Организационная структура фтс россии. «Пограничные маневры» российских таможенников Комличенко сергей григорьевич фтс задержан

В правительстве определились с кандидатурой нового руководителя Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница). Как стало известно "Ъ", возглавить ведомство может Сергей Комличенко, занимающий сейчас пост заместителя главы Федеральной таможенной службы (ФТС). Его кандидатура согласована с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, который в ближайшее время порекомендует его назначение премьеру Дмитрию Медведеву.


Как рассказал "Ъ" высокопоставленный источник в аппарате правительства, вчера днем господин Комличенко прибыл в Белый дом, где встретился с Дмитрием Рогозиным (он курирует деятельность Росграницы). Несмотря на то что повестка встречи формально не разглашалась, заместитель главы ФТС, по данным "Ъ", был осведомлен о возможном предложении стать главой Росграницы. Как говорит собеседник "Ъ" в правительстве, Дмитрий Рогозин счел кандидатуру господина Комличенко подходящей для руководства ведомства. В ближайшее время вице-премьер направит соответствующее представление о назначении Сергея Комличенко Дмитрию Медведеву.

Созданное указом президента Владимира Путина 11 октября 2007 года ведомство отвечает за обустройство государственной границы, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска. Большую часть времени его возглавлял Дмитрий Безделов, уволенный 21 октября 2013 года. Как сообщал "Ъ", поводом стали результаты работы ревизионной комиссии, которая выявила серьезные нарушения как в самом ведомстве (распределение денег по ФЦП "Развитие государственной границы РФ на 2003-2011 годы" объемом около 150 млрд руб. было сведено к "банальному освоению бюджетных средств"), так и в деятельности господина Безделова (около 1 млрд руб. из той же целевой программы оказалось на счетах банка "Агросоюз", главным бенефициаром которого является отец экс-руководителя ведомства). Спустя сутки в Росгранице и подконтрольном ему федеральном казенном управлении "Росгранстрой" сотрудники ФСБ провели задержания. Вопросы возникли к начальнику управления капитального строительства и эксплуатации Даниле Вавилову и еще нескольким сотрудникам (см. "Ъ" от 23 октября 2013 года).

Поиск нового главы проходил при содействии Федеральной службы безопасности (в нее входит пограничная служба, являющаяся основным заказчиком услуг Росграницы). По сведениям "Ъ", господин Комличенко был не единственным претендентом на эту должность. Помимо него рассматривались еще три кандидата — исполнявший обязанности главы ведомства Юрий Мальцев, первый зампред комитета по обороне Госдумы Сергей Жигарев (ЛДПР), а также один из высокопоставленных сотрудников спецслужб. По словам собеседника "Ъ" в правительстве, господин Жигарев хоть и был внесен в шорт-лист, но реальных шансов занять эту должность не имел — вариант с его назначением не устраивал ФСБ. Кандидатуру Юрия Мальцева до последнего лоббировали в самой Росгранице, однако в его случае негативно сказался факт многолетней работы с Дмитрием Безделовым. Более того, по данным "Ъ", несколько недель назад Дмитрий Рогозин вызывал чиновника к себе на разговор, требуя от него отдачи по работе — вице-премьер посчитал, что господин Мальцев не справляется с обязанностями. Ставить же "чистого силовика", по признанию правительственного источника "Ъ", было также не совсем желательно: несмотря на специфику работы, в ведомстве нужен был человек с опытом управленца в госструктурах.

Впрочем, у Сергея Комличенко, судя по всему, есть опыт работы в органах госбезопасности: в открытых источниках информации о его деятельности содержится крайне мало. Известно, что он родился 15 мая 1971 года на Украине, в Киевской области. С конца 1990-х работал в госкомпании "Росвооружение" (с 2000 года — "Рособоронэкспорт"), а впоследствии стал начальником главного управления тылового обеспечения ФТС. В марте 2010 года его повысили до заместителя руководителя ведомства Андрея Бельянинова, круг курируемых вопросов он сохранил. Впоследствии указом президента Путина получил повышение и в звании, став генерал-лейтенантом таможенной службы. По отзывам коллег господина Комличенко, за время его работы в ФТС у него сложились хорошие отношения с господином Бельяниновым, поэтому в случае необходимости последний может дать положительные рекомендации в его адрес.

Одной из основных задач, которые будут поставлены перед господином Комличенко, станет наведение финансового порядка в ведомстве с учетом обновленной федеральной целевой программы на 2012-2020 годы, бюджет которой предусмотрен на уровне 134 млрд руб.

Вокруг назначения нового главы Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница) произошел крупный скандал. Ведь основной претендент на эту должность, заместитель главы Федеральной таможенной службы Сергей Комличенко, по слухам, уже попал в поле зрения Следственного Комитета РФ, сообщили корреспонденту The Moscow Post в СКР

Отбор у Рогозина

Тот факт, что именно заместителя главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Сергея Комличенко назначат на пост руководителя главы Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница), подтвердили журналистам сразу несколько источников в Правительстве РФ. Все дело в том, что накануне Сергей Комличенко побывал в Белом доме, где встретился с Дмитрием Рогозиным, который курирует деятельность Росграницы.

Именно на этом совещании у Рогозина Комличенко, по слухам, и проинформировали о грядущем назначении.

Более того, в ближайшее время вице-премьер направит соответствующее представление о назначении Сергея Комличенко Дмитрию Медведеву.

Отметим, что эксперты видят немалый риск в этом назначении, ведь одной из основных задач, которые будут поставлены перед господином Комличенко, станет наведение финансового порядка в ведомстве с учетом обновленной федеральной целевой программы (ФЦП) на 2012-2020 годы, бюджет которой предусмотрен на уровне 134 млрд руб .

Однако, сможет и захочет ли Комличенко уберечь эту ФЦП от «откатов» и «распилов» - большой вопрос!

Как Безделов остался без дела

Напомним, что Росграница была создана указом президента Владимира Путина 11 октября 2007 года, как ведомство, отвечающее за обустройство государственной границы, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска.

Так вот большую часть времени его возглавлял Дмитрий Безделов, со скандалом уволенный 21 октября 2013 года .

Дмитрий Безделов

Кстати, отставке Безделова предшествовала инициированная вице-премьером Дмитрием Рогозиным проверка ведомства.

В ее ходе выяснилось, что около 1 млрд руб. из целевой программы «Развитие государственной границы РФ на 2003-2011 годы» оказались на счетах банка «Агросоюз», крупнейшим бенефициаром которого является отец экс-главы Росграницы Александр Безделов. Материалы проверки, как ожидается, будут направлены в правоохранительные органы.

Более того, в сделках Росграницы было зафиксировано немало подозрительных махинаций!

Вот, к примеру, что получилось со строительством пункта пропуска на автодороге Краскино - госграница с Китаем, где должны были обеспечить пропуск 250 автомашин в сутки!

