Политический менеджмент и политическое управление. Что такое политический менеджмент? Политический менеджмент структура и виды

Знание механизмов политического управления является условием выживания в современном мире.

Учитывая многообразие социально-политических дисциплин, следует отметить, что, как показывает образовательная практика преподавание большинства дисциплин не сводится к изложению исключительно их основ, а имеет явное тяготение, особенно в политологии, к тематике по прикладной политологии, что позволяет по существу снять опасения по поводу эклектики.

Безусловно, пока еще рано говорить о том, что будущие выпускники-инженеры будут работать в политических консультационных фирмах, но тем не менее уже сегодня ни одно из этих агентств не обходится без помощи инженеров.

Политический менеджмент - это один из видов управленческих отношений в политике, позволяющий решать такие задачи, как укрепление авторитета государственного или политического деятеля: создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения или политической партии путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа, формирование электоральных предпочтений населения; создание политических союзов и блоков; оказание влияния на противников в политических конфликтах и т.д. Значимость перечисленных задач не вызывает сомнения даже у не искушенного в политике человека. Очевидно, что для того, чтобы эффективно управлять страной, ее руководители должны пользоваться авторитетом у граждан, что для победы на выборах нужно завоевать симпатии

^ и ^ и и V I V

Избирателей; чтобы выйти достойно из политической конфликтной ситуации, надо уметь влиять на своих соперников.

Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления - путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к исполнению принятых управляющими решений. Разве можно издать указ, обязывающий граждан уважать и любить своего президента? Разве мыслимо силовое давление на избирателей в демократических странах? Мировая практика все более убедительно показывает, что даже в разрешении политических конфликтов нельзя полагаться исключительно на силу, нужны также иные способы и приемы воздействия на противоположную сторону.

Особенностью политического менеджмента является то, что в его рамках субъект управления, стремясь к достижению поставленных целей, не использует право легитимного насилия, статусные ресурсы политической власти, он не занимается нормотворчеством, не создает законы и другие общеобязательные нормативные акты. Он использует специфические приемы и методы, добиваясь таких изменений во взглядах и поведении многих людей, которые отвечают его интересам и

Его политическим целям.

Вид управленческих отношений, в самых общих чертах описанный выше, существует в политической практике давно. Можно сказать, он такой же древний, как сама политика. Правитель любого государства всегда стремился к повышению своего авторитета, и его советники активно помогали ему решать эту проблему. При решении государственных дел всегда возникали ситуации, когда наиболее дальновидные политики предпочитали действовать не силой, а хитростью, не принуждая, а обольщая массы. Работу великого флорентийского мыслителя Н.Макиавелли «Государь» можно рассматривать как одно из ранних пособий по практическому политическому менеджменту, потому что в этой книге представлены конкретные советы правителю, заботящемуся о своем авторитете или, говоря шире и современным языком, об имидже.

Однако вплоть до середины ХХ века политический менеджмент существовал лишь как практика политического управления.

Чтобы политический менеджмент превратился в науку, способную снабжать заинтересованных людей знаниями, позволяющими решать на принципиально иной основе задачи конструирования имиджа политического деятеля, формирования электоральных предпочтений, создания благоприятной информационной среды для политической организации и т.д., должны были произойти серьезные изменения в системе научного социального знания. Развитие социологии, психологии, политологии, наук об управлении создало предпосылки для перехода от представлений о политическом менеджменте как об уделе ловкачей- одиночек к представлениям о том, что политический менеджмент может стать объектом научного знания, развитие которого должно помогать в достижении различных политических целей.

Политический менеджмент в современном обществе представлен различными видами управленческой деятельности: организация и проведение избирательной кампании, политический имиджмейкинг, заключение политических союзов, поиск путей выхода из конфликтной ситуации, лоббизм и др. Каждый вид политического менеджмента имеет свои особенности построения управленческой стратегии и тактики. Однако все эти виды объединяет то, что субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», он вынужден или считает более точным и верным применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии. Таким образом, несмотря на различия в политических целях, в основе всех видов политического менеджмента лежат некоторые общие тенденции и принципы организации управленческого взаимодействия.

Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. Управление позволяет решать как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, направленные на достижение конкретных целей и задач, таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны. В этой главе нам предстоит познакомиться с особенностями политического менеджмента и тем местом, которое он занимает в жизни современного общества.

Чтобы лучше понять, какое место занимает политический менеджмент в системе политического управления, выделим вначале наиболее общие его типы. Первый тип управления в политике - субстанциональный. Он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, социальные структуры, функциональные связи. С помощью субстанционального управления достигается целостность политической системы, сохраняется ее качественная специфика, осуществляются ее воспроизводство и развитие. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политические социализация, институализация, легитимация. На практике субстанциональное управление выглядит как подчинение людей нормам, правилам, принятым в данном обществе, как ориентация на ценности культуры, в том числе политической.

Реляционистский тип управления (от франц. ге!аИоп - отношение) существует в виде субъектно-объектных отношений, когда можно четко выделить тех, кто управляет, и тех, кто является объектом управления, т.е. должен исполнять управленческие решения. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных, потому что он существует в виде осознанной, направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных принимать решения и влиять друг на друга, а следовательно, он зависит от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.

В этой особенности реляционистского типа управления одновременно заключены и его сила, и его слабость. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, инициировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость - в неизбежных ошибках человека, а главное в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно путем нормативного регулирования, т.е. путем выработки и принятия соответствующими органами и учреждениями законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

Чтобы лучше понять специфику политического менеджмента, вначале уточним, какие политические цели ставятся и какие задачи решаются в его рамках.

