Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления

Сегодня среди студентов наблюдается интерес к индустрии спорта и специальностям, связанным с ней. Это связано с развитием международного рынка услуг в сфере спортивного бизнеса. Интерес к спорту возрастает и у рекламодателей, инвесторов и журналистов. Россия была отмечена международным спортивным сообществом, которое доверило проводить в стране ряд крупных международных спортивных мероприятий. Для их организации была проделана титаническая работа: строительство, а затем управление спортивными объектами, встреча и размещение иностранных болельщиков, организация церемоний и стартов на высочайшем уровне, подготовка личного и тренерского состава, развитие спортивной медицины… Аналитики прогнозируют рост потребности в профессиональных кадрах в данной области, так как уже сегодня ощущается их острая нехватка. Это значит, что выпускники такой специальности должны с легкостью найти достойно оплачиваемую работу.

Понятие, суть и задачи профессии «спортивный менеджмент»

Для того чтобы понять, как стать спортивным менеджером, необходимо сначала рассмотреть суть данной специальности. Она включает в себя теорию и практику эффективного управления предприятиями спортивной культуры в условиях современного рынка. Объектом изучения являются организации спортивной направленности (множество ФСО - спортивных школ, клубов, команд, стадионов, центров, федераций и т.п.), деятельность которых направлена на предоставление физкультурно-спортивных услуг. Сам спортивный менеджментнацелен на управление внутренними и внешними отношениями субъектов и объектов ФСО. Его сущность - целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемый объект для достижения нового запланированного качественного состояния последнего. Общая цель - обеспечить эффективное функционирование ФСО на современном рынке, а задача - познание закономерностей их функционирования и социального развития в обществе, а также разработка механизма эффективного управления этими процессами.

Функции спортивного менеджера

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что не всегда ими становятся но обязательно люди, увлекающиеся спортом и занимающиеся им хотя бы на любительском уровне. Возможно, человек, который мог бы стать успешным управленцем банка, стал спортивным менеджером, и все потому, что он неравнодушен к спорту и в детстве занимался в спортивной секции. Вообще, как профессия спортивныйменеджментпоявился с утверждением должности руководителя ФСО. Для этой специальности важно владеть искусством научного управления спортивной организацией. Отдельные элементы такой деятельности присущи и тренерам, и преподавателям физической культуры.

Но полномочия менеджера как управленца намного шире. Его функции:

  • принятие ответственных решений по направлению деятельности ФСО и распределению ресурсов;
  • сбор информации о ее распространение в виде фактов и нормативных установок, разъяснение персоналу политики, ближайших и перспективных целей;
  • формирование внутренних отношений, мотивация, координация, представительство во внешних отношениях с другими организациями.

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что искусство менеджмента заключается в умении использовать принципы, методы и технологии управления в конкретном случае. Ему необходимо обладать специфическими умениями по производству и использованию спортинвентаря, установлению взаимосвязей между физическими нагрузками, диетой и т. п. Итак, традиционно в состав функций входят: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль и анализ. Кроме того, работа спортивным менеджером предполагает подопечных, физкультурно-спортивную работу с населением, подготовку высококвалифицированных спортивных кадров в своих видах и резервного состава, проведение соревнований и зрелищных мероприятий, научно-методическое обеспечение физвоспитания, организация производственных ресурсов спорттоваров, международные связи.

Принципы спортивного менеджмента

Когда будущий студент планирует поступление в ВУЗ, он задумывается над выбором профессии. Многие спортсмены ищут специальность, близкую к спорту, и приходят к мысли: «Как статьспортивным менеджером, и что для этого нужно?» Прежде всего необходимо побольше разузнать о самой деятельности такого специалиста. В сфере менеджмента спорта и физической культуры существуют свои принципы и правила, положения и нормативные документы, которые необходимы для осуществления управленческого процесса. К ним относятся принципы:


Методы управления

Профессиональная подготовка спортивных менеджеровпредполагает изучение которые делятся на:

  • организационные;
  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Для достижения высокого профессионализма необходимо уметь формировать психологический климат, давать положительную оценку индивидуальным достижениям каждого сотрудника. Именно такой уровень предполагает подготовка спортивных менеджеров, так как важно быть социально и психологически грамотным специалистом, владеющим методами:

  • проведения совещаний, приучения и упражнения;
  • убеждения, одобрения и поощрения, осуждения и наказания (созидающие и тормозящие методы).

