Отечественное оружие и военная техника. Отечественное оружие и военная техника Эсминец 956

June 14th, 2015

Окончание (предыдущие записи - )

Если провести специализированный опрос общественного мнения на тему "Хотели бы вы, чтобы оставшиеся эсминцы пр. 956 были отремонтированы (модернизированы) и снова введены в строй?", б"ольшая часть опрошенных, скорее всего, даст положительный ответ - настолько велика народная симпатия к этим мощным и красивым кораблям. К сожалению, одной лишь симпатии здесь мало, и, перед тем как начинать сбор подписей за спасение "Сарычей", следует трезво оценить возможность и целесообразность их восстановления.

"Адмирал Ушаков" готовится дать полный бортовой залп главным калибром, 17.08.05 (фото от Shtorm_DV с navsource.narod.ru)


Возможность

Двумя краеугольными камнями в данном вопросе являются паровые котлы и турбины. Несмотря на острую критику турбинного (в частности - лопаточного) производства Кировского завода, прозвучавшую со стороны одного из бывших работников предприятия (ссылка 1 ), положение дел на Киров-Энергомаше далеко не столь плачевно. На станках с ЧПУ, которых "всего три", исправно изготавливаются лопатки ( ), а выигранный тендер на производство паротурбинной силовой установки для головного атомного ледокола ЛК-60 пр. 22220 (ссылка 3 ) позволит заводу быстро восстановить навыки, приобретённые им при создании ПТУ для кораблей ледокольного и военно-морского флота СССР.

О хорошем самочувствии Киров-Энергомаша говорит и тот факт, что буквально на днях завод приступил к комплексной дефектации энергооборудования ТАРКР "Адмирал Нахимов", проходящего модернизацию на Севмаше ( ссылка 4 ) . Основные блоки ГТЗА, включая паровую турбину и редуктор (в сообщении - в единственном числе), были доставлены на предприятие в начале июня. . После утверждения заказчиком (Севмашем) дефектовочных ведомостей будет заключён контракт на выполнение ремонтных работ ( ссылка 5 с подачи flotprom.ru ) . С учётом того, что на сайте предприятия говорится об обслуживании на базе комплекса "Турбосервис" ГТЗА-674, ТНА-4 и вспомогательных механизмов ( ссылка 6 ) , относящихся к ГЭУ эсминцев пр. 956, можно утверждать о готовности Киров-Энергомаша к участию в ВТГ "Сарычей".

Производство котлов КВГ-3, в свою очередь, может быть восстановлено на Балтийском заводе, который в 2006 г. изготовил восемь КВГ-3Д для "Викрамадитьи" (ссылка 7 ), а в 2013 г. выполнил их аварийный ремонт после частичного разрушения теплоизоляции в ходе испытаний по причинам, не связанным с конструкцией самого агрегата (ссылка 8 ). Котлы индийского авианосца отличаются от применённых в пр. 956 в основном использованием дизельного топлива вместо флотского мазута, и особых препятствий для изготовления или ремонта КВГ-3 силами Балтийского завода быть не должно. Кроме того, в СКБ котлостроения уже разработан усовершенствованный котлоагрегат КВГ 6М-1, полностью взаимозаменяемый с котлами КВГ-3, способный работать на дизельном топливе и без постоянной вахты (ссылка 9 ).

Целесообразность

Доводы, изложенные в предыдущем разделе, позволяют сделать вывод о возможности восстановления работоспособности ГЭУ всех эсминцев пр. 956, выведенных в резерв, и даже замены отдельных её элементов (в частности, котлов) на более совершенные (при этом замену КТУ на ГТУ, требующую дефицитных двигателей и перекомпоновки большого количества помещений, следует сразу исключить из рассмотрения как практически невыполнимую). Однако весьма затратный восстановительный (средний) ремонт сразу нескольких морально устаревших кораблей 3-го поколения требует серьёзного безэмоционального обоснования с точки зрения полезности "Сарычей" для ВМФ РФ.

При всей симпатии к выдающемуся проекту приходится признать, что :
1) в ближней морской зоне, где сейчас в основном используются эсминцы, в них попросту нет необходимости - с обязанностями охраны водного района прекрасно справляются МРК (РКА) и МПК;
2) относительно использования 956-х в дальней морской зоне у командования ВМФ, надо полагать, уже давно сложилось стойкое предубеждение, которое препятствует и будет препятствовать их назначению в состав сил боевой службы;
3) выполнение "Сарычами" представительских функций может серьёзно осложнить повышенное дымообразование, свойственное их КТУ в режиме прогрева, которое вряд ли будет способствовать поддержанию положительного имиджа ВМФ России в мире (в том, что СКБК удастся справиться с этим недоразумением полной уверенности нет);
4) "нестандартный" флотский мазут является лишней, никому не нужной проблемой снабжения как в районе постоянного базирования, так и на боевой службе, а ремонт котлов и подготовка котельных машинистов - головной болью СРЗ и учебных центров (всё это ВМФ вынужден терпеть из-за наличия в его составе других кораблей с КТУ - ТАВКР и ТАРКР).

Острая нехватка корабельного состава для БС в дальних водах могла бы послужить стимулом к восстановлению технической готовности эсминцев пр. 956, однако производственных мощностей для этого явно не хватает, а первым номером в списке на выход из резерва 2-й категории значится "Адмирал Харламов" - один из надёжных, проверенных временем БПК пр. 1155. Поэтому повлиять на судьбу невезучей серии эсминцев 1-го ранга способна только экстраординарная ситуация, в которой уникальность (незаменимость) "Сарычей" не вызывала бы никаких сомнений. 17 июня 2011 г. именно такая ситуация возникла в связи с заказом во Франции двух ДВКД типа "Мистраль".

Последний шанс "Сарычей"

Для того, чтобы по окончании строительства и испытаний "Мистрали" не повисли в воздухе, требовалось не только обеспечить надлежащие условия базирования (во Владивостоке и Севастополе), но и создать организационную структуру тактической группы, возглавляемой ДВКД. Вот тут-то и пригодились бы ЗРК средней дальности, противолодочное и противокорабельное вооружение и, самое главное, мощнейшая батарея главного калибра суперэсминцев пр. 956, одной из главных задач которых считалась и считается огневая поддержка десанта (ссылка 10 ).

По мнению автора, два "Сарыча" идеально вписались бы в состав десантной тактической группы (ДТГ), состоящей кроме них из одного ДВКД и двух БДК пр. 775. При проведении морской десантной операции эсминцы обеспечили бы достаточно надёжное боевое охранение на переходе морем и огневую поддержку первой волны десанта, загоризонтную высадку которой одновременно с вертикальным охватом выполнил бы ДВКД, после чего БДК осталось бы высадить вторую волну непосредственно на побережье, а эсминцам - перенести огонь вглубь обороны противника.