Так в начале 2013 года ГУ МВД по ДФО возбудило уголовное дело по статье «мошенничество» в отношении гендиректора компании-подрядчика «Стройконструкция». Выяснилось, что он подписал с одним из замруководителей Росграницы акт о приемке фактически не выполненных работ. Кроме того, подрядчик самовольно изменил проект пропускного пункта, из-за чего изменились расчеты объемов и стоимости работ. Общий ущерб федеральному бюджету оценен в полмиллиарда рублей.

Летом Росграница с трудом расторгла этот контракт в арбитражном суде. Однако пропускной пункт Краскино до сих пор не построен.

Похожая ситуация сложилась с пропускным пунктом «Пограничный», являющимся крупнейшим автомобильным узлом Дальнего Востока на российско-китайской границе. Подрядчик ООО «Стройсити» сорвал сроки, и Росгранице пришлось опять в арбитражном суде Москвы аннулировать контракт и и взыскать аванс и пени на 1,2 млрд руб. Аналогичные вещи происходили в других местах, например, при реконструкции железнодорожного пункта пропуска «Адлер» в Сочи. Судебная тяжба на 1,5 млрд руб. с подрядчиком «РСУ№5» продолжается до сих пор

В итоге вопросы возникли к начальнику управления капитального строительства и эксплуатации Даниле Вавилову и еще нескольким сотрудникам.

Но знал ли об этих аферах господин Безделов?! Эксперты уверяют, что он не просто знал об этих аферах, но и, возможно, был одним из их организаторов!..

Список «технических» претендентов

И вот теперь на борьбу с подобными сомнительными схемами вызван из ФТС Сергей Комличенко. Впрочем, пока что у него ест формальные конкуренты – это исполнявший обязанности главы ведомства Юрий Мальцев, первый зампред комитета по обороне Госдумы Сергей Жигарев (ЛДПР), а также один из высокопоставленных сотрудников спецслужб.

Сергей Комличенко

Причем, кандидатуру Жигарева из-за его связей с целым рядом коррупционных скандалов сразу же забраковали в ФСБ, силовика в Росгранице якобы не захотели видеть в Белом Доме, а Юрий Мальцев, назначение которого лоббировали сами сотрудники Росграницы, по слухам, не устроил Кремль (как выходец из команды Безделова)

Таким образом, Сергей Комличенко фактически остался без конкурентов!

Обыкновенный лоббизм?

При этом, по слухам назначение Сергея Комличенко на должность главы Росграницы – это результат усилий по лоббированию своего протеже со стороны главы ФТС Андрея Бельянинова.

Честно говоря, такой реакции на первый материал о ситуации, сложившейся в российской Федеральной таможенной службе (ФТС ), я, как автор, не ожидал. После публикации статьи «Таможня не отдаёт добро» со мной встретилось сразу несколько, скажем так, «не рядовых» сотрудников центрального аппарата ФТС. И помимо того, что они передали ряд сенсационных документов, у нас состоялся очень серьёзный разговор. Мы говорили, безусловно, и о коррупции, но главным образом о проваленной идее Таможенного союза и, самое главное, о том, что таможня может оказаться настоящим тормозом экономического развития всей страны.

Вы начали с РОСТЭКа, но надо понимать, что это лишь инструмент - речь идёт о том, что вся таможенная служба превратилась в огромный механизм по извлечению коммерческой прибыли в пользу строго конкретного круга лиц. Андрей Юрьевич Бельянинов (руководитель ФТС. - Ред.) часто любит повторять, особенно на встрече с руководством страны, что российская таможня - это 57% бюджета страны (около 6 трлн рублей в прошлом году), - говорят мои собеседники. - Парадокс ситуации в том, что если исходить из общего потока грузов, пересекающих нашу границу, то в наш бюджет должно поступать от 8 до 12 трлн рублей. Разница между реально перечисленными в бюджет 6,5 трлн и этими суммами и есть цена прямой коррупции на таможне!

Везите хоть атомную бомбу

В доказательство своих слов мои собеседники предъявляют ряд документов - как аналитику, так и конкретные факты. В частности, расчёты специальной группы под руководством члена-корреспондента РАН В. Цветкова, которая по заказу Государственной думы провела расчёты исходя из реального экспорта и импорта товаров через российскую таможню.

Но проблема даже не в этом. Дело в том, что и эти указанные плановые цифры таможня уже по факту сегодня не собирает, - утверждают мои собеседники. - По факту на 2013 год примерно одна шестая часть платежей (за два месяца) собрана авансом. То есть за 2014 год. Иными словами, план не выполнен примерно на 1 трлн рублей. Грубо говоря, у таможни образовался своего рода кассовый разрыв, и чтобы его закрыть в 2013 году, в декабре, ФТС обратилась к основным участникам внешнеэкономической деятельности, отчаянно требуя у них заплатить сборы авансом за первый квартал 2014 года. Наглядным примером, подтверждающим, как таможня работает с этими финансовыми дырами, стало возбуждение уголовного дела в отношении Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) по факту исполнения судебного решения. Таможня взяла неправильно платёж с коммерсантов в районе 3 млрд рублей. Проиграла все арбитражные суды, но всё равно отказалась возвращать эти деньги по одной простой причине: они уже были официально зачислены в платёж. Если бы ЦЭТ вернула эти деньги на тот момент, когда ещё не было показано перед президентом выполнение плана по платежам, то у неё тут же образовалась бы дыра. Эта ситуация, кстати, хорошо показывает тот факт, что вся история - действительно финансовая пирамида и может рухнуть в любой момент. И, кроме всего прочего, это ещё и настоящее очковтирательство, обман всей страны. Это оборотная сторона коррупционных связей, которые установились на таможне. Система выстроена так, что теперь ведомство работает на государство по остаточному принципу - сначала рисует себе роскошный имидж, а потом уже думает о выполнении плановых показателей. Как я считаю, самое страшное, что многие таможенники это прекрасно понимают, но уже ничего изменить не могут - руководство просто не даёт. Сегодня наша таможня управляется, что называется, в ручном режиме. Не дай бог изменить эту систему в любом территориальном управлении - сразу последует грозный окрик руководства сверху: не сметь трогать, это наша поляна! Иногда такие крики происходят в буквальном смысле. Как, например, с известной историей на таможне в Кубинке, когда под видом благотворительного груза для фонда «Единство» просто внаглую завезли 400 тонн ширпотреба. Руководству ведь оперативные службы об этом докладывали прямо, что это уже просто какой-то беспредел, но, на мой взгляд, последовало указание никого не трогать. Люди всё правильно «растомаживали», то есть через подконтрольные им и РОСТЭКу фирмы, а значит, их не имели право трогать. Везите хоть атомную бомбу.

Какая свита делает короля?