1. Укрепление авторитета государственного или полити-ческого деятеля. Авторитет для политика - это значимость в глазах населения, это доверие и поддержка широких масс, это успех в политике, это возможность реализовывать различные политические задачи. Еще Никколо Макиавелли писал: «Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов». И великий флорентиец разрабатывает целую программу действий, направленных на повышение авторитета правителя. Современные политики, особенно те, чьи полномочия определяются в ходе выборов, пожалуй, еще в большей степени нуждаются в поддержке населения, поэтому для многих из них эта задача является необычайно важной.

2. Создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения, политической партии, общественной организации путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа. Любое государственное учреждение заинтересовано в том, чтобы граждане видели в нем компетентный орган государственного управления. Только в этом случае его управленческие решения будут восприниматься в обществе как важные, как требующие исполнения. Каждая политическая организация, чтобы выиграть в острой конкурентной политической борьбе, нуждается в поддержке избирателей, но для этого ей нужно, чтобы массы видели в этой организации последовательного защитника их интересов, доверяли ей. Вот почему без решения указанной задачи политическим организациям практически невозможно всерьез рассчитывать на политический успех.

3. Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта. Общим местом в рассуждениях о политических, экономических и социальных реформах в нашем обществе стал тезис о трудностях проведения в жизнь управленческих решений. Одна из главных причин этого - невосприимчивость напуганных преобразованиями и не раз обманутых масс к новаторским программам и проектам. Следовательно, необходимо не только детально прорабатывать характер и последовательность нормативных, правовых изменений, но и воздействовать на восприятие этих изменений, влиять на ожидания людей, их ценностные ориентации и настроения. Осознание такой необходимости ведет к превращению этой задачи в одно из важных направлений деятельности всех субъектов политики современных обществ.

4. Формирование электоральных предпочтений населения. Выборы в государственные органы - неотъемлемая черта демократии. Практически все политические силы, партии уже поняли огромную значимость указанной задачи. Жесткая конкуренция вынуждает их постоянно совершенствовать технологии борьбы за голоса избирателей.

5. Создание политических союзов, блоков. Политика альянсов и соглашений помогает политическим субъектам решать сложные задачи.

Однако достижение каждого политического союза - это результат сложной и кропотливой работы по влиянию на своих будущих партнеров, где практически ничто не решается путем применения силы, а требуется искусное маневрирование, ювелирное воздействие на мотивацию потенциальных союзников.

6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах. Политический конфликт отличается непримиримостью сторон, нередко агрессивностью и явным нежеланием играть по общим правилам. Политические конфликты дестабилизируют общество, сеют вражду между его участниками, парализуют экономическое и социальное развитие страны. Вот почему так важен поиск путей разрешения политических конфликтов. Выход из конфликта нельзя обеспечить силовыми методами.

Здесь требуется применение особых технологий регулирования конфликтных ситуаций.

7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственных решения. Современные общества крайне дифференцированы, в ни представлены различные социальные группы, стремящиеся к артикуляции и защите своих интересов. Одним из способов отстаивания групповых интересов является организация давления на государственные органы и государственных должностных лиц. Формы и приемы такого давления многообразны, они постоянно совершенствуются. И как бы мы ни относились к этому феномену современной политической жизни, это - реальность, с которой нельзя не считаться.

8. Мобилизация масс для политической поддержки. Для решения конкретных политических задач политическим субъектам нередко требуется демонстрация массовой поддержки, например, проведение пикетов, акций протеста, митингов, шествий и т.п. Организация массовых выступлений актуальна не только для оппозиционных, но и для правящих сил, если последние желают показать уровень доверия людей к проводимой политике. В демократическом обществе людей нельзя заставить выйти на улицы, но их можно убедить, побудить это сделать. Вот почему эта задача относится к сфере политического менеджмента.

Важность перечисленных задач для различных субъектов,

Действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач.

Специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Объект управленческого воздействия находится вне зоны статусного подчинения субъекту управления, т.е. он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера, в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе, его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении, он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране, и т.д.

Мы уже говорили, что в рамках политического менеджмента субъект управления не может прибегнуть к насилию, лишен права создавать общеобязательные нормы и применять санкции к тем, кто их не исполняет, он должен использовать такие способы воздействия на людей с целью изменения их поведения, которые исключают применение прямого принуждения, физического насилия. В этом заключается специфика политических технологий.

Политические технологии - это средство искусного воздействия на мотивацию людей, на их сознание и подсознание, это способы, побуждающие людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта, но одновременно поддерживающие у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий. Эти приемы обеспечивают внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений, и среди них есть немало таких, которые можно назвать манипулятивными.

Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии.

Политический менеджмент существуют уже давно. Практически во всех исторических обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это вызвано рядом важных процессов, получивших бурное развитие в Х!Х-ХХ веках.

Особенностью современных индустриально развитых демократических обществ стало их вступление в стадию постмодерна, отличающуюся не только изменением социально-политических условий жизни, но и серьезными сдвигами в системе ценностных ориентации. Исследование десятков современных стран, проведенное под руководством американского ученого Р. Инглхарта, позволило сделать вывод о том, что «важной компонентой сдвига постмодерна является сдвиг, приводящий к снижению значимости любых видов власти и авторитета». Выявленная тенденция резкого снижения в стабильных демократиях действия так называемого авторитарного рефлекса еще в большей степени способствовала актуализации интереса политиков к особым формам и способам воздействия на массы.

Процесс демократизации общества нашел свое выражение в утверждении принципа разделения властей, в выборности основных государственных органов, в равенстве всех граждан перед законом, в приоритетности прав человека над правами государства, в многопартийности и т.д. Развитие демократии вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

Политический менеджмент в современном его виде многим обязан именно избирательным кампаниям. В ходе предвыборной борьбы создавались и оттачивались технологии воздействия на массы. Ведь, как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным. Управление избирательными кампаниями является одним из самых востребованных видов политического менеджмента.