По одной такой группе можно было бы иметь на Дальнем Востоке и в Средиземном море, а в случае предполагавшейся постройки ещё двух ДВКД боевая служба двух ДТГ могла бы осуществляться практически на постоянной основе. Подобный сценарий развития событий предоставлял "Сарычам" уникальную возможность начать жизнь заново. Государственная необходимость "отработки" вложенных в "Мистрали" бюджетных средств вывела бы вопрос восстановления технической готовности эсминцев пр. 956 совсем на другой уровень.

Почти не приходится сомневаться, что в этом случае в разумно короткие сроки были бы введены в строй как минимум три самых ремонтопригодных корабля ("Беспокойный", "Бурный", "Безбоязненный"), как максимум - ещё два (выведенные из состава флота бывшие "Гремящие", находящиеся в достаточно приличном техсостоянии). Неожиданно возобновившийся в начале 2013 г. ремонт "Бурного" (ссылка 11 ) - практически одновременно с закладкой "Владивостока", возможно, был связан с некоторым единством взглядов автора блога и ГК ВМФ.

Отремонтированные ГЭУ (как вариант - с новыми усовершенствованными котлами) и комплектование дивизионов движения исключительно на контрактной основе (с высоким денежным довольствием) позволили бы эсминцам пр. 956 снова ходить в дальние воды, при этом два-три корабля можно было бы включить в состав Черноморского флота для несения регулярной боевой службы в Средиземном море. Однако крымские и донбасские события привели к приостановке поставки "Мистралей", и если передача России построенных во Франции ДВКД так и не состоится, это будет означать крушение надежд на лучшее будущее "Сарычей", т. к. шансов дождаться вступления в строй аналогичных кораблей отечественной постройки у эсминцев пр. 956 крайне мало, если не сказать, что их нет совсем.

Эскадренные миноносцы проекта 956.

Эскадренные миноносцы проекта 956 (Тип «Сарыч», код НАТО — Sovremenny class destroyer). Основным назначением корабля считалось - оказание огневой поддержки десанту в районе высадки, уничтожение противодесантной обороны, техники и живой силы, нанесения артиллерийских ударов по боевым кораблям и судам противника. Головной корабль «Современный ». Эсминцы проекта 956, официально причисленные к кораблям 1 ранга.

На данный момент в составе ВМФ России:

- КТОФ -"Бурный" (ремонт), "Быстрый", "Безбоязненный"(резерв)

- КСФ - "Адмирал Ушаков".

- ДКБФ - "Беспокойный" (резерв), "Московский комсомолец"/"Настойчивый".

Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2013 год - 3 единицы

Эскадренный миноносец Современный.

Эсминец Современный - Спущен на воду 18 ноября 1978г., и вступил в строй 25 декабря 1980г. и уже 3 февраля 1981г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

В апреле 1984г. принял участие, в составе КУГ, аж в 3х учениях СФ -«Атлантика-84», «Заполярье-84», и мае «Эскадра-84».

С 15 января по 4 июня 1985г. боевая служба в Средиземном море с ТАКР «Киев », крейсером «Вице- адмирал Дрозд », БПК «Маршал Тимошенко », «Стройный » и эсминцем «Отчаянный ».

28 августа- 26 сентября 1988г. осуществлял контроль, совместно с БПК «Стройный »и Эм «Неудержимый », за учениями НАТО «Тим уорк-88» в Норвежском море со слежением за авианосцем ВМС США «Форрестолом\ Forrestal».

Бортовые номера: 670(1980), 760(1981), 618(1982), 680(1982),402(1982), 441(1984), 431(1988), 420(1990), 402(1992), 431(1998), 753

Списан: 1998г.

Эскадренный миноносец Беспокойный.


Эсминец Беспокойный - Спущен на воду 9 июня 1990., и вступил в строй 28 декабря 1991г. и уже 29 февраля 1991г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

24 августа 1992г. вошел в состав Балтийского флота, в состав 128-й бригады надводных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей.

С 10 по 20 октября 1994г. обеспечивал визит в Санкт-Петербург английской королевы, за что был награждён грамотой Президента России.

В 1995г. принял участие в учениях «Балтопс-1995».

В 1996г. был флагманским кораблём во время учения «Балтопс-96».

В 1997г. участвовал в учениях «Балтопс-97».

В 2001г. участвовал в учениях «Балтопс-2001».

Бортовые номера: 678(1992), 620(1993).

В настоящее время находится в резерве 1-й категории.

Эскадренный миноносец Бесстрашный.


Эсминец Бесстрашный - Спущен на воду 28 декабря 1991г., и вступил в строй 30 декабря 1993г. и уже 17 апреля 1994г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

В мае 1994г. нанёс визит в Осло (Норвегия)

С 21 декабря 1994г. по 22 марта 1996г. боевая служба в Средиземное море. В ходе службы посетили в конце января Тартус (Сирия), а феврале Мальту.

В 2004г. получил новое имя «Адмирал Ушаков», имя корабль унаследовал от Краснознаменного тяжелого атомного ракетного крейсера Северного флота, исключенного из боевого состава ВМФ в июне 2002 года.

Бортовые номера: 694(1993), 678(1995), 434(1996).

Эскадренный миноносец Безудержный.


Эсминец Безудержный - Спущен на воду 30 сентября 1989г., и вступил в строй 25 июня 1991г. и уже 30 июля 1991г. вошел в состав Северного флота (СФ-43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры)

С декабря 1991г. по декабрь 1994 эсминец находился в губе Ура, обеспечивая охрану и оборону ТАКР «Адмирал Кузнецов » в пункте базирования.

5 июля 1992г. года участвовал в совместном учении с отрядом американских кораблей в Баренцевом море.

С 26 по 31 мая 1993г. посетил с официальным визитом порт Нью-Йорк для празднования юбилея 50-летия Битвы за Атлантику, после чего провели упражнения по маневрированию и связи совместно с ВМС США.

9 декабря 2007г. был переименован в «Гремящий » и на корабле был поднят гвардейский флаг.

Бортовые номера: 682(1991), 444(1992), 435(1993), 406(1994). Списан: 2012г.

Эскадренный миноносец Безупречный.


Эсминец Безупречный - Спущен на воду 25 июля 1983г., и вступил в строй 6 октября 1985г. и уже 7 января 1986г. вошел в состав Северного флота (СФ-56 брэм 7 опэск)

Август - декабрь 1986г. боевая служба в Средиземном море.

С 4 по 17 марта 1989г. боевая служба в Средиземном море осуществление слежения за учениями НАТО «Норд Стар» и следил за авианосцем «Америка».

4 января по 25 июля 1991г. боевая служба в Средиземное море (совместно с ТАРКР «Калинин»).

Бортовые номера: 820(1985), 430(1986), 681(1987), 459(1987), 413(1990), 417(1992), 455(1994), 439(1995). Списан: 2001г.

Эскадренный миноносец Бурный.


Эсминец Бурный - Спущен на воду 30 декабря 1986г., и вступил в строй 30 сентября 1988г. и уже 9 ноября 1988г. вошел в состав Балтийского флота (БФ-76 бррк 12 дрк) . 13 ноября 1989г. перешел на Тихоокеанский флот (ТОФ- 193 брплк).

