Презентация на тему игра в социализации школьника. Презентация к выступлению "игра как средство социализации"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Компетентностный подход к социализации школьников Царегородцева Ольга Степановна

Социализация 1. Что такое позитивная социализация учащихся? 3. Проблемы позитивной социализации учащихся в образовательной политике России 4. Формирование воспитательной системы школы как условие успешной социализации учащихся 5. Критерии оценки эффективности процесса позитивной социализации учащихся 6. Опыт позитивной социализации учащихся в школах Южного округа г.Москвы «Принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий»; «процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества»; «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» и т.д.

Что такое позитивная социализация? Позитивная социализация учащихся – важная цель воспитания Социализация - это и адаптация к среде, и интеграция в определенную среду Результат для индивида – успешность, социальная конкурентноспособность. Стратегия модернизации образования: конкурентноспособность; компетентность; мобильность; способность нести ответственность.

Выбрать из списка ключевых компетенций те из них, которые относятся к результатам социализации. Показатели сформированности надпредметных понятий: уровень сформированности нравственной культуры; уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности; уровень развития патриотических чувств; уровень сформированности толерантности.

Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи Национальная образовательная стратегия – инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КОНСОЛИДАЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

« НАША НОВАЯ ШКОЛА » Направления Обновление содержания образования. Новое поколение образовательных стандартов Поиск и поддержка талантливых детей Ключевая роль учителя Комфортная для ребенка обстановка в школе Сохранение и укрепление здоровья школьников

Социализация личности как образовательный результат реализации требований стандартов нового поколения

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности - гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Базовые национальные ценности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания: нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнерство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно-нравственного воспитания; социальная востребованность воспитания.

Критерии оценки эффективности позитивной социализации учащихся: компетентностный подход Компетенция (от лат. « c ompeteo » - добиваюсь, соответствую, подхожу) - это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен) Компетентность - это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Таким образом, компетентность проявляется в деятельности

Методики « Оценка уровня сформированности гражданского самосознания учащихся»; «Самоанализ (анализ) личности»; «Шкала совестливости»; «Методика для изучения социализированности личности учащегося» « Диагностик а состояния духовно - нравственных качеств личности учащихся » Н. С. Маляковой « Изучение уровня эмпатии » И. М. Юсупова

Оценка ключевых компетенций учащихся «Как я оцениваю свое здоровье»; «Размышляем о жизненном опыте» (младшие школьники); «Оценка уровня конфликтности»; Тест «Оценка коммуникативных умений»; Методика изучения типа личности в общении; «Оценка уровня общительности »; «Репка» (сформированность компетенции с/совершенствования, с/регулирования, с/развития, личностной и предметной рефлексии); Мотивы участия школьников в деятельности; «Позиция школьника», «Отношение к учению» (учебная мотивация).

Оценка социального опыта «Оценка уровня творческого потенциала»; «Направленность личности»; «Школьная тревожность»; «Исследование самооценки»; «Стиль поведения в конфликте»



Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.

Направления развития ребенка в школе: развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе, самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенство-вания.


  • В учебной деятельности – коллективные (проектная деятельность), интеллектуальные и ролевые игры, театрализированные игры и упражнения, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах и т.д.
  • Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений (ученическое самоуправление), КТД (проектная деятельность).

  • умей слушать других;
  • не перебивай, выслушай;
  • мы обращаемся друг к другу по именам;
  • мнение твоего товарища тоже может быть правильным – учись его внимательно слушать;
  • больше улыбайся - от улыбки станет жизнь светлей;
  • делай добро, помогай товарищу, делись своими знаниями;
  • учись терпению: поссорился - помирись;
  • если виноват, учись просить прощение, умей сам прощать.

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Выводы

Благодаря использованию разнообразных форм и методов социализации:

  • у детей возникает эмоционально – положительное восприятие школы и учения;
  • совершенствуются навыки самоконтроля;
  • формируется умение вести себя в нестандартной ситуации;
  • повышается самооценка;
  • появляется чувство удовлетворённости собой, уважение другой личности;
  • формируется социальный опыт ученика.

Творческих Вам успехов

в воспитании и

социализации

подрастающего поколения!



  • Коммуникативные действия:
  • Коммуникация как взаимодействие: задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже; Коммуникация как кооперация: задание «Рукавички» Г. А Цукерман; Коммуникация как условие инериоризации: задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор - строитель»);
  • Коммуникация как взаимодействие: задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже;
  • Коммуникация как кооперация: задание «Рукавички» Г. А Цукерман;
  • Коммуникация как условие инериоризации: задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор - строитель»);
  • Личностные действия:
  • 2.1 Нравственно – этическая ориентация: координация трех норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь – и учет типа компенсации «Булочка Ж. Пиаже»;
  • 2.2 Самоопределение: методика «Кто я?» М. Кун (самооценка);
  • Регулятивные действия: выкладывание узора из кубиков (П. Я. Гальперин);
  • Познавательные действия: методика «Незавершенная сказка».
  • План проведения диагностик.
  • этап. Вводная диагностика (сентябрь-октябрь учебного года);
  • этап. Промежуточная диагностика (март- апрель учебного года);
  • этап. Итоговая диагностика (март – апрель учебного года). Возраст детей 8-9 лет.

Факультатив «Я и мир»

  • Вовлечение младших школьников в различные формы деятельности;
  • Создание условий для самовыражения и саморазвития;
  • Создание условий для организации совместного досуга детей и родителей.

Тема 1. «Жизнь на Земле»

Ценности: жизнь; родная земля, заповедная природа, планета Земля.