Выбор методов зависит от целей, типа организации и конкретной ситуации. Эффективность применения тех или иных методов требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска и обучения.

Специализации

Стоит отметить, что под данной профессиональной подготовкой подразумевают разные специализации с общим названиемспортивный менеджер. Обучениесогласно выбранного направления осуществляется после общей подготовки по программе соответствующего учебного заведения. Типы специализации спортивных менеджеров постоянно развиваются. Наряду с общим, выделяют функциональный менеджмент. Вот основные специализации:

Стили

Каждый профессионал имеет свой стиль деятельности. Не исключение испортивный менеджер. Обучение профессиональному стилю возможно теоретически, а его устойчивое формирование происходит уже с опытом на практике. Согласно теории менеджмента, управленческие отношения делят на демократические и авторитарные. Соответственно формируется :

  • авторитарный - чрезмерная централизация власти, жесткая регламентация деятельности;
  • демократический - использует мотивацию и убеждения;
  • либеральный.

Авторитарным стиль обычно становится тогда, когда по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности менеджер ниже подчиненных и когда подчиненные имеют профессиональную культуру, ответственность и дисциплину.

Демократичным менеджер становится при доверии к коллективу, уважении мнения подчиненных, взаимовыручке и поддержке.

Либеральным менеджер будет при отсутствии перспективы и инициативы, масштабности мышления и ожидании указаний «сверху». Такой руководитель слабо контролирует подчиненных и, как следствие, получает низкую результативность.

Бывает так, что стиль работы может изменяться при смене коллектива, места работы или глубоком самоанализе руководителя.

Категории спортивных менеджеров

В конце XX - начале XXI века такая специальность называлась начальник спортивного клуба или администратор школы и т.п. Сегодня все изменилось, и теперь наименование должности звучит как менеджер спортивного клубаили ФСО. Каждая спортивная организация имеет своих управляющих. Они разного уровня и решают разные задачи. Но традиционно есть категории спортивного менеджмента, которые делят всех управленцев на три группы:

  1. Занимающихся стратегией развития (например, президент футбольного клуба).
  2. Тех, кто сам управляет (например, структурными подразделениями).
  3. Нижний уровень исполнителей (например, администраторы спортивных школ).

Обучение

Обучение профессии «менеджер в спортивной организации» осуществляется во многих вузах. Есть московские и региональные университеты, которые дают возможность получить данную специальность. Более всего в этой сфере известно учебное заведение МЭСИ. Здесь на специальном факультете обучаются профессиональные спортсмены и студенты, увлекающиеся спортом. Их планируемая будущая месячная заработная плата должна составить 80 тыс. руб. И это неплохо. В современном мире спорт - это зрелище. В 2010 г. летом организовали Федерацию спортивных менеджеров России. Спортивный менеджер автор бестселлера «Фитнес — это легко», ведет обучение на спортивного менеджера в бизнес-школе RMA. В свое время он занимал должность фитнес-директора, президента фитнес-центра Olympic Star в Москве, управляющего сетью фитнес-клубов MaxiSport и Reebok, редактором соответствующей рубрики журналов Men’s Health и Men’s Fitness, ведущим спортпрограмм и турниров. Он на протяжении долгих лет занимался фитнесом и работал тренером.

Менеджмент спортивной школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Высшим органом управления спортивной школой является конференция общешкольного коллектива, которая созывается один раз в 2 года.