С 3 января по 20 июля 1991г. боевая служба в Южно-Китайском море с базированием в Камрани (Вьетнам).

В августе 1998г. участие в Российско- Американских учениях по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях.

В августе 2005г. боевая служба в Японском море и участие, совместно с БПК «Маршал Шапошников » в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия 2005».

Бортовые номера: 677(1988), 795(1989), 722(1990), 778(1994). Списан: С 2005г. находится в ремонте.

Эскадренный миноносец Быстрый.


Эсминец Быстрый - Спущен на воду 28 ноября 1987г., и вступил в строй 30 сентября 1989г. и уже 30 октября 1989г. вошел в состав Балтийского флота (БФ-76 бррк 12 дрк) . 13 ноября 1989г. перешел на Тихоокеанский флот (ТОФ - 175 бригады ракетных кораблей 10-й ОПЭСК).

С 21 по 23 июня 1990г. участвовал в учениях Балтийского флота под флагом Главнокомандующего ВМФ.

С 15 сентября по 3 ноября 1990г. совершил межфлотский переход на ТОФ вместе с крейсером РКР «Черовна Украина ».

С 24 по 26 апреля 1991г. эсминец участвовал в учениях по обеспечению ПВО и ПЛО ТАКР.

17 февраля 1992г. оказывал помощь при тушении пожара на БПК «Адмирал Захаров » в Амурском заливе.

с 18 по 22 апреля 1992г. боевая служба в Японском море, совместно с ЭМ «Безбоязненным » проводил поисковую противолодочную операцию.

В период с 11 по 17 декабря 1997г. сопровождал АПЛ К-500, которая возвращалась с боевой службы.

с 17 по 19 мая 2010г. участвовал в учениях в районе Японского моря, совместно с ТАКР "Петр Великий ", РКР "Варяг " и БПК "Адмирал Пантелеев ".

В сентябре 2011г. участвовал в учениях Тихоокеанского флота, в составе РКР "Варяг ", БПК "Адмирал Виноградов" и БПК "Адмирал Трибуц ".

С 29 июня по 7 августа 2012г. участвовал в международные военно-морские учения "РИМПАК-2012".

Бортовые номера: 676(1989), 786(1991), 715(1993).

В строю.

Э ск адренный миноносец Боевой .


Эсминец Боевой - Спущен на воду 4 августа 1984г., и вступил в строй 28 сентября 1986г. и уже 5 ноября 1986г. вошел в состав Балтийского флота (БФ-76 бррк 12 дрк) . 13 ноября 1989г. перешел на Тихоокеанский флот (ТОФ - 175 бригады ракетных кораблей 10-й ОПЭСК).

С 4 апреля 1989г. по 23 сентября 1989г. боевая служба в Персидском заливе и Южно- Китайском море.

с 31 июля по 4 августа 1990г. совместно с БПК «Адмирал Виноградов » и танкером «Аргунь» под флагом адмирала Г. Хватова совершил дружеский визит в ВМБ Сан-Диего (США).

Бортовые номера: 678(1986), 640(20.12.1987), 728(1989), 770(1990), 720(1993)

Списан: 2010г.

Э ск адренный миноносец Ведущий .


Эсминец Ведущий - Спущен на воду 30 мая 1987г., и вступил в строй 30 декабря 1988г. и уже 7 августа 1989г. вошел в состав Северного флота (СФ- 56 брэм 7 опэск).

18 августа 1988г. был переименован в «Гремящий » и на корабле был поднят гвардейский флаг.

С 26 по 31 августа 1991г. в качестве флагманского корабля принимал участие в праздновании юбилея посвящённого памяти 50-летия первого северного конвоя «Дервиш».

С 25 по 1 июня 1993г. посетил с официальным визитом Ливерпуль (Великобритания) для празднования юбилея 50-летия Битвы за Атлантику.

9 мая 1995г. принял участие в юбилейном параде к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Бортовые номера: 680(1988), 684(1989), 605(1990), 420(1990), 739(1991), 439(1991), 429(1995), 404(2005).

Списан: 2006г.

Эск адренный миноносец Окрыленный.


Эсминец Окрыленный - Спущен на воду 31 мая 1986г., и вступил в строй 30 декабря 1987г. и уже 26 марта 1988г. вошел в состав Северного флота (СФ- 56 брэм 7 опэск).

4-17 марта 1989 с «Окрыленным» осуществлял контроль за учениями НАТО «Норд Стар» и слежение за «Америкой».

C 21-30 декабря 1988г. боевое охранение ТАРКР «Калинин » для обеспечения межфлотского перехода.

С 4-17 марта 1989г. в Норвежском море в составе КУГ осуществлял слежение за учениями НАТО «Норд Стар» за авианосцем «Ark Royal» и «Intrepid».

С 1 декабря 1989г. по 13 июня 1990г. боевая служба в Средиземном море, осуществлял слежение за авианосцем «D. Eisenhower».

С 4-23 января 1991г. сопровождение ТАРКР «Калинин » на боевую службу в Средиземное море.

Бортовые номера: 670(1986), 424(1988), 444(1990), 415(1996).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Осмотрительный.

Эсминец Осмотрительный - Спущен на воду 24 апреля 1982г., и вступил в строй 30 сентября 1984г. и уже 7 декабря 1984г. вошел в состав Балтийского флота (БФ- 76 бррк 12 дрк).

21 августа- 22 ноября 1985г. переход из Балтийска во Владивосток вокруг Африки в составе КУГ КР. «Фрунзе » и БПК «Адмирал Спиридонов » после чего был зачислен в состав 175 бригады ракетных кораблей 10 оперативной эскадры -ТОФ.

В середине 1986г. боевая служба в Южно-Китайском море.

С 15 февраля по 9 сентября 1988г. боевая служба в Персидском заливе, где осуществлял сопровождение и конвоирование кораблей.

Бортовые номера: 672(1984), 780(1986), 755(1986), 730(1992), 735(1993), 730(1997).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Отличный.



Эсминец Отличный - Спущен на воду 21 марта 1981г., и вступил в строй 30 сентября 1983г. и уже 15 декабря 1983г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

17-24 января 1985г. совместные учения «Монкада-85» с ВМФ Кубы со слежением за авианосцем «Eisenhower».

С 20 января по 30 апреля 1986г. он нес боевую службу в Средиземном море. За время боевой службы участвовал в поисковой противолодочной операции «Молизит», принял участие в учениях ДКБФ «Дозор-86», а так же осуществлял слежение за авианосцами «Saratoga», «America», и «Enterprise».

С 26 мая по 18 декабря 1988г. боевая служба с ТАКР «Баку » в Средиземном море. В ходе службы осуществлял слежение за авианосцем «Eisenhower», а так же приняло участие в совместных учениях с Сирийскими ВМС.