[...] В прошлом материале я подробно рассказывал о деятельности главы Федеральной таможенной службы Андрее Бельянинове, скажем так, о его личном вкладе в сложившуюся ситуацию. Сегодня стоит рассказать, какая свита делает этого «короля». Тем более что поводов для этого более чем достаточно.

Персона № 2. Спрятанная сенсация

13 декабря прошлого года в одном московском ресторанчике задержали с поличным двух бизнесменов - Игоря Береговского и Станислава Сорокина. Оперативники взяли предпринимателей, когда те получали 7 млн рублей, как предполагает следствие, для передачи якобы первым лицам российской таможни. На первых же допросах задержанные начали сотрудничать со следствием и назвали имена первых лиц, а также будто бы упоминали первого заместителя руководителя ФТС генерала Владимира Малинина .

Здесь нужно отметить один момент: дело это действительно по всем меркам громкое. Поскольку, как читатель поймёт из дальнейшего, касалось если не первых лиц ФТС, то как минимум очень масштабной коррупции в центральном аппарате таможни. Причём, судя по присланному мне видео, по следам этих арестов в главном здании ФТС прошли очень серьёзные, что называется «силовые», обыски, с участием спецподразделений. Но ни в одном СМИ, даже в самом «сливном», не появилось ни строчки об этих событиях - представляете, какие силы были задействованы, чтобы не допустить даже мало-мальской утечки.

Как я считаю, смысл таких усилий заключался как раз в том, что нити этого дела могут привести к Владимиру Малинину, которого называют персоной № 2 на российской таможне. Широкой публике этот человек стал известен несколько месяцев назад по анекдоту. Якобы у него хватило ума на служебной машине с включённой мигалкой приехать сдавать брюки в химчистку. Однако профессиональному сообществу он хорошо известен прежде всего по скандалу вокруг блокирования таможней платёжной системы «Зелёный коридор» (а в настоящее время открытым лоббированием введённой вместо неё платёжной системы «Таможенная карта»).

Как писал тогда ряд изданий, платёжная система «Зелёный коридор» была вытеснена с таможни распоряжением Малинина. Причём до сих пор таможенные брокеры указывают на одно важное обстоятельство: система «Зелёный коридор» гарантировала равноценный доступ к таможенным финансовым услугам целому консорциуму банков (несколько десятков), а пришедшая ей на смену система сбора таможенных платежей под названием «Таможенная карта» является фактически «ведомственной платёжной системой».

И, как отмечают СМИ, хотя эта система работает и с другими банками, основные сливки в виде самых крупных платежей снимают в ней только два банка. Угадайте какие? Правильно, я писал о них в прошлом материале - «Новиком» и «Нефтехимпром» - банки, где, на мой взгляд, прослеживаются интересы Бельянинова и его окружения. Возможно, в рамках этого расследования я попытаюсь разобраться с этой ситуацией - кому всё же выгодно было, чтобы на смену «Зелёному коридору» пришла «Таможенная карта» и, самое главное, как работают огромные деньги, крутящиеся в новой платёжной системе? А пока давайте вернёмся к господину Малинину.

Когда Бельянинов сразу после своего назначения в 2006 году посадил этого человека в кресло первого зама, экспертное сообщество слегка недоумевало: Малинин был мало кому известен. Причём делались некие предположения, что в своё время этот человек якобы «двинул» Бельянинова на повышение в Рособоронэкспорт и сейчас в благодарность он устроил ему назначение своим замом. Тем не менее считалось, что он сильный экономист и аудитор, знающий тонкости финансового дела. Обратите внимание, самые авторитетные издания открыто тогда писали, что Малинин - это такой антикоррупционный человек, призванный Бельяниновым разгребать авгиевы конюшни, оставшиеся после предыдущего начальника ФТС. То есть этому человеку верили и надеялись на него.

И вдруг такое разочарование - уголовное дело, в котором он может быть замешан. Дело вот в чём: даже если следователи и не смогут доказать прямую заинтересованность генерала в указанных деньгах, на мой взгляд, ему всё равно не удастся выйти из этой ситуации без ущерба. Так как история, которую вскрыли следователи, сама по себе просто вопиющая и очень наглядно иллюстрирует, что творится в прямой зоне ответственности этого чиновника.

Аудитор-разочарование

Вернёмся к нашим задержанным. Я излагаю версию, которую рассказали Береговский и Сорокин. Суть истории в том, что некоторое время назад, под конец финансового года, в Главном управлении информационных технологий, а также в параллельном ему Центральном информационно-техническом таможенном управлении ФТС начали решать, куда истратить выделенные на программное обеспечение 330 млн рублей. Здесь надо объяснить, что оба управления напрямую подчинены Малинину. Причём с некоторых пор эти подразделения стали критиковать именно за раздутые финансы. Вот, например, что говорит депутат Государственной думы Дмитрий Горовцов, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции, руководитель секции по взаимодействию с правоохранительными органами, который уже не один год ведёт собственное расследование деятельности первых лиц ФТС:

В прошлом году на информационно-техническое обеспечение ФТС была выделена чудовищная сумма - 6,5 млрд рублей. Причём, если посмотреть в динамике, то год от года - больше и больше. То есть денег на это не жалеют, но при этом посмотрите, как они тратятся. Возьмите официальный сайт ФТС, который, с моей точки зрения, просто убогий. На него потрачено, по официальным данным, 40 млн рублей и ещё 12 запросили в этом году. А специалисты оценивают максимальную стоимость такого сайта не более 10 млн рублей, причём со всеми заявленными примочками и наворотами вроде прямой обратной связи, которых на нынешнем сайте пока нет. Спрашивается, на что ушли деньги? Кто вообще контролирует расходование средств по этим статьям?

Собственно, когда возникла необходимость истратить указанные 330 млн рублей, Береговский и Сорокин, по одной из версий, представившись людьми, близкими Малинину, обратились к некоему предпринимателю с предложением создать на базе платформы «Оракл» некий программный продукт для всего ФТС. Предприниматель подумал, посчитал - и сообщил, что сможет сделать эту работу за 120 млн рублей. Ему сказали - отлично, но ты должен осметить всё на 330 миллионов. А разницу ты нам вернёшь, причём 50 млн - наличными. Взамен Береговский и Сорокин якобы пообещали провести фирму предпринимателя через сито госзакупок.

Система госзакупок имеет чудовищные дыры

И здесь я хочу вновь обратить внимание: Береговский и Сорокин с лёгкостью обходят всю эту якобы очень совершенную систему госзакупок и действительно заключают с указанным бизнесменом госконтракт на сумму, которая как минимум в три раза завышена. Ещё раз: с лёгкостью! Буквально за какие-то считанные дни, чтобы успеть уложиться в финансовый год! То есть как минимум эта наша система госзакупок имеет чудовищные дыры. И вывод здесь самый очевидный - без помощи первых лиц таможни в центральном аппарате ФТС такой контракт в такие сроки просто невозможно заключить.