Общее руководство спортивной школой (государственной, муниципальной) осуществляет выборный орган - совет спортивной школы, в равных пропорциях представляющий работников и занимающихся и избираемый на конференции общешкольного коллектива. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава. Решения совета принимаются открытым голосованием, считаются принятыми, если за них проголосовало более 50 % членов списочного состава, и являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива.

Формами самоуправления в спортивной школе являются также педагогический совет, тренерский совет, методический совет и др.

Непосредственное руководство спортивной школой (государственной, муниципальной) осуществляет прошедший аттестацию директор, который назначается учредителем.

Директор спортивной школы планирует, организует и контролирует учебно-тренировочный процесс, отвечает за качество и эффективность работы спортивной школы; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников; утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распоряжается имуществом спортивной школы и обеспечивает рациональное использование финансовых средств; представляет спортивную школу в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы менеджмента

Федеральное агентство по образованию.. ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет.. О В Андреева..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Распределение часов курса по темам и видам работ
№№п/п Наименование тем Всего (часов) Аудиторные занятия (час.) Самост. работа Лекции

Методические рекомендации по изучению курса
Изучение курса «Управление физкультурно-спортивной деятельностью» студентами специальности «Менеджмент организации» дневного и заочного отделений включает в себя самостоятельную работу с книгой по

Предмет менеджмента в физической культуре и спорте
Менеджмент как наука: Взаимосвязь управления физической культурой и спортом с управлением другими с

Физкультурно-спортивная организация как система, ее функции
Физкультурно-спортивная организацияпредставляет собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения т

Правовые основы физкультурно-спортивной организации
Правовой основой существования физкультурно-спортивных организаций являются Гражданский кодекс Российской Федерации (1994 г.), федеральные законы Российской Федерации «Об акционерных обществах» (19

Организационно-правовые формы физкультурно-спортивных организаций
Деятельность коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций в соответствии с действующим законодательством может осуществляться в различных организационно правовых формах, в пере

Физкультурно-спортивной деятельности
аспект характеристика экономический проявляется, во-первых, в том, что на его разработку и реализацию требуются определен

Принципы управления физкультурно-спортивной деятельностью
Принципы характеристика научности построения всей системы менеджмента (управления) на новейших научных да

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта
В соответствии со ст. 6 (п. 1) Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» специально уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществля

В области физической культуры и спорта
В соответствии со ст. 6 (п. 2) Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической

Олимпийский комитет России
В соответствии со ст. 7 Закона «О физической культуре и спорте Российской Федерации» (1999 г.) Олимпийский комитет россии: разрабатывает и проводит единую политику развития спорта высших д

Общественные (общественно-государственные) физкультурно-спортивные общества
В настоящее время в России действуют такие общественные Общественно-государственные) физкультурно-спортивные общества, как Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Российское физкул

Направленности
6.1. Технология создания физкультурно-спортивной организации: общая характеристика Создание физкультурно-спортивной организации представляет собой достаточно сложный и мно

Общая характеристика бизнес-плана физкультурно-спортивной организации
Бизнес-план- это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемой деятельности физкультурно-спортивной организации. Основная цельразра

Концепция бизнеса (резюме)
Поскольку данный раздел является предельно сокращенным вариантом всего бизнес-плана, т. е. его «резюме», он разрабатывается после всех других разделов и включает информацию по следующим позициям.

Физкультурно-спортивной деятельностью
Одним из важных оснований классификации информации является ее содержание. По этому основанию информацию, необходимую для осуществления менеджмента (управления) в физической культуре и спорте, можн

Организаций
Разграничение функциональных обязанностей персонала физкультурно-спортивной организации осуществляется с помощью такого инструмента механизма менеджмента (управления) в физической культуре и спорте

Отраслевые тарифно-квалификационные характеристики работников физической культуры и спорта
Отраслевые тарифно-квалификационные характеристики должностей работников разработаны федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и сгруппированы в три раздела.