Бортовые номера: 671(1983), 403(1985), 434(1988), 408(1990), 151(1991), 474(1992).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Отчаянный.


Эсминец Отчаянный - Спущен на воду 29 марта 1980г., и вступил в строй 30 сентября 1982г. и уже 24 ноября 1982г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

С 17 октября по 6 ноября 1983г. боевая служба в Средиземном море и Атлантическом океане.

В апреле 1984г. принял участие, в составе КУГ, аж с 3х учениях СФ -«Атлантика-84», «Заполярье-84», и мае «Эскадра-84».

С 15 января по 4 июня 1985г. боевая служба вместе с ТАВКР «Киев », БПК «Вице- адмирал Дрозд », БПК «Маршал Тимошенко », «Стройный » в Средиземном море.

С 3 по 23 сентября 1987г. боевая служба в Северном море и Атлантическом океане, осуществлял слежение за авианосцем «Forrestal».

9-17 марта 1987г. боевая служба в Атлантическом океане с обеспечением межфлотского перехода с Балтики на СФ БПК «Маршал Устинов ».

3-23 сентября 1987г. боевая служба в Северном море и Атлантическом океане, осуществлял слежение за авианосцем «Forrestal».

Бортовые номера: 431(1981), 684(1982), 460(1984), 405(1987), 417(1990), 433(1990), 475(1991), 441, 417(1998).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Расторопный.


Эсминец Расторопный - Спущен на воду 4 июня 1988г., и вступил в строй 30 декабря 1989г. и уже 7 июля 1990г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

С 26 по 31 августа 1991г. принимал участие в праздновании юбилея посвящённого памяти 50-летия первого северного конвоя «Дервиш».

Бортовые номера: 447(1989), 673(1990), 633(1990), 400(1992), 420(1993).

Списан: 2012г.

Эск адренный миноносец Стойкий.


Эсминец Стойкий - Спущен на воду 27.07.1985г., и вступил в строй 31.12.1986г. и уже 24 февраля 1987г. вошел в состав Тихоокеанского флота (ТОФ - 175 бррк 10 опэск).

С октября 1987г. по апрель 1988г. боевая служба в Персидском заливе, проводка конвоев в период Ирано Иракского конфликта.

С 15 января по июль 1990г. боевая служба в Южно Китайское море, Индийский океан, переход через Суэцкий канал в Средиземное море.

Бортовые номера: 679(1986), 645(1987), 719(1989), 727(1990), 743(1993).

Корабли проекта 956 Сарыч навечно остались лучшими эсминцами, созданными в СССР. Они разрабатывались и строились на пике экономической мощи страны и воплотили в себе самые передовые технические решения того времени. Эсминцы Сарыч заняли на флоте место многоцелевых кораблей, способных самостоятельно решать задачи в любой точке мира.

Проект Сарыч — корабль в походе

Основные параметры проекта 956 «Сарыч»

История развития


Артиллерийский легкий крейсер «Куйбышев». Предшественник «Сарычей» не имел ракетного оружия и не мог быть модернизирован

К концу 60-х основная боевая сила ВМФ Советского Союза - артиллерийские крейсера, полностью исчерпали свой ресурс. Их пушки были бессильны против ракетных комплексов американского флота, что нарушало баланс сил.

Для их замены было решено разрабатывать современные российские эсминцы Сарыч для дальней морской зоны, установив на них новейшие советские противокорабельные ракеты.

Проект получил код 956 «Сарыч».

Новый современный эсминец России должен был решать сразу множество задач:

  • прикрытие ракетных подводных лодок;
  • противодействие подлодкам противника;
  • проекция силы на удалённые прибрежные территории;
  • противодействие УДК, фрегатам, корветам, сторожевикам противника;
  • борьба против коммуникаций противника.

Работники ленинградского конструкторского бюро смогли придать боевому кораблю внешний вид настоящего хищника. Стремительный силуэт заставляет вспомнить приземистые корпуса, которыми обладали эсминцы ВМФ России, воевавшие на русско-японской войне.


Агрессивная внешность подкреплялась впечатляющим вооружением. По бортам разместились 2 счетверенных ПУ ПКР «Москит» и два спаренных 130-мм орудия, готовых обрушить на противника до 180 снарядов за минуту.

Эсминцы типа Сарыч вооружены артиллерией, которая до сих пор остается лучшей в мире. Ни один эсминец ВМФ США не способен победить 956-го в артиллерийском бою. «Сарычи» демонстрировали силу советского оружия во время показательных учений и дальних походов по всему Мировому океану. Эсминцы 956 проекта — легендарные корабли России.


Всего было запланировано построить 32 «Сарыча», но развал Советского Союза не позволил этим планам сбыться. Для флота СССР/РФ было сдано всего 17 единиц. Еще 4 корабля были проданы Китаю. Один корпус был разобран. Сколько эсминцев в России останется через несколько лет, никто не знает.

3 эсминца

на данный момент в боевом составе российского флота

В боевом составе российского флота, на данный момент, состоят три эсминца, еще три могут быть возвращены из резерва. Остальные миноносцы России в количестве 12 единиц либо уже порезаны на металлолом, либо дожидаются такой же участи.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Осадка, м 6 метров
Водоизмещение первых 11 кораблей, т 6500 – 7904 тонн
Водоизмещение после модификации, т 6600 – 8000
Длина, м 145.2 - 156.6
Ширина, м 17.2
Движитель, количество винтов 2
Двигатель 2 котлотурбинных ГТЗА-674
Мощность двигателя, л.с 100 000
Максимальная скорость, узлы 32
Крейсерская скорость, узлы 18.4
Экипаж мирного времени, чел 296 (25 офицеров)
Экипаж во время войны, чел До 350 (31 офицер)
Средства радиоэлектронной борьбы Две спаренные установки пассивных помех ПК2М, начиная с 9 корпуса к ним добавились от 4 до 8 (в зависимости от модификации) 122-мм постановщика помех ПК10
Артиллерия 2 спаренных 130-мм артустановки
ПВО 4 установки АК-630
Противолодочное вооружение ГАС «Платина-С», 2 бомбомета РБУ-1000
Противокорабельные ракеты 2 счетверенных установки ракет «Москит»
Зенитные ракеты ЗРК «Ураган»
Торпеды 2 двухтрубных калибра 533 мм
Авиация Вертолет Ка-27

Российский эскадренный миноносец «Современный»

Эсминцы проекта 956 Сарыч имеют шесть палуб, разделенных переборками на 16 водонепроницаемых отсеков. Излом носовой части снижает радиозаметность, хотя сам эсминец изготовлен не по технологии «стелс». Для создания надстроек использовался алюминиевый сплав.

Корабль Сарыч оборудован системой кондиционирования, кинозалами и даже разборным бассейном. Это одни из лучших кораблей ВМФ России по уровню комфорта для экипажа. Разумное использование внутренних объемов позволило получить более 3 м2 жилой площади для одного человека.