Но тем не менее идём дальше. Наш предприниматель (его имя в интересах следствия не раскрывается) на этой стадии подумал-подумал - да и написал заявление в органы. И собственно при передаче первого платежа господ посредников и повязали.

Даже если бы дело ограничилось только этим, то всё равно на некотором руководстве ФТС было бы очень серьёзное пятно. Здесь есть как минимум вопросы к генералу Малинину - как он вообще допустил подобное в своём ведомстве? Но следователи начали, что называется, копать вглубь. По одной из версий следствия, указанные товарищи - Береговский и Сорокин, - поскольку долгое время работали с Малининым, вообще играли роль таких, я бы сказал, «генеральных посредников». Операция с «Оракл», судя по всему, лишь одна из множества. В частности, сейчас, насколько известно, следователи с подачи этих задержанных активно изучают ситуацию с поставками офисного оборудования для ФТС.

Следователи наткнулись на интересный факт - много лет ФТС пользуется оборудованием исключительно американской фирмы «Хьюлетт Паккард» (НР) . Это само по себе вопрос - почему на всех аукционах побеждают поставщики именно этой фирмы? И вот, по версии следствия, утверждается, что в российском представительстве этой фирмы работает женщина по фамилии Миркотан, которая может быть близким другом Малинина. То есть из самых близких, которых называют боевыми подругами. Эта женщина, работая в компании НР, якобы могла получать некие личные скидки на поставки оборудования НР. В некоторых случаях - до 40%. Но самое интересное заключается в том, что, несмотря на колоссальные скидки, которые могли быть использованы для экономии бюджета, выбиралась фирма, которая побеждала в конкурсах ФТС, выставлявшая цену на лоте без учёта этого дисконта. Тем самым осваивалась вся бюджетная сумма, принося фирме сумасшедшую прибыль. Конечно, можно сказать, что это личное дело каждого, но здесь всё может поменяться, если следствие установит тесные отношения Миркотан с Малининым. Кроме того, надо знать, что все контракты на поставки НР заключаются на начало года, а по факту они поступают, как правило, в конце. Хитрость заключается здесь ещё и в том, что оборудование, которое было заявлено в начале года как самое новое, к концу года устаревает и чаще всего вообще распродаётся как товарные остатки. И если сложить всё вместе, то получается, что общий дисконт по этим поставкам может составлять до 90%. То есть «навар» как минимум может составлять просто астрономические суммы. По моей информации, на закупки оборудования в прошлом году ФТС потратила 1,2 млрд рублей. Вот и считайте сами.

И вот здесь у меня вопрос. Сможет ли следствие установить причастность к этому делу якобы друзей генерала Малинина: Березовского, Сорокина, Миркотан? Когда дело дойдёт, в конце концов, до самого Малинина? И самое главное - этот человек пришёл в ведомство под видом борца с коррупцией. Какое разочарование! И вот сейчас у него в ведомстве происходит такое - я буду очень смеяться (горько, конечно), если нам в очередной раз скажут, что этот генерал ничего не знал про коррупцию у него под носом. И, само собой, никаких купонов с этого не стриг.

Пирамида может рухнуть в любой момент

Таким образом, если подытожить всё вышесказанное, выражая исключительно своё личное мнение, то, наверное, можно сказать так: Бельянинов извратил систему таможенных платежей, загнав её в авансовую сферу. То есть, как часто говорят экономисты, просто тупо рисуя отчётность на бумаге. И это, между прочим, идёт вразрез с позицией Владимира Путина, который требует фактического зачисления платежей. То есть бюджет должен работать не с тем, что нарисовано на бумаге, а с тем, что есть в наличии. Иными словами, речь идёт о реальной экономике. Даже не надо особых расчётов, чтобы понимать, что таможня ходит по краю - в любой момент построенная ею финансовая пирамида может рухнуть, и тогда какие будут последствия для страны? Ведь эти сборы - половина бюджета?

Марат Хайруллин

****

За таможню обидно

Как считает депутат Государственной думы Дмитрий Горовцов, в 2012 году около 80% всех таможенных платежей, перечисленных таможней в бюджет, составляли пошлины и акцизы за экспорт углеродов. А в 2013 году это соотношение предположительно превысило уже 90%. Представляете, что происходит? Мы везде декларируем, что ВВП нашей страны растёт, внешняя торговля расширяется, мы переводим экономику на инновационные рельсы, а если исходить из официальных данных, кстати говоря, самой таможни, мы становимся исключительно нефтяной провинцией мира. В чём же тут дело? Вот что говорят мои собеседники.

Я продолжаю разговор с сотрудниками центрального аппарата Федеральной таможенной службы (ФТС), которые предложили встретиться после первой публикации.

В первой статье я ссылался на обнародованное в YouTube видео, где человек, похожий на главу Федеральной таможенной службы, поёт песни. Многие восприняли это как личное дело - мол, у человека хобби такое. Караоке в исполнении первого лица - это у нас уже притча во языцех. В последние годы практически каждое выездное совещание ФТС с участием первого лица ведомства превращается в корпоратив. Причём, что называется, не отходя от рабочего места - прямо в помещениях таможни. В какой-то момент Андрей Юрьевич, если говорить образно, насытившись атмосферой, выходит на сцену и порой часами поёт песни. У него, конечно, красивый голос, но есть и оборотная сторона этих выступлений - после таких «мероприятий» главу ведомства иногда подолгу не видят на рабочем месте. Знаете, в стране ведь на самом деле очень непростая ситуация, особенно с бюджетом - экономика замедляет свой рост, соответственно падают платежи и сборы. А глава ведомства, которое собирает больше половины бюджета, не на рабочем месте. Насколько это вообще соответствует статусу государственного деятеля такого масштаба?

50 тысяч бюрократов

В подтверждение своих слов собеседники из ФТС показали мне видео с телефона, где нетвёрдо стоящий на ногах человек самозабвенно пел песню. Человек действительно был очень похож на главу Федеральной таможенной службы.

Но самое важное, как многие в ведомстве считают, - следствием такого отношения к делу стала очень опасная ситуация, сложившаяся с платежами в бюджет страны, за перечисление которых отвечает таможня.

Если принять эти цифры за точку отсчёта, то тогда встаёт вопрос: а зачем нам вообще такая таможня? Сейчас её штат составляет более 60 тыс. человек и продолжает расти. При таком раздутом штате реальный доход в бюджет приносят не более тысячи человек. Это аппарат Центральной энергетической таможни и собственно аппарат ФТС. А зачем тогда остальные 59 тыс. бюрократов? Чем они занимаются, если структура платежей в бюджет не отражает итогов их деятельности?

