1 дети никогда не запоминают мать молодой. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Читаем прозу наизусть

На границе марта и апреля небо наливается океанской голубизной, а снег становится кристаллическим и шуршит под ногами крупным береговым песком. Верхняя розоватая шкурка бересты лопнула и трепещет на ветру, как папиросная бумага. Солнце слепит и, когда ветер утихает, ласково припекает в щёку. Но главное, всё вокруг заполняется крепким живым настоем пробуждающейся земли. Этот настой кружит голову, и, когда вдыхаешь его всей грудью, разливается по телу, и тайной радостью отдаётся в сердце. Ты чувствуешь, как в тебе пробуждаются молодые силы и возвращают к лучшей поре жизни.

И ты вспоминаешь мать.

Я запомнил свою мать седой и усталой. Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.

Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. Ровные тёмные брови, длинные ресницы. На высокий лоб спадали дымчатые волосы. Такой я видел её на выцветшей фотографии — молоденькая сестра милосердия, красный крестик на белом платке.

Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете - мама. Я не отходил от нее ни на шаг. Боялся уснуть: вдруг она уйдёт? А когда просыпался, то первой моей мыслью было: где мама? В те дни я стал маленьким рыцарем, а мама была моей прекрасной дамой. Я размахивал деревянной шпагой, готовый в любую минуту вступиться за маму. Она чувствовала это. Она была счастлива.

Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней. Я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце - холодная пустота.

Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. У меня для неё было другое слово - мамочка. Даже став большим, я не мог изменить этому слову. Я пытался называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское - «мамочка». У меня отросли усы, появился бас. Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды "по вагонам!". Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… Но когда теплушка тронулась - не выдержал. Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

Мамочка! Мамочка…

Но она уже не слышала.

Читает Александра Белова.
г.Чебоксары,
средняя школа №9,
5 «А» класс.

Пожалуйста помогите дайте произведение в прозе отрывок эмоцианнальный не стих. и получил лучший ответ

Ответ от Маша Машина[гуру]
Дети никогда не запоминают мать молодой‚ красивой‚ потому что понимание красоты приходит позже‚ когда становишься взрослым. Я запомнил свою мать седой и усталой‚ а говорят‚ она была красивой. До сих пор слышу её негромкий голос‚ чувствую тепло её плеча.
Я никогда не называл свою мать – матерью‚ мамой. У меня для неё было другое слово - мамочка. Даже когда я стал взрослым‚ я не мог изменить этому слову.
XПоследний раз я произнёс его‚ когда уезжал на фронт. Я не знал‚ что навсегда прощаюсь с матерью. Не знал‚ что с матерью вообще можно проститься навсегда. Я стоял рядом с ней и шептал ей "мамочка"‚ и чтобы никто не видел моих слёз‚ закрывал лицо её руками. Но когда поезд тронулся‚ я забыл‚ что я мужчина‚ солдат‚ забыл‚ что вокруг люди‚ много людей‚ и закричал:
- Мама! Мамочка... Но она уже не слышала.
X На фронте нам было нелегко. Только в бою мы забывали о трудностях. И ещё – когда получали из дома письма. Когда от мамы приходило письмо‚ не было ни бумаги‚ ни конверта‚ ни строчек. Был только голос мамы. Я слышал его даже в бою. Перед Новым годом я получил от мамы письмо‚ в котором она рассказывала о ёлке. Я читал и думал: " Хорошо‚ что где-то около мамы есть островок мира‚ где всё по-старому... Тепло и спокойно. Старые часы идут и бьют полночь. В доме пахнет хлебом. Ëлка... А над домом тихие звёзды. И мама в безопасном месте. И единственная её тревога – это я.
X А потом оказалось‚ что всё было легендой‚ которую умирающая мама писала для меня в холодном доме. Она писала‚ умирая от голода и холода. Она послала последние капли своего тепла из блокадного Ленинграда. А я поверил легенде. Я был слишком молодым‚ чтобы читать между строк.

Что может быть выше материнской любви? В ней бесконечная забота и самоотречение. Ей не страшны ни расстояния, ни невзгоды. Она вечна. Именно проблема материнской любви затрагивается в тексте Ю.Яковлева.

С необыкновенной нежностью рассказывает герой о своей матери. Он запомнил её немолодой, седой и усталой, с негромким голосом и бережным прикосновением рук. Но в памяти осталось чувство, которое связывало их, «естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды».

Когда сын ушёл на фронт, мать писала ему письма, и в этих весточках из дома он находил «неприкосновенный запас жизни», они помогали воевать, цепляться за жизнь в самые трудные минуты. О своей нелёгкой жизни в блокадном Ленинграде мать не писала ничего. «Последние капли своего тепла, последние кровинки» она отправляла сыну. Даже сочинила легенду о встрече Нового года с наряженной ёлкой и стеариновыми свечами. «Мать писала эти письма, пока билось сердце…» Какая самоотверженность читается в поведении этой женщины. Она не думает о себе. Одинокая, умирающая в ледяном городе, она всеми силами поддерживает боевой дух своего сына.

С авторской позицией невозможно не согласиться. Родительская любовь самая искренняя и самая жертвенная. Даже черствость и неблагодарность детей готово простить материнское сердце. Вспомним рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Главная героиня Катерина Петровна доживает свои последние дни. Живёт она одиноко в старом заброшенном доме. Единственная дочь Настя совсем забыла о матери, изредка присылает ей денежные переводы. Все мысли матери о дочери, она мечтает последний раз взглянуть на неё, подержать в своей руке её руку. В душе старой женщины нет обиды на дочь, только чистый всепрощающий свет любви.