Обзор вооружения эсминца проекта 956 «Сарыч»

Установка АК-130, разработанная в 70-х годах, до сегодняшнего дня остается одной из лучших. Может делать до 90 выстрелов за минуту, отправляя 30-килограммовые снаряды на дистанцию 23 километра. Снаряды с радиолокационными взрывателями позволяют сбивать самолеты.


Орудия АК-630 защищают эсминец проекта 956 Сарыч от самолетов и ракет, подлетевших ближе 2000 м. Выпуская до 5000 снарядов за минуту, они могут быть эффективны не только против авиации, но и топить надводные цели. Гражданские суда, часто используемые пиратами, такая установка на ЭМ Сарыч может просто распилить пополам одной очередью.


Противокорабельные ракеты «Москит», хотя несколько устарели, все еще могут произвести ликвидацию любого противника, кроме авианосца - тому понадобится 3-4 ракеты. Реактивные бомбометы эффективны против подводных лодок.

Модификации

Проект 956Э

Первый пример российско-китайского сотрудничества в военно-морской сфере. Два недостроенных корпуса были доделаны для китайских ВМФ с минимальными изменениями
Проект 956ЭМ
Еще пара 956ЭМ была построена уже специально для Китая. Добавился полноценный ангар для вертолета. ГАС была заменена более современной. Ракетам «Москит» увеличили ударную дальность до 200 км.

Эскадренные миноносцы России проекта «Сарыч»

«Быстрый» Тихоокеанский флот РФ
«Адмирал Ушаков» Северный флот РФ
«Настойчивый» Балтийский флот РФ
«Бурный» Резерв
«Боевой» Резерв
«Безбоязненный» Резерв
«Беспокойный» Резерв
«Гремящий» Ждет утилизации
«Окрыленный» Ждет утилизации
«Расторопный» Ждет утилизации
«Современный» Демонтирован
«Отчаянный» Демонтирован
«Отличный» Демонтирован
«Осмотрительный» Демонтирован
«Безупречный» Демонтирован
«Стойкий» Демонтирован
«Внушительный» Демонтирован
«Буйный» Демонтирован
«Ханчжоу» Флот КНР
«Фучжоу» Флот КНР
«Тайчжоу» Флот КНР
«Нинбо» Флот КНР

Достоинства и недостатки

Достоинства, которыми обладает проект Сарыч:

  • Универсальная огневая мощь - российский эсминец пр.956 имеет возможность эффективно действовать как истребитель кораблей противника с помощью ПКР «Москит». Корабельные орудия могут перемолоть в пыль любые береговые укрепления - сопротивляющиеся высадке десанта или угрожающие коммуникациям;
  • Длительная автономность - хороший запас продовольствия и топлива позволяют действовать оторванным от снабжения не меньше месяца;
  • Продуманная жилая зона - удобство экипажа всегда недооценивалось в русском флоте, но комфорт в долгом походе спасает моряков от излишнего стресса.

Недостатки:

  • Отсутствие модернизаций - сегодня «Сарычи» проекта 956 устарели. Им требуются РЛС, ГАС и ракетное оружие нового поколения;
  • Капризные машины - передовые для своего времени котлотурбинные установки выдают высокую мощность, но имеют большой размер и часто требуют ремонта.

Корабли этого проекта могли стать самыми массовыми в своем классе. Их планировали спускать на воду в огромных для нашего ВМФ количествах. Полсотни эсминцев первого ранга - такой армады довольно для комплектации целого флота. К тому же многоцелевое назначение предполагало использование их для решения самых разнообразных задач. Головной эсминец «Современный» (проект 956) был заложен в 1975 году, последний корабль серии спущен на воду в конце 1993-го. Из планируемых пятидесяти единиц на вооружение СССР и России поступили 17. Еще четыре ходят под Два корабля законсервированы, два находятся в стадии модернизации, еще два - в боевом составе остальные списаны. В чем причина столь массовой резки на металл нестарых, по военно-морским понятиям, единиц?

Зачем СССР были нужны новые эсминцы

Причины отказа от большого количества кораблей проекта 956 следует искать во временах уже далеких. Именно тогда, в середине пятидесятых годов, произошло прискорбное явление, названное военными моряками «хрущевским разгромом». Опьянение успехами отечественных ракетостроителей привело к крупному стратегическому просчету. Вероятность глобального конфликта снизилась по причине гарантированности взаимного уничтожения, но это вовсе не означало, что отпала необходимость в региональном присутствии Советского ВМФ, а обеспечить его без наличия в арсенале крупных кораблей оказалось крайне сложно. Действия эскадр, находящихся на боевом дежурстве в разных удаленных секторах Мирового океана, затруднялись (по причине малого количества единиц, образующих их «ядро» и обуславливающих устойчивость). Авианосцы в СССР не строились из-за их дороговизны, эсминцы ранних проектов (пр. 30-2 и 78) и крейсера (пр. 68), построенные при Сталине и «недорезанные» Хрущевым, не только морально устарели, но и износились физически. Флот требовал пополнения современными кораблями крупного водоизмещения, оснащенными - наравне с ракетными пусковыми установками - мощной артиллерией. Именно таким задумывался новейший эсминец проекта 956, насущная необходимость в котором была вполне осознана после масштабных учений «Океан», прошедших весной 1970 года.

Что такое и зачем он нужен

Понятие скорее традиционное, чем наполненное реальным смыслом. Разумеется, минами вооружение не ограничивается, а по своему назначению корабль скорее соответствует принятому во многих флотах мира классу фрегатов, которые, в свою очередь, также имеют мало общего со старинными парусниками. Эсминец проекта 956 «Сарыч» (таков был шифр) предназначался для выполнения широкого круга боевых задач, которые могли оказаться не по силам составлявшим основу ВМФ СССР в конце шестидесятых. Официально его главное предназначение формулировалось как огневая поддержка десанта, выраженная в подавления малоразмерных наземных целей, обеспечении ПВО и ПРО высаживающихся подразделений и уничтожении плавсредств вероятного противника. Также планировалось совместное использование с БПК (пр. 1155), что приближало эффективность такой пары к боевым возможностям самых современных на тот момент американских фрегатов «Спрюэнс». Исходя из поставленных задач и создавался эсминец проекта 956. Корабль обходится бюджету дорого, его строят исходя из конкретной оборонной доктрины, тем более, когда речь идет о крупной серии.

Внешний вид и пропагандистское значение эстетики

Считается, что для военной техники внешний вид не так важен, как ее функциональные возможности, но это не совсем так. От того, насколько внушительно выглядит образец, зачастую зависит производимое им на вероятного врага впечатление, что в условиях отсутствия войны может сыграть немаловажную роль в развитии конфликта, а возможно, и предотвратить его. Исходя из этой посылки, создавался и эсминец проекта 956. Модель, фото которой была представлена Главкому МВФ Адмиралу С. Г. Горшкову в конце 1971 года, была одобрена во многом благодаря грозному виду корабля, его зловещему экстерьеру и тому пропагандистскому эффекту, который мог произвести его силуэт после появления судна на океанских просторах. Макет, построенный в масштабе 1:50, флотскому начальству понравился: он вполне соответствовал внешнеполитической доктрине СССР и демонстрировал прогресс в науке и технике второй половины XX века. Но, конечно же, дело было не только во внешнем виде - не так прост был С. Г. Горшков, чтобы по общему впечатлению оценивать эсминец проекта 956. Характеристики корабля были важнее, и они говорили об очень хороших мореходных качествах.