В XX веке в жизни многих обществ происходят серьезные изменения. Процессы демократизации, ограничение действиями высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, изменение ценность ориентации населения, выход на политическую арену партий, иных общественнополитических организаций требуют внесение серьезных коррективов в способы достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного, принуждения, откровенного насилия уже не соответствуют новым, реалиям.

Обострилось противоречие между объективно назревшей потребностью в снижении удельного веса в политике явных форм насилия и принуждения, с одной стороны, и необходимостью обеспечения; эффективного управления делами общества, согласования интересе различных социальных групп и слоев - с другой. В такой ситуации не могло не произойти возрастание интереса различных политических сил к особому виду управленческих отношений

К политическому менеджменту.

Политический менеджмент позволял решать политические задачи без физического насилия, давал возможность повышать эффективность государственного управления без репрессивного механизма санкций (рис. 1). Развитие электронных СМИ создавало для этого дополнительные, технические возможности.

В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента: политический имиджмейкинг, политический PR, электоральный менеджмент, политический брендинг, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов и соглашений. Дадим краткую характеристику каждому из них:

Политический имиджмейкинг (от англ. image - образ и making - создание, производство) является одним из старейших видов политического менеджмента. Даже в исторически ранних обществах образ правителя тщательно создавался и оберегался его советниками. Главная задача этого вида политического менеджмента - сделать образ того или иного политика, государственного деятеля привлекательным для широких масс, что обеспечило бы поддержку населением его действий.

Электоральный менеджмент занимает особое место среди других видов политического менеджмента. Его главное назначение - организация и проведение избирательных кампаний. Поскольку выборы в государственные органы проходят в демократических странах регулярно, а конкуренция на этих выборах бывает крайне острой, то и интерес политиков к электоральному менеджменту повышенный. Данное обстоятельство нашло отражение и в литературе: организации и проведению избирательных кампаний посвящено во много раз больше научных и публицистических работ, чем любому другому виду политического менеджмента.

Политический брендинг (бренд - торговая марка), или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд - это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы», позволяли россиянам в конце XX века разделять общество на тех, кто выступал за обновление страны, и тех, кто противился этому обновлению.

Политические бренды при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политического менеджмента - формирование политической идентичности в интересах субъекта управления.

Регулирование политических конфликтов требует особых умений и навыков. Этот вид политического менеджмента ориентирован на поиск путей и средств снижения политического противостояния и "политической напряженности в обществе.

Лоббистская деятельность, направленная на оказание воздействия на государственных должностных лиц с целью принятия ими решения в интересах лоббирующей группы, обладает всеми признаками политического менеджмента и является одним из его видов: Лоббирующая группа вторгается в сферу политических властных отношений, но при этом не обладает статусными ресурсами власти, законным правом диктовать свою волю властвующим субъектам. Она вынуждена искать специфические способы и приемы воздействия на мотивацию лиц, принимающих решения.

Мы выделяем как особый вид политического менеджмента политику, проводимую различными партиями с целью создания союзов и достижения соглашений с другими организациями. Политика альянсов и соглашений имеет свои особенности, поэтому данный вид политического менеджмента не сводим ни к одному из других, ранее названных.

Одним из важных видов политического менеджмента в современных условиях является политический PR. (PR - public relations (англ.), или связи с общественностью. Мы употребляем прилагательное «политический» в единственном числе, потому что английская аббревиатура PR произносится как «пиар», и употребление множественного числа с этим словом не принято. Поскольку в литературе понятие «политический PR» трактуется неоднозначно, то ниже мы остановимся несколько подробнее на происхождении этого термина и его толкованиях.

Определение менеджмента в литературе трактуется как процесс управления человеческими и При этом преследуются интересы эффективного применения этих ресурсов для достижения целей регулирования отношений в общественной, экономической, политической и прочих структурах. Другими словами, менеджмент является комплексом воздействия на конкретные органы (конкретных лиц) при наличии особых методов и инструментов достижения целей.

Общие принципы, которые присутствуют в деловом управлении, применяются в разных сферах жизни в соответствии с их спецификой. Так, например, менеджмент применяется в При этом управление касается как субъектов и объектов сферы, так и процессов принятия решений и оценки последствий их реализации.

Политический менеджмент - это целая система управления. В нее входит научный и творческий анализ направлений развития, последствий, разработка рекомендаций для руководства и обеспечение реализации их на практике.

Менеджмент" позволяет рассматривать концептуальную сторону процессов функционирования современной системы власти. Кроме того, применение этого понятия дает возможность предпринимать конкретные попытки по усовершенствованию управления процессами. Политический менеджмент позволяет направлять движение общества в сторону цивилизованной политической системы, проектируя новые типы управления. При этом модели строятся по принципу конструктивизма, профессионализма, компетентности с установкой на гуманистические ценности.

Политический менеджмент, являясь системой в первую очередь, маркетинговый анализ свойств политического рынка. На основании аналитических данных создается соответствующий действительности образ "товара", в качестве которого выступает партия, лидер, организация и прочее.

Неотъемлемым компонентом такого менеджмента является политическое обеспечение деловой активности. А также исследование социокультурных и политических факторов, оказывающих влияние на эту активность.

Управление в сфере власти предполагает также овладение искусством работы с организациями и людьми, которая основывается на эстетических, моральных, этических нормах существующего общества.

Политический менеджмент включает в себя связь с общественностью, а также профессиональное лоббирование.