Номинальный начальник (главный руководитель)
Роль номинального начальника сводится в основном к представительству соответствующей организации в различных «сторонних» (внешних) организациях. Например: руководителю физического воспитания образо

Распространитель информации
Роль распространителя информации заключается в передаче сведений, полученных из внешних или внутренних источников, Другим работникам организации. Передача сведений может осуществляться в неизменном

Основные типы структур спортивных организаций
Строго линейная организационная структураосновывается на отношениях «руководство - подчинение» и отражает самую общую ступень разделения управленческого труда - на отдачу приказов,

Практическая работа №4
Ситуация. В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других ус

Практическая работа №5
Анализ действующего законодательства и практики учреждения разнообразных организаций позволяет констатировать, что технология создания физкультурно-спортивной организации включает три основные проц

Общие положения
Спортивная школа представляет собой разновидность образовательного учреждения дополнительного образования детей, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к всесторонне

Организация спортивной школы
Спортивная школа создается учредителем [Министерство образования Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, иные министерства (ведо

Основы деятельности спортивной школы
Спортивная школа самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и ор

Участники образовательного процесса
Участниками образовательного процесса в спортивной школе являются дети, педагогические работники, родители. При приеме детей спортивная школа обязана ознакомить их и (или) родителей со сво

Имущество и средства спортивной школы
За спортивной школой в целях обеспечения ее деятельности учредителем закрепляются на правах оперативного управления здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходим

Бизнес-план американской фирмы по торговле спортивными товарами
Анализ реального и потенциального рынка спортивной одежды и обуви показывает наличие неудовлетворенного спроса на них, а также на спортивный инвентарь и сопутствующие товары, включая пищевые концен

Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
Календарный план спортивных соревнований представляет собой нормативный документ, который регламентирует перечень планируемых к проведению в предстоящий плановый период соревнований и их виды, опре

Положение о спортивном соревновании
Положение о спортивном соревновании представляет собой нормативный документ, который регламентирует характер, цель, задачи, программу соревнований, порядок выявления победителей и другие организаци

Сценарий спортивного соревнования
Сценарий спортивного соревнования (как правило, сценарии церемоний открытия и закрытия соревнования, награждения участников и т.п.) в общем виде может быть охарактеризован как краткое изложение сюж

Учитель
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанно

Руководитель физического воспитания
Должностные обязанности. Планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждении. Осуществляет проведение

Инструктор по физической культуре
Должностные обязанности. Организует активный отдых обучающихся (воспитанников) в режиме учебного и внеучебного времени учреждения. Организует и проводит с участием педагогических работников

Диагностическая контрольная работа
1. Правомочность использования понятия «управление» применительно к физической культуре и спорту? 1) представляет собой систему управления конкретными мето

нять индивидуальные действия во время развёртывания атаки в середине поля, сделав акцент на его более глубокое взаимодействие с игроками из соседних линий. Индивидуальные действия со стороны нападающего были бы наиболее полезны для команды лишь в завершающей стадии атаки, когда соперник уже прижат к воротам.

Перспективными являются исследования, направленные на поиски закономерностей, которые можно выявить во время применения игроками командных тактико-технических действий.

Литература

1. Варюшин В.В. Игровые упражнения в тренировке взаимодействия футболистов: Метод. разраб. для слушателей Высш. шк. тренеров, фак. повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКа / Варюшин В.В.; ГЦОЛИФК. - М., 1989. - 77 с.

2. Віхров К. Тактика гри у футбол. Групова взаємодія. „ФВ в школі”. - 2004. - №2. - С.23-25.

3. Кучеренко О., Немировский Л. Знаете ли вы футбол? - М.: ФиС., 1980. - 88с.

4. Лебедев Л., Немировский Л. А ваше решение? - М.: Со-в.спорт, 1990. - 95с.

5. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.

6. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.

7. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.

8. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.

9. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед. Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.

10. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.