Новшества судостроения

Аванпроект специалисту в области судостроения нравился не только эстетически. Главными чертами внешнего облика корабля стала гладкопалубность корпуса, седловатость его носовой части, удачное размещение артиллерийских вооружений главного калибра, расположение зенитных комплексов по бортам (что обеспечивало отличные возможности постановки заградительного огня) и большое возвышение антенн РЛС (для улучшения локационного обзора). Длина корпуса лимитировалась возможностями верфей завода им. А. А. Жданова и не должна была превышать 146 метров при ширине 17 м. При разработке общей судостроительной идеологии корабля впервые применялись многие технологии. Форма носовой части задавала незаливаемость (до 7 баллов волнения) встречной волной, борт выполнялся с двойным изломом поверхности для понижения заметности. Были и другие особенности, которыми отличался эсминец проекта 956. Чертежи палуб выполнены с соблюдением их строгой горизонтальности независимо от обводов, что значительно улучшало технологичность установки оборудования. Корпус делится на пятнадцать водонепроницаемых отсеков, носовая «бульбовая» подводная часть не только снижает сопротивление, но и служит для размещения в ней поста гидроакустики (МГК-335МС, он же комплекс «Платина). Рационально применены элементы силового упрочнения в местах наибольших напряжений.

Энергоустановка

К недостаткам кораблей этой серии специалисты относят заведомо устаревшую силовую установку. Для этого были причины. При выборе типа турбины С. Г. Горшков предпочтение отдал котловой схеме, отвергнув газовую. Сделано это было под влиянием министра судостроения СССР Б. Е. Бутомы, аргументировавшего свое мнение большой загрузкой Южного турбинного завода и тем, что поставки мазута наладить в особый период будет легче, чем дизельного топлива. В результате эсминец проекта 956 оснастили спаренной котлотурбинной установкой общей мощностью 100 тыс. л. с. Сегодня трудно давать всеобъемлющую оценку и высказываться сугубо в пользу этого решения или против него. Дело в том, что в начале 70-х годов существовал амбициозный проект создания революционных в технологическом аспекте прямоточных КТУ, в случае успеха обещавших стать уникальными, но он не увенчался успехом. В конечном счете, пришлось остановиться на обычных устаревших высоконапорных котлах, проверенных и, в общем-то, тоже неплохих. И еще один аргумент в их пользу состоял в относительной дешевизне мазута. Мировой энергетический кризис коснулся и СССР.

Пушечное вооружение

Недооценка в прошедшие десятилетия роли артиллерии на морском театре военных действий побудила КБ «Севмаша» вооружить эсминец «Современный» (проект 956) двумя спаренными установками АК-130, оснащенными многоканальными системами управления «Лев-218» (МР-184). Наведение стволов осуществляется на основании информации, поступившей от РЛС, дальномера (лазерного) и телевизионных устройств, и обработанной цифровым вычислителем параметров стрельбы. Подача боеприпасов механизирована, скорострельность достигает 90 выстр./мин, дальность превышает 24 км. По артиллерийской мощи эсминец проекта 956 превосходит линейные корабли времен Первой мировой войны, не имевшие других вооружений, кроме пушечного. Вес доставляемых к цели снарядов (за одну минуту) превышает шесть тонн.

Зенитные артиллерийские средства обеспечивают защиту от сложных целей (в том числе и крылатых ракет) и представлены двумя расположенными побортно 30-мм комплексами АК-630М. Эти установки включают шестиствольные системы с водяным охлаждением, управляемые АСУ «Вымпел». Они способны поражать скоростные объекты на расстоянии до 4 км со скорострельностью в 4 тыс. выстрелов в минуту.

Ракеты

Ракетное вооружение эскадренного миноносца «Сарыч» предназначено для борьбы с воздушными и морскими целями. Комплекс «Ураган» (в более поздних модификациях «Ураган-Торнадо») оснащен однобалочными пусковыми установками, стреляющими ЗУРами. В боекомплекте каждой из двух ПУ - 48 реактивных управляемых снарядов. «Ураган» - оружие универсальное, оно вполне пригодно для поражения надводных кораблей небольшого тоннажа (например, ракетных или Количество сопровождаемых и уничтожаемых целей - до шести (при запуске каждые 12 секунд).

Специализированную противокорабельную оборону эсминец проекта 956 осуществляет комплексом «Москит» («Москит-М»), оснащенным ракетами ЗМ-82. Установок две, они защищены бронированием, каждая содержит по четыре снаряда. Боевой радиус комплекса составляет 120 км (170 у «Москита-М»). Ракеты сверхзвуковые (M=3), масса ВВ в боевом зарядном отделении - три центнера. Все восемь ЗМ-82 могут быть выпущены в течение полуминутного залпа по команде корабельной системы управления.

Условия службы

«Сарыч» выгодно отличался от многих кораблей ВМФ улучшенными условиями обитаемости. Эсминец оснащен единой установкой микроклимата, обеспечивающей комфортную атмосферу при наружной температуре, колеблющейся от −25 °С до +34 °С. Для отдыха рядового состава служат 16 кубриков вместимостью от 10 до 25 человек, при этом на каждого матроса приходится площадь свыше 3 м². Мичманские (четырехместные) и офицерские (одно- и двухместные) каюты имеют площадь 10 кв. м. Две просторные кают-компании и три столовые служат для приема пищи. На борту имеется все необходимое для жизни вдали от родного берега: кинозал, кабельное телевидение, библиотека, внутренняя радиосистема, комфортабельные душевые, сауна. В жаркую погоду по приказу командира корабля может быть собран бассейн.

Внутри медицинского блока есть амбулатория, двухместный изолятор, лазарет и операционная.

Условия обитаемости и комфорта на эсминцах проекта 956 не уступают иностранным стандартам, что повлияло на экспортный потенциал этих кораблей.

Тяжелые времена

Проект создавался исключительно для внутреннего использования, и до распада СССР о продаже кораблей этого типа даже речи не было. Четырнадцать эсминцев вошли в состав ВМФ СССР в период 1976-1881 годов, каждый из них строился в среднем четыре года. Корабли поступали на Северный (шесть) и Тихоокеанский (восемь) флоты, принимали участие в масштабных военно-морских учениях, совершали дальние походы и дружественные визиты в иностранные порты.