Управление в сфере государственной власти имеет тесную связь с процессом принятия решений. при создании проходит определенные этапы:

  1. Анализ ситуации, при которой требуется принятие решения.
  2. Разработка проекта, программы.
  3. Утверждение и принятие к исполнению результата разработки.
  4. Реализация решения.
  5. Исследование реальных возможностей по усилению положительных последствий осуществления решения.

Следует отметить, что процесс принятия решения в большой степени зависит от режима власти. Тоталитарные и авторитарные системы управления государством подразумевают особые принципы. Характеризуются они закрытостью и авторитарно-бюрократической технологией. В таких условиях решения принимаются ограниченным кругом лиц, без использования всестороннего анализа разной информации. При этом не учитывается ни оппозиционное, ни общественное мнение.

Как показывает исторический опыт, такие могут являться весьма эффективными в чрезвычайных экономических условиях: в период острых кризисов, войн, во время преодоления антропогенных, природных катастроф. Однако при доминировании таких методов политическая власть отождествляется неизбежно с принуждением.

Управление, связанное со сферой политики, представляет совокупность процессов, возникающих в поле отношений субъектов и объектов взаимодействий. Можно выявить следующие виды управления в политике. Во-первых, отношения, устанавливаемые между государственными должностными лицами и органами, исполняющими роль субъекта управления, с одной стороны, и населением или некоторыми его группами, с другой. Данный вид управления обычно называют государственным, так как в качестве субъекта предстают государство, его учреждения и должностные лица. Специфика государственного управления заключается в том, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект имеет властные полномочия, ресурсы, необходимые для выполнения решений, когда государственные органы и учреждения определяют нормы, имеющие деперсонализированный характер и существующие в виде законов и иных правовых актов.

Во-вторых, управленческие отношения складываются в государственных и политических организациях для упорядочения их деятельности, повышения ее эффективности. Субъект управления имеет возможность применять ресурсы, определять обязательные для сотрудников конкретной организации нормы. В-третьих, управленческие отношения, в которых субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не обладает правами осуществлять «легитимное насилие» и использовать ресурсы для достижения целей, не имеет полномочий для принятия закона или распоряжения, носящего обязательный характер, вынужден применять другие формы и методы влияния на объект. Данный вид отношений именуется политическим менеджментом, позволяющим акторам заботиться об укреплении авторитета того или иного деятеля в сфере властных отношений; придании привлекательности образу государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления; увеличении количества сторонников какой-либо политической программы; формировании предпочтений электората; организации союзов, блоков; воздействии на оппонентов в конфликтах; оказании влияния на субъекты, принимающие государственные решения; мобилизации населения для обеспечения поддержки лидеров, организаций. Политический менеджмент представляет деятельность, связанную с подготовкой, принятием и осуществлением политических решений, направленных на удовлетворение запросов, интересов и требований различных социальных групп.

Как отмечают исследователи, политический менеджмент связан с взаимодействием политических акторов, организаторов политических кампаний с общественной средой - субъектами политических отношений. Вследствие этого увеличивается значение технологии связи с общественностью, или политического public relations. На практике понятие связи с общественностью нередко отождествляют с технологиями воздействия на граждан в интересах достижения запланированного результата. При этом желательно учесть и то обстоятельство, что связи с общественностью носят двусторонний характер, и применение технологий, связанных с распространением искаженных сведений, подкупом избирателей и другими нарушениями норм политической этики, имеют отрицательные последствия, вызывают недоверие к институтам или политической системе в целом. Первоначально термин «паблик рилейшнз» (PR) служил для определения одного из компонентов менеджмента организаций. Целью PR в изначальном понимании является формирование благоприятной информационной среды, дающей возможность эффективно решать задачи производства и продажи товаров и услуг, завоевания симпатий потребителей, налаживания партнерских отношений с субъектами экономики и политики.

По мнению Т.Э. Гринберг, связи с общественностью в контексте современного информационного рынка можно рассматривать с различных сторон. Во-первых, с позиции концепции менеджмента, которая связана с оценкой PR как компонента управленческой деятельности в различных сферах деятельности и функционированием PR в системе организации. Во-вторых, в рамках социокультурной концепции, согласно которой связи с общественностью рассматриваются в контексте сложившихся ментальностей. В-третьих, в контексте широко распространенного маркетингового подхода к изучению проблем PR, а также с позиции коммуникационного подхода, согласно которому PR рассматривается в первую очередь как коммуникационная деятельность 1 .

PR в широком смысле интерпретируют как систему связей с общественностью, цель которой - деятельность по улучшению взаимопонимания между организацией и общественностью. Осмысление PR как искусства и науки достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на полной осведомленности, было спроецировано и на характеристику управления некоторыми информационными процессами. Под политическим PR принято понимать управление коммуникационными процессами с целью формирования в массовом сознании образов, мнений, суждений, ориентаций, отвечающих интересам субъекта политико-технологического процесса. Основы политического PR сложились во второй половине XX в., когда был опубликован сатирический роман «Золотая дудка» Д. Шнайдера. В этом произведении были детально описаны приемы воздействия на людей, многие из которых были использованы на выборах президента США в 1960 г. В политических партиях появились специалисты по рекламе. Организаторы политического PR выбирали тему информационной экспансии, производили информационные продукты, распространяли их по различным каналам, устраняли помехи, а также обеспечивали обратную связь. Решение этих задач осуществлялось в интересах субъекта управления. По мнению исследователей, современный политический PR включает следующие компоненты: разработку стратегии, проведение предвыборных кампаний, формирование имиджа кандидата, организацию социологических исследований и мониторинга, публикацию материалов и издание приложений к массмедиа, информационное противодействие соответствующим службам конкурирующих партий и претендентов. Другими элементами являются подготовка и производство материалов для наглядной агитации (наружная реклама - листовки, плакаты, стенды); взаимодействие с политическими и общественными организациями.