Но самый главный здесь вопрос: куда же деваются деньги, прежде всего от многократно выросшего импорта в Россию? Давайте ещё раз вернёмся к исследованиям члена-корреспондента РАН Валерия Цветкова. Он сравнивает цифры официального импорта в Россию ООН и Всемирной торговой организации с цифрами, которые предоставляет официально российская ФТС. И здесь получается, что по некоторым группам товаров наша российская таможня даёт практически в два раза более низкие цифры. Причём не занижая объёмов поставок. То есть, говоря образно, получается, что при пересечении российской границы ряд иностранных товаров вдруг резко дешевеет - в два, иногда в три-четыре раза.

В чём тут фокус? - объясняют мне таможенники. - Система выстроена таким образом, что на ряде направлений, мы подчёркиваем, в массовом порядке, поставка товаров в Россию осуществляется якобы через так называемые налоговые гавани специальными фирмами-посредниками. Грубо говоря, предприниматель хочет ввезти партию товара. Он может задекларировать реальную цену на границе с Россией и условно заплатить 20% от 100 рублей. А может обратиться в такую фирму-посредник, которая переоформляет товар в налоговой гавани, например в Эстонии, на себя и уже декларирует, допустим, цену товара не 100 рублей, а 30 и платит уже 20% сбора от 30 рублей. Понятно, что при таких условиях, вероятно, нужно заплатить «откат». Кому? Догадаться очень просто, потому что, как правило, большинство тропинок от таких фирм ведут в так горячо любимый Андреем Юрьевичем РОСТЭК.

Самое смешное и горькое во всей этой ситуации то, что эти махинации - секрет Полишинеля только для россиян, всему остальному миру это очень хорошо видно. Потому что в Европе подобное занижение товарной стоимости с целью ухода от налогов - тяжёлое уголовное преступление. Именно поэтому наша страна - один из лидеров всевозможных коррупционных рейтингов. Потому что составители этих рейтингов прекрасно видят, что происходит в массовом порядке на нашей границе! И по одному этому можно судить, что творится в стране.

Тем не менее сейчас стоит продолжить перечисление первых лиц нашей российской таможни, которые, по моему мнению, несут личную ответственность за создание такой системы.

Персона номер три: генерал-водитель

Сегодня в Сети разгорается очередной скандал. На этот раз вокруг федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница). На некоторых сайтах появилась информация, что руководителя «Росграницы» Дмитрия Безделова уволили из-за подозрения в коррупции: якобы по его попустительству был допущен серьёзный перерасход государственных средств, выделенных на обустройство российской границы. И что интересно, ряд СМИ при назначении Безделова открыто писали, что это прямая креатура главы ФТС Андрея Бельянинова. И вот теперь его сняли в общем-то по серьёзным обстоятельствам. Но, внимание, на тех же сайтах тут же появилась информация, что Андрей Юрьевич теперь хлопочет о назначении на это место своего заместителя по тыловому обеспечению генерала Сергея Комличенко.

Здесь надо понимать, кто такой Комличенко. Его называют человеком номер три по влиянию в российской таможне. Долгие годы он работал личным водителем Бельянинова, а потом пошёл на повышение. И фактически за четыре года (!) стал генерал-лейтенантом. Как пишут в Сети, Бельянинов вроде как возил его на встречу с Рогозиным. Представляете, что произойдёт, если такой человек без фактического опыта управления сложными государственными структурами будет главой Росграницы!

Здесь вывод напрашивается сам собой: получается, что Бельянинов очень заинтересован, чтобы на этом месте сидел не просто «его» человек, а «совсем его», такой как бывший личный водитель (который наверняка знает про его дела больше, чем, например, супруга или ближайшие друзья), что называется, проверенный, который рядом с ним долгие годы. Для чего? Мне на ум приходит только одно объяснение: чтобы прикрыть от чего-то самого Бельянинова.

И здесь нелишне внимательно присмотреться к человеку, которого называют номером три в иерархии ФТС. В прошлом году тот же депутат Горовцов опубликовал документы, касающиеся служебного самолёта Ту-134, переданного ФТС для оперативных целей. По распоряжению Бельянинова, Комличенко за счёт бюджета оборудовал его вип-салоном. И самое главное, депутат подозревает, что Бельянинов мог использовать его для «неслужебных» целей, в частности для поездок в Тель-Авив, Стамбул и даже Италию.

Но, с моей точки зрения, самым показательным является скандал с так называемыми талонами оперативного обеспечения, который также разразился прошлым летом. Это специальные талоны, гарантирующие, что машины с оперативниками таможни, которые выслеживают контрабандистов, не будут досматриваться сотрудниками МВД. Это нужно для того, чтобы гарантировать оперативников от утечки информации, например, со стороны коррумпированных гаишников и так далее. Что же происходит с этими талонами? До прошлого года, по моей информации, примерно на четыре оперативных подразделения ФТС выделялось около 200 таких талонов. Некоторая часть из них якобы передавалась в центральный аппарат. Как их использовали, до поры до времени никто не знал. Но, судя по всему, они играют какую-то очень важную роль для руководства ФТС. Потому что в этом году в связи с сокращениями оперативных функций таможни ФТС дали порядка 50 талонов. И примерно 25 из них глава ФТС предположительно забрал на центральный аппарат.

А затем произошла следующая ситуация. Совершенно случайно сотрудники МВД в рамках спецоперации остановили автомобиль с таким талоном. И за рулём оказался совершенно посторонний человек. Да ещё лишённый прав за пьяную езду. Единственное достоинство указанного гражданина заключалось в том, что он являлся соседом по даче Бельянинова.

Разразился страшный скандал. Потому что это очень серьёзные документы, но при этом было допущено их прямое использование не по назначению. Но суть даже не в этом. Когда с проверкой пришли в службу тыла и автохозяйство центрального аппарата ФТС, то выяснилось, что такие талоны получили не только первые замы, но, например, и его советник по фамилии Лобанов. По некоторой информации, и прочим посторонним лицам выдавались такие талоны. И здесь я хочу задать вопросы: а зачем всем этим людям эти талоны и где остальные два десятка талонов? У кого они?

Речь ведь идёт на самом деле о весьма серьёзных делах. Вы только вдумайтесь, какая удобная вещь - эти талоны! Например, под их прикрытием очень удобно возить крупные суммы. Вспомните дело Александра Романова. Я уже рассказывал о том, что согласно материалам следствия большие суммы взяток якобы передавались Романову в одном из ресторанов. Иногда из рук в руки могло переходить и до 30 млн рублей и больше. Представляете, как удобно можно было бы возить эти деньги под таким прикрытием?

Только одна эта ситуация со спецталонами может демонстрировать уровень вовлечённости Комличенко в эти дела. Мало того, что этот человек, с моей точки зрения, очень мало заслуживает звания генерала, так он ещё и вполне может иметь отношение к делам, касающимся теневой жизни ФТС. И его прочат в руководители Росграницы...

