, но уже жидкостей с не столь различными вязкостями - полимерно-битумный концентрат и чистый битум. Кроме того, на этой стадии может быть добавлена адгезионная присадка и другие жидкие компоненты, если того требует рецептура. Смешение осуществляется эффективным динамическим миксером.

В качестве емкости готовой продукции предусматривается теплоизолированная вертикальная емкость с перемешиванием и обогревом.

На данный момент на рынке оборудования для производства ПБВ имеется широкий спектр установок и вариантов смесителей, с мешалками различных конфигураций к ним. Проблема переоборудования существующих АБЗ на технологические схемы производства АБС, на основе модифицированного ПБВ может быть решена в соответствии с типом модифицирующих материалов.

И модифицированного битума, смонтировано на несущей раме, что при некоторых условиях не требует дополнительного фундамента.

Исполнение оборудования возможно в трех вариантах:

    в закрытом помещении с приточно-вытяжной вентиляцией

    с навесом на открытом воздухе

    на базе 20-ти футового контейнера

Вариант загрузки материалов:

    кран-балка с тельфером

    шнековый транспортер

КОМПЛЕКТАЦИЯ:
В основной комплект оборудования входят следующие узлы и агрегаты:

ЁМКОСТЬ- СМЕСИТЕЛЬ (Е1, Е2) круглого сечения для смешивания битума и полимеров для производства ПБВ, со следующими параметрами:
Геометрическая вместимость 3,0 (4)м³;
Рабочая вместимость 2,0 (3)м³;
Нагревательные трубы;
Изоляция минеральной ватой и облицовка гальванизированными металлическими листами;
Крышка с загрузочным люком. Крышка имеет отверстия для подключения напорных линий
насосов, также гнездо-стакан для термо-сопротивления. Крышка является несущей конструкцией для узлов мешалки;
Люк, труба-сапун,входные и выходные трубы с фланцами для диатермического масла и готового продукта;
Ручные секционные клапаны горячего масла;
2 скоростных планетарных смесителя с приводом от 3-фазных электродвигателей;
Переливные трубы с фланцами;
Суппорт для установки шнека подачи полимеров, устанавливается с одной стороны.

СИСТЕМА ЗАГРУЗКИ СЫПУЧИХ КОМПОНЕНТОВ служит для загрузки в емкости-смесители Е1 и Е2 сыпучих компонентов и состоит из следующих узлов и механизмов:
▪ навес крытый служит для защиты установки от атмосферных осадков, а также для крепления подъемныхмеханизмов;
состоят из металлического каркаса с двускатной кровлей и двух консольных кран-балок для
электрических тельферов;
▪ шнек подачи для загрузки полимеров служит для загрузки в Е1 и Е2 сыпучих компонентов.
укомплектована емкостями-бункерами для дозирования и загрузки сыпучих компонентов объёмом 500 литров;

▪ тензодатчики для весового дозирования компонентов с индикацией информации на мониторе
оператора;

ДИСПЕРГАТОР , с функцией перемешивания способом резки:
Лёгкая замена частей ротора и статора;
«Рубашка» обогрева термальным маслом;
Секционные клапаны для контура горячего масла;
Микрометрическая регулировка зазора между ротором и статором;
Привод от электродвигателя мощностью 110 кВт трапецеидальными ремнями;
Устройство плавного пуска диспергатора (Трансмиссия, старт звезда/треугольник) укомплектовано отдельным шкафом управления;
Устойчивая база с ремневытяжными прессами и защитой.

ЭЛЕКТРОНАСОС ПОДАЧИ БИТУМА с байпас клапаном, служит для закачки битума из емкости-хранилища в емкость-смеситель Е1.
на выходе соединен трубопроводом с емкостью-смесителем Е1, на входе имеет фланец с
эластичной муфтой для подключения линии подачи битума;
привод от электромотора;

НАСОС ДЛЯ ЖИДКИХ ДОБАВОК шестеренчатого типа, с байпас клапаном,
служит для закачки масла-присадки из емкости-хранилища в емкость-смеситель Е1;
на выходе соединен трубопроводом с емкостью-смесителем Е1, на входе имеет фланец для
подключения линии подачи масла-присадки;
насос соединен упругой муфтой с электродвигателем.