Приемы политического PR представляют собой комплекс действий, направленных на достижение цели. Посредством их специа-

См.: Гринберг Т.Э. Политические технологии: PR и реклама. М.: Аспект Пресс, 2012.

листы обеспечивают распространение положительной информации об одной политической группе и нейтрализацию другой. Традиционными приемами считают формирование имиджа победителя и аутсайдера, мнимой популярности, участие в длительных переговорах, оказание ложной поддержки, выработку иллюзорного представления о противоборстве двух партий с помощью подставных лиц. Условно PR подразделяют на «черный» и «белый». Первый основан на распространении компрометирующих сведений о ком- либо, в том числе заведомо ложных, допускает нарушение этических и моральных норм, принятых в обществе. Материалы такого рода нацелены на подрыв репутации конкурента, сбор компрометирующих данных в условиях реализации попыток подкупа журналистов. «Белый» PR представляет собой совокупность действий, осуществляемых при соблюдении правовых норм, достижении компромисса между общественностью и субъектом политических отношений на основе построения двусторонней системы распространения информации, фундаментом которой является принцип сотрудничества. То есть сложившееся восприятие политического PR как инструмента управления массами и формирования положительного общественного мнения о конкретной партии или об отдельном лице не совсем верно.

Осмысленное использование политических технологий может обеспечить эффективность деятельности субъектов политических отношений и достижение ими конкретных целей. Разновидностью PR является политический имиджмейкинг, предполагающий создание образа государственного политического деятеля, привлекательного для широких кругов населения. Корпоративный имиджмейкинг связан с формированием в массовом сознании положительного образа государственного учреждения, политической организации.

Динамичное развитие России в течение последних 20 лет отражается в изменениях политической системы, складывающемся разделении властей, возрождении института общенациональных выборов в обстановке плюрализма, относительной свободы прессы. Политика стала пространством публичной борьбы за власть между политическими партиями и группами влияния. В этом соперничестве весома роль избирателей, симпатии которых стремятся завоевать субъекты политической конкуренции.

Поскольку восприятие людьми абстрактных идей затруднено, их носителем и выразителем в публичной сфере становится политический деятель. Его личность связана в сознании граждан с образом человека, способного внимательно изучить социальные проблемы, инициировать эффективный поиск их решения. Имидж (от англ. image - образ) политического деятеля ассоциируется с его действиями, инициативами, высказываниями и выступлениями перед зрительской аудиторией.

Исследователи отмечают, что начало эксплуатации публичного имиджа восходит к ранним этапам формирования американской политики. Первый президент США Джордж Вашингтон стал символом нации при жизни, последователи создали его имидж- В числе политиков, которые самостоятельно заботились о том, чтобы публика воспринимала их благожелательно, был император Франции Наполеон I Бонапарт. Исследователи отмечают, что из записей его разговоров можно извлечь многое для истории так называемой «наполеоновской легенды», но очень мало ценных и убедительных материалов для характеристики личности самого императора. Легенда начала формироваться в период ссылки поверженного монарха на острове Св. Елены. Наполеон заботился о создании собственного благоприятного имиджа, привлекая внимание публики к своим заслугам, особенно военным. Немецким социологом М. Вебером предложена типология лидерства, введено понятие харизматического лидерства 1 .

А.М. Гантер утверждает, что харизматическим лидерам свойствен ряд базовых качеств. Во-первых, «обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность вселять энергию в окружающих. Во-вторых, «завораживающая внешность» или образ, притягательный для массы: «хорошие риторические способности и некоторый артистизм», или выдающиеся коммуникативные способности, дар и искусство увлекать выступлениями аудиторию. Учитываются также «положительное восприятие восхищения своей персоной», или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; «достойная и уверенная манера держаться», или имидж людей, способных добиваться любых целей.

Анализируя свойства и механизм формирования харизматического лидерства, И. Шиффер раскрывает следующие черты данного феномена: 1) статус харизматиков чаще всего приобретают люди «со стороны»; трудно претендовать на него в среде, в которой длительное время находился индивид и хорошо известны его достоинства и недостатки; 2) харизма должна быть связана с каким- либо физическим свойством (стигмой) (эпилепсия, низкий рост),

См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

которое присуще претенденту на харизму в отличие от других; 3) и лидер, и его последователи должны верить в «избранность» первого лица и его миссии; 4) лидер-харизматик должен проявлять «экстремальный максимализм», готовность «идти до конца», любые колебания, компромиссы и уступки неприемлемы (либо должны восприниматься как хитрый «ход» великого человека); 5) действия вождя «паства» воспринимает как истинно чудесные; 6) инновационный стиль лидерства харизматика.

Французским политологом, автором книги «Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу» Ж. Блонделем разработана типология лидерства на основе двух переменных. Первая из них сопряжена с определением силы лидера (его воздействия на перемены, происходящие в обществе), вторая - с характером инициированных лидером изменений: прогрессивных, регрессивных или комбинированных.

Концепция формирования имиджа политика стала складываться издавна, однако лишь благодаря развитию техники, появлению радио, телевидения, компьютерной техники были созданы благоприятные условия для деятельности, направленной на формирование имиджа политического деятеля, создаваемого для решения конкретных задач (успех на выборах). Массмедиа, с одной стороны, отражают создаваемый политиком и его консультантами образ, а с другой стороны, участвуют в формировании этого образа, иногда неосознанно, но чаще всего целенаправленно. Наибольшее количество информации о политике распространяется в ходе политических скандалов, в которые он оказывается невольно вовлечен. На их фоне кумулятивный эффект небольших и неброских сообщений, оценок, отзывов о нем не столь заметен, но не менее важен. Постоянный поток сообщений разного характера о политике является наиболее эффективным средством ведения конкурентной борьбы.