Таможенный мезальянс - вместо эпилога

Знаете, лучше всего показывает состояние дел в Российской таможне ситуация с Таможенным союзом. Заключая его, наши государственные деятели исходили из того, что Россия всё-таки лидер среди наших трёх стран по товарообороту и соответственно по развитию таможенного дела. То есть мы рассчитывали, что наша ФТС станет таким локомотивом развития Таможенного союза. Что произошло на деле? При всех очевидных плюсах российской таможни поставщики товаров стали предпочитать провозить товары через белорусские и даже казахские таможни? Почему? Ответ открыто печатают в наших и международных СМИ. Вы только вдумайтесь - ни одна машина, ни одна партия грузов через российскую таможню не может проехать без поборов. И поэтому импортёры готовы делать многокилометровые петли, стоять в многокилометровых очередях. Только ради того, чтобы не иметь дела с нашей таможней. То есть вместо равноправного союза у нас случился мезальянс. Мы активно поддержали экономику братских Казахстана и Белоруссии. Вернее, с моей точки зрения, господин Бельянинов и Ко.

8653

Таможенный спрут

После трёх публикаций журналистского расследования, посвящённых ситуации на российской таможне, не поступило никакой реакции от заинтересованных ведомств. Почему такое могло произойти?

Дело здесь даже не в том, что Федеральная таможенная служба (ФТС) абсолютно никак не отреагировала на эти публикации. Хотя если вдуматься, то это довольно странно – озвучиваются сенсационные материалы, которые могут свидетельствовать о прямой коррупции первых лиц, называются «явки», «пароли», «суммы». И молчание – ни опровержений, ни судов, ни просто попыток объяснить свою позицию. Я уже не говорю про извинения – понятно, каяться в коррупции после журналистских статей у нас не принято. Но тем не менее, с моей точки зрения, руководитель ведомства, отмалчиваясь после таких обвинений, всё же несколько теряет своё лицо в глазах общества.

Манипуляции на 336 миллионов

Хорошо, оставим на усмотрение чиновника право не замечать критику журналистов и не снисходить с ними до диалога. Но вот что странно: ведомства, которые обязаны реагировать на подобные материалы, прокуратура в том числе, тоже молчат. После этих публикаций, насколько мне известно, ушло несколько депутатских запросов в Генеральную прокуратуру, публично высказали свою точку зрения ряд уважаемых экспертов. И ничего – молчание. Здесь надо понимать, что я писал не на пустом месте – в отношении первых лиц ФТС по ряду эпизодов идёт, насколько мне известно, проверка следственных органов. Более того, сегодня речь идёт уже о конкретных результатах. Например, не раз уже говорилось о манипуляциях с закупками программного обеспечения для таможни на сумму примерно 336 млн рублей. По этому делу с поличным были арестованы в декабре два посредника.

Уже после выхода статьи в ряде офисов, расположенных в «Москва-Сити», прошли выемки и обыски. «Сегодня, по моей информации, следствие установило, что софт должен был быть поставлен в ФТС по стоимости, не превышающей 100 млн рублей, а аффилированные с руководством таможни посредники, получается, положили себе в карман больше 200 млн», – рассказал нам депутат Дмитрий Горовцов. Только на одной операции – ничего себе – 2%! Но, самое главное, в статье я прямо задаю вопрос: каким образом такой госконтракт мог быть проведён через сито закупок и заключён в какие-то считанные предновогодние дни? Кто это всё мог осуществить в центральном аппарате? Учитывая, что на контракте стоят подписи первых лиц ФТС, – насколько эти чиновники могли остаться в стороне от делёжки указанных 2%? Я задаю эти прямые вопросы, но ответа нет до сих пор. Вот, к примеру, как комментирует ситуацию один из тех, кто также пытался задавать эти вопросы, – депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов, который уже не первый год ведёт собственное антикоррупционное расследование в ФТС.

– Я обращался в Генеральную прокуратуру, вероятно, уже десятки раз по выявленным фактам коррупции и злоупотреблений, – рассказывает депутат. – И что мы тут видим, какое прокурорское реагирование? В ряде случаев на прямые депутатские запросы не было вообще никакой реакции. Как, например, не было реакции прокуратуры на опубликованные мною сигналы по поводу бешеных расходов на переоборудование салона самолёта, закреплённого за ФТС, в интересах понятно какого «главного пассажира». Выяснять, что делал этот самолёт в Испании и Израиле, кто были пассажиры в этих полётах, не хотят. При таких примерах возникают сомнения в части перспектив достижения истины с помощью прокуроров. Вот у меня сейчас накапливаются материалы по вопросам выделения всё теми же руководителями ФТС самим себе любимым денежных средств, которые выделялись государством на приобретение квартир нуждающимся сотрудникам ФТС. Но коллеги советуют: обращение в прокуратуру обязательно сопроводи публикацией в СМИ. Позволю лишь одно, подчеркну, самое мягкое предположение… Мне кажется, что этому братству могли способствовать особенности кадрового комплектования надзорного ведомства. Дело в том, что в аппарате Генпрокуратуры РФ, а конкретнее, в управлении по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, на немаловажных должностях оказались выходцы из ФТС. Думаю, что ситуация, когда в контролирующем органе укореняются люди из проверяемой организации, не самая лучшая. Всё-таки личные взаимоотношения всегда будут влиять на принимаемые решения, а ведь здесь речь идёт об оценках, связанных с применением норм уголовного права. Практически создаются условия для образования «дружной команды» из проверяемых и проверяющих. С ходу назвал бы несколько фамилий сотрудников вышеназванного управления – Е. Глебова – В. Миронова, Е. Жарова… Да, пожалуй, добавил бы, что есть и «обратные варианты», – так, летом прошлого года начальником Южной оперативной таможни стал бывший сотрудник этого управления А. Турко. Но, согласитесь, подчеркну, что моё мнение не основано на законодательных запретах – подобное взаимоопыление не запрещено…

Вот так, ни больше ни меньше. Знаете, я вот лично снимаю шляпу, уважаемый читатель, вы только вдумайтесь, как всё грамотно здесь устроено! При такой системе можно даже не 2, а все 3% брать. А как эта система выстраивается, я писал в прошлой статье, когда рассказывал о «генерал-водителе» по фамилии Комличенко, которого активно пытается устроить на должность главы Росграницы Андрей Бельянинов. То есть это действительно такой коррупционный спрут, поразивший систему правосудия на самом высоком уровне.

Скандалы продолжаются

Между тем, как выясняется, скандалы вокруг таможни и РОСТЭКа выходят уже на международный уровень. Ассоциация международных автоперевозчиков сегодня открыто обвиняет главу ФТС Андрея Бельянинова в самоуправстве – он, якобы нарушив международное законодательство, отменил так называемые гарантии по книжкам МДП (TIR). Теперь в дополнение к ним перевозчики должны предъявлять некие дополнительные гарантии. А эти гарантии выдают, само собой, за отдельную плату – шесть отобранных руководством ФТС фирм (я писал о них в первой публикации). Так вот, по странному стечению обстоятельств эти фирмы, по моей версии, могут быть аффилированы либо с РОСТЭКом, либо с двумя банками, в которых, на мой взгляд, могут прослеживаться личные коммерческие интересы руководства ФТС.