В последние советские годы и сразу после распада СССР ситуация изменилась. Резко снизилось государственное финансирование. Содержание военного корабля обходится недешево. За десятилетие дюжину их списали, в строю осталось пять эскадренных миноносцев этого типа, остальные разобрали или законсервировали. Еще через десять лет (в 2011 году) боевую службу нес на Северном флоте уже единственный эсминец проекта 956 «Адмирал Ушаков». «Настойчивый» был флагманом Балтфлота, а «Быстрый» находился в Тихом океане. Осталось всего три действующих корабля из семнадцати построенных.

К этому времени большинство систем вооружений класса «Сарыч» устарели. Планировавшаяся модернизация эсминцев проекта 956 предполагала переоснащение крылатыми ракетами и новыми системами ПВО и ПРО. Требовалась замена противолодочной и противоторпедной обороны. При этом ходовые характеристики эсминцев оставались очень неплохими. Дальность автономного плавания в 4,5 тыс. миль, высокая скорость и мощная бортовая артиллерия побуждали командование флота воздерживаться от полного вывода кораблей из боевого состава.

Модернизация и экспортные поставки

Два недостроенных корабля, получившие при закладке названия «Важный» и «Вдумчивый», а затем переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский», на рубеже тысячелетний были завершены и проданы в КНР. Проект в экспортном исполнении подвергся изменениям и получил код 956 Э. Названия китайских кораблей - «Ханьчжоу» и «Фучжоу», они с 2000 года по настоящее время несут службу в составе Восточного флота ВМС Народно-освободительной армии Китая. Модернизация эсминцев проекта 956 серии «Э» (экспортных) касалась только энергоустановки и некоторых систем вооружений.

Более серьезным изменениям подверглись следующие две единицы, предназначенные для китайского флота. Эсминец проекта 956ЭМ отличается от модификации «Э» размерами, противокорабельными ракетами повышенной дальности «Москит-МЭ» (они достают цели в радиусе 200 км) и новыми зенитными ракетно-артиллерийскими модулями «Каштан». Кормовая артустановка заменена вертолетным ангаром. По этому проекту в 2005 и 2006 годах построены два эсминца («Тайчжоу» и «Нинбо»).

Если продажа КНР первых двух кораблей объяснялась преимущественно сложной финансовой обстановкой начального постсоветского периода, то контракт на поставку следующей пары можно назвать успешной внешнеторговой операцией. В середине первого десятилетия нового века уже обозначилась линия на системную модернизацию российских вооруженных сил, в том числе и флота. На тот момент проектировались корабли более совершенные, чем эсминец проекта 956, фото которого уже вызывало ассоциации с минувшей эпохой. Массивные надстройки и многочисленные антенны соответствовали облику флотов прошлого века. Впрочем, и Китай не прогадал, купив мощные и надежные боевые единицы, усилившие его ВМС.


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956ЭМ (РОССИЯ/КИТАЙ)
THE DESTROYERS OF THE PROJECT 956EM (RUSSIA/CHINA)

16.11.2016


Китай проводит модернизацию эсминцев типа «Современный», приобретенных в России, сообщает «Военный Паритет».
В настоящее время в составе ВМС НОАК насчитывается четыре корабля данного класса с водоизмещением 6500 т – «Ханчжоу» (136), «Фучжоу» (137), «Цзинчжоу» (138) и «Нинбо» (139). Сообщается. что на на кормовой части корабля «Ханчжоу» вместо артсистемы установлена установка вертикального пуска ЗУР типа НHQ-16.
ЭМ класса «Современный» характеризуется огромной огневой мощью, однако размеры российского вооружения столь велики, что компоновка корабля представляет собой «хаотичную конструкцию», пишут китайские источники. Отмечается, что ПКРК корабля из 2х4 ПУ ракет «Москит» будет заменена на ракеты YJ-18.
Что касается силовой установки, здесь все еще дело обстоит неясно. Были сообщения, что устаревшие паровые котлы будут заменены на газотурбинную или дизельную ЭУ, но пока нет подтверждений. Сообщается, что модернизация «Ханчжоу» будет завершена к концу этого года или в начале следующего.
Военный Паритет

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956 «САРЫЧ»


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956ЭМ

Построенные на «Северной верфи» эсминцы проекта 956Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но предлагалось строить следующие два корабля по измененному проекту 956ЭМ, который был разработан Северным ПКБ. Работы по проекту 956ЭМ (экспортный модернизированный) были начаты в Северном проектно-конструкторском бюро, главный конструктор В.П.Мишин, в 2001 году. Как сообщил генеральный конструктор и начальник бюро В.Е.Юхнин, корабль будет существенно отличаться от предшественников. Планируется модернизировать системы вооружений, навигационное, радиолокационное оборудование, аппаратуру управления главной энергетической установкой. По мнению В.Е.Юхнина, работа над проектом «во многом стимулируется успешной реализацией контракта от 1997 года на поставку ВМС Китая двух эсминцев проекта 956Э».
В начале января 2002 г. «Рособоронэкспорт» при непосредственном участии Северном верфи и Северного ПКБ подписал контракт на поставку в КНР двух кораблей пр.956ЭМ, боеприпасов и ЗИП для технического обслуживания комплексов и систем в период эксплуатации. До подписания контракта было подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве с Китаем по теме 956ЭМ.
ВМС НОАК был предложен принципиально новый корабль:
Внсены существенные конструктивные усовершенствования для повышения боевой устойчивости корабля и повышения эксплуататционных характеристик оружия и технических средств с учетом опыта эксплуатации кораблей пр.956Э в южных широтах;
Оптимизировано взаимодействие корабельного вооружения в целях решения задач противовоздушной, противолодочной обороны и нанесения ракетного удара по корабельным группировкам противника.
Установлен современный ракетный комплекс «Москит-МВЕ» с повышенной дальностью за счет введения комбинированной траектории полета.
В дополнение к зенитному комплексу «Штиль-1» установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан»
Предусмотрено постоянное базирование вертолета Ка-28 и хранение авиационного боезапаса.
Установлен новый гидроакустический комплекс с возможностью обнаружения торпед, атакующих корабль.
Все изменения проекта нашли отражение в контрактной спецификации, которая была согласована с китайскими специалистами еще в августе 2001 г. Технический проект был разработан в 2002 году, а параллельно шла разработка рабочих чертежей, в первую очередь – чертежей по корпусу. На этапе рабочего проекта Северным ПКБ были разработаны трехмерные модели насыщенных помещений в системе «Foran» (совмещенные чертежи в электронном виде), которые позволял Северной верфи оптимизировать технологию строительства корабля.


Модель эсминца проекта 956ЭМ

Эсминцы проекта 956ЭМ отличаются от кораблей первой поставки увеличенной дальностью действия ударного ракетного оружия и более совершенной ПВО. Одновременно на корабле будет установлен полноценный ангар для вертолета, вместо раздвижного укрытия для проекта 956Э, который позволит постоянно базировать вертолет, установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Каштан» и демонтирована кормовая 130-мм башенная установка.