В демократических странах конкуренция между политическими партиями и движениями и возглавляющими их деятелями публична, а культура политической борьбы основана на принципе открытости и доступности информации о работе органов исполнительной и законодательной власти, распространяемой журналистами. Граждане вправе претендовать на получение сообщений о деятелях сферы власти, которым они доверили управление государством и защиту своих интересов. Развитие средств политической коммуникации, в свою очередь, позволяет иллюстрировать разнообразные события, заявления, действия лидеров с высокой степенью достоверности.

С помощью массмедиа можно не только информировать публику о поведении деятеля сферы власти, но и вносить коррективы в процесс формирования его имиджа в соответствии со стоящими целями, задачами и настроением избирателей, производить манипуляции общественным сознанием. В американском обществе, в частности, таковые являются обратной стороной медали эффективного политического убеждения; то, что для одних выглядит как пропаганда, всегда представляется как честная образовательная попытка для других (Л. Гроссман). Действия политиков становятся событием общенационального или регионального масштаба благодаря освещению их телевидением. Специфика современных масс- медиа заключается в том, что демонстрация сюжетов о политике, представление его эмоциональных высказываний отвлекают людей от сути его программы. Эта особенность повлияла на выбор способов ведения избирательных кампаний с акцентом на использование манипулятивных методов. Грань, существующая между ними и допустимыми рекламными трюками, столь тонка, что определить ее весьма затруднительно.

Коммуникационная политика в сфере деятельности массмедиа является ключевым звеном, с помощью которого политик может добиться «эффекта трамплина» в карьере. Исследователи отмечают, что при этом основополагающие характеристики информационного потока: непрерывность - дискретность, равномерная - колеблющаяся сила напора на охваченном пространстве, стабильная - меняющаяся динамика прироста распространяемых материалов на ведущих направлениях могут служить надежными ориентирами.

Данные характеристики сообщений тем более ценны, что значение фигуры лидера, особенно в ситуации глубокого общественного кризиса, неоднозначно, его воздействие на граждан может быть и позитивным, и негативным. И поскольку люди голосуют не за самого политика, а за формируемый прессой образ, важнейшим условием успешного осуществления деятелем своих функций и завоевания симпатий большего числа сторонников является создание позитивного имиджа. Эта цель может быть достигнута за короткое время при условии массированной обработки общественного мнения и наличия яркой личности. Результаты выборов, проходящих в России, показывают, что контроль масс- медиа, в особенности телевидения, дает кандидату неоспоримые преимущества в борьбе за голоса избирателей. С учетом того, что пресса оказывает сильное воздействие на формирование общественного мнения и имиджа политического лидера, обострилась борьба за контроль над массмедиа между отдельными финансовоэкономическими группами с целью использования их мощи для оказания политического давления на избирателей. Следствием этого являются искажение политической реальности, публикация недостоверной информации, замалчивание узким кругом лиц невыгодных фактов с помощью подконтрольных средств массовой информации. Манипуляции мнением электората осуществляются с применением новейших методов психологического воздействия на человека, что ограничивает свободу выбора, ведет к развязыванию информационной войны между разными политическими силами и негативно сказывается на сознании избирателя.

На определение силы воздействия информации на общественное мнение влияют, конечно же, и сами политические деятели. Они создают новости как ньюсмейкеры. Политики, оказавшиеся в верхних строчках списка ньюсмейкеров, привлекают большее внимание журналистов. Создается своеобразный замкнутый технологический цикл, формируется психологическая цепочка, объясняющая феномен качественных авторитетных изданий. Сначала распространяется беспристрастная информация, затем по поступившим откликам формируется образ политика, который работает на него независимо от его конкретных действий в будущем.

Важнейшим фактором в формировании имиджа политического деятеля в массмедиа, в особенности на решающем этапе борьбы, является, по признанию исследователей, большой удельный вес телевизионных материалов в массе информации о нем из любых массмедиа. Обеспечивается кратковременное, но вместе с тем наиболее мощное воздействие на массовое сознание, эффективность которого возрастает по мере приближения даты волеизъявления избирателей.

Стереотипы, которым следуют специалисты политического PR, основаны на стремлении любой ценой навязать политический «товар», в том числе и за счет дезинформации. Обеспечивая массированное воздействие на граждан, организаторы избирательных кампаний упускают из виду, что согласно данным исследований имидж политических лидеров в основном формируют материалы нейтрального характера. В связи с этим особую значимость приобретает соотношение положительной и отрицательной информации о деятелях сферы власти, способное в случае возникновения дисбаланса вызвать серьезные сдвиги в общественном мнении.

Имеются следующие возможности воздействия на избирателя при помощи средств массмедиа:

  • 1) публичное представление программы (текст, составители которого учитывают особенности аудитории; персоналии власти, транслирующие этот документ; факторы «места» и «времени» оглашения его);
  • 2) создание «новости» службой связей с общественностью, формирование ею информационного потока;
  • 3) производство рекламных сообщений для мультиплицирования их прессой на платной основе.

В политической рекламе специфичен сам товар - программные и личностные характеристики человека, претендующего на властные полномочия; специфично действие, которое требуется от потребителя, - мандат на власть и доверие к действиям политика. Минимальное условие для проведения политической PR-кампании - наличие программы, обладающей необходимыми атрибутами для представления обществу. Осуществляемая лидером агитация за свою программу, отстаивание ее принципов перед законодательной ветвью власти являются каркасом для публичных выступлений, газетных публикаций, теледебатов и т.д. Современная практика свидетельствует о том, что политики привлекают для достижения успеха профессионалов - спичрайтеров, имиджмейкеров, деятельность которых должна способствовать созданию положительного образа лидера. Имидж приобретает конкретные черты только после того, когда он становится публичным.

