Проект на тему человек в группе. Кто такой лидер

Человек в группе Обществознание.6 класс Человек в группеОбществознание.6 класс

Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему.

Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему. Внук (внучка) Сын (дочь) Брат (сестра) Семья Мама (папа) Бабушка (дедушка) Племянник (племянница) Семья

ВЫВОДЫ Человек с момента рождения Каждый человек может входить Групп, объединяющих людей У каждой группы есть общее дело принадлежит к социальной группе «семья» множество. и общая цель. В зависимости от цели группы в ней может быть разное количество участников. одновременно в несколько разных групп. Человек с момента рождения принадлежит к социальной группе «семья» Групп, объединяющих людей множество. У каждой группы есть общее дело и общая цель. В зависимости от цели группы в ней может быть разное количество участников. Каждый человек может входить одновременно в несколько разных групп.

Кто может быть лидером?

Кто может быть лидером? Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛИДЕРОМ КТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛИДЕРОМ

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛИДЕРОМ В каждой группе есть свои роли. Какими качествами отличается от других лидер группы? Кто становится лидером и почему? Лидер – человек, который берет руководство группой на себя. Он помогает другим членам группы, дает полезные советы, ведет их за собой. Настоящий лидер никогда не противопоставляет себя окружающим во имя личных интересов. КТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛИДЕРОМВ каждой группе есть свои роли. Какими качествами отличается от других лидер группы? Кто становится лидером и почему?Лидер – человек, который берет руководство группой на себя. Он помогает другим членам группы, дает полезные советы, ведет их за собой.Настоящий лидер никогда не противопоставляет себя окружающим во имя личных интересов.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛИДЕРОМ Чем отличается назначенный лидер от лидера, избранного самой группой? Всегда ли лидер положительно влияет на группу? КТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛИДЕРОМ

ЗАДАНИЯ 1.Опираясь на собственный жизненный опыт, 2.Объясни, чем назначенный лидер отличается от 3.Предположи, всегда ли лидер положительно влияет перечисли важнейшие качества, которыми должен обладать лидер группы. лидера, избранного группой. на группу. Свое мнение подтверди историческими или литературными примерами. ЗАДАНИЯ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ 1. 1) готовность прийти на помощь, 2)способность отвечать за свои поступки, 3)умение вести за собой, 4)не противопоставляет себя окружающим… 2. Назначенный лидер может быть просто сильным физически или хорошо учиться, но не сумеет повести за собой других и даже может их обижать. 3. Положительно А. Гайдар «Тимур и его команда». Отрицательно – Гитлер, Наполеон ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ1.1) готовность прийти на помощь, 2)способность отвечать за свои поступки, 3)умение вести за собой, 4)не противопоставляет себя окружающим…2.Назначенный лидер может быть просто сильным физически или хорошо учиться, но не сумеет повести за собой других и даже может их обижать.3.Положительно А. Гайдар «Тимур и его команда».Отрицательно – Гитлер, Наполеон

НОРМЫ В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определенные правила. Они отличают данную группу от других. Правила, по которым живет группа, называют словом «нормы». НОРМЫ

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ Что такое правила? Какие правила ты знаешь? Почему правила необходимо выполнять? Что такое нормы? ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ Групповые нормы - это совокупность взаимоотношений, взаимодействия и общения внутри и вне его. правил, рекомендаций и требований, которые устанавливает коллектив для построения Групповые нормы – правила, по которым живет группа. Если бы не было групповых норм, трудно было бы добиваться цели, стало бы невыполнимым дело, за которое группа ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

САНКЦИИ Санкции – различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки), которые являются средством поддержки групповых норм. САНКЦИИ Санкции – различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки), которые являются средством поддержки групповых норм.

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ Какими способами группа может поддерживат ь установленн ые правила? Приведи примеры. ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯКакими способами группа может поддерживать установленные правила? Приведи примеры.