Вот что об этом говорит Дмитрий Горовцов.

– Весной 2012 года жалобы перевозчиков на поборы со стороны РОСТЭКа, как вы знаете, были услышаны – президент дал прямое указание о ликвидации этой структуры. Но глава ФТС, как говорят в определённых кругах, «своих не сдаёт», и сейчас взамен РОСТЭКа он привёл некую «великолепную шестёрку» отобранных им фирм. Раньше грузоперевозчику достаточно было предъявить так называемую книжку МДП, предусмотренную международной Конвенцией МДП от 1975 года, которая выполняла двойную функцию: таможенной декларации, позволяющей пересекать границы различных государств, и гарантии оплаты таможенных платежей в случае недоставки товара. Теперь этот документ, после того как Бельянинов подписал своё распоряжение 58-р, сделали ничтожным, так как без уплаты некоего сбора этой «шестёрке» ни одну фуру таможенники не пропускают. По моему мнению, спрут просто поменял окраску…

По теме

– Остаётся только гадать о степени заинтересованности Андрея Бельянинова, может, он в одностороннем порядке решился на отмену положений международной конвенции? – задаётся прямым вопросом депутат. – При этом глава ФТС в своих публичных выступлениях, изображая озабоченного патриота, старается внести сюда политическую составляющую. Чисто технологическую конвенцию, цивилизованно обеспечивающую грузоперевозки между Россией и Евросоюзом, пытается выдать за некий акт, нарушающий национальные интересы России. И эти спекуляции в определённой степени срабатывают – такие весомые структуры, как Минтранс и МИД, в ситуацию активно не вмешиваются. Но это на фоне украинского кризиса, я думаю, особенно опасно. Евросоюз сегодня ищет любые поводы, чтобы представить нашу страну в невыгодном свете. Хотя логика здесь должна быть однозначной: ФТС не устраивают какие-то нормы конвенции? Пусть представит соответствующие предложения! Но ничего подобного не делается – одна демагогия…

Но самое главное здесь даже не политика, Ассоциация перевозчиков уже сегодня заявила, что с лета прошлого года на этих дополнительных платежах члены ассоциации потеряли примерно 83 млн рублей. И поэтому остро встаёт вопрос об исключении России как транзитного маршрута. Перевозчики прогнозируют уже в следующем году прямые потери от сокращения транзитных перевозок для российского бюджета в размере не менее 10 млрд долларов. Знаете, я думаю, что среди благоприятных последствий украинского кризиса есть ещё одно – действия наших «заклятых» друзей помимо всего прочего заставят нас наконец считать государственные денежки. В условиях, когда наша страна окружена такими «заокеанскими партнёрами», мы не можем больше себе позволить такую дорогую коррупцию. И в связи с этим сразу встаёт вопрос: 10 млрд долларов – не слишком ли высокая цена за самоуправство одного конкретного чиновника?

Пенсионеры тоже в деле

И здесь я хотел бы ещё раз вернуться к словам Дмитрия Горовцова, в частности о неких выплатах на «улучшение жилья». Просто это очень характерно для нашей таможни. Особенно в свете знаменитой просьбы Андрея Бельянинова к президенту – дать таможне хотя бы полдня поработать на себя. О нас, мол, совсем уже государство забыло – об этих бессребрениках таможенного дела. И вот здесь я хочу рассказать, как эти люди бедствуют за бюджетный счёт.

Наш Дмитрий Горовцов рассказал об интересной практике двойного содержания:

– В ходе проверки центрального аппарата ФТС и в частности управления тыловой службы, которым руководит тот самый генерал-водитель Комличенко, выяснилось, что ряд руководящих сотрудников, кстати говоря, тоже генералы, якобы получают от государства некое двойное содержание – пенсии и зарплату как сотрудники ФТС. В частности, речь идёт о начальнике Управления кадров и государственной службы ФТС полковнике Сергее Ханутине, которого называют «без пяти минут генералом», поскольку представление на новое звание уже подписано главой ФТС. В 2007-м он, кажется, ушёл на пенсию из Рособоронзаказа, где работал в своё время и Андрей Бельянинов. Вероятно, он зарегистрировался в комиссариате как пенсионер, а через полгода его снова видели на работе – уже в ФТС. Но при этом генерал, видимо, «забыл» предупредить об этом свой предыдущий комиссариат. И мог спокойно все эти годы получать пенсию, а это, к слову сказать, может быть расценено как уголовное преступление – имеется специальная статья в УК за махинации с пенсиями. Точно так же, видимо, поступил и другой пенсионер – начальник Управления таможенного сотрудничества ФТС Сергей Коноваленко. Без пяти минут генералу Сергею Ханутину таким образом государство переплатило около 1 млн 200 тыс. рублей, Коноваленко – около 600 тысяч. Обратите внимание, какие суммы-то ничтожные для этих людей, чего мараться-то? Но нет, они, видимо, просто физически не смогли пройти даже мимо этих «копеек».

Чтобы читателю было понятно: эти генералы, если продолжать линию, начатую в прошлых материалах, о том «какая свита делает короля», являются своего рода вторым кругом приближённых. Или «свита свиты», в данном случае прямые подчинённые и креатура водителя, а ныне генерала тыловой службы Сергея Комличенко.

По теме

Сотрудники полиции, которые первыми осмотрели найденных в парке Скрипалей, рассказали, что им показалось странным состояние, в котором находились пострадавшие. Экс-разведчик не мог изменить положение своего тела и не реагировал на внешние раздражители.

Но и это ещё не всё. В 2013 году, знаете, в то самое время, когда Бельянинов просит у президента РФ полдня поработать на себя, глава ФТС подписывает ряд приказов об оказании единовременной материальной помощи на покупку жилья для сотрудников таможни. По правилам такая помощь, понятно, предоставляется людям, не имеющим жилья или нуждающимся в его улучшении. И вдруг среди таких «нуждающихся» оказываются и начальники служб. О том, что некоторым из них удаётся и так зарабатывать с двух кормушек, мы выяснили. Вот такие нуждающиеся! Понятно, что это само по себе может являться серьёзным нарушением, ни в каком улучшении жилья этот человек не нуждался. Читателю, вероятно, будет интересно, сколько составляют социальные выплаты в центральном аппарате ФТС – не падайте: .

Но и это ещё не всё, чтобы, как говорят журналисты, полностью «закольцевать» тему. Одновременно со всеми этими событиями «с поличным следственные органы арестовывают полковника Контрольного управления ФТС, некоего Абрамова. По версии следствия, этот товарищ вымогал деньги у гражданина – около 12 тыс. евро за трудоустройство в центральном аппарате ФТС. При получении взятки в 5 тыс. евро его и взяли. И здесь, наверное, не надо быть большим логиком, чтобы понять, что непосредственно оформлять документы на трудоустройство в центральный аппарат ФТС как раз мог начальник Управления кадров, делится с нами Дмитрий Горовцов.

