Аукцион не состоялся что дальше. Несостоявшийся аукцион

Несостоявшийся аукцион — не редкость в мире государственных закупок. Однако это далеко не всегда означает, что победитель не будет определен. Кроме того, в некоторых случаях контракт будет заключен на достаточно выгодных, в плане цены, для участника условиях. При этом есть и другие последствия для обеих сторон, определенные статьей 71 Федерального закона №44. Они зависят в первую очередь от причин, по которым аукцион признан несостоявшимся. 1. Аукцион не состоялся из-за того, что не подано ни одной заявки В этом случае заказчику не с кем заключать контракт, так как желающих нет. Однако для того, чтобы не тратить драгоценное время на проведение нового аукциона, частью 4 статьи 74 предусмотрена возможность изменить вид торгов на запрос предложений. При этом заказчик не вправе менять предмет закупки.

X. признание торгов несостоявшимися

Этими действиями он лишь реализует свое право на участие в торгах. Претендент, подавший заявку и оплативший задаток, не может быть принужден к участию в самих торгах и вправе отказаться от участия в торгах в любое время. Кроме того, в соответствии со статьей 438 ГК РФ акцепт должен быть полным и безоговорочным.


Следовательно, если ответ содержит дополнительные или отличные от оферты условия, то он не может быть признан акцептом. Таким образом, чтобы заявка участника могла быть признана акцептом, она должна содержать условия идентичные указанным в извещении о торгах, т.е. предложенная в заявке участника цена договора должна полностью совпадать с ценой договора (минимальной или максимальной), указанной в извещении. В противном случае, признание такой заявки акцептом будет противоречить гражданскому законодательству.

Последствия признания торгов несостоявшимися (нюансы)

Эта норма распространяется на все виды обязательных торгов (см. постановление АС ПО от 26.03.2015, дело № А65-9335/2014). По несостоявшимся торгам срок подачи жалобы - 3 месяца (ч. 5 п. 1 ст. 18.1), в ином случае - 10 дней.

  • Истцом по иску о признании торгов несостоявшимися может быть как участник торгов, так и лицо, которое не смогло принять в них участие по причине нарушения порядка проведения (если его права нарушены).
  • На практике иногда обсуждается возможность признания недействительными несостоявшихся торгов. ВАС РФ признал ее и легитимировал в постановлении президиума от 06.11.2011 № 2436/11, аргументировав это тем, что признание несостоявшимися есть результат проведения торгов.
    Следовательно, такие торги могут быть признаны недействительными.

Vi. признание торгов несостоявшимися

Верховный суд посчитал, что сам факт установления в правилах, утвержденных Правительством РФ, формы заявки для участия в торгах не означает введения правила о том, что ее несоблюдение может повлечь недопуск участника. Проведение повторных торгов Во многих случаях обязательных торгов после признания первых из них несостоявшимися предусматривается проведение повторных торгов:

  • по пп. 1, 2 ст. 58 Закона об ипотеке для этого установлены 2 условия: торги должны быть признаны несостоявшимися и после этого залогодатель не достиг соглашения с залогодержателем о покупке объекта ипотеки по начальной цене с зачетом обеспеченных этим залогом требований в оплату;
  • по ч. 2 ст. 55 закона № 44-ФЗ - если не было участников (в том числе отклонены все заявки, никто не прошел предквалификацию) или участник под номером 2 отказался от заключения контракта;
  • по п. 18 ст.

Законы рф

Торги признаются организатором торгов несостоявшимися в следующих случаях: а) для участия в торгах подана одна заявка или не подано ни одной заявки; б) к участию в торгах допущен только один участник торгов или никто не допущен; в) для участия в торгах, проводимых в форме аукциона, явился один участник торгов или к моменту вскрытия конвертов с конкурсными предложениями остался один участник торгов; г) ни один из участников торгов, проводимых в форме аукциона, после троекратного объявления начальной цены лота публично не выразил желание приобрести предмет торгов; д) ни один из участников торгов, проводимых в форме конкурса, не внес предложения, соответствующего условиям конкурса; е) комиссия не определила победителя конкурса (в случае, когда два и более конкурсных предложения получили одинаковую оценку комиссии). 69.

Несостоявшийся аукцион

В случае, если победитель, несмотря на то что он не участвовал в самой процедуре аукциона, откажется от подписания контракта, то сведения о нем попадут в Федеральную антимонопольную службу как об уклонившемся. Доказать свою правоту будет очень непросто. Читать подробнее… 3. Аукцион признан несостоявшимся по результатам рассмотрения первых частей заявок В этом случае события могут развиваться по двум сценариям: отклонены все заявки или допущен только один участник.
Если действует первый сценарий, то исход понятен — аукцион придется проводить заново. При этом возможно изменение способа закупки на запрос предложений — на тех же условиях, что и при отсутствии заявок. Ситуация с допуском одной заявки аналогична допуску единственного участника.