ЭЛЕКТРОНАСОС ПЕРЕКАЧКИ

насос установлен на мощной электросварной раме.

ЭЛЕКТРОНАСОС ВЫДАЧИ
фланцевое соединение с эластичной муфтой;
привод от электромотора с инверторной регулировкой количества оборотов;
автоматизированное управление предустановкой силы тока в приводе мельницы;
насос установлен на мощной электросварной раме.
возможна «рубашка» масляного обогрева;

ПОДОГРЕВАЕМЫЕ ШАРОВЫЕ КЛАПАНЫ
управляются вручную,
укомплектованы специальным уплотнением для работы с высокими температурами.

СИСТЕМА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ
служит для контроля количества компонентов, обусловленных рецептурой, при производстве
продукции, состоит из следующих систем:
▪ платформы весовые служат для распределения и передачи на электронные датчики веса емкостей-смесителей Е1 и Е2;
состоят из металлической платформы с направляющими-фиксаторами для Е1 и Е2, электронных датчиков;
▪ монитор весов служит для настройки, считывания с датчиков, отображения информации о массе загруженных компонентов;
стойки-держатели;
устройство подзарядки;
панель управления;
▪ консоль весовая (Рис.3. В1, В2) служит для контроля количества сыпучих компонентов, с остоит из выносной металлической консоли, жестко закрепленной на Е1 (в некоторых вариантах и на Е2) и съемной площадки для емкости-бункера.

ЭЛЕКТРОСИСТЕМА
1. Основной электро-шкаф
Тип: электро-шкаф, стальная защита для сохранности панели управления при транспортировке и для
использования при неблагоприятных погодных условиях.
Электрика: 3-фазный ток 380 В, 50 Гц.
оборудование оснащено на входе предохранительным размыкающим выключателем;
двигатели оснащены предохранителями + термореле;
управляющие контуры питаются от трансформаторов защищенных предохранителями;
панель управления установкой производства ПБВ оборудована следующими инструментами и
аппаратурой:
- основной выключатель;
- аварийный выключатель;
- вольтметр + коммутатор вольтметра;
- ручное управление моторами;
- индикатор температуры емкостей;
- индикатор температуры мельницы.
2. Электро-шкаф устройства плавного пуска диспергатора.

ПРЕИМУЩЕСТВА УСТАНОВОК ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПБВ:

1. В СОСТАВЕ УСТАНОВКИ ПРИМЕНЯЕТСЯ КОЛЛОИДНАЯ МЕЛЬНИЦА.
Анализ полученных данных показывает, что наиболее эффективным для производства ПБВ
следует считать оборудование, в составе которого имеются коллоидные мельницы (измельчители), которые обеспечивают измельчение полимера в процессе приготовления ПБВ. При измельчении полимера ПБВ увеличивается удельная поверхность контакта смешиваемых компонентов, и соответственно ускоряются процессы набухания и растворения полимера.
В случае приготовления ПБВ на оборудовании без высокоскоростных измельчителей
(коллоидных мельниц) необходимо закладывать большую концентрацию полимера, более высокую температуру процесса (это может привести к старению битума и окислительной деструкции ПБВ, уровень свойств ПБВ при этом существенно снизится), кроме того, продолжительность процесса приготовления ПБВ увеличивается более чем в 2 раза.
Высокие рабочие характеристики и качество выходного ПБВ достигаются только при условии
точного контроля дозировки измельченного полимера и его распределения в битумной массе. А как следствие на данный момент лучшие показатели распределения (гомогенизации) достигаются только при использовании коллоидных мельниц с высокой степенью измельчения.