Пример жертвенной материнской любви можно найти в произведении М.Агеева «Роман с кокаином». Главный герой стыдится матери за то, что она стара, одевается, как нищенка. Отношение к матери у Вадима исключительно потребительское. Он не раз оскорбляет её, даже предаёт. Она же всё ему прощает, постоянно ощущает вину перед ним за свою старость и бедность. Мать Вадима – самый трагичный образ романа, её всепрощающая любовь так и не находит отклика в сердце сына.

На свете нет ничего выше материнской любви. Это энергия, дающая силы; свет, озаряющий мир; сила, для которой нет препятствий. Нужно бережно относиться к матерям, потому что, по словам Яковлева, «без любви к матери в сердце – холодная пустота»

(1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.

(2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. (3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. (4)Ровные тёмные брови, длинные ресницы. (5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы.

(8)Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. (9)Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. (10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

(11)Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. (12)Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. (13)Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. (14)И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота.

(15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (16)У меня для неё было другое слово – мамочка. (17)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (18)У меня отросли усы, появился бас. (19)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(20)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе,
у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». (21)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (22)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… (23)Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

– Мамочка!

(24)А потом были письма. (25)И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии. (26)В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни. (27)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (28)Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(29)Под Новый год мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (30)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи, короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (31)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (32)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.



(33)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков. (34)И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(35)А я поверил легенде. (36)Держался за неё – за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь. (37)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (38)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (39)Мать писала эти письма, пока билось сердце…

(По Ю.Я. Яковлеву*)

Почему дети часто не думают о необходимости выражения благодарности родителям? Нужно ли выражать свои чувства по отношению к родителям? Именно над этими вопросами заставляет задуматься текст Ю .Нечипоренко.(Нельзя два вопроса. Это ведет за собой логическую ошибку: ты должна отвечать на оба вопроса!)
Раскрывая данную проблему,автор вспоминает свое детство и взаимоотношения со своей матерью. Он пишет о том, что никогда не говорил своей маме "люблю". В его словах слышится нотка сожаления о том, что он вовремя не выразил всех тех чувств, которые испытывал к ней.(Комментарий чересчур лаконичный! Нужно поподробнее!)
Позиция автора предельно ясна: он считает, что дети часто не задумываются о том, насколько важно уметь выразить свою благодарность родителям, но, став взрослыми, они часто сожалеют о том, что вовремя не произнесли слова любви и благодарности самым близким для них людям.(А вот здесь бы полаконичнее!)
Я полностью согласна с мнением Ю. Нечипоренко и также считаю, что очень важно выражатьсвои чувства и говорить слова любви своим родителям вовремя, потому что потом может быть слишком поздно.Об этом не раз писали классики . (Это необходимо!)
Например, в произведенииК.Г .Паустовского "Телеграмма" дочь Катерины Петровны Настя, занятая своей работой, так и не успела сказать своей матери самых важных в мире слов, о чем впоследствии сожалела. Этот примеропять же показывает нам, насколько важно вовремя осознать важность выражения любви и благодарности родителям.(Пример скомкан!)
Виктор Астафьев в своем произведении "Прокляты и убиты" также писал следующее: "Ах, как потом, на фронте, ..., жалеть будет сибирский парень о том, что не обласкал мать, не прижался к ее груди в последние минуты, не сказал те самые нежные, самые важные слова, которые должен был сказать..." Данный пример еще раз подтверждает необходимость говорить родителям слова любви и благодарности.
Таким образом, можно сделать вывод , что проявление чувств к родителям просто необходимо(знак!) и проявлять их нужно вовремя, чтобы потом не жалеть о не сделанном и невыполненном

(1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть. (2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. (3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. (4)Ровные тёмные брови, длинные ресницы. (5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы. (6)До сих пор слышу её негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук, шершавое тепло платья на её плече. (7)Это не имеет отношения к возрасту, это вечно. (8)Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. (9)Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. (10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды. (11)Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. (12)Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. (13)Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. (14)И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота. (15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (16)У меня для неё было другое слово – мамочка. (17)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (18)У меня отросли усы, появился бас. (19)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно. (20)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». (21)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (22)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… (23)Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал: – Мамочка! (24)А потом были письма. (25)И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии. (26)В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни. (27)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (28)Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома. (29)Под Новый год мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (30)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи, короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (31)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (32)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи. (33)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков. (34)И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки. (35)А я поверил легенде. (36)Держался за неё – за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь. (37)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (38)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (39)Мать писала эти письма, пока билось сердце… (По Ю.Я.Яковлеву *) * Юрий Яковлевич Яковлев (1922–1995) – русский советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

Показать текст целиком

В тексте, предложенном для анализа, Яковлев Юрий Яковлевич поднимает проблему материнского самопожертвования.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, автор рассказывает историю из личной жизни. Рассказчик повествует о том, как, служа на фронте, в самые трудные минуты читал письма матери из дома и находил в них неприкосновенный запас жизни. Даже в грохоте орудий он слышал мамин голос. Это и было зацепкой за жизнь, резервную жизнь. Юрий Яковлевич подчёркивает: “…без любви к матери в сердце – холодная пустота”.

В жизни каждого из нас мама занимает первое место, является нашей и опорой, и поддержкой. Она способна на многое ради жизни своих детей. Так и в данном тексте мать рассказчика сочиняет легенду про найденные в шкафу ёлочные свечи, для того , чтобы сын не беспокоился за неё, хотя в её ледяном доме все стёкла были выбиты, и люди умирали от холода и голода. “А я поверил...Был слишком молод, чтобы читать между строк”, - вспоминает автор.

Юрий Яковлевич, русский советский писатель и сценарист, призывает читателя заботиться о матери, не забывать её, ведь они будут заботиться о нас, пока бьётся их сердце. С мнением автора нельзя не согласиться, потому что мама – это первое слово,

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2