Объявление торгов несостоявшимися

ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями и дополнениями) в случае, если аукцион по продаже государственного или муниципального имущества признан несостоявшимся, то проводится продажа указанного имущества посредством публичного предложения. Если торги не состоялись единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

Признание торгов несостоявшимися

Внимание

В случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги. 2. Вторичные торги объявляются и проводятся в соответствии со статьей 89 настоящего Федерального закона. Начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на пятнадцать процентов, если их проведение вызвано причинами, указанными в пунктах 1 - 3 статьи 91 настоящего Федерального закона.


Начальная цена имущества на вторичных торгах не снижается, если их проведение вызвано причиной, указанной в пункте 4 статьи 91 настоящего Федерального закона. 3. В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном статьей 87 настоящего Федерального закона. 4.

Признание торгов несостоявшимися при банкротстве

Указание на то, что единственная заявка должна отвечать критериям конкурса, в специальных нормах может отсутствовать. В ч. 1 ст. 55 закона № 44-ФЗ это требование конкретизировано, а к примеру, в Законе о рекламе говорится только о регистрации единственного участника. Тем не менее судебная практика идет по пути проверки на предмет соответствия заявки на размещение рекламной конструкции выдвинутым условиям.

Так, по одному из дел АС СЗО отказал в иске участнику торгов, который предложил установку рекламной конструкции, отличающуюся по размерам от параметров, указанных в условиях конкурса (постановление от 12.11.2014, дело № А21-10450/2013). При этом соблюдение формы заявки, предложенной организатором торгов или установленной подзаконным актом, необязательно (если она соответствует требованиям к содержанию). Соответствующий вывод есть в решении ВС РФ № АКПИ13-430.

Признание торгов несостоявшимися гк

В процессе проведения торгов аукционист назначает каждую последующую цену путем увеличения текущей цены (в том числе начальной цены продажи имущества) на величину установленного шага аукциона. После объявления очередной цены аукционист называет номер билета участника аукциона, который, по мнению аукциониста, первым поднял билет, и указывает на участника, его поднявшего. Затем аукционист объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона.

Аукцион завершается, если после троекратного объявления очередной цены ни один из участников аукциона не поднял билет. Победителем аукциона признается участник, номер билета которого был назван аукционистом последним. Если ни один из участников торгов не поднял билет после оглашения начальной цены имущества, предмет торгов после троекратного объявления указанной цены снимается с продажи, а торги признаются несостоявшимися.

Признание торгов несостоявшимися 44 фз

Общие положения о несостоявшихся торгах Специальные основания для признания торгов несостоявшимися Обязанность заключить договор с единственным участником Проведение повторных торгов Последствия признания несостоявшимися торгов, проведенных по закону № 223-ФЗ Оспаривание торгов и обжалование действий (бездействия) организатора торгов Общие положения о несостоявшихся торгах Следует различать понятия:

  • отмены торгов по решению организатора - до их проведения;
  • признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
  • признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.

Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем:

  1. Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 ГК РФ).

TendersFAQ II edition: 48 / 210

Поэтому конкурсы в смысле ст.447-448 ГК РФ и конкурс в смысле ст.1057 ГК РФ («публичный конкурс») являются частными случаями конкурса в общем понимании, но случаями, почти не пересекающимися.

Так, под публичным конкурсом понимается конкурс, который обязательно направлен на достижение общественно полезных целей и кроме того, его результатом является "выплата денежного вознаграждения или выдача иной награды... за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов".

Когда же говорим о конкурсе в ст.447-449 ГК РФ, то это не просто выбор наилучшего, а с целью заключения конкретного договора.

Проиллюстрируем разницу на примере. Предположим, что организатору конкурса требуются табуретки (и пусть это подпадает под «достижение общественно полезных целей»). В этом случае, если все участники конкурса заранее смастерили по табуретке и привезли ее в конкурсную комиссию, а та выбрала лучшую и заплатила только мастеру этой табуретки, причем сумма вознаграждения была определена самим организатором – то это «публичный конкурс». Если же все участники нарисовали детальные планы, как они эти табуретки будут делать, указали требуемое за это вознаграждение, а организатор выбрал наилучшее с его точки зрения решение и заключил с предложившим его договор на изготовление табуретки – то это конкурс в смысле ст.447-448 ГК РФ.

Таким образом, к конкурсам на закупку товаров, работ, услуг ст.1057 ГК РФ почти никогда не применяется. Говорю «почти», потому что иногда, хотя и очень редко, множества «публичный конкурс» и конкурс в смысле ст.447-448 ГК РФ могут пересекаться, что и нашло свое отражение в п.5 ст.1057 ГК РФ,

2.9. В каких случаях конкурс признается несостоявшимся?

Ответ: В соответствии с п.5 ст.447 ГК РФ, аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Казалось бы, все ясно: конкурс считается несостоявшимся, если, например, подана изначально всего одна заявка либо на этапе прохождения квалификационного отбора все остальные претенденты оказались не соответствующими условиям конкурса.