САНКЦИИ Санкции –– средства охраны групповых норм. Способы порицания Способы поощрения (наказания) Предупреждение выговор (поддержки) Благодарность аплодисменты поддержка нелестное прозвище высмеивание САНКЦИИ

ВЫВОДЫ За нарушение правил человека могут исключить из группы. Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека. поведение человека в любой группе всегда лежит на нем. людям мешают общению и разрушают личность человека. Ответственность за собственное Неприязнь и ненависть к другим За нарушение правил человека могут исключить из группы. Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека. Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем. Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

Практическая часть урока Составьте сравнительную таблицу Большие группы Малые группы Количество участников Признаки, по которым могут объединять людей Роль, которую они играют в обществе Практическая часть урокаСоставьте сравнительную таблицу

Заполни таблицу, указав, в каких социальных группах ты состоишь, какие исполняешь роли, какими статусами наделен. Социальная Моя Мой социальный группа социальная статус роль Заполни таблицу, указав, в каких социальных группах ты состоишь, какие исполняешь роли, какими статусами наделен.

Практическая часть урока Какие признаки характерны только для межличностных отношений? 1. Взаимный (обоюдный) характер 2. Устойчивость во времени 3. Непосредственный контакт 4. Эмоциональность Какие признаки характерны только для межличностных отношений?1. Взаимный (обоюдный) характер2. Устойчивость во времени3. Непосредственный контакт4. ЭмоциональностьПрактическая часть урока

Практическая часть урока Прочитайте приведенный текст, каждое предложение в пронумеровано. котором текста являются: а) установленными фактами. б) мнением, оценочным суждением Определите, предложения какие 1.Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность 2.Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает нашу симпатию 3.Многие полагают, что внешне привлекательный человек обязательно совершает только хорошие поступки 4.Люди чаще доверяют тем, кого считают симпатичными Прочитайте приведенный текст, каждое предложение в котором пронумеровано. Определите, какие предложения текста являются: а) установленными фактами. б) мнением, оценочным суждениемПрактическая часть урока 1.Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность2.Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает нашу симпатию3.Многие полагают, что внешне привлекательный человек обязательно совершает только хорошие поступки4.Люди чаще доверяют тем, кого считают симпатичными

Что такое группа? Дайте определение
ГРУППА
– это
Что дает человеку группа?
объединение
Можно ли входить в разные людей,
группы одновременно? находящихся во
взаимодействии
и объединенных
общими
интересами и
целями


выполняет определенную роль.


выполнять. Заполни схему

Известно, что каждый член группы
выполняет определенную роль.
Выбери группу в качестве примера и
подумай, какие роли можно в ней
выполнять. Заполни схему
семья

Мама (папа)
Сын (дочь)
Брат (сестра)
семья
Бабушка
(дедушка)
Внук
(внучка)
Племянник
(племянница)

Влияние группы на человека

УСТНО: § 6 (1 и 2 пункты) – читать, выделять главное, учить
термины
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – просмотреть, вспомнить что и как было на
уроке.
ПИСЬМЕННО (на выбор):
Влияние группы на человека
1) Заполните таблицу
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ
2) *Выполни задание по картине В.Сурикова на стр.63:

«Прочитайте» картинки

Кто такой лидер?

Лидер - это личность, за которой все
остальные члены группы признают право брать
на себя наиболее ответственные решения

Кто может быть лидером?

Опираясь на собственный жизненный опыт,
перечисли важнейшие качества, которыми
должен обладать лидер группы
Прочтите примеры из текста учебника на стр. 61

Какими могут быть лидеры?

ЛИДЕР
избранный
группой
назначенный
извне
Чем отличается
назначенный лидер от
лидера, избранного
самой группой?
Всегда ли лидер
положительно влияет
на группу?

1. Что для вас важнее в игре?
А) Победа. Б) Развлечение.
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные
споры, не оправдываться?
А) Да. Б) Нет.
4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да. Б) Нет.
5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение
большинства) против вас?
А) Да. Б) Нет.
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой,
придумываете что-либо такое, что интересно другим? А) Да. Б) Нет
7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да. Б) Нет.
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам
говорят старшие?
А) Нет. Б) Да.
9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на
свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? А) Да Б) Нет.
10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать
советы) других?
А) Да. Б) Нет.

Подсчитать общее количество “А” и “Б” ответов
ПРЕОБЛАДАНИЕ ОТВЕТОВ “А”
Ты обладаешь всеми задатками лидера. К твоему мнению прислушиваются,
твоя точка зрения интересна. Но помни, что при этом требовательность к
тебе со стороны окружающих очень велика. Они ждут от тебя смелых
поступков и оригинальных решений. И еще тебе стоит помнить о том, что
твое лидерство ни в коем случае не должно перерасти в диктаторство,
потому что диктаторов, как правило, свергают
РАВЕНСТВО ОТВЕТОВ “А” И “Б”
Ты, по всей видимости, достаточно самостоятельный и уверенный в себе
человек. В то же время подчинять своей воле окружающих ты не
стремишься. Но если тебе захочется это сделать, твои шансы на успех не
так уж малы
ПРЕОБЛАДАНИЕ ОТВЕТОВ “Б”
Ты, скорее, ведомый, нежели лидер. Быть может, это и не очень тебя
смущает, однако тебе все таки стоит стать более самостоятельным в
суждениях и поступках.