2. ПРИМЕНЕНИЕ «МЯГКОГО» НАГРЕВА БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО ЗА СЧЕТ РАБОТЫ МАСЛОНАГРЕВАТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ, ТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ТЕМПЕРАТУРНЫХ РЕЖИМОВ.
При приготовлении ПБВ исключительно важное значение имеет оптимальный выбор
температуры и продолжительности процесса. Повышение температуры увеличивает подвижность цепей макромолекул полимера и расстояние между ними. Это облегчает процесс набухания. Оптимальная температура, при которой макромолекулы полимеров типа СБС находятся на максимальном расстоянии друг от друга, соответствует температуре вязкотекучего состояния и составляет 180-190 °С. Однако повышение температуры приготовления ПБВ выше рабочей технологической для дорожных битумов вызывает старение битумов. Длительное нахождение полимера при повышенной температуре действует на ПБВ негативно, в результате чего он теряет эластические свойства. На эффективность растворения большое влияние оказывает размер частиц полимера. Чем выше дисперсность (измельчение) частиц полимера, тем больше удельная поверхность контакта его с битумом, тем быстрее происходит процесс набухания и, соответственно, растворения полимера в битуме. Из всех рассматриваемых параметров, влияющих на эффективность процесса приготовления ПБВ, как с точки зрения экономии затрат, так и максимально возможного уменьшения процессов старения битума и ухудшения полимера, целесообразно изменять вязкость битума и размер частиц
полимера. Остальные параметры заранее заданы и являются неизменными, а температура
приготовления ПБВ ограничена максимальной рабочей температурой битума – не выше 160 °С.

3. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕХ ИЗВЕСТНЫХ ТИПОВ
МОДИФИКАТОРОВ (ПОЛИМЕРОВ), КАК ТВЕРДЫХ ПОРОШКООБРАЗНЫХ И В ГРАНУЛАХ, ТАК И ЖИДКИХ.

Возможность применения полимера в гранулах при сохранении высоких параметров
растворения полимера в битуме позволяет получить большой экономический эффект по сравнению с применением например того же полимера но в порошкообразном виде, только за счет разницы стоимости гранулярного и порошкообразного полимера. Также возможно получение дополнительного экономического эффекта за счет возможности производить ПБВ с высокими эксплуатационными характеристиками с применением полимеров отечественного производства, которые в силу своей низкой стоимости, могут оказаться более привлекательны по сравнению с импортными аналогами.
Установка позволяет производить резино - битумное вяжущее.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ ПОЛИМЕРА И ЕГО РАСТВОРЕНИЯ В БИТУМЕ.
За счет возможности варьировать количеством проходов через коллоидную мельницу смеси
битума с полимером обеспечивается требуемое высокое качество производства ПБВ независимо от параметров исходного сырья.

УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ ОБОРУДОВАНИЯ.
Конкретные условия поставки оборудования оговариваются Договором и Техническим
заданием. Транспортные расходы по доставке оборудования к месту эксплуатации оплачивает
Заказчик. Установка поставляется без разгонных емкостей для битума и пластификатора и без
емкостей для хранения готовой продукции, поскольку данное оборудование можно задействовать из имеющегося в наличии. При необходимости данное оборудование будет изготовлено и поставлено по дополнительному согласованию.

МОНТАЖ, ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ И ОБУЧЕНИЕ.
Установка поставляется в виде блоков, которые должны быть установлены и смонтированы на
месте под руководством специалиста фирмы поставщика при участии персонала заказчика.
Расчетное время монтажа и пуска в эксплуатацию при своевременно проведенных заказчиком
подготовительных работах - 1 неделя. На это время заказчик должен предоставить 2 человека,
которые будут участвовать в монтаже установки. Обучение операторов установки производится во время монтажа и пробного пуска установки. В стоимость установки входит стоимость 5 дней работы 1 монтажника-наладчика со стороны поставщика. В стоимость работ не входит стоимость проезда и проживания монтажника-наладчика и стоимость доставки установки.