Поступила в редакцию 10.03.2007г.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛОЙ

Приходько И. И., Путятина Г.Н. Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотация. В статье авторами предпринята попытка системного подхода к организации управления спортивной школой. Спортивная школа представлена как субъект и объект управления, разработана организационная модель спортивной школы.

Ключевые слова: спортивная школа, управление, объект управления, субъект управления, ресурсы организации, организационная модель.

Анотація. Приходько І.І., Путятіна ГМ. Організація управління спортивною школою. У статті авторами використовується системний підхід до організації управління спортивною школою. Спортивна школа представлена як суб’єкт та об’єкт управління, розроблено організаційну модель спортивної школи.

Ключові слова: спортивна школа, управління, об’єкт управління, суб’єкт управління, ресурси організації, організаційна модель.

Annotation. Prikhodko I.I., Putyatina G.N. Organization of management sporting school. In the article authors are undertake the attempt of approach of the systems to organization of management sporting school. Sporting school is presented as a subject and management object, the organizational model of sporting school is developed. Key words: sports school, management, management object, management subject, resources of organization, organizational model.

Введение.

Проблемы сохранения и развития системы спортивных школ являются частью целостной системы развития физической культуры и спорта. Приоритетным направлением государственной политики в сфере физической культуры и спорта является развитие детско-юношеского, резервного спорта и привлечение населения к занятиям физической культурой. Один из показателей социально-экономического развития Украины - количественно-качественная характеристика спортивных школ. На данный момент проводится реформирование основ системы детско-юношеского и резервного спорта путем определения организационно-правового статуса деятельности спортивных школ.

Научные исследования последних лет в сфере физической культуры и спорта характерны тем, что они выполнены на основе использования принципов системного подхода. Среди таких работ следует отметить работы Н.В. Жмарева , который дал глубокий системный анализ спорта как социальной системы, работы И.И. Приходько и В. И. Мудрика , которые, опираясь на методы системного подхода, раскрывают организацию совершенствования управления физической культурой и спортом. Системный подход при исследовании организации управления физической культурой и спортом реализуется как системный анализ, программно-целевые методы и моделирование. Моделирование как метод научного исследования широко применяется для изучения информационных процессов при управлении многоуровневыми системами, комплексными экспериментальными исследованиями, проектными разработками, многопроцессорными вычислительными и информационными системами . Теоретические основы моделирования используются для изучения взаимодействия экономической и социальной эффективности .

Моделирование в физическом воспитании и спорте как метод научного исследования и как один из компонентов системы управления подготовкой спортсменов широко применяется при изучении закономерностей динамики состояния спортсмена в ходе подготовки, правил и форм построения тренировочного процесса . Наибольшее распространение получили модели состояния спортсмена (модельные характеристики его соревновательной деятельности, специальной физической, технической подготовленности, морфофункциональных и психических особенностей) и модели различных структур тренировочного процесса . Однако многие аспекты организационного моделирования и его применения в сфере управления физической культурой и спортом разработаны недостаточно. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает целостное представление об организационном моделировании, как методологической основе управления, планирования, организации и контроля эффективности деятельности спортивных школ.

Данная работа выполняется в рамках Свод-

ного плана научных исследований Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта 2006 - 2010 гг. на кафедре менеджмента физической культуры Харьковской государственной академии физической культуры „Організація і технологія удосконалення діяльності суб’єктів та об’єктів управління фізичною культурою і спортом (на прикладі Північно-східного регіону України)”. Шифр: 2.3.5. Номер госрегистрации: 010Ш006475.

Формулирование целей работы.

Цель исследования - систематизировать организацию управления спортивной школой.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать систему управления спортивной школой.

2. Раскрыть организационную модель спортивной школы как субъекта и объекта управления.

Результаты исследования.