УСТНО: § 6 пункт «Кто может быть лидером»–
читать, повторять, выделять главное, учить
термины
ПИСЬМЕННО:
:

Сегодня на уроке…

Чуть не уснул,
потому что….
Чувствовал себя
замечательно,
потому что…
Узнал много
нового,
потому что…
Чувствовал себя
неуютно,
потому что…

Оцени свою работу на уроке:

я активно участвовал в работе на
всех этапах урока, думал и
размышлял, высказывал своё
мнение, справлялся со всеми
заданиями.
я не участвовал в работе
почти во время всего урока,
не старался, не размышлял,
не пытался формулировать
и высказывать своё мнение,
с заданиями не справлялся.

Обществознание, 6 класс

Урок № 14-15

Человек в группе

Д.З.: § 7, ?? (с.66), задания (с.66)

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Осознать, что общество необходимо человеку;
  • Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.
  • помочь учащимся , опираясь на полученные знания, сформулировать и обосновать свою позицию, свой взгляд на предложенную проблему;
  • воспитывать у учащихся ответственность за свои поступки, решения, выбор товарищей, занятий, оценки собственного отношения к людям из других групп

Знать и уметь

  • Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.
  • Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.
  • Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
  • Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.
  • , в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.
  • Исследовать практические ситуации , связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства.

Понятия, термины

  • межличностные отношения;
  • взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопонимание;
  • симпатия и антипатия;
  • стереотипы;
  • официальные отношения и личные;
  • виды межличностных отношений (знакомства, приятельские, товарищеские, дружба, любовь)

Изучение нового материала

  • Социальные группы (большие и малые).
  • Человек в малой группе.
  • Группы формальные и неформальные.
  • Лидеры.
  • Групповые нормы.

Актуализация проблемы

  • Вспомни! Что ты знаешь из курса истории о том, почему люди в древности не могли жить в одиночку? В какие группы они объединялись

Обсудим вместе!

Зачем люди объединяются в группы

Что даёт человеку группа?

Можно ли входить в разные группы одновременно?


ГРУППА - относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.


Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения , затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Формальный – утверждённый документально чьим-то решением

Неформальный – признанный частью общества, проявивший качества в деле


Групповые нормы - это совокупность правил, рекомендаций и требований, которые устанавливает коллектив для построения взаимоотношений, взаимодействия и общения внутри и вне его.

Санкции – средства охраны групповых норм.

Способы порицания (наказания)

Способы поощрения (поддержки)

Предупреждение

Благодарность

нелестное прозвище

аплодисменты

поддержка

высмеивание

ответственные поручения

отказ от общения

премии

памятные подарки

исключение из группы

включение в группу



Картинная галерея (учебник, с.64)

(В.И. Суриков (1848-1916). Степан Разин.

1906 г. ГРМ


Жил на свете человек (с.66)


ВЫВОДЫ:

  • За нарушение правил человека могут исключить из группы.
  • Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека.
  • Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем.
  • Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

Проверь себя

  • Зачем люди объединяются в группы?
  • Что даёт группа человеку?
  • Подбери синонимы к словам «нормы» и «санкции».
  • Найди в тексте параграфа строки, которые иллюстрируют поговорку «Один в поле не воин».
  • Вспомни, в каких ролях твои родные, одноклассники и друзья проявили себя с неожиданной строны.

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Задание 1.

критерии


Тест 2.

Ответ: ______________________


Задание 3.


Тест 4.


Тест 5.


Задание 6.


Тест 7.

Ответ: _______________________


Тест 8.


Примени знания!

  • Какие изменения в твоих знаниях, умениях, навыках произошли после работы с параграфом ?
  • Чему научился?
  • Что помогло достичь результата?
  • Что, по-твоему, из изученного следует помнить всегда?
  • Какие трудности встретились? Что помогло их преодолеть?

  • Рабочие программы «Обществознание. Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы». М: «Просвещение», 2011 г.
  • Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
  • Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В.
  • Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.