Модель эсминца проекта 956Э

В июне 2003 года на 1-ом Международном военно-морском салоне (МВМС) в Санкт-Петербурге была продемонстрирована модель модернизации корабля на базе проекта 956. Тогда по этому поводу не было комментариев, однако в последствии стало известно, что был представлен эсминец проекта 956ЭМ. Первоначально трудно заметить в ней отличия, от стоящей рядом модели «штатного» эсминца проекта 956. Но все же она имеет определенные отличия. На модернизированном корабле может быть размещен ангара нового типа, который имеет несколько большие габариты и явно является не сдвижным, как у российских эсминцев типа «Современный». На моделе, в отличие от построенных кораблей, так же установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Каштан» (или «Каштан-М») и демонтирована кормовая 130-мм башенная установка АК-130.


Модель эсминца проекта 956ЭМ

Еще на 1-ом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге ГНПО «Альтаир» представило ЗРК средней дальности «Штиль-1», который уже установлен на трех индийских фрегатах проекта 11356, он также поставляется для строящихся в Китае эсминцах проекта 052B. «Штиль-1» будет установлен на китайских ЭМ проекта 956ЭМ. Модернизированный ЗРК отличается возможностью использования новой ракеты 9М317Э с улучшенными характеристиками Долгопрудненского НПП и новой цифровой системой отображения и обработки информации. В предыдущей модификации ЗРК «Штиль» применяется ракета 9М38М1Э. Максимальная дальность стрельбы ЗРК «Штиль-1» достигает 32 км, ПКР комплекс может поражать на дальности 8-12 км, высота поражения цели от 5 м до 15 км, скорость поражаемых целей – до 830 м/с.
Многоканальный зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» (экспортное наименование «Каштан») был разработан в КБ приборостроения (КБП) под руководством А.Г.Шипунова, в 1989 году он был принят на вооружение отечественного ВМФ. В состав комплекса «Каштан» обычно входят: один командный модуль, несколько боевых модулей (на проекте 956ЭМ два таких модуля), боекомплект зенитных ракет и артиллерийских выстрелов. Боевой модуль имеет систему управления с радиолокационным и телевизионо-оптическим каналами, на нем устанавливается до восьми зенитных ракет 9М311-1Э в ТПК и две 30-мм шестиствольные артсистемы АО-18КД с беззвеневой системой подачи боеприпасов. Боекомплект модуля составляет 32 ракеты и 1000 выстрелов. В настоящее время в КБП создан усовершенствованный ЗРАК «Каштан-М» с увеличенной в 4 раза зоной поражения зенитной ракеты (дальность до 10 км), в нем используется командный модуль с собственной трехкоординатной станцией обнаружения целей «Позитив-МЭ1.2». Последний позволяет сократить время допоиска цели в два раза.
3 января 2002 года ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской народной республики. По нему корабли должны будут передаваться заказчику до июля 2006 года. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила около 1 млдр. дол. (по другим данным 1,4 млрд. дол.). Вице-премьер правительства РФ И.И.Клебанов сразу после подписания контракта официально заявил, что производство эсминца – дело серьезное, и на него будет объявлен тендер. Но как оказалось, Агентство по судостроению не готово к объявлению тендера на столь крупный проект. Конкурс на размещение заказа КНР был объявлен. Очень быстро были представлены проекты Балтийского завода, ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и калининградского предприятия «Янтарь».
Уже 19 января 2002 года на закрытом заседании правительственная комиссия под председательством И.И.Клебанова сделала выбор в пользу Балтийского завода. Это объяснялось тем, что завод предложил наиболее выгодные условия. Стоимость постройки эсминцев была ниже, чем у других участников тендера. Но этим все не закончилось. Как оказалось позднее, единогласия в тендерной комиссии не было. Вероятно, что против такого решения высказались представители Министерства обороны РФ, ФСБ, Комитета по военно-техническому сотрудничеству (КВТС). Но в марте результаты тендера были пересмотрены и решением правительства заказ на строительство кораблей проекта 956ЭМ для ВМС был передан «Северной верфи».

За Балтийским заводом закрепилась поставка элементов и узлов. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, гребных валов и винтов для эсминцев проекта 956ЭМ и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта, который исполняла «Северная верфь». В рамках китайского контракта Балтийский завод изготовил для этих кораблей практически всю энергетическую систему, включая вспомогательные установки, запорную арматуру.
Первый эсминец проекта 956ЭМ (заказ №891) был заложен на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в июне 2002 года. 15 ноября 2002 года на «Северной верфи» произошла церемония закладки второго эсминца проекта 956ЭМ (заказ №892) для ВМС Китая. В августе 2003 года судостроительная компания «Балтийский завод» поставила «Северной верфи» котлы для двух эсминцев проекта 956ЭМ.
На строительство двух эсминцев проекта 956ЭМ для ВМС Китая в 2003 году «Альфа-банк» выделил кредит на общую сумму в 45 млн. дол. В середине марта 2004 г. «Альфа-банк» предоставил заводу «Северная верфь» дополнительный кредит в размере 40 млн. дол.
И вот, не смотря на все трудности с выполнением заказа, наступил момент, 23 июля 2004 года четвертый ЭМ типа «Современный» заказ №892 (главный строитель Федоров) для ВМС Китая был спущен на воду. Официальная церемония началась ровно в 13.00, где выступали официальные представители китайской стороны, администрации Санкт-Петербурга, «Рособронэкспорта», «Северной верфи», а уже через пол часа начался торжественный спуск корабля. Эта процедура происходила несколько часов, эсминец спускали в плавучем доке. По сложившейся традиции о борт корабля была разбита бутылка шампанского. Корабль был отбуксирован к достроечной набережной, где фактически сразу начинается его достройка на плаву. Там же уже находится его старший собрат, первый эсминец проекта 956ЭМ, спущенный ранее.

Первый построенный по проекту 956ЭМ эскадренный миноносец Taizhou был реализован из недостроенного российского эскадренного миноносца «Внушительный» (заводской номер 891), который после 28 декабря 2005 года получил китайское наименование. Он был заложен на Северной верфи в Санкт-Петербурге 27 июня 2002 года, спущен на воду 27 апреля 2004 года, вступил в строй 28 декабря 2005 года и в январе 2006 года совершает переход в Китай и вступил в ВМС НОАК.
Второй однотипный ЭМ Ningbo проекта 956ЭМ был достроен из российского ЭМ «Вечный» (заводской номер 892), который после 28 сентября 2006 года так же был переименован. 15 ноября 2002 года корабль был заложен на Северной верфи, спущен он на воду 23 июля 2004 года. Уже при строительстве ЭМ по контракту ВТС для ВМС НОАК 27 апреля 2005 года на корабле произошел пожар, что задержало его сдачу китайскому заказчику. 28 сентября 2006 года в 12:27 на корабле был спущен российский флаг и в 13:16 поднят китайский. Осенью 2006 года корабль перешел в Китай – 13 ноября 2006 года прибыл в Нимбо и вошел в состав восточного флота ВМС НОАК.