Наши исследования основываются на организационном анализе деятельности спортивных школ трех областей Украины (Полтавской, Сумской, Харьковской), а также на результатах опроса директоров и тренеров спортивных школ. Нами выявлена

объективная необходимость систематизации и совершенствования организационной структуры спортивных школ. Системный подход в исследовании спортивных школ как объекта социального управления, на наш взгляд, предполагает рассмотрение спортивной школы в трех аспектах:

■ историческом - с позиции выяснения условий зарождения системы спортивных школ, основных этапов их развития;

■ структурном, который позволяет определить состояние и формы связи компонентов спортивных школ, иными словами организационную структуру;

■ функциональном, который раскрывает способность спортивных школ удовлетворять потребности личности и общества.

Система управления спортивной школой состоит из таких компонентов: механизм управления, организационная структура (субъект! объект) управления и процесс управления. Структурный аспект системного подхода ориентирует исследование деятельности спортивных школ на раскрытие целостности объекта. Спортивная школа как объект уп-

Рис.1. Структурные элементы спортивной школы

равления представляет собой совокупность различающихся между собой элементов: структурных подразделений, занимающихся, тренерско-преподавательский состав (рис. 1).

Общий характер взаимосвязи элементов спортивной школы определяется уровнем развития ее основных составляющих субъектов: учредитель выступает непосредственным создателем объекта; внутришкольное управление осуществляет директор, который несет персональную ответственность за деятельность спортивной школы; заместитель директора и методист являются административными единицами; общественный сектор управления спортивной школой представлен общественными органами внутришкольного управлении (педагогический совет, тренерский совет, родительский комитет); учащиеся и другие структурные подразделения. Необходимо подчеркнуть субъектно-объектную роль элементов системы управления спортивными школами, их способность быть одновременно субъектом и объектом управления, так как каждому элементу системы присущи свой предмет, формы и методы деятельности.

Механизм управления присущ всем без ис-

ключения областям деятельности людей. Механизм управления спортивной школой представляет собой совокупность следующих компонентов: цели управления, принципов, функций, методов и форм управления. Эффективность деятельности спортивных школ по подготовке спортивного резерва обусловлена уровнем государственной политики в системе детско-юношеского и резервного спорта, а именно в совершенствовании взаимосвязей и взаимодействий между субъектами и объектами управления физической культурой и спортом (рис.2).

Кабинет Министров Украины на основе Конституции и законов Украины осуществляет государственное управление реализацией основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Эффективность организации управления спортивной школы - это создание научно обоснованных организационных форм, методов, техники управления и благоприятных условий для достижения педагогическим коллективом поставленных целей и высоких показателей с использованием имеющихся ресурсов.

Организационную модель спортивной школы мы рассматриваем с двух позиций, как субъект

Рис. 2. Механизм управления спортивными школами

управления и как объект управления. Организационная модель спортивной школы как субъекта управления (управляющей подсистемы) характеризуется следующими блоками параметров:

■ цель и эффективность деятельности;

■ состояние управляемой системы;

■ использование ресурсов в управляемой системе.

Блок целей характеризуется эффективностью влияния организации управления на конечные результаты деятельности и включает параметры:

■ эффективность влияния организации управления на результат деятельности и выражается в использовании администрацией спортивной школы основ научной организации труда, внедрении в практику работы результатов научных исследований в сфере физической культуры и спорта, использовании компьютерных технологий в процессе построения учебно-тренировочных занятий;

■ уровень профессиональной компетенции аппарата управления в спортивной школе (директора, заместителя, методиста):

■ повышение квалификации административного и тренерско-преподавательского состава;

■ функционирование общественного сектора внутришкольного управления (педагогический совет, тренерский совет, родительский комитет).

Данный блок характеризует эффективность системы управления в спортивной школе, которая в первую очередь зависит от профессиональных и личностных характеристик директора.

Блок использования ресурсов в системе управления характеризует соотношение общей эффективности деятельности спортивной школы и затрат на управление (наличие полного состава администрации спортивной школы, эффективность принятия управленческого решения).