В связи с этим существуют следующие правила формирования имиджа, согласно которым он:

  • 1) должен соответствовать рекламируемому предмету, казаться достоверным; преувеличения не должны выходить за рамки здравого смысла;
  • 2) должен быть образным, апеллировать к чувствам;
  • 3) всегда проще, чем предмет, образ которого он воспроизводит; простота и в то же время достаточная нестандартность помогают лучшему запоминанию его;
  • 4) всегда неоднозначен, незавершен, часто находится между ожиданием и реальностью.

Многие методы и подходы заимствованы создателями политического PR из теории и практики коммерческой рекламы. При этом «товар», предлагаемый избирателям, обладает рядом характерных черт. В политической сфере гораздо острее стоят проблемы соответствия распространяемой информации образу политика, правомерности применения некоторых способов воздействия для привлечения избирателей на сторону кандидата. Лучшие образцы работы журналистов связаны с четким делением материалов на информацию и мнения. Большинство российских журналистов предпочитают непосредственно оценивать происходящее, т.е. работают по принципу массовой, а не партийной прессы. Своеобразное кредо последней - большой объем информации, где журналист выступает не ее создателем, а регистратором. Исследователи видят задачу журналистики в организации общественного диалога, обнародовании социальных интересов разных социальных групп и слоев применительно к актуальным политическим проблемам.

В России политическая пресса по-прежнему рассматривается как средство манипуляции общественным мнением и нужна политикам лишь как инструмент в борьбе за власть. В этом смысле интересны процессы, связанные с работой российских массмедиа. На заре российской политической демократии репортажи о заседаниях Верховного съезда СССР и Государственной Думы РФ демонстрировались по телевидению в режиме прямого эфира. Позже депутатский корпус оградил себя от критики, ограничив допуск телеоператоров и журналистов в зал заседаний - съемка была разрешена только в отведенных для этого местах.

Внимание к деятельности исполнительных и законодательных органов власти традиционно активно и в США. Здесь в 1979 г. был создан телеканал С-SPAN (Cable Satellite Public Affairs Network). Эта кабельная спутниковая сеть освещает общественную проблематику, деятельность правительства страны, ведет репортажи о заседаниях сената и конгресса. Участие журналистов телеканала в анализе происходящего сведено к минимуму. Оценивая плюсы и минусы такой информационной стратегии, многие исследователи и политические деятели утверждают, что это принципиально новая стадия информирования общественности о политической деятельности как отдельных субъектов, так и органов государственной власти в целом.

Канал C-SPAN не получает поддержки от государства, финансируется за счет средств подписки частных абонентов; остальные средства поступают в виде пожертвований от спонсоров. Этот канал интересен и профессиональному сообществу: социологам и политологам, анализирующим современный политический процесс и методику публичных дебатов. После ввода в действие в 2010 г. цифровой версии собственной видеотеки канал обеспечивает зрителям доступ к политическим программам, начиная с материалов, относящихся к 1987 г. С 2016 г. сервис C-SPAN стал доступен в 100 млн домов американцев.

Таким образом, массмедиа, особенно телевидение, активно участвуют в формировании имиджа политических деятелей, учитывают потребность граждан в осведомленности о людях, которым они доверили управление страной. Специалистам политического

PR приходится не только учитывать принципы использования избирательных технологий, основы психологии и социологии, но и налаживать взаимодействие с прессой, так как избиратели голосуют по существу за формируемый с ее помощью образ политика. Средства массовой информации по праву называют самым мощным каналом политической коммуникации, используемым властью и обществом. Вследствие этого для создания имиджа политического деятеля не требуется много времени, он может быть сформирован при условии оказания целенаправленного воздействия на общественное мнение главным образом телевидения, создающего эффект правдоподобия. В материалах массмедиа преобладают положительные оценки, даваемые политику. В случае необходимости его политический образ может быть скорректирован посредством манипулирования общественным сознанием, когда затеняются отдельные стороны биографии или избирательной платформы политика, способные выставить его образ в невыгодном свете. При этом задача журналистики, связанная с налаживанием общественного диалога, отражением интересов социальных групп при рассмотрении актуальных политических проблем, остается невыполненной.

Политический брендинг ориентирован на обеспечение доброжелательного восприятия массовым сознанием символов и образов, способных согласно целям субъекта управления объединять людей или, напротив, разделять их на конкурирующие группы. Технологии создания политических союзов проявляются в деятельности, нацеленной на вовлечение в решение конкретных задач как сторонников какой-либо политической идеи, так и их оппонентов. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов сопряжены с поиском путей и средств в интересах снижения напряженности в социуме. Технологии лоббизма отражены в воздействии на должностных лиц государства, ответственных за принятие ключевых решений. Перечисленные виды политического менеджмента различаются по целям, которые может ставить перед собой субъект управления.

При этом следует понимать условность деления политикотехнологического управления на различные виды. Один и тот же субъект управления может одновременно решать несколько задач, например, формировать ясный для граждан образ политической организации и имидж опытного лидера, заботящегося об удовлетворении насущных потребностей населения. Технологии лоббизма при этом включают, как правило, не только поиск возможностей воздействия на лиц, принимающих ключевые решения, но и формирование в глазах общественности образа группы интересов, как силы, борющейся за процветание страны.