Однако может встретиться и более сложная ситуация, когда, например, на участие в конкурсе поданы заявки от 3 претендентов, но при этом 2 из них представили не все необходимые документы. Состоялся такой конкурс или нет? Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что конкурс – это выбор наилучшего претендента из тех, кто правильно оформил и подал свое предложение. А в рассматриваемом случае после выбытия претендентов, неправильно оформивших свое предложение, останется только один, и сравнивать его будет не с кем. В связи с этим такой конкурс также признается несостоявшимся.

Кстати, был и интересный прецедент, когда первые торги по продаже имущества банкрота были признаны несостоявшимися (участвовал только один участник). После этого на собрании кредиторов конкурсный управляющий доложил, что имеет право в случае, если первые торги не состоялись, выставить имущество на повторные торги, либо продать его путем заключения договора купли–продажи. И по решению собрания кредиторов на основании п. 4 ст. 112 действовавшего тогда Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" имущество было продано без проведения торгов.

Однако суд, разобравшись в ситуации, признал действия конкурсного управляющего неправомерными, т.к. в законе предусмотрено право продавать без торгов "имущество, не проданное на первых торгах", а не "если торги не состоялись" [Сноска: "Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги или реализуется

TendersFAQ II edition: 49 / 210

конкурсным управляющим на основании договора купли - продажи, заключенного без проведения торгов" (п. 4 ст. 112 Федерального закона РФ от 08.01.1998 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").].

И мнение суда абсолютно правильно, поскольку если торги не состоялись, то это аналог того, что их вообще и не было. Т.е. для возможности прямой продажи имущества надо, чтобы первые торги состоялись, и на этих несостоявшихся торгах имущество по какимлибо причинам не смогли продать.

2.10. Когда надо подписывать протокол о результатах конкурса?

Ответ: Согласно п.5 ст.448 ГК РФ, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Кроме того, следует учитывать, что в отдельных актах могут содержаться и дополнительные требования.

Так, например, п.4 ст.21 Федерального закона от 06.05.99 № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" требует направления победителю уведомления в письменной форме в трехдневный срок. В этой ситуации для ликвидации рисков возможного обжалования результатов конкурса по формальным основаниям целесообразно выполнить оба требования: и направить письменное уведомление, и подписать протокол в указанные выше сроки.

2.11. Не пора ли внести изменения в ГК РФ в части регулирования конкурсов?

Ответ: К сожалению, когда писали ст.447-449 Гражданского кодекса РФ, то думали исключительно о заключении договоров на продажу какого-либо имущества (конкурсы, проводимые в порядке исполнительного производства, инвестиционные конкурсы и т.п.). О возможных вариантах конкурентных закупок (не только конкурсы, но и хотя бы те же аукционы) в тот момент еще даже не задумывались. Так же как, например, не задумывались и о процедурах сложных многомесячных конкурсов, когда день вскрытия конвертов не совпадает с днем определения победителя. В результате и получили нормы, зачастую просто не реализуемые на практике, часть из которых обсуждается в том числе в данной книге.

В последнее время все чаще говорится о том, что пора вносить изменения в указанные статьи ГК РФ. Однако автору до сих пор не встречалось ни одного конкретного предложения по формулировкам изменений.

В связи с этим автором подготовлен и предлагается в приложении 10.1.2 проект федерального закона о внесении изменений в обсуждаемые статьи. Предлагаемый вариант по максимуму сохраняет все действующие нормы, корректируя их исключительно в целях

TendersFAQ II edition: 50 / 210

формирования единого подхода к разным ситуациям заключения договора на конкурентной основе.

Прокомментируем основные положения законопроекта. Для удобства ст.447-449 в редакции законопроекта будем обозначать ст.447-449 ЗП, в отличие от ст.447-449 ГК РФ, т.е. действующей редакции.

В п.1 ст.447 ЗП автор определяет понятие торгов, как заключение договора на любой конкурентной основе. В результате снимается возникшее разночтение в понятии торгов, которые на бытовом уровне воспринимаются как любой способ заключения договора, при котором стороны так или иначе «торгуются», но при этом в действующей редакции ГК РФ разрешается проводить торги исключительно в форме конкурса или аукциона.

В п.2 ст.447 ЗП в число организатора торгов вводится обладатель финансовых средств, тем самым закрепляя возможность проведения торгов не только на продажу, но и на закупку.

Определяется вызывающее судебные споры понятие специализированной организации как установленной законом или нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, а также говорится о возможности передаить на договорной основе все или часть функций организатора третьему лицу.

В абзаце втором фиксируется право организатора торгов на продажу вещи, отсутствующей у организатора на момент объявления торгов. Тем самым повышается интенсивность товарооборота для продукции, продаваемой с применением торгов.

В п.4 ст.447 ЗП приводится примерный перечень наиболее общепринятых во всем мире форм торгов, однако расшифровка дается только для наиболее «жестких» из них, прописанных в действующем ГК РФ – конкурса и аукциона.