Организационная модель спортивной школы как объекта управления (управляемой подсистемы) характеризуется такими блоками параметров:

■ цели, которые характеризуют задачи, стоящие перед спортивной школой;

■ состояние учебно-тренировочного процесса, спортивные достижения;

■ использование ресурсов.

В блоке параметров цели раскрываются стороны деятельности спортивной школы. Главная цель и основная задача спортивных школ - обеспечение привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также селекция наиболее одаренных воспитанников в системе подготовки спортивного резерва.

В блоке параметров состояния учебно-тренировочного процесса спортивная школа характеризуется:

■ степенью специализации (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ);

■ количеством занимающихся в группах (по куль-

тивируемым видам спорта);

■ структурой учебно-тренировочного процесса (цикличность построения);

■ внешними и внутренними связями;

■ составом и структурой тренерских кадров и вспомогательного персонала.

В блоке использования ресурсов отражается:

■ использование финансовых средств (основных и дополнительных источников);

■ использование материально-технических ресурсов (наличие собственной или арендованной спортивной базы, спортивного инвентаря, оборудования, использование коммунальных услуг);

■ рациональное использование трудовых ресурсов (педагогическая нагрузка на одного трене-ра-преподавателя, стимулирование труда, повышение квалификации, уровень социальной защищенности).

В результате анализа и обобщения системы управления спортивной школой мы пришли к заключению о том, что:

1. Система управления спортивной школой представляет иерархию организованных подсистем.

2. Уровни иерархии формируются в процессе деятельности спортивной школы.

3. Каждый уровень иерархии обладает собственным ресурсным и информационным полем.

4. Процесс управления происходит на каждом уровне.

5. Управление происходит с учетом имеющихся ресурсов.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает необходимость использования системного комплексного подхода в научном обосновании организации деятельности спортивных школ. Это дает основания разработки Целевой комплексной программы совершенствования управления деятельностью спортивных школ до 2011 г. в региональном масштабе.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем организации управления спортивной школой.

Литература

1. Жмарев Н. В. Системный поход и целевое управление в спорте. - К.: Здоров’я, 1984. - 144с.

2. Исаев А. А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 240с.

3. Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи: Дис...д. пед. н.: 13.00.04. - М., 1998. - С. 4456.

4. Круцевич Т. Модельно-целевые характеристики физического состояния в системе программирования физкультурно-оздоровительных занятий с подростками// Наука в Олимпийском спорте. - 2002. - №1. - С. 23-29.

5. Михеев Е.А. Научно-методические основы моделирования информационных процессов для обеспечения подготовки специалистов по управлению многоуровневыми производ-

ственными системами: Дис...канд. тех. наук: 05.13.06. -М., 2005. - С. 22-29, С. 32.

6. Приходько И.И., Мудрик В.И. Комплексный подход к организации совершенствования управления физической культурой и спортом// Материалы научно-практической конференции «Научно-практические проблемы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях». -Белгород: БЮИ. - 1999. - С. 27-30.

7. Федулова Л.І. Організаційно-економічні моделі багатофункціонального управління виробничою діяльністю на основі сучасного менеджменту. - Миколаїв: Вид-во УДМ-ТУ, 1997. - 170с.

8. Шкода Р.В. Теоретические основы моделирования взаимодействия экономической и социальной эффективности: Дис.канд. экон. наук: 08.00.01. - Волгоград, 2001. - 162с.

Поступила в редакцию 04.04.2007г.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ТАКТИКЕ БЕГА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Рыбковский А.Г.

Донецкий национальный университет

Аннотация. Тактическая подготовка спортсмена во время бега на средние и длинные дистанции включает теорию, методику развития выносливости и на этой базе решение двигательных задач по определению тактических вариантов ведения борьбы на дорожке, как эффективное средство реализации своей готовности. В основу моделирования тактических вариантов положены расчеты скорости бега на дистанциях от 800 м до марафонской (42 км 195 м). На основании чего построен алгоритм управления скоростью во время бега на средние и длинные дистанции.