Тема 2. «Жизнь и здоровье человека»

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Тема 3. «Родина – Россия – малая родина»

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей.

Тема 4. «Цена вежливости».

Ценности: нравственный выбор, красота, гармония, эстетическое развитие.

Тема 5 «Любовь, дружба, милосердие. Человек среди людей».

Ценности: смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедования .

Тема 6. «Права человека и способы их защиты».

Ценности: закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода и ответственность.

Тема 7. «Индивидуальность человека, его честь и достоинство».

Ценности: свобода совести и вероисповедание, доверие к людям.

Тема 8 «Труд и его результаты»

Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей, бережливость.

как средство социализации

учеников предшколы

Воспитатель класса предшкольной подготовки

Феденева С.В.


"Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."

А.С.Макаренко


« Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности»

Н.Смирнова


  • обучающая;
  • развлекательная;
  • коммуникативная;
  • воспитательная;
  • развивающая;
  • релаксационная;
  • психологическая.

Структурные компоненты:

Совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации.

информационный

Интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; самооценка.

мотивационный

Интенсивность участия в игровой деятельности; социально-адекватная нормативность поведения; творческая актуализация собственного опыта

деятельностный


Особенности:

разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире;

эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;

практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социально адекватного поведения.


  • В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  • Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".
  • В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
  • Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
  • В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Цели предшколы для социализации шестилеток

Создать условия для полноценного социального развития детей;

Продумать виды и формы педагогической деятельности, в том числе игровые действия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.

Определить уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к классу и др.).

СВОДНАЯ МАТРИЦА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ф.И. ученика

1 четв

Антонова Александра

2 четв

Алсуфьева Виктория

Букина Елизавета

3 четв

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками

4 четв

Виллип Сергей

1 четв

Давыдов Иван

2 четв

Кайратова Адель

Кононов Илья

3 четв

4 четв

Комова Ева

Кузнецов Радомир

1 четв

Курмамбаева Карина

2 четв

Латышев Андрей

3 четв

Ларина Татьяна

4 четв

Мамонов Александр

Неверовский Роман

Приголовкина Полина

Попов Иван

Семенов Матвей

Сухорукова Арина

Сысоева Влада

Сауткин Роман

Устинов Устин

Шахматов Данил


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над привитием культуры поведения через все виды игровой деятельности


  • Взаимодействие со взрослыми и сверстниками

1 ЧЕТВЕРТЬ

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

2 ЧЕТВЕРТЬ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над развитием взаимодействия шестилеток со взрослыми и сверстниками через игровую деятельность и повседневную жизнь


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

1 ЧЕТВЕРТЬ

2 ЧЕТВЕРТЬ

ВЫШЕ НИЗКОГО

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Вывод: продолжать работу над развитием нравственных норм через игровую деятельность и повседневную жизнь


Все сказанное позволяет сделать вывод, что одним из основных средств социализации дошкольников является игровая деятельность.

Не зря С.Т. Шацкий говорил:

«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».




ВЫСТУПЛЕНИЕ Формирование сюжетно-ролевой игры как средство социализации учащихся классов «Особый ребенок» В наши дни растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и образование таких детей требует особого подхода со стороны педагогов, врачей, дефектологов, логопедов В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность. Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. Дети с ОВЗ инертны, мало эмоциональны, поэтому взрослым необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит игра. Она является основным видом деятельности детей с ОВЗ. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. У детей с ОВЗ необходимо развивать наглядные формы мышления, используя для этого специальные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения и практические проблемные ситуации. Развитие игры проходит несколько этапов: - первый этап заключается в совместной игре с взрослым; - на втором этапе дети учатся действовать самостоятельно и могут переносить полученные знания на другие предметы; - на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни. Педагог играют важную роль в развитии таких детей. При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку. Большое значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека. Для того чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт. Обучить ребенка с ОВЗ сюжетно-ролевой игре можно, но это очень сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу, помыть посуду и т.д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, не сильно загружая разнообразием действий.


Сюжетно-ролевые игры – это наиболее важный инструмент, помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях. Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых игр, да и взрослый вместе с ребенком всегда может придумать новую, интересную и актуальную в данный момент. В сюжетно-ролевые игры ребенок может играть с ребятами или один, направляемый педагогами, которые должны помочь задать тематику игры, продемонстрировать нужные действия, показать, что нужно делать. Взрослый должен направлять действия детей речью, показать как правильно, исправлять ошибки, а иногда и совершать действия вместе с ребенком (управляя его руками). Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно чаще хвалить, когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки. Научить ребенка быть открытым этому миру, общаться, познакомить его с различными жизненными ситуациями помогут сюжетно-ролевые игры, в процессе которых он сможет побыть героем тех жизненных ситуаций, которые ожидают его в будущем. Выполнение определенной роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Ребенок встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное подчинение им. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: одежда, предметы, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.


Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление. Постепенно дети начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжета тесно связано с богатством детского воображения. Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. При непосредственном руководстве педагога в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, но она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи занятия. Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что: - в сюжетно-ролевой игре активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ; - формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира; - систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности; - игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности; - сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. - только та игра, которая захватывает ребёнка с ОВЗ, развивает его мыслительные операции и волевые качества, пробуждает сильные чувства. Список используемой литературы: 1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология С Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, С Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение г.


Выполнила: Т.Н. Смирнова учитель-дефектолог I квалификационной категории МБСКОУ СКОШ 3 г. Березники 2014 г. г. Березники 2014 г.


Игра является основным видом деятельности детей с ОВЗ