Я задаюсь вопросом: сколько из этих 12 тыс. могло предназначаться лично ему?

Депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов разъясняет:

– Знаете, на видео задержания Абрамова есть кадры обыска на даче простого полковника таможенной службы. Здесь, что называется, всё включено – сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки (две штуки), антикварное оружие, набор импортных охотничьих ружей, шкуры диких животных и так далее и тому подобное. Всё устроено очень дорого и с «варварской» роскошью. При этом следствие говорит, что, будучи руководящим сотрудником ФТС, на этого полковника могло возбуждаться уголовное дело за нападение на представителя власти.

Интересно, если так живут простые полковники таможни, то что тогда творится на дачах генералов?

Система, можно сказать, выстроена идеально. Следствие может сколь угодно честно расследовать преступления, депутаты писать запросы, мы, журналисты, выступать с какими угодно разоблачениями – всё это вязнет в одном единственном управлении прокуратуры, ведь именно оно должно давать оценку и решать, давать ли делу ход.
А чтобы уж совсем закончить картину происходящего только в одном тыловом ведомстве, расскажу о ещё одном уголовном деле, так как о нём также почему-то не пишут СМИ. В апреле прошлого года с поличным были арестованы два предпринимателя – Лагуткин и Пешков. Они должны были поставить для центрального аппарата ФТС некое оборудование, в частности аппаратуру для кинозала. Реальная стоимость этого оборудования составляла около 40 млн рублей, эти же деятели умудрились в 2 раза завысить цену на это оборудование и получить госконтракт. И угадайте, в чьей зоне ответственности находился этот контракт? Правильно, начальника тылового обеспечения таможни Сергея Комличенко, который скоро из водителей, видимо, дорастёт до руководителя госграницы.

Вместо эпилога

Знаете, в чём один из плюсов моей профессии? Я, как журналист, могу спокойно встречаться как с людьми с криминальным прошлым, так и представителями спецслужб. И довольно часто, разговаривая с людьми в «авторитетных» наколках, они задают мне иногда вопрос:

– А чем наша банда хуже какой-нибудь банды генералов? Мы по сравнению с ними одуванчики...

Насчёт одуванчиков я, конечно, не знаю. Но вот насчёт банды – поглядите на ситуацию только в одном отдельном управлении ФТС. Сидит генерал на генерале и генералом погоняет, а пьяненькие полковники – у них на побегушках. И метёт эта организованная в строго определённое сообщество группа буквально всё, до чего дотянутся руки – пенсии, матпомощь, трудовые контракты, киноаппаратуру, софт, спецталоны, книжки МДП, таможенные сборы, броневики «Ивеко», контрабанду. Одним словом – всё. И когда мне попадаются подобные истории, я искренне удивляюсь: когда эти слуги народа наконец наедятся, куда в них столько влезает?

Почему они никогда сами не останавливаются? Вот возьмите того же Андрея Бельянинова – ведь столько про человека уже известно. Как было бы хорошо, если бы он наконец услышал это всё. Взял бы да и собрал своих генералов и широкую обслугу в каком-нибудь любимом ресторане в державном отеле на набережной Москвы-реки. Согрел в руках родной микрофон, спел бы на «бис» песню про юного барабанщика да и ушёл бы в почётную отставку. А весь зал со слезами на глазах ему стоя аплодировал бы. Как красиво…

И вот здесь самая главная загадка: почему они этого не делают? На все хитроумные и головоломные комбинации, чтобы, например, обмануть главу государства, ума у них хватает. А на это простое и логичное действие – вовремя уйти от «игрального аппарата» – нет. Что с ними не так? Когда же они наедятся?

Источник информации:

«Новые ведомости»

Марат Хайруллин

Организационная структура ФТС России состоит из следующих элементов: руководство ФТС России, аппарат ФТС России, состоящий из управлений.

    Руководство ФТС России :

Бельянинов Андрей Юрьевич - Руководитель Федеральной таможенной службы

Малинин Владимир Михайлович - Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Голендеева Татьяна Николаевна - Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Комличенко Сергей Григорьевич - Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Давыдов Руслан Валентинович - Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности.

Руководитель Федеральной таможенной службы :

    распределяет обязанности между своими заместителями;

    решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной таможенной службе;

    утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы и представительств (представителей) Службы в иностранных государствах;

    утверждает бюджетную смету Службы;

    утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников территориальных органов Службы;

    утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы;

    определяет порядок расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-розыскной деятельности;

    утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы;

    издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

    утверждает в пределах своей компетенции перечень сведений, составляющих государственную тайну

    Аппарат ФТС:

Структура аппарата ФТС России состоит из следующих управлений:

Главное организационно-инспекторское управление

Главное управление информационных технологий

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля

Главное управление по борьбе с контрабандой

Главное управление тылового обеспечения

Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования

Главное финансово-экономическое управление

Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров

Управление таможенных расследований и дознания

Правовое управление

Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля

Управление делами

Управление государственной службы и кадров

Управление по связям с общественностью

Управление по противодействию коррупции

Управление таможенного сотрудничества

Управление таможенной статистики и анализа

Контрольно-ревизионное управление

Управление товарной номенклатуры

Аналитическое управление

Управление рисков и оперативного контроля

Задачи управлений :

    развитие информационных таможенных технологий

    планирование оснащения таможенных органов средствами информатизации

    защита экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации

    обеспечение в ФТС России единого порядка документирования и организации работы с документами

    организация работы с обращениями граждан в ФТС России и таможенных органах.

    повышение достоверности и оперативности таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации на базе современных информационных технологий;

    определение стратегии и тактики применения системы управления рисками;

    выработка мер по упрощению и ускорению совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля;

    инспектирование деятельности таможенных органов по направлениям деятельности Управления;

    обеспечение взаимодействия ФТС России с палатами Федерального Собрания Российской Федерации и т.д

Функции управлений :

    участие в формировании планов деятельности ФТС России.

    осуществление правовых обеспечений хозяйственной деятельности ФТС России.

    контроль за обеспечением информационной безопасности в таможенных органах Российской Федерации.

    участие в формировании федеральных целевых программ, текущем и перспективном планировании в пределах компетенции Управления.

    сбор, обработка и представление информации руководству ФТС России по направлениям оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных органов;

    участие в составе следственных групп в расследованиях уголовных дел;

    борьба с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте;

    разработка телефонных справочников ФТС России, таможенных органов и организация их издания.

    противодействие иностранным техническим разведкам и техническая защита информации.

    ведение бюджетного учета движения безналичных и наличных денежных средств.