На практике многие сталкивались с тем, что после отклонения неправильно оформленных заявок остается только одна. Но т.к. действующая редакция п.5 ст.447 ГК РФ не уточняет, в какой именно момент требуется по крайней ере два участника, это позволяло признавать такие тоги состоявшимися с определением в качестве победителя этого единственного участника. В связи с этим в предлагаемом законопроекте уточнено, что не енее двух участников должно быть именно на последнем, сравнительном этапе определения победителя, т.е. после отклонения всех подлежащих отклонению заявок.

Оставляя деление торгов на открытые и закрытые, законопроект в п.1 ст.448 уточняет, что такая классификация – в зависимости от возможного круга участников. Однако классификации могут быть и иными (в зависимости от этапности, наличия или отсутствия стадии предварительного отбора и др.), что и нашло свое отражение в законопроекте. Тем не менее, хотя классифицировать торги можно по совсем различным основаниям, но в законопроекте предложено зафиксировать только универсальные, подходящие для любых торгов. Например, по порядку рассмотрения предложений можно было бы разделить на последовательные (отдельно техническое и финансовое) и параллельное (техническое и финансовое предложение рассматриваются одновременно), но данная классификация не подходит для аукционов, в которых техническое предложение отсутствует.

Законопроект оставляет действующий срок опубликования извещения для конкурса, но существенно снижает его для аукционов, в большинстве которых месячный срок приводит к нивелированию экономической выгоды от его проведения (при наличии государственного интереса для отдельных видов конкурсов и аукционов в соответствующих нормативных документах могут быть установлены и иные, увеличенные сроки). Сроки извещений об иных торгах законопроект оставляет на усмотрение его организаторов. Действительно, если, например, коммерческая организация захочет не просто заключить с кем-то договор, а сделать это по результатам конкурентных переговоров, то для нее этот срок может составлять и один час – достаточное время для того, чтобы договориться о встречах.

Имеет много нюансов. Первое, что нужно знать заказчику – то, что участие в несостоявшейся закупке нельзя назвать проигрышем. Поставщик, который принял участие в таких торгах, имеет определенные риски, при этом может извлечь и некоторые выгоды.

Когда закупка признается несостоявшейся

Следует провести различие между несостоявшейся, недействительной и отмененной закупками.

Недействительная закупка – та, в ходе которой заказчик нарушил положения соответствующего законодательства (44-ФЗ или 223-ФЗ) или ГК РФ. Контракт, заключенный по итогам недействительных торгов, должен быть расторгнут.

По определенным причинам заказчик или контролирующий орган могут отменить закупку на любом из ее этапов.

Закупка признается несостоявшейся тогда, когда фактически не было конкурентного определения поставщика. В зависимости от типа торгов, конкретные причины могут быть разными.

Когда торги по 44-ФЗ признают несостоявшимися

Стоит рассмотреть случаи несостоявшихся закупок в трех самых популярных видах закупочных процедур:

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка;
  • только одна заявка соответствовала требованиям документации;
  • победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от его заключения (поскольку имеет на это законное право);
  • по результатам предквалификационного отбора ни один из участников не соответствовал требованиям.

2. В аукционе

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка
  • все первые или все вторые части заявок не соответствуют требованиям;
  • в ходе рассмотрения первых или вторых частей заявок только одна была допущена;
  • в течение десяти минут с начала проведения торгов не было сделано ни одной ценовой ставки;
  • победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от его заключения;

3. В запросе котировок

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка;
  • все поданные заявки были отклонены комиссией;
  • только одна заявка была допущена комиссией.

Несостоявшиеся торги по 223-ФЗ

Неоднократно отмечается, что закон 223-ФЗ более лоялен по отношению к процедуре закупки и действиям заказчиков. Это касается и их действий в случаях признания закупок несостоявшимися: самим законом они не определены, а Гражданский кодекс регламентирует только несостоявшиеся конкурсы и аукционы.

Большинство заказчиков берут за основу 44-ФЗ, заменяя некоторые условия на более гибкие. Другими документами, на которых основаны действия заказчиков, являются положение о закупке и Закон о защите конкуренции.

Действия заказчика

1. Когда ни один поставщик не соответствовал требованиям

Во-первых, вносятся изменения в план-график. По истечении 10 дней заказчик может объявить о:

  • повторном конкурсе, если не состоялся конкурс;
  • о другой закупочной процедуре, если не состоялся аукцион;
  • о новой закупке, если не состоялся запрос предложений;
  • о продлении срока подачи заявок или проведении закупки другим способом, если не состоялся запрос котировок.

2. Когда только один поставщик соответствовал требованиям

  • заказчик заключает с ним контракт, если проводился запрос котировок или аукцион;
  • заказчик согласует возможность заключения контракта с контролирующим органом, если это был запрос предложений или конкурс;

Иногда по ряду причин электронный аукцион по 44-ФЗ может не состояться (точнее сказать, будет признан несостоявшимся).

1. Аукцион не состоялся, если в нем один участник
В этом случае с этим участником заказчик заключает контракт как с победителем, при условии, если вторая часть заявки соответствует установленным требованиям по 44-ФЗ и аукционной документации. Согласование с контролирующим органов в данном случае не требуется, так как по условиям, для кворума достаточно и одной заявки, если она оформлена правильно. Естественно, если вы откажетесь, то будете нести ответственность так, как если бы вы участвовали в полноценном тендере со многими участниками и выиграли его. Если вы подали единственную заявку, и она не прошла, заказчик должен провести новые торги.

2. Аукцион не состоялся, если в нем несколько участников
а) Допустим, что в электронном аукционе несколько участников, но требованиям ко второй части заявки удовлетворяет только один из них. Соотвественно, в этом случае применимо правило пункта «1», то есть с этим участником госзаказчик заключает контракт без согласования в контролирующем органе.
б) В аукционе несколько участников, но госзаказчик отклонил все заявки на этапе рассмотрения вторых частей. Решением является проведение новых торгов.

3. Не подано ни одной заявке (в аукционе нет участников)

Согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ, заказчик может сделать запрос предложений по аукциону. В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). Извещение в ЕИС должно быть подано заказчиком не позже, чем за 5 дней (календарных) до дня проведения запроса предложений. При этом по 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, способным, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.

4. Аукцион не состоялся, если все заявки отклонены на этапе рассмотрения первых частей
В теории это вряд ли возможно, но на самом деле в электронных торгах бывает всякое. Соотвественно, в этом случае применим предыдущий пункт о запросе предложений. Если же из всех заявок по результатам рассмотрения первых частей (а не вторых) допущен лишь один участник, то тогда, согласно ч.2 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе.

5. Аукцион не состоялся, так как никто из участников не вышел на него
Согласно ч.3 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе (первая заявка, соответствующая условиям аукциона). Если не соответствует ни одна заявка, либо заявка соответствует, но участник готов на расторжение, то применяется пункт, подходящий по условиям 44-ФЗ:

"3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта:

4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе".

Основания признания торгов несостоявшимися. Общие положения ГК РФ о заключении договора на торгах предусматривают одно основание для признания торгов несостоявшимися: если в аукционе или конкурсе участвовал только один участник (п.

5 ст. 447 ГК РФ). Закон об исполнительном производстве таких оснований признания публичных торгов несостоявшимися не называет вовсе.

Наиболее подробный и учитывающий особенности отношений, складывающихся при реализации имущества, на которое обращено взыскание, перечень оснований признания публичных торгов несостоявшимися содержится в Законе об ипотеке. Пункт 1 ст. 58 данного Закона предусматривает, что организатор публичных торгов объявляет их несостоявшимися в случаях, когда:

1) на публичные торги явилось менее двух покупателей;

2) на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества;

3) лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок.

Публичные торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем на следующий день после того, как имело место какое- либо из указанных обстоятельств.

Не может не вызывать удивления, что законодательство об исполнительном производстве не указывает на такие обстоятельства, как отсутствие надбавок и уклонение от внесения покупной цены, как на основания для признания торгов несостоявшимися.

При отсутствии надбавок нет собственно торга, поскольку нет конкуренции заявок и не достигается цель выставления имущества для публичной продажи - определение его справедливой цены посредством рассмотрения поступающих предложений. Данный механизм позволяет с определенной степенью уверенности утверждать, что выявленная цена отражает ситуацию на рынке. Механизм публичного торга необходим, поскольку должник от распоряжения имуществом отстранен и не может определять цену продажи; справедливо в этом случае устанавливать ее не по воле государственного органа, а таким образом, чтобы выявить, по какой цене его готовы купить.

Если покупатель уклоняется от внесения покупной цены, цель публичной продажи не достигается тем более, поскольку обращение взыскания направлено на получение денежной выручки за выставленное на продажу имущество, а не на заключение договора купли-продажи. Полагать, что организатор торгов должен предъявлять покупателю новые требования об уплате цены, означает, что вместо денег, необходимых для исполнения решения о взыскании, организатор публичных торгов приобретает лишь право требования, обязанность покупателем может и не быть исполнена. Такое положение противоречит природе института принудительного исполнения решения о взыскании денежных средств.

Очевидно также, что выявленный пробел законодательства об исполнительном производстве должен быть устранен.

Временная инструкция о порядке реализации прав (требований) по сравнению с ГК РФ на первый взгляд расширяет перечень оснований, при которых публичные торги по продаже дебиторской задолженности могут быть признаны несостоявшимися. В соответствии с п. 35 Временной инструкции торги признаются несостоявшимися только в случаях, если:

в торгах принял участие только один участник;

в процессе торгов ни один из участников не подал заявку на приобретение дебиторской задолженности по цене, равной или большей, чем сумма оценки, произведенной лицом, осуществляющим взыскание, при наложении ареста на такую дебиторскую задолженность.

а) для участия в торгах не подано ни одной заявки;

б) в торгах участвовал только один участник;

в) ни один из участников торгов, проводимых в форме аукциона, после троекратного объявления минимальной начальной цены продажи имущества не поднял билет;

г) ни один из участников аукциона по продаже дебиторской задолженности после троекратного объявления минимальной цены продажи дебиторской задолженности не поднял билет;

д) ни один из участников торгов, проводимых в форме конкурса по решению комиссии, не внес предложения, соответствующие условиям конкурса.

Решение комиссии об объявлении торгов несостоявшимися оформляется протоколом. Такое решение должно быть принято не позднее чем на следующий день после того, как имело место какое- либо из вышеуказанных обстоятельств.

Фактически указанные во Временной инструкции, а также в подп. «а», «б», «в», «г» основания могут рассматриваться как частные случаи ситуации, отраженной в п. 1 ст. 447 ГК РФ, поскольку отказ от представления предложений при покупке может рассматриваться как отказ от участия в торгах.

Для решения проблем, возникающих в связи с отсутствием в процессуальном законодательстве специальных указаний о возможности признания публичных торгов несостоявшимися при уклонении победителя торгов от внесении оплаты, РФФИ вынужден прибегать к достаточно сложному механизму аннулирования результатов торгов, рассмотренному ранее в ходе исследования порядка оплаты приобретенного на торгах имущества.

Отсутствие надбавок против начальной продажной цены, сделанных участниками торгов, не рассматривается как «дефект» публичных торгов, хотя, как указывалось, это противоречит цели и задачам публичной продажи.

В данной ситуации представляется допустимым применение по аналогии нормы Закона об ипотеке, признающей в качестве основания для признания публичных торгов несостоявшимися отсутствие надбавок против начальной цены выставленного на торги имущества.

Последствия признания торгов несостоявшимися. Положения ГК РФ о торгах не указывают последствий признания их несостоявшимися. Но из смысла данного термина следует, что несостоявшиеся торги не порождают никаких прав и обязанностей, связанных с заключением договора, для организатора и участников торгов; цель торгов не достигнута.

Это обстоятельство не всегда учитывается, и в ситуации, когда торги не состоялись, предъявляются требования о признании их недействительными.

Так, акционерное общество «Норильский комбинат» в 1998 г. обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов по продаже здания.

Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что при подготовке и проведении торгов не был нарушен закон, а торги были признаны несостоявшимися.

Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, указала на следующее. Торги представляют собой один из способов заключения договора. Поэтому согласно п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Торги, признанные несостоявшимися, правового результата не имеют и не могут быть признаны недействительными .

В отношении реализации заложенного имущества ГК РФ предусматривает, что при объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом.

При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах (п. 4 ст. 350 ГК РФ).

Исходя из данных положений признание первых торгов несостоявшимися дает возможность залогодателю либо потребовать выставления имущества на повторные торги, либо заключить с залогодателем соглашение о приобретении предмета залога в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 350 ГК РФ.

Признание несостоявшимися повторных торгов не является основанием для проведения новых торгов; если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет залога за собой в течение месяца со дня признания повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается.

Сроки и особенности проведения повторных торгов ГК не устанавливает.

Закон об ипотеке (ст. 58) содержит более детальное регулирование отношений, возникающих при признании публичных торгов по продаже предмета ипотеки несостоявшимися.

Залогодержатель в этом случае вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества.

Если залогодержатель в течение 10 дней после объявления публичных торгов несостоявшимися не заключил такого соглашения с залогодателем, проводятся повторные публичные торги. Они должны быть проведены не позднее чем через месяц после первых торгов.

Если признание торгов несостоявшимися имело место вследствие неявки на торги достаточного количества покупателей (менее двух) либо из-за отсутствия надбавки к начальной цене, то начальная цена на повторных торгах снижается на 15%. В остальном повторные торги производятся по правилам, предусмотренным для первых торгов.

Повторные публичные торги признаются несостоявшимися по тем же основаниям, что и первые торги. В этом случае залогодержателю предоставляется право приобрести (оставить за собой) заложенное имущество по цене не более чем на 25% ниже его начальной продажной цены на первых публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет ипотеки за собой в течение месяца после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, ипотека прекращается.

Правила о последствиях признания несостоявшимися публичных торгов по продаже недвижимого имущества, на которое обращено взыскание по иным основаниям (не в качестве предмета ипотеки), Законом об исполнительном производстве не установлены.

На практике в случае признания торгов несостоявшимися, за исключением признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности, организатор торгов в течение одного рабочего дня со дня принятия комиссией решения об объявлении торгов несостоявшимися письменно уведомляет об этом государственный орган, передавший имущество для реализации, а также направляет ему на согласование проект извещения. Если организатором торгов является представитель Фонда, то одновременно с уведомлением государственного органа организатор торгов направляет уведомление о признании торгов несостоявшимися в Фонд (отделение Фонда).

В течение 14 календарных дней со дня принятия комиссией решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов, по согласованию с государственным органом, организует подготовку и публикацию извещения об объявлении торгов несостоявшимися.

В соответствии с п. 4 ст. 54 Закона об исполнительном производстве, если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный лист - взыскателю.

В случае оставления взыскателем имущества за собой исполнительное производство оканчивается в связи с фактическим исполнением исполнительного документа (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона об исполнительном производстве).

В случае отказа взыскателя от имущества исполнительное производство оканчивается возвращением исполнительного документа по основаниям, указанным в ст. 26 Закона, а именно по основаниям, предусмотренным подп. 5 п. 1 ст. 26, - если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа.

О невозможности взыскания по указанному основанию судебный пристав-исполнитель составляет акт, который утверждается старшим судебным приставом.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах общих сроков предъявления исполнительных документов к исполнению, установленных ст. 14 Закона об исполнительном производстве.

Следует также учитывать, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением этого документа к исполнению и частичным исполнением документа. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения в срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (п. 3 ст. 15 Закона об исполнительном производстве).

Как мы видим, Закон об исполнительном производстве не предусматривает возможности повторного выставления недвижимого имущества на продажу. Вместе с тем обязанность предложить имущество взыскателю возникает, если реализация не произошла в течение предусмотренного законом двухмесячного срока. В связи с этим в ряде случаев суды признавали правомерность повторной публичной продажи недвижимого имущества, если она производилась с соблюдением общих правил проведения публичных торгов и в пределах указанного выше срока.

С учетом этого в рекомендациях РФФИ содержится указание, что организатор торгов вправе, по согласованию с государственным органом, передавшим имущество для реализации, объявить повторное проведение торгов, за исключением случаев признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности. Повторные торги объявляются не ранее чем через 10 дней после объявления торгов несостоявшимися и проводятся с соблюдением правил, установленных для первых торгов.

Переоценка переданного для реализации имущества в процессе подготовки к проведению повторных торгов осуществляется в случае, если такая возможность предусмотрена федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами.

В отношении продажи дебиторской задолженности, на которую наложен арест в рамках исполнительного производства, Временная инструкция предусматривает, что в случае признания торгов по продаже дебиторской задолженности несостоявшимися лицо, осуществляющее взыскание, либо по его поручению продавец в пятидневный срок передает дебиторскую задолженность, необходимые документы, а также дает поручение о реализации этой задолженности на комиссионных началах.

Согласно рекомендованному РФФИ порядку в случае признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности организатор торгов в течение одного рабочего дня со дня принятия комиссией такого решения направляет протокол об объявлении торгов несостоявшимися для утверждения государственному органу, передавшему дебиторскую задолженность для реализации. В указанные сроки государственному органу направляется для согласования проект извещения об объявлении торгов несостоявшимися.

Если организатором торгов является представитель Фонда, то одновременно с направлением указанного протокола на утверждение государственному органу организатор торгов направляет уведомление об объявлении торгов несостоявшимися в Фонд (отделение Фонда).

В случае признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности извещение об этом публикуется в течение 14 календарных дней со дня утверждения государственным органом протокола об объявлении торгов несостоявшимися.

Извещение о признании торгов несостоявшимися публикуется в том же издании, в котором было опубликовано извещение о проведении торгов.

Дальнейшая реализация дебиторской задолженности осуществляется путем проведения прямых продаж (без проведения торгов). С этой целью организатор торгов передает не проданную на торгах дебиторскую задолженность и документы, приложенные к заявке на ее реализацию, государственному органу, передавшему дебиторскую задолженность для реализации, либо по поручению государственного органа лицу, указанному в извещении о проведении торгов.

Реализация дебиторской задолженности на комиссионных началах может осуществляться той же специализированной организацией, которая организовала торги.

Дебиторская задолженность, переданная для реализации на комиссионных началах, должна быть выставлена на продажу в течение пяти дней со дня передачи соответствующих документов.

При комиссионной продаже дебиторская задолженность выставляется на продажу по цене, равной сумме оценки, произведенной лицом, осуществляющим взыскание, при аресте такой дебиторской задолженности.

Если в течение пяти дней с момента выставления дебиторской задолженности на продажу она не была реализована, продавец имеет право поставить перед лицом, осуществляющим взыскание, вопрос о переоценке такой дебиторской задолженности. Новая оценка должна быть произведена в течение 10 дней с момента принятия решения о ее проведении. Переоценка дебиторской задолженности в связи с невозможностью ее реализации может производиться до двух раз (п. 36-37 Временной инструкции).

Устав гражданского судопроизводства

1062. Торг признается несостоявшимся:

1) если не явится желающих торговаться, или явится только один;

3) если по окончании торга покупщик, внеся задаток, не уплатит остальной суммы долга в срок.

1063. Когда торг не состоится по неявке желающих торговаться, то наличным кредиторам должника предоставляется по большинству голосов соразмерно сумме их взысканий просить о производстве нового торга или оставить имущество за собой по оценке.

1064. Право удержать имущество за собой принадлежит преимущественно тому кредитору, по просьбе которого был наложен арест, а затем тому, чье взыскание значительнее.

1065. Имущество, не проданное на втором торге и не оставленное кредиторами за собою, освобождается от ареста, а кредиторам предоставляется обратить взыскание на другое принадлежащее должнику имущество.

1066. В означенном в предшедшей (1065) статье случае издержки по аресту, хранению и продаже имущества обращаются на взыскателя, наложившего арест, или на кредиторов, потребовавших продажи имущества, когда они откажутся от принятия оного.

1067. Взыскателю предоставляется право просить о назначении нового торга, если по представлении задатка остальные деньги не были уплачены в срок (ст. 1057). В таком случае задаток присовокупляется к общей сумме, вырученной за имущество.

1068. Новый торг может быть назначен на общем основании:

1) Когда все заложенное имущество будет, прежде срока закладной, назначено в продажу по требованию кредиторов закладчика, и высшая предложенная на торге цена будет менее той суммы, которую следует уплатить закладодержателю.

2) Когда закладодержатель не пожелает оставить имущества за собою.

[В отношении недвижимого имущества]

1170. Торги признаются несостоявшимися:

1) если не явится желающих торговаться или явится только один;

2) если из явившихся никто не сделает надбавки против оценки;

3) если по окончании торга покупщик, внеся задаток, не уплатит остальной суммы долга.

1171. Если торг не состоится, то кредиторы имеют право просить о производстве нового, или удержать имение за собой в той сумме, с которой начался торг.

1172. Новый торг может, по желанию кредиторов, быть произведен при окружном суде одной из столиц.

1173. Кредитор, принимающий имение, обязан удовлетворить всех прочих кредиторов причитающимися им по расчету суммами.

1174. Разногласия между кредиторами по вопросу о производстве нового торга разрешаются по большинству голосов наличных кредиторов, соразмерно сумме их претензий.

1175. Если и второй торг не состоится, то кредиторы должны удержать имение за собою или обратить взыскание на другое имущество, принадлежащее должнику, уплатив, соразмерно взысканию каждого, издержки по назначению имения в продажу.

ГПК РСФСР 1923 г.

Статья 314. Торги признаются несостоявшимися: 1) если никто не явился торговаться; 2) если из явившихся никто не сделает надбавки против оценки или 3) если покупщик не внесет в срок задатка или остальной суммы (ст. 308).

Статья 316. В случае, если торги не состоялись, взыскатели в течение трех дней могут заявить об оставлении продаваемого имущества за ними согласно оценке и в порядке очереди, соответствующей размеру их претензий.

Статья 317. Когда торги не состоятся, и никто из взыскателей не оставит имущества за собой, судебный исполнитель назначает вторичные торги не ранее, чем через неделю, с соблюдением порядка, установленного для первых торгов, причем вторичные торги начинаются с оценочной или первой предложенной суммы.

ГПК РСФСР 1964 г.

Статья 403. Объявление торгов несостоявшимися

Судебный исполнитель объявляет торги несостоявшимися:

1) если на торги явилось менее двух покупателей;

2) если из явившихся никто не сделает надбавки против первоначальной оценки строения;

3) если покупатель в течение пяти дней не внесет полностью сумму, за которую куплено строение.

Статья 404. Последствия объявления торгов несостоявшимися

В случае объявления торгов несостоявшимися взыскателю предоставляется право оставить строение за собой в сумме первоначальной оценки.

Если такого заявления не поступило, судебный исполнитель не ранее чем через десять дней после объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги. Вторичные торги объявляются и проходят с соблюдением пра

вил, установленных для первых торгов, но начинаются с оценочной или первой предложенной суммы.

В случае объявления несостоявшимися вторичных торгов и отказа взыскателя оставить за собой продаваемое строение арест со строения снимается.

Инструкция об исполнительном производстве 1985 г.

101. Судебный исполнитель объявляет торги несостоявшимися:

а) если на торги явилось менее двух покупателей;

б) если никто из явившихся не сделал надбавки против первоначальной оценки строения, указанной в акте о наложении ареста на здание;

в) если покупатель в течение установленного законом срока не внес полностью сумму, за которую им куплено строение.

102. В случае, если торги не состоялись, судебный исполнитель сообщает об этом взыскателю. Последний может в течение трех дней после получения извещения заявить об оставлении дома за собой по оценке, указанной в описи.

При наличии нескольких взыскателей преимущественное право на оставление за собой продаваемого дома имеют государственные учреждения и предприятия, а при отказе - колхозы, кооперативные и иные общественные организации.

Взыскатель, оставивший за собой дом, должен в пятидневный срок внести на депозитный счет народного суда разницу между суммой оценки и суммой, приходящейся на его долю, из расчета сумм, причитающихся каждому взыскателю, составленного с соблюдением установленной очередности удовлетворения претензий.

103. Если взыскатель не пожелает оставить строение за собой, судебный исполнитель назначает вторичные торги не раньше, чем через десять дней после объявления торгов несостоявшимися. Вторичные торги производятся с соблюдением порядка, установленного для первых торгов, но начинаются с инвентаризационной, страховой или первой предложенной покупателями цены, в зависимости от правил, установленных гражданскими процессуальными кодексами союзных республик.

В случае объявления несостоявшимися вторичных торгов и отказа взыскателя оставить за собой продаваемое строение арест со строения снимается, строение возвращается должнику, однако если законодательством союзной республики предусмотрены правила реализации жилого строения, не проданного с торгов, строение реализуется по этим правилам.