Выделение в обществе ряда профессий, связанных с политическими технологиями, дало основание для классификации политического менеджмента по профессиональному признаку. Принято выделять следующие его виды: аналитическое обеспечение политических кампаний; политическая реклама; политический PR, информационное обеспечение политических кампаний; имидж- мейкинг, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его публичного поведения; спичрайтинг, или написание текстов выступлений, для политика; организация и проведение массовых политических акций. Приведенный перечень видов политического менеджмента не является исчерпывающим. Сегодня возникают и новые профессии - ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации), что свидетельствует о скором появлении новых видов политического менеджмента. Таким образом, политико-технологическое управление не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.

Раздел VI.

2. Структура политического менеджмента.

3. Предпосылки и история становления политического менеджмента.

4. Отдельные виды политического менеджмента. Политический имиджмейкинг и политический брендинг.

1. Политический менеджмент: понятие, место в структуре политического управления

В предыдущих лекциях курса мы установили, что структура политического управления включает в себя три взаимодополняющих элемента:

1. Управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или его отдельными группами, с другой (государственное управление).

2. Управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочивания их деятельности, повышения эффективности работы.

3. Управленческие отношения, в которых субъект не может опереться на право легитимного насилия и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей (политический менеджмент).

Сущность политического менеджмента (ПМ) и его отличия от других видов политического управления зафиксированы в определении, предложенным ведущим специалистом по этой проблеме Г.В. Пушкаревой:

«Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии » .

Особенность технологий политического менеджмента:

Политические технологии как конкретные приемы политического менеджмента направлены на побуждение людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта при одновременном поддержании у них ощущения свободы выбора. В той степени, в которой эта задача реализуется, политические технологии можно считать результативными.

Иную версию определения политического менеджмента предлагают И.В. Тихомирова и В.Б. Тихомиров (Менеджмент политический // Политическая энциклопедия: В 2 т.):

«Менеджмент политический – управление политическими событиями, ориентированное на реализацию определенных политических интересов тех или иных участников этих событий. События рассматриваются как результаты политической деятельности, ее продукты» .


Похожая информация:

  1. Б 26-3 Сущность и значение инновационного менеджмента. Использование достижений науки и передового опыта на предприятиях АПК области

28 Вопрос «Политический менеджмент как теория и практика национального управления».

Политический менеджмент – это особый вид управленческих отношений, в рамках которого решаются задачи повышения авторитета государственных деятелей и политических организаций, создания политических партий, проведения избирательных кампаний, лоббирования законопроектов, регулирования конфликтных ситуаций и т.д. Главной особенностью политического менеджмента является то, что субъект управления лишен права опереться на статусные ресурсы власти, использовать механизм легитимного насилия, он не может создавать общеобязательные нормы. В этой связи для политического менеджмента характерно использование особых приемов и способов решения управленческих задач, которые обычно называют политическими технологиями.

Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента:

1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;

2. Корпоративный политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;

3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании;

4. Политический брендинг (бренд – торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд – это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы» позволяли россиянам в конце ХХ в. разделять общество на тех, кто выступает за обновление страны, и кто противится этому обновлению. Политические бренды, при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политико-технологического управления – формирование политической, социальной идентичности в интересах субъекта управления;

5. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;

6. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;

7. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

Политический менеджмент существуют уже давно. Даже в ранних обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это связано с пятью важными процессами, получившими бурное развитие в XIX-ХХ вв.

Первый из них – изменение роли масс в политической жизни общества. На смену обществам, где все решалось аристократическим меньшинством, где управляемость социумом обеспечивалась, прежде всего, за счет инертности широких масс, их невмешательства в вопросы политической власти, пришли общества, где массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их. Для сдерживания разрушительных охлократических тенденций необходимо было переходить от прямого давления на массы к более скрытым способам воздействия.

Второй процесс – утверждение в сознании многих людей ценностей либерализма: свободы личности, идеологического и политического плюрализма, толерантности, равенства всех перед законом, недопустимости вмешательства со стороны государства в частную жизнь и т.д. В этих условиях для достижения своих целей политической элите все чаще и чаще приходится прибегать к косвенному воздействию на людей, предпринимать попытки такого влияния на их мотивационную структуру, которое не противоречило бы их ценностным ориентациям и поддерживало бы у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий.

Третий процесс – демократизация обществ. Утверждение в политической практике многих современных государств принципов правового государства вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и применения нелегитимных форм насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

Четвертый процесс – введение всеобщего избирательного права. Как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным.

Пятый процесс – превращение политических партий и общественных организаций, групп интересов в самостоятельных субъектов, стремящихся играть активную роль на политической арене. Партии, общественные организации, группы интересов в отличие от государства лишены права на создание общеобязательных норм и на применение легитимного насилия, поэтому политический менеджмент становится для них единственно возможной формой управленческого воздействия на массы.

Итак, возрастание интереса к политическому менеджменту в ХХ в. было во многом обусловлено сужением рамок силового решения проблем в сфере политических властеотношений, утверждением ценностей и принципов правового государства, идеологического и политического плюрализма, уважения прав меньшинства, свободы оппозиции, толерантности. Ограничение действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, выход на политическую арену партий и иных организаций, не обладающих статусными ресурсами власти, требовали пересмотра способов достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного принуждения, откровенного насилия уже не соответствовали новым реалиям. Эффективность политического, в том числе и государственного управления должна была достигаться на основе иных средств, обеспечивающих исполнение принимаемых решений без репрессивного механизма санкций.

Политический менеджмент позволяет решать следующие задачи:

    создание привлекательного образа государственного учреждения политических партий, общественных организаций или группы давления.

    расширение числа сторонников той или иной политической программы.

    формирование электоральных предпочтений населения.

    организация политических союзов и блоков.

    влияние на политических оппонентов и противников в политических конфликтах.

    оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

    мобилизация масс для политической поддержки.