Ключевые слова: тактическая подготовка, модели, координация движений, специальная выносливость. Анотація. Рибковський А.Г. Технічна підготовка спортсмена та її реалізація в тактиці бігу на витривалість. Тактична підготовка спортсмена під час бігу на середні і довгі дистанції включає теорію, методику розвитку витривалості і на цій базі рішення рухових задач по визначенню тактичних варіантів ведення боротьби на доріжці, як ефективний засіб реалізації своєї готовності. В основу моделювання тактичних варіантів покладені розрахунки швидкості бігу на дистанціях від 800 м до марафонської (42 км 195 м). На підставі чого побудовано алгоритм керування швидкістю під час бігу на середні і довгі дистанції.1

Ключові слова: тактична підготовка, моделі, координація рухів, спеціальна витривалість.

Annotation. Ribkowskii A.G. Technical training of the sportsman and its realization in tactics of run on persistence. The tactical preparation of the sportsman during run on average and long distances includes the theory, procedure of development of persistence and on this base the decision of motorial problems by definition of tactical variants of conducting struggle on a track, as an effective agent of realization of the readiness. In a basis of modeling of tactical variants the accounts of rate of run on distances from 800 m up to marathon (42 km 195 m) are fixed. On the establishment that the algorithm of control of rate is constructed during run on average and long distances. Keywords: tactical preparation, model, coordination of locomotions, special persistence.

Введение.

Реализация тактической подготовки как определенных вариантов ведения борьбы в условиях соревнований, позволяет спортсмену более эффективно использовать уровень своей специальной

подготовленности. Возросший уровень конкуренции в беге при равной функциональной готовности показывает, что побеждает спортсмен, который зная свои и соперников достоинства и недостатки, вместе с тренером составляет выигрышные тактические программы, как в активной, так и пассивной форме. В активной форме программа поведения спортсмена составляется заранее, когда известны участники забега и их возможности. Пассивная форма предполагает действия спортсмена, как ответное поведение на маневры соперников. В первом варианте, спортсмен использует, прежде всего, свою предрасположенность к равномерной скорости бега по всей дистанции или на отдельных финишных отрезках. Во втором варианте, спортсмен по уровню своей подготовки может мгновенно реагировать на изменения скорости соперников, предпочитая держаться в «тени» и не показывая заранее свои тактические намерения. Как правило, такие спортсмены имеют универсальный уровень подготовки, одинаково владея несколькими вариантами техники бега и запасом скоростной выносливости.

В этой связи исключительно высокие требования предъявляются к надежности и точности реализации тактических программ в экстремальных ситуациях соревнований. Если спортсмен технически и функционально подготовлен к различным переключениям скорости независимо на каком отрезке дистанции, это необходимо сделать, то не имеет значения выбор варианта тактики бега, как «пассивного», так и «активного», когда на тактические варианты спортсмен отвечает по ходу бега адекватными действиями .

На современном этапе подготовки спортсменов в беге на средние и длинные дистанции выносливость приобретает новое качество - сохранение высокой скорости бега на отрезках финиширования. Это в свою очередь, накладывает отпечаток и на тренировочный процесс спортсменов-средневиков и стайеров, когда значительный объем скоростной работы выполняется на фоне утомления.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого национального университета.

Формулирование целей работы.

Цель работы - изучить тактические варианты в беге на средние и длинные дистанции с учетом техники бегового шага.

Результаты исследований.

В основу моделирования тактических вариантов, мы взяли расчеты скорости бега на дистанциях от 100 м до марафонской (42 км 195 м). При построении графика скорости бега рассматривалась средняя скорость пробегания для каждой дистанции. Наиболее высока средняя скорость бега отмечается у женщин на дистанции 100 м, у мужчин на 200 м. Математические расчеты показали, что при сопоставлении средней скорости бега с длиной дистанции отсутствует линейная зависимость между этими параметрами. Например, при увеличении дистанции в 2 раза от 